Оказание услуг без лицензии
Подборка наиболее важных документов по запросу Оказание услуг без лицензии (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Формы документов
Судебная практика
Позиции судов по спорным вопросам. Бюджетные организации: Закупка работ (услуг) по монтажу пожарной сигнализации
(КонсультантПлюс, 2025)Заказчик при закупке работ по монтажу пожарной сигнализации по Закону N 44-ФЗ не вправе отклонить заявку участника из-за отсутствия в лицензии места оказания услуг по адресу, указанному в извещении о закупке, если она выдана федеральным органом
(КонсультантПлюс, 2025)Заказчик при закупке работ по монтажу пожарной сигнализации по Закону N 44-ФЗ не вправе отклонить заявку участника из-за отсутствия в лицензии места оказания услуг по адресу, указанному в извещении о закупке, если она выдана федеральным органом
Перспективы и риски арбитражного спора: Административные правонарушения в области предпринимательской деятельности и деятельности саморегулируемых организаций: Уполномоченный орган хочет привлечь Организацию (ИП) к ответственности за отсутствие лицензии или нарушение лицензионных требований
(КонсультантПлюс, 2025)Организация (ИП) оказала медицинские услуги без лицензии или грубо нарушила ее требования (например, контроль качества и безопасности)
(КонсультантПлюс, 2025)Организация (ИП) оказала медицинские услуги без лицензии или грубо нарушила ее требования (например, контроль качества и безопасности)
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Путеводитель по госуслугам для юридических лиц. Получение лицензии на осуществление медицинской деятельности1.4. Последствия осуществления медицинской деятельности без лицензии
Путеводитель по госуслугам для юридических лиц. Получение лицензии на оказание услуг связи1.4. Последствия осуществления деятельности без лицензии на оказание услуг связи
Нормативные акты
"Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" от 30.12.2001 N 195-ФЗ
(ред. от 04.11.2025)Статья 14.1. Осуществление предпринимательской деятельности без государственной регистрации или без специального разрешения (лицензии)
(ред. от 04.11.2025)Статья 14.1. Осуществление предпринимательской деятельности без государственной регистрации или без специального разрешения (лицензии)
"Уголовный кодекс Российской Федерации" от 13.06.1996 N 63-ФЗ
(ред. от 17.11.2025)1. Осуществление предпринимательской деятельности без регистрации или без лицензии либо без аккредитации в национальной системе аккредитации или аккредитации в сфере технического осмотра транспортных средств в случаях, когда такие лицензия, аккредитация в национальной системе аккредитации или аккредитация в сфере технического осмотра транспортных средств обязательны, если это деяние причинило крупный ущерб гражданам, организациям или государству, за исключением случаев, предусмотренных статьей 171.3 настоящего Кодекса, -
(ред. от 17.11.2025)1. Осуществление предпринимательской деятельности без регистрации или без лицензии либо без аккредитации в национальной системе аккредитации или аккредитации в сфере технического осмотра транспортных средств в случаях, когда такие лицензия, аккредитация в национальной системе аккредитации или аккредитация в сфере технического осмотра транспортных средств обязательны, если это деяние причинило крупный ущерб гражданам, организациям или государству, за исключением случаев, предусмотренных статьей 171.3 настоящего Кодекса, -
Статья: Антимонопольное законодательство в контексте конституционного контроля: новеллы правоприменительной практики
(Сегал (Решетникова) С.Б., Маслов А.О.)
("Российское конкурентное право и экономика", 2024, N 2)Стоит отметить, что анализ правоприменительной практики по указанному вопросу позволяет сделать вывод, что как территориальные управления, так и центральный аппарат ФАС России длительное время исходили из того, что по ст. 14.8 Закона о защите конкуренции можно квалифицировать действия хозяйствующего субъекта по подаче заявки на участие в торгах на оказание медицинских услуг без лицензии на осуществление медицинской деятельности на территории определенного субъекта РФ <12>.
(Сегал (Решетникова) С.Б., Маслов А.О.)
("Российское конкурентное право и экономика", 2024, N 2)Стоит отметить, что анализ правоприменительной практики по указанному вопросу позволяет сделать вывод, что как территориальные управления, так и центральный аппарат ФАС России длительное время исходили из того, что по ст. 14.8 Закона о защите конкуренции можно квалифицировать действия хозяйствующего субъекта по подаче заявки на участие в торгах на оказание медицинских услуг без лицензии на осуществление медицинской деятельности на территории определенного субъекта РФ <12>.
"НДС: практика исчисления и уплаты"
(8-е издание, переработанное и дополненное)
(Крутякова Т.Л.)
("АйСи Групп", 2023)Такой вывод можно найти, например, в Постановлении АС Восточно-Сибирского округа от 18.07.2017 N Ф02-3497/2017 по делу N А69-3770/2016. Судьи согласились с налоговым органом, который доначислил НДС организации, оказывавшей медицинские услуги при отсутствии лицензии на осуществление медицинской деятельности (Определением ВС РФ от 23.11.2017 N 302-КГ17-16935 данное решение оставлено в силе).
(8-е издание, переработанное и дополненное)
(Крутякова Т.Л.)
("АйСи Групп", 2023)Такой вывод можно найти, например, в Постановлении АС Восточно-Сибирского округа от 18.07.2017 N Ф02-3497/2017 по делу N А69-3770/2016. Судьи согласились с налоговым органом, который доначислил НДС организации, оказывавшей медицинские услуги при отсутствии лицензии на осуществление медицинской деятельности (Определением ВС РФ от 23.11.2017 N 302-КГ17-16935 данное решение оставлено в силе).
"Глобальный атлас регулирования искусственного интеллекта. Вектор БРИКС"
(3-е издание, переработанное и дополненное)
(под ред. А.В. Незнамова)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)Правительство Австралии утвердило создание Расширенной регуляторной "песочницы" (Enhanced regulatory sandbox, ERS), которая позволяет физическим лицам и организациям тестировать определенные инновации в сфере финансовых услуг без предварительного получения австралийской лицензии на оказание финансовых услуг или австралийской кредитной лицензии и в рамках которой имеется возможность тестирования технологии ИИ. Режим "песочницы" направлен на содействие внедрению инноваций в финансовой сфере в Австралии с 1 сентября 2020 г. [428]. Координирующие функции осуществляет Австралийская комиссия по ценным бумагам и инвестициям (Australian Securities and Investments Commission, ASIC). Комиссия выпустила Руководство по расширенной регуляторной "песочнице" (Guidance on enhanced regulatory sandbox), а также инфографику с основными критериями, которым должен соответствовать проект [429]. Такое решение позволяет достаточно быстро получить информацию разработчикам, которые хотели бы воспользоваться возможностями регуляторной "песочницы".
(3-е издание, переработанное и дополненное)
(под ред. А.В. Незнамова)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)Правительство Австралии утвердило создание Расширенной регуляторной "песочницы" (Enhanced regulatory sandbox, ERS), которая позволяет физическим лицам и организациям тестировать определенные инновации в сфере финансовых услуг без предварительного получения австралийской лицензии на оказание финансовых услуг или австралийской кредитной лицензии и в рамках которой имеется возможность тестирования технологии ИИ. Режим "песочницы" направлен на содействие внедрению инноваций в финансовой сфере в Австралии с 1 сентября 2020 г. [428]. Координирующие функции осуществляет Австралийская комиссия по ценным бумагам и инвестициям (Australian Securities and Investments Commission, ASIC). Комиссия выпустила Руководство по расширенной регуляторной "песочнице" (Guidance on enhanced regulatory sandbox), а также инфографику с основными критериями, которым должен соответствовать проект [429]. Такое решение позволяет достаточно быстро получить информацию разработчикам, которые хотели бы воспользоваться возможностями регуляторной "песочницы".
Вопрос: ООО оказывает услуги передвижной радиотелефонной связи и имеет соответствующую лицензию. В связи с отсутствием новых договоров ООО хотело бы приостановить действие лицензии по своей инициативе. Может ли лицензирующий орган приостановить действие лицензии на основании заявления лицензиата?
(Консультация эксперта, 2024)Вопрос: ООО (лицензиат) оказывает услуги передвижной радиотелефонной связи и имеет соответствующую лицензию. В связи с отсутствием новых договоров ООО хотело бы приостановить действие указанной лицензии по своей инициативе путем подачи заявления в лицензирующий орган. Может ли лицензирующий орган приостановить действие лицензии на основании заявления лицензиата?
(Консультация эксперта, 2024)Вопрос: ООО (лицензиат) оказывает услуги передвижной радиотелефонной связи и имеет соответствующую лицензию. В связи с отсутствием новых договоров ООО хотело бы приостановить действие указанной лицензии по своей инициативе путем подачи заявления в лицензирующий орган. Может ли лицензирующий орган приостановить действие лицензии на основании заявления лицензиата?
Вопрос: Об освобождении от НДС при реализации медицинских услуг, оказываемых без получения лицензии на территории ЛНР.
(Письмо Минфина России от 23.04.2024 N 03-07-07/37874)Вопрос: Об освобождении от НДС при реализации медицинских услуг, оказываемых без получения лицензии на территории ЛНР.
(Письмо Минфина России от 23.04.2024 N 03-07-07/37874)Вопрос: Об освобождении от НДС при реализации медицинских услуг, оказываемых без получения лицензии на территории ЛНР.
Готовое решение: Как возместить убытки по договору возмездного оказания услуг
(КонсультантПлюс, 2025)Пленум Верховного Суда РФ в п. 89 Постановления от 23.06.2015 N 25 разъяснил, что совершение сделки лицом, не имеющим необходимой лицензии, не влечет ее недействительности, если законом прямо не установлено иное. Следовательно, если у исполнителя отсутствует лицензия на оказание услуг по договору, заказчик не может требовать признания такого договора недействительным. Он имеет право в одностороннем порядке отказаться от договора и потребовать от исполнителя возместить убытки (ст. 15, п. 3 ст. 450.1 ГК РФ).
(КонсультантПлюс, 2025)Пленум Верховного Суда РФ в п. 89 Постановления от 23.06.2015 N 25 разъяснил, что совершение сделки лицом, не имеющим необходимой лицензии, не влечет ее недействительности, если законом прямо не установлено иное. Следовательно, если у исполнителя отсутствует лицензия на оказание услуг по договору, заказчик не может требовать признания такого договора недействительным. Он имеет право в одностороннем порядке отказаться от договора и потребовать от исполнителя возместить убытки (ст. 15, п. 3 ст. 450.1 ГК РФ).
Готовое решение: Что учесть при заключении договора оказания отдельных видов услуг
(КонсультантПлюс, 2025)Пленум Верховного Суда РФ в п. 89 Постановления от 23.06.2015 N 25 разъяснил, что совершение сделки лицом, не имеющим необходимой лицензии, не влечет ее недействительности, если законом прямо не установлено иное. Следовательно, если у исполнителя отсутствует лицензия на оказание услуг по договору, заказчик не может требовать признания такого договора недействительным. Он имеет право в одностороннем порядке отказаться от договора и потребовать от исполнителя возместить причиненные убытки (ст. 15, п. 3 ст. 450.1 ГК РФ).
(КонсультантПлюс, 2025)Пленум Верховного Суда РФ в п. 89 Постановления от 23.06.2015 N 25 разъяснил, что совершение сделки лицом, не имеющим необходимой лицензии, не влечет ее недействительности, если законом прямо не установлено иное. Следовательно, если у исполнителя отсутствует лицензия на оказание услуг по договору, заказчик не может требовать признания такого договора недействительным. Он имеет право в одностороннем порядке отказаться от договора и потребовать от исполнителя возместить причиненные убытки (ст. 15, п. 3 ст. 450.1 ГК РФ).
"Государство, общество и личность: пути преодоления вызовов и угроз в информационной сфере: монография"
(отв. ред. Л.К. Терещенко)
("Инфотропик Медиа", 2024)Специальные лицензионные составы правонарушений предусмотрены в ч. 1 и 3 ст. 13.12, ч. 1 и 2 ст. 13.13, к которым соответственно относятся нарушение условий, предусмотренных лицензией на осуществление деятельности в области защиты информации <567>; нарушение условий, предусмотренных лицензией на проведение работ, связанных с использованием и защитой информации, составляющей государственную тайну, созданием средств, предназначенных для защиты информации, составляющей государственную тайну, осуществлением мероприятий и (или) оказанием услуг по защите информации, составляющей государственную тайну; занятие видами деятельности в области защиты информации (за исключением информации, составляющей государственную тайну) без получения в установленном порядке специального разрешения (лицензии), если такое разрешение (такая лицензия) в соответствии с федеральным законом обязательно (обязательна); занятие видами деятельности, связанной с использованием и защитой информации, составляющей государственную тайну, созданием средств, предназначенных для защиты информации, составляющей государственную тайну, осуществлением мероприятий и (или) оказанием услуг по защите информации, составляющей государственную тайну, без лицензии <568>.
(отв. ред. Л.К. Терещенко)
("Инфотропик Медиа", 2024)Специальные лицензионные составы правонарушений предусмотрены в ч. 1 и 3 ст. 13.12, ч. 1 и 2 ст. 13.13, к которым соответственно относятся нарушение условий, предусмотренных лицензией на осуществление деятельности в области защиты информации <567>; нарушение условий, предусмотренных лицензией на проведение работ, связанных с использованием и защитой информации, составляющей государственную тайну, созданием средств, предназначенных для защиты информации, составляющей государственную тайну, осуществлением мероприятий и (или) оказанием услуг по защите информации, составляющей государственную тайну; занятие видами деятельности в области защиты информации (за исключением информации, составляющей государственную тайну) без получения в установленном порядке специального разрешения (лицензии), если такое разрешение (такая лицензия) в соответствии с федеральным законом обязательно (обязательна); занятие видами деятельности, связанной с использованием и защитой информации, составляющей государственную тайну, созданием средств, предназначенных для защиты информации, составляющей государственную тайну, осуществлением мероприятий и (или) оказанием услуг по защите информации, составляющей государственную тайну, без лицензии <568>.
Статья: Косметологические услуги
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Оказание данных услуг без лицензии является правонарушением, ответственность за которое установлена в ч. 2 ст. 14.1 КоАП РФ.
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Оказание данных услуг без лицензии является правонарушением, ответственность за которое установлена в ч. 2 ст. 14.1 КоАП РФ.
"НДС: практика исчисления и уплаты"
(9-е издание, переработанное и дополненное)
(Крутякова Т.Л.)
("АйСи Групп", 2024)Такой вывод можно найти, например, в Постановлении АС Восточно-Сибирского округа от 18.07.2017 N Ф02-3497/2017 по делу N А69-3770/2016. Судьи согласились с налоговым органом, который доначислил НДС организации, оказывавшей медицинские услуги при отсутствии лицензии на осуществление медицинской деятельности (Определением ВС РФ от 23.11.2017 N 302-КГ17-16935 данное решение оставлено в силе).
(9-е издание, переработанное и дополненное)
(Крутякова Т.Л.)
("АйСи Групп", 2024)Такой вывод можно найти, например, в Постановлении АС Восточно-Сибирского округа от 18.07.2017 N Ф02-3497/2017 по делу N А69-3770/2016. Судьи согласились с налоговым органом, который доначислил НДС организации, оказывавшей медицинские услуги при отсутствии лицензии на осуществление медицинской деятельности (Определением ВС РФ от 23.11.2017 N 302-КГ17-16935 данное решение оставлено в силе).