Оказание услуг без договора 44 фз
Подборка наиболее важных документов по запросу Оказание услуг без договора 44 фз (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Позиции судов по спорным вопросам. Бюджетные организации: Приемка услуг при закупках по Закону N 44-ФЗ
(КонсультантПлюс, 2025)Отсутствуют основания для приемки услуг, оказанных без заключения контракта, даже если ранее стороны заключили аналогичный контракт по Закону N 44-ФЗ, но срок его действия истек
(КонсультантПлюс, 2025)Отсутствуют основания для приемки услуг, оказанных без заключения контракта, даже если ранее стороны заключили аналогичный контракт по Закону N 44-ФЗ, но срок его действия истек
Позиции судов по спорным вопросам. Бюджетные организации: Закупка аренды по Закону N 44-ФЗ
(КонсультантПлюс, 2025)...Таким образом, в условиях отсутствия государственного контракта, заключенного с соблюдением требований, предусмотренных Законом N 44-ФЗ, фактическое оказание истцом услуг ответчику не может повлечь возникновения на стороне ответчика неосновательного обогащения. Никто не вправе извлекать преимущества из своего незаконного поведения.
(КонсультантПлюс, 2025)...Таким образом, в условиях отсутствия государственного контракта, заключенного с соблюдением требований, предусмотренных Законом N 44-ФЗ, фактическое оказание истцом услуг ответчику не может повлечь возникновения на стороне ответчика неосновательного обогащения. Никто не вправе извлекать преимущества из своего незаконного поведения.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Путеводитель по спорам в сфере госзаказа: Взыскание суммы неосновательного обогащения при отсутствии контракта по Закону N 44-ФЗ.
Можно ли взыскать стоимость товаров, работ, услуг, если контракт по Закону N 44-ФЗ не заключен
(КонсультантПлюс, 2025)В спорный период между сторонами отсутствовал государственный контракт, заключенный в соответствии с требованиями Закона N 44-ФЗ. Оказание услуг без государственного контракта не влечет возникновения у заказчика неосновательного обогащения.
Можно ли взыскать стоимость товаров, работ, услуг, если контракт по Закону N 44-ФЗ не заключен
(КонсультантПлюс, 2025)В спорный период между сторонами отсутствовал государственный контракт, заключенный в соответствии с требованиями Закона N 44-ФЗ. Оказание услуг без государственного контракта не влечет возникновения у заказчика неосновательного обогащения.
Путеводитель по спорам в сфере госзаказа: Взыскание суммы неосновательного обогащения при отсутствии контракта по Закону N 44-ФЗ.
Можно ли взыскать неосновательное обогащение или задолженность по контракту, если он заключен с нарушением Закона N 44-ФЗ
(КонсультантПлюс, 2025)Если заказчик обязан применять положения Закона N 44-ФЗ, то выполнить работы или оказать услуги без заключенного контракта невозможно. Исполнитель должен осознавать, что услуги оказываются при очевидном отсутствии обязательства.
Можно ли взыскать неосновательное обогащение или задолженность по контракту, если он заключен с нарушением Закона N 44-ФЗ
(КонсультантПлюс, 2025)Если заказчик обязан применять положения Закона N 44-ФЗ, то выполнить работы или оказать услуги без заключенного контракта невозможно. Исполнитель должен осознавать, что услуги оказываются при очевидном отсутствии обязательства.
Нормативные акты
"Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 3 (2020)"
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 25.11.2020)Признание государственного контракта ничтожной сделкой свидетельствует о выполнении обществом работ в отсутствие государственного контракта.
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 25.11.2020)Признание государственного контракта ничтожной сделкой свидетельствует о выполнении обществом работ в отсутствие государственного контракта.
<Письмо> Минздрава России от 19.05.2022 N 22-0/И/2-8093
<О направлении обзора основных нарушений и недостатков, выявленных по результатам контрольных мероприятий, проведенных Минздравом России в рамках ведомственного контроля соблюдения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд в 2021 году и в 1 квартале 2022 года>При осуществлении закупок в части, не противоречащей Федеральному закону N 44-ФЗ, не применялись типовые условия контрактов, утвержденные приказами Минздрава России от 15.10.2015 N 724н, от 18.01.2021 N 15н, Минпромторга России от 07.04.2020 N 1152. Так, в контрактах отсутствуют требования к порядку приема оказанных услуг по сборке, установке и монтажу медицинских изделий, оборудования. Поставленные в рамках контрактов медицинские изделия, оборудование приняты без составления актов ввода оборудования в эксплуатацию, оказания услуг по обучению правилам эксплуатации и инструктажу специалистов.
<О направлении обзора основных нарушений и недостатков, выявленных по результатам контрольных мероприятий, проведенных Минздравом России в рамках ведомственного контроля соблюдения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд в 2021 году и в 1 квартале 2022 года>При осуществлении закупок в части, не противоречащей Федеральному закону N 44-ФЗ, не применялись типовые условия контрактов, утвержденные приказами Минздрава России от 15.10.2015 N 724н, от 18.01.2021 N 15н, Минпромторга России от 07.04.2020 N 1152. Так, в контрактах отсутствуют требования к порядку приема оказанных услуг по сборке, установке и монтажу медицинских изделий, оборудования. Поставленные в рамках контрактов медицинские изделия, оборудование приняты без составления актов ввода оборудования в эксплуатацию, оказания услуг по обучению правилам эксплуатации и инструктажу специалистов.
Статья: Обзор некоторых актуальных правовых позиций Верховного Суда РФ по делам, связанным с применением Закона N 44-ФЗ
(Кравцов А.)
("Прогосзаказ.рф", 2024, N 11)Согласно п. 20 Обзора судебной практики применения законодательства РФ о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного Президиумом Верховного Суда РФ 28.06.2017, по общему правилу поставка товаров, выполнение работ или оказание услуг в целях удовлетворения государственных или муниципальных нужд в отсутствие контракта не порождает у исполнителя право требовать оплаты соответствующего предоставления <4>.
(Кравцов А.)
("Прогосзаказ.рф", 2024, N 11)Согласно п. 20 Обзора судебной практики применения законодательства РФ о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного Президиумом Верховного Суда РФ 28.06.2017, по общему правилу поставка товаров, выполнение работ или оказание услуг в целях удовлетворения государственных или муниципальных нужд в отсутствие контракта не порождает у исполнителя право требовать оплаты соответствующего предоставления <4>.
Готовое решение: Государственный, муниципальный контракт
(КонсультантПлюс, 2025)7. Что делать, если товар поставлен, работы выполнены, услуги оказаны без контракта или нарушена процедура его заключения
(КонсультантПлюс, 2025)7. Что делать, если товар поставлен, работы выполнены, услуги оказаны без контракта или нарушена процедура его заключения
"Руководство по рассмотрению заявок в соответствии с Законом N 44-ФЗ"
(Гурин О.Ю.)
("НОК", "Печатный Двор", 2024)Пример 2. В заявке участника закупки содержалось предложение о предоставлении неисключительных прав на использование лицензионного программного обеспечения "ОСОН Стрелец, вер. 1.0". Следовательно, чтобы подтвердить свое соответствие требованиям к лицам, оказывающим услуги по предоставлению права использования лицензионного программного обеспечения, установленным ст. 1235 ГК РФ, участник должен был представить в составе закупки лицензионный договор с указанием предлагаемого РИД - программы "ОСОН Стрелец, вер. 1.0". Однако в представленном договоре отсутствовало наименование программного продукта <90>, в связи с чем комиссия заказчика обоснованно признала заявку участника не соответствующей требованиям, установленным в соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 31 Закона N 44-ФЗ.
(Гурин О.Ю.)
("НОК", "Печатный Двор", 2024)Пример 2. В заявке участника закупки содержалось предложение о предоставлении неисключительных прав на использование лицензионного программного обеспечения "ОСОН Стрелец, вер. 1.0". Следовательно, чтобы подтвердить свое соответствие требованиям к лицам, оказывающим услуги по предоставлению права использования лицензионного программного обеспечения, установленным ст. 1235 ГК РФ, участник должен был представить в составе закупки лицензионный договор с указанием предлагаемого РИД - программы "ОСОН Стрелец, вер. 1.0". Однако в представленном договоре отсутствовало наименование программного продукта <90>, в связи с чем комиссия заказчика обоснованно признала заявку участника не соответствующей требованиям, установленным в соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 31 Закона N 44-ФЗ.
Вопрос: О применении национального режима при осуществлении государственных (муниципальных) закупок.
(Письмо Минфина России от 09.10.2024 N 24-04-10/97818)Так, согласно части 1 статьи 14 Закона N 44-ФЗ в редакции Закона N 318-ФЗ при осуществлении закупок предоставляется национальный режим, обеспечивающий происходящему из иностранного государства или группы иностранных государств (далее - иностранное государство) товару, работе, услуге, соответственно выполняемой, оказываемой иностранным гражданином или иностранным юридическим лицом (далее - иностранное лицо), равные условия с товаром российского происхождения, работой, услугой, соответственно выполняемой, оказываемой российским гражданином или российским юридическим лицом (далее - российское лицо), за исключением случаев принятия Правительством Российской Федерации мер, предусмотренных пунктом 1 части 2 указанной статьи. Если иное не предусмотрено мерами, принятыми Правительством Российской Федерации в соответствии с пунктом 1 части 2 указанной статьи, положения указанной статьи, касающиеся товара российского происхождения, работы, услуги, соответственно выполняемой, оказываемой российским лицом, применяются также в отношении товара, происходящего из иностранного государства, работы, услуги, соответственно выполняемой, оказываемой иностранным лицом, которым предоставляются равные условия с товаром российского происхождения, работой, услугой, соответственно выполняемой, оказываемой российским лицом.
(Письмо Минфина России от 09.10.2024 N 24-04-10/97818)Так, согласно части 1 статьи 14 Закона N 44-ФЗ в редакции Закона N 318-ФЗ при осуществлении закупок предоставляется национальный режим, обеспечивающий происходящему из иностранного государства или группы иностранных государств (далее - иностранное государство) товару, работе, услуге, соответственно выполняемой, оказываемой иностранным гражданином или иностранным юридическим лицом (далее - иностранное лицо), равные условия с товаром российского происхождения, работой, услугой, соответственно выполняемой, оказываемой российским гражданином или российским юридическим лицом (далее - российское лицо), за исключением случаев принятия Правительством Российской Федерации мер, предусмотренных пунктом 1 части 2 указанной статьи. Если иное не предусмотрено мерами, принятыми Правительством Российской Федерации в соответствии с пунктом 1 части 2 указанной статьи, положения указанной статьи, касающиеся товара российского происхождения, работы, услуги, соответственно выполняемой, оказываемой российским лицом, применяются также в отношении товара, происходящего из иностранного государства, работы, услуги, соответственно выполняемой, оказываемой иностранным лицом, которым предоставляются равные условия с товаром российского происхождения, работой, услугой, соответственно выполняемой, оказываемой российским лицом.
Вопрос: О заключении контракта с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), предусматривающего распространение его условий на отношения, возникшие до его заключения.
(Письмо Минфина России от 01.08.2024 N 24-08-08/71743)Таким образом, порядок осуществления закупки, установленный Законом N 44-ФЗ, не предусматривает возможности начала исполнения обязательств единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем) до заключения контракта, в том числе с учетом того, что поставка товара, выполнение работ, оказание услуг и их приемка при отсутствии заключенного контракта и соответствующих средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации влекут возникновение фактической задолженности, в том числе в условиях отсутствия постановки бюджетных обязательств на бюджетный учет.
(Письмо Минфина России от 01.08.2024 N 24-08-08/71743)Таким образом, порядок осуществления закупки, установленный Законом N 44-ФЗ, не предусматривает возможности начала исполнения обязательств единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем) до заключения контракта, в том числе с учетом того, что поставка товара, выполнение работ, оказание услуг и их приемка при отсутствии заключенного контракта и соответствующих средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации влекут возникновение фактической задолженности, в том числе в условиях отсутствия постановки бюджетных обязательств на бюджетный учет.
Статья: Контракт заключен с нарушением Закона N 44-ФЗ: деньги нужно вернуть!
(Зарипова М.)
("Госконтроль: проверки, нарушения, ответственность", 2025, N 4)Суд первой инстанции пришел к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения исковых требований заместителя прокурора, ссылаясь на то, что выполнение работ и оказание услуг в отсутствие муниципального контракта являются обязательными для исполнителя. Однако такой подход не учитывает императивные нормы Закона N 44-ФЗ о порядке заключения государственных и муниципальных контрактов.
(Зарипова М.)
("Госконтроль: проверки, нарушения, ответственность", 2025, N 4)Суд первой инстанции пришел к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения исковых требований заместителя прокурора, ссылаясь на то, что выполнение работ и оказание услуг в отсутствие муниципального контракта являются обязательными для исполнителя. Однако такой подход не учитывает императивные нормы Закона N 44-ФЗ о порядке заключения государственных и муниципальных контрактов.
Путеводитель по судебной практике: Возмездное оказание услуг.
Подлежит ли стоимость оказанных услуг взысканию с заказчика при отсутствии или недействительности государственного или муниципального контракта
(КонсультантПлюс, 2025)Все оставшиеся доводы кассационной жалобы фактически сводятся к тому, что оснований для взыскания с ответчика стоимости оказанных истцом услуг не имеется в связи с оказанием этих услуг в отсутствие государственного контракта, заключенного в установленном Законом N 44-ФЗ порядке. В подтверждение этого довода Следственным управлением приведена правовая позиция Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенная в постановлении Президиума от 28.05.2013 N 18045/12, которая заключается в недопустимости в отсутствие государственного контракта взыскания в качестве неосновательного обогащения стоимости оказанных услуг для государственных нужд в пользу контрагентов, которые вправе вступать в договорные отношения с ответчиком исключительно посредством заключения таких контрактов в соответствии с требованиями Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 94-ФЗ, в спорный период действовал Закон N 44-ФЗ).
Подлежит ли стоимость оказанных услуг взысканию с заказчика при отсутствии или недействительности государственного или муниципального контракта
(КонсультантПлюс, 2025)Все оставшиеся доводы кассационной жалобы фактически сводятся к тому, что оснований для взыскания с ответчика стоимости оказанных истцом услуг не имеется в связи с оказанием этих услуг в отсутствие государственного контракта, заключенного в установленном Законом N 44-ФЗ порядке. В подтверждение этого довода Следственным управлением приведена правовая позиция Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенная в постановлении Президиума от 28.05.2013 N 18045/12, которая заключается в недопустимости в отсутствие государственного контракта взыскания в качестве неосновательного обогащения стоимости оказанных услуг для государственных нужд в пользу контрагентов, которые вправе вступать в договорные отношения с ответчиком исключительно посредством заключения таких контрактов в соответствии с требованиями Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 94-ФЗ, в спорный период действовал Закон N 44-ФЗ).
Вопрос: О погашении в текущем финансовом году задолженности ФКУ по госконтрактам за 2024 г.
(Письмо Минфина России от 11.02.2025 N 02-11-09/12029)Учитывая изложенное, в случае, если государственный контракт включен в Перечень, прилагаемый к Распоряжению N 4156-р, и наступили условия, предусмотренные подпунктом "а" пункта 1 указанного Распоряжения, по мнению Минфина России, получатель средств федерального бюджета может внести по соглашению сторон изменения в такой контракт, в том числе в части срока оплаты поставленного товара, результатов выполненных работ, оказанных услуг, а также срока исполнения контракта.
(Письмо Минфина России от 11.02.2025 N 02-11-09/12029)Учитывая изложенное, в случае, если государственный контракт включен в Перечень, прилагаемый к Распоряжению N 4156-р, и наступили условия, предусмотренные подпунктом "а" пункта 1 указанного Распоряжения, по мнению Минфина России, получатель средств федерального бюджета может внести по соглашению сторон изменения в такой контракт, в том числе в части срока оплаты поставленного товара, результатов выполненных работ, оказанных услуг, а также срока исполнения контракта.
Вопрос: Можно ли выставить штраф за неисполнение обязательства, не имеющего стоимостного выражения, поставщику, систематически не предоставляющему акты сдачи-приемки товара и допускающему ошибки в товарных накладных (указывает неверные номера договоров, цены, единицы измерения и т.д.)?
("Прогосзаказ.рф", 2021, N 8)Пример 2. Предоставление исполнителем заказчику первичных учетных документов по договору не может считаться основополагающим обязательством договора возмездного оказания услуг. В договоре отсутствует ответственность исполнителя в виде штрафа в размере 1 000 руб. за каждый факт непредоставления или нарушения сроков предоставления первичных учетных документов (счета-фактуры, актов об оказанных услугах и товарных накладных). Кроме того, договором не установлены с достаточной степенью определенности сроки предоставления указанных документов. Обязанность по предоставлению первичных учетных документов не является существенным условием контракта в понимании ГК РФ и ст. 34 Закона N 44-ФЗ. Поскольку в договоре не предусмотрен штраф за нарушения, указанные заказчиком, штраф взысканию не подлежит <3>.
("Прогосзаказ.рф", 2021, N 8)Пример 2. Предоставление исполнителем заказчику первичных учетных документов по договору не может считаться основополагающим обязательством договора возмездного оказания услуг. В договоре отсутствует ответственность исполнителя в виде штрафа в размере 1 000 руб. за каждый факт непредоставления или нарушения сроков предоставления первичных учетных документов (счета-фактуры, актов об оказанных услугах и товарных накладных). Кроме того, договором не установлены с достаточной степенью определенности сроки предоставления указанных документов. Обязанность по предоставлению первичных учетных документов не является существенным условием контракта в понимании ГК РФ и ст. 34 Закона N 44-ФЗ. Поскольку в договоре не предусмотрен штраф за нарушения, указанные заказчиком, штраф взысканию не подлежит <3>.
Готовое решение: Как провести закупки малого объема по Закону N 44-ФЗ
(КонсультантПлюс, 2025)Также учтите: при проведении электронной закупки малого объема нужно соблюдать общие правила указания сведений об авансе в извещении о закупке и проекте контракта (п. 1 ч. 13 ст. 34, п. 10 ч. 1 ст. 42 Закона N 44-ФЗ).
(КонсультантПлюс, 2025)Также учтите: при проведении электронной закупки малого объема нужно соблюдать общие правила указания сведений об авансе в извещении о закупке и проекте контракта (п. 1 ч. 13 ст. 34, п. 10 ч. 1 ст. 42 Закона N 44-ФЗ).