Оказание медицинской помощи в ИВС
Подборка наиболее важных документов по запросу Оказание медицинской помощи в ИВС (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Апелляционное определение Свердловского областного суда от 10.12.2024 по делу N 33а-19777/2024 (УИД 66RS0060-01-2024-000385-62)
Категория: Споры с МВД России.
Требования заявителя: О признании незаконным оказания медицинских услуг в изоляторе временного содержания, обязании принять меры к получению лицензии на осуществление медицинской деятельности.
Обстоятельства: Прокурор указал, что в изоляторе функционирует медицинский кабинет в отсутствие лицензии.
Решение: Удовлетворено.Ссылка в апелляционной жалобе на то, что действующим законодательством медицинская деятельность не относится к основным видам деятельности МО МВД России "Шалинский", в связи с чем исключается необходимость проведения мероприятий по лицензированию и несение в связи с этим финансовых расходов, отклоняется, так как основана на неверном толковании норм права, не опровергает выводы суд первой инстанции об обоснованности заявленных прокурором требований. Само по себе осуществление медицинской деятельности в отсутствие лицензии, свидетельствует о ненадлежащей организации медицинской помощи лицам, содержащимся в изоляторе временного содержания, что влечет нарушение их конституционных прав на защиту здоровья и жизни.
Категория: Споры с МВД России.
Требования заявителя: О признании незаконным оказания медицинских услуг в изоляторе временного содержания, обязании принять меры к получению лицензии на осуществление медицинской деятельности.
Обстоятельства: Прокурор указал, что в изоляторе функционирует медицинский кабинет в отсутствие лицензии.
Решение: Удовлетворено.Ссылка в апелляционной жалобе на то, что действующим законодательством медицинская деятельность не относится к основным видам деятельности МО МВД России "Шалинский", в связи с чем исключается необходимость проведения мероприятий по лицензированию и несение в связи с этим финансовых расходов, отклоняется, так как основана на неверном толковании норм права, не опровергает выводы суд первой инстанции об обоснованности заявленных прокурором требований. Само по себе осуществление медицинской деятельности в отсутствие лицензии, свидетельствует о ненадлежащей организации медицинской помощи лицам, содержащимся в изоляторе временного содержания, что влечет нарушение их конституционных прав на защиту здоровья и жизни.
Кассационное определение Седьмого кассационного суда общей юрисдикции от 03.07.2024 N 88а-12349/2024 (УИД 66RS0032-01-2023-000646-68)
Категория: Споры с МВД России.
Требования заявителя: О возложении обязанности получить лицензию на осуществление медицинской деятельности.
Обстоятельства: В ходе проведения проверки соблюдения законодательства о содержании под стражей обвиняемых, подозреваемых в совершении преступлений, установлено, что в изоляторе временного содержания оборудован медицинский кабинет, предусмотрена должность медицинского работника, в должностные обязанности которого входит организация оказания медицинской помощи лицам, содержащимся в изоляторе, при этом лицензия на осуществление медицинской деятельности у учреждения отсутствует.
Решение: Удовлетворено.Само по себе осуществление медицинской деятельности в отсутствие лицензии, свидетельствует о ненадлежащей организации медицинской помощи лицам, содержащимся в изоляторе временного содержания, что влечет нарушение их конституционных прав на защиту здоровья и жизни.
Категория: Споры с МВД России.
Требования заявителя: О возложении обязанности получить лицензию на осуществление медицинской деятельности.
Обстоятельства: В ходе проведения проверки соблюдения законодательства о содержании под стражей обвиняемых, подозреваемых в совершении преступлений, установлено, что в изоляторе временного содержания оборудован медицинский кабинет, предусмотрена должность медицинского работника, в должностные обязанности которого входит организация оказания медицинской помощи лицам, содержащимся в изоляторе, при этом лицензия на осуществление медицинской деятельности у учреждения отсутствует.
Решение: Удовлетворено.Само по себе осуществление медицинской деятельности в отсутствие лицензии, свидетельствует о ненадлежащей организации медицинской помощи лицам, содержащимся в изоляторе временного содержания, что влечет нарушение их конституционных прав на защиту здоровья и жизни.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Сравнительно-правовой анализ условий содержания и обеспечения прав лиц, находящихся в местах принудительного содержания, подведомственных МВД России
(Сабаева С.В.)
("Актуальные проблемы российского права", 2022, N 12)Согласно ст. 24 Закона N 103-ФЗ оказание медицинской помощи в ИВС организуется в соответствии с законодательством в сфере охраны здоровья. Приказом МВД России N 950 закреплено, что подозреваемые и обвиняемые могут обращаться за помощью к медицинскому работнику, дежурному и начальнику ИВС во время ежедневного обхода камер и опроса содержащихся лиц. Совместным Приказом МВД РФ N 1115, Минздрава РФ N 475 от 31.12.1999 <32> определены основные задачи медицинских работников ИВС, содержание медицинской помощи, процедуры первичного и иных медицинских осмотров, опросов, извещений об инфекционном заболевании, о пищевом отравлении, процедуры реанимационных и иных необходимых мероприятий, направленных на сохранение жизни больного, доставления заболевшего в ближайшее государственное или муниципальное учреждение здравоохранения, приема медикаментов, примерный табель оснащения медицинским имуществом здравпункта и средств, входящих в аптечку (приложения N 1 и 3).
(Сабаева С.В.)
("Актуальные проблемы российского права", 2022, N 12)Согласно ст. 24 Закона N 103-ФЗ оказание медицинской помощи в ИВС организуется в соответствии с законодательством в сфере охраны здоровья. Приказом МВД России N 950 закреплено, что подозреваемые и обвиняемые могут обращаться за помощью к медицинскому работнику, дежурному и начальнику ИВС во время ежедневного обхода камер и опроса содержащихся лиц. Совместным Приказом МВД РФ N 1115, Минздрава РФ N 475 от 31.12.1999 <32> определены основные задачи медицинских работников ИВС, содержание медицинской помощи, процедуры первичного и иных медицинских осмотров, опросов, извещений об инфекционном заболевании, о пищевом отравлении, процедуры реанимационных и иных необходимых мероприятий, направленных на сохранение жизни больного, доставления заболевшего в ближайшее государственное или муниципальное учреждение здравоохранения, приема медикаментов, примерный табель оснащения медицинским имуществом здравпункта и средств, входящих в аптечку (приложения N 1 и 3).
"Права, обязанности и ответственность защитника. Комментарий к статье 53 УПК РФ"
(Рыжаков А.П.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2022)Выступающий в качестве защитника по назначению следователя (дознавателя и др.), суда адвокат, имеет также право на вознаграждение. При определении размера такого вознаграждения подлежит учету время, затраченное им на осуществление полномочий, предусмотренных ч. 1 и 2 ст. 53 УПК РФ, включая время, затраченное на посещение обвиняемого (подозреваемого и др.), находящегося в следственном изоляторе (изоляторе временного содержания) или в медицинской организации, оказывающей психиатрическую помощь в стационарных условиях, на изучение материалов уголовного дела (в том числе и повторное, без ограничения во времени <241>), а также на выполнение других действий адвоката (включая получение аудиозаписи судебного заседания и ознакомление с нею <242>) по оказанию квалифицированной юридической помощи при условии их подтверждения документами.
(Рыжаков А.П.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2022)Выступающий в качестве защитника по назначению следователя (дознавателя и др.), суда адвокат, имеет также право на вознаграждение. При определении размера такого вознаграждения подлежит учету время, затраченное им на осуществление полномочий, предусмотренных ч. 1 и 2 ст. 53 УПК РФ, включая время, затраченное на посещение обвиняемого (подозреваемого и др.), находящегося в следственном изоляторе (изоляторе временного содержания) или в медицинской организации, оказывающей психиатрическую помощь в стационарных условиях, на изучение материалов уголовного дела (в том числе и повторное, без ограничения во времени <241>), а также на выполнение других действий адвоката (включая получение аудиозаписи судебного заседания и ознакомление с нею <242>) по оказанию квалифицированной юридической помощи при условии их подтверждения документами.
Нормативные акты
"Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 2 (2018)"
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 04.07.2018)
(ред. от 25.04.2025)Оценка Комитетом фактических обстоятельств дела: Комитет отмечает, что заявитель указывает на нарушение статьи 1 и пункта 1 статьи 2 Конвенции на том основании, что государство-участник не выполнило свое обязательство предупреждать акты пыток и наказывать виновных. Эти положения применимы в той мере, в которой действия, совершенные в отношении сына заявителя, могут быть определены как акты пыток по смыслу положений статьи 1 Конвенции <68>...Комитет отмечает результаты судебно-медицинских экспертиз, в которых сделан вывод о том, что на теле умершего имелось несколько гематом. Кроме того, Комитету также ясно, что Дмитрий Ракишев страдал от сильной физической боли, и что администрация изолятора временного содержания была вынуждена вызывать скорую помощь. Несмотря на рекомендации врачей о том, что он должен быть госпитализирован, начальник изолятора временного содержания отказался давать на это разрешение. Комитет ссылается на положения Стамбульского протокола, согласно которым методы пыток могут быть как физическими, так и психологическими, а также могут включать, помимо прочего, неудовлетворение таких основных потребностей, как питание, вода и медицинское обслуживание <69>. Комитет считает, что отсутствие медицинской помощи и отказ госпитализировать Дмитрия Ракишева, находившегося в критическом состоянии, можно квалифицировать как сильную боль и страдания, причиненные умышленно должностным лицом с целью получения признательных показаний (пункт 8.2 Решения).
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 04.07.2018)
(ред. от 25.04.2025)Оценка Комитетом фактических обстоятельств дела: Комитет отмечает, что заявитель указывает на нарушение статьи 1 и пункта 1 статьи 2 Конвенции на том основании, что государство-участник не выполнило свое обязательство предупреждать акты пыток и наказывать виновных. Эти положения применимы в той мере, в которой действия, совершенные в отношении сына заявителя, могут быть определены как акты пыток по смыслу положений статьи 1 Конвенции <68>...Комитет отмечает результаты судебно-медицинских экспертиз, в которых сделан вывод о том, что на теле умершего имелось несколько гематом. Кроме того, Комитету также ясно, что Дмитрий Ракишев страдал от сильной физической боли, и что администрация изолятора временного содержания была вынуждена вызывать скорую помощь. Несмотря на рекомендации врачей о том, что он должен быть госпитализирован, начальник изолятора временного содержания отказался давать на это разрешение. Комитет ссылается на положения Стамбульского протокола, согласно которым методы пыток могут быть как физическими, так и психологическими, а также могут включать, помимо прочего, неудовлетворение таких основных потребностей, как питание, вода и медицинское обслуживание <69>. Комитет считает, что отсутствие медицинской помощи и отказ госпитализировать Дмитрия Ракишева, находившегося в критическом состоянии, можно квалифицировать как сильную боль и страдания, причиненные умышленно должностным лицом с целью получения признательных показаний (пункт 8.2 Решения).
Приказ ФСБ России от 24.03.2010 N 140
(ред. от 16.08.2024)
"Об утверждении Правил внутреннего распорядка в изоляторах временного содержания подозреваемых и обвиняемых пограничных органов"
(Зарегистрировано в Минюсте России 30.04.2010 N 17072)
(с изм. и доп., вступ. в силу с 20.09.2024)95. В целях обеспечения безопасности медицинских работников медицинских организаций государственной или муниципальной системы здравоохранения и бригад скорой медицинской помощи сотрудник ИВС или оперативный дежурный организует допуск к больному подозреваемому или обвиняемому и сопровождает медицинских работников, предварительно изолировав подозреваемого или обвиняемого, нуждающегося в медицинской помощи, в камере либо в другом свободном помещении ИВС.
(ред. от 16.08.2024)
"Об утверждении Правил внутреннего распорядка в изоляторах временного содержания подозреваемых и обвиняемых пограничных органов"
(Зарегистрировано в Минюсте России 30.04.2010 N 17072)
(с изм. и доп., вступ. в силу с 20.09.2024)95. В целях обеспечения безопасности медицинских работников медицинских организаций государственной или муниципальной системы здравоохранения и бригад скорой медицинской помощи сотрудник ИВС или оперативный дежурный организует допуск к больному подозреваемому или обвиняемому и сопровождает медицинских работников, предварительно изолировав подозреваемого или обвиняемого, нуждающегося в медицинской помощи, в камере либо в другом свободном помещении ИВС.
Статья: Право на охрану здоровья и домашний арест: проблемы регулирования и правоприменения
(Юрьев С.С., Короткова П.Е.)
("Адвокатская практика", 2021, N 5)<1> См.: ст. 26 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации"; ст. 24 Федерального закона от 15 июля 1995 г. N 103-ФЗ "О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений"; Правила оказания лицам, заключенным под стражу или отбывающим наказание в виде лишения свободы, медицинской помощи в медицинских организациях государственной и муниципальной систем здравоохранения, а также приглашения для проведения консультаций врачей-специалистов указанных медицинских организаций при невозможности оказания медицинской помощи в учреждениях уголовно-исполнительной системы, утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 декабря 2012 г. N 1466; Инструкцию о порядке медико-санитарного обеспечения лиц, содержащихся в изоляторах временного содержания органов внутренних дел, утв. Приказом МВД России и Минздрава России от 31 декабря 1999 г. N 1115/475; Порядок организации оказания медицинской помощи лицам, заключенным под стражу или отбывающим наказание в виде лишения свободы, утвержденный Приказом Минюста России от 28 декабря 2017 г. N 285, и др.
(Юрьев С.С., Короткова П.Е.)
("Адвокатская практика", 2021, N 5)<1> См.: ст. 26 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации"; ст. 24 Федерального закона от 15 июля 1995 г. N 103-ФЗ "О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений"; Правила оказания лицам, заключенным под стражу или отбывающим наказание в виде лишения свободы, медицинской помощи в медицинских организациях государственной и муниципальной систем здравоохранения, а также приглашения для проведения консультаций врачей-специалистов указанных медицинских организаций при невозможности оказания медицинской помощи в учреждениях уголовно-исполнительной системы, утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 декабря 2012 г. N 1466; Инструкцию о порядке медико-санитарного обеспечения лиц, содержащихся в изоляторах временного содержания органов внутренних дел, утв. Приказом МВД России и Минздрава России от 31 декабря 1999 г. N 1115/475; Порядок организации оказания медицинской помощи лицам, заключенным под стражу или отбывающим наказание в виде лишения свободы, утвержденный Приказом Минюста России от 28 декабря 2017 г. N 285, и др.
Статья: Особенности регламентации оснований обыска (выемки) в отношении адвоката
(Осипов А.В.)
("Законность", 2023, N 2)Ввиду несовершенства законодательства судебной системе приходится исправлять ошибки, допущенные нижестоящими судами. Так, при расследовании уголовного дела в отношении начальника изолятора временного содержания по ч. 1 ст. 286 УК, который способствовал незаконному перемещению содержащегося под стражей в лечебное учреждение, произведен обыск в жилище адвоката на основании судебного решения с целью изъятия предметов, посредством которых были изготовлены ходатайства о необходимости оказания медицинской помощи подзащитному. Судом апелляционной инстанции судебное решение пересмотрено по мотиву отсутствия возбужденного уголовного дела в отношении адвоката, в удовлетворении ходатайства следователя отказано. Отменяя Апелляционное постановление, суд кассационной инстанции указал, что положения ч. 1 ст. 450.1 УПК не содержат запрета на производство обыска у адвоката, если уголовное дело возбуждено в отношении других лиц, а "лишь устанавливают ограничение в его проведении по решению суда" <8>.
(Осипов А.В.)
("Законность", 2023, N 2)Ввиду несовершенства законодательства судебной системе приходится исправлять ошибки, допущенные нижестоящими судами. Так, при расследовании уголовного дела в отношении начальника изолятора временного содержания по ч. 1 ст. 286 УК, который способствовал незаконному перемещению содержащегося под стражей в лечебное учреждение, произведен обыск в жилище адвоката на основании судебного решения с целью изъятия предметов, посредством которых были изготовлены ходатайства о необходимости оказания медицинской помощи подзащитному. Судом апелляционной инстанции судебное решение пересмотрено по мотиву отсутствия возбужденного уголовного дела в отношении адвоката, в удовлетворении ходатайства следователя отказано. Отменяя Апелляционное постановление, суд кассационной инстанции указал, что положения ч. 1 ст. 450.1 УПК не содержат запрета на производство обыска у адвоката, если уголовное дело возбуждено в отношении других лиц, а "лишь устанавливают ограничение в его проведении по решению суда" <8>.
"Комментарий к Федеральному закону от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации"
(Жеребцов А.Н., Пешкова (Белогорцева) Х.В., Аверина К.Н., Агибалова Е.Н., Ведышева Н.О., Воронцова Е.В., Данилов П.С., Менкенов А.В., Пучкова В.В., Ротко С.В., Самойлова Ю.Б., Сенокосова Е.К., Чернусь Н.Ю., Беляев М.А., Загорских С.А., Котухов С.А., Тимошенко Д.А.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2022)Рассматриваемая часть действует в совокупности с нормами, закрепленными в Постановлении Правительства от 28.12.2012 N 1466 "Об утверждении Правил оказания лицам, заключенным под стражу или отбывающим наказание в виде лишения свободы, медицинской помощи в медицинских организациях государственной и муниципальной систем здравоохранения, а также приглашения для проведения консультаций врачей-специалистов указанных медицинских организаций при невозможности оказания медицинской помощи в учреждениях уголовно-исполнительной системы", а также Приказе Минюста от 28.12.2017 N 285 "Об утверждении Порядка организации оказания медицинской помощи лицам, заключенным под стражу или отбывающим наказание в виде лишения свободы"; Приказе МВД N 1115, Минздрава N 475 от 31.12.1999 "Об утверждении Инструкции о порядке медико-санитарного обеспечения лиц, содержащихся в изоляторах временного содержания органов внутренних дел".
(Жеребцов А.Н., Пешкова (Белогорцева) Х.В., Аверина К.Н., Агибалова Е.Н., Ведышева Н.О., Воронцова Е.В., Данилов П.С., Менкенов А.В., Пучкова В.В., Ротко С.В., Самойлова Ю.Б., Сенокосова Е.К., Чернусь Н.Ю., Беляев М.А., Загорских С.А., Котухов С.А., Тимошенко Д.А.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2022)Рассматриваемая часть действует в совокупности с нормами, закрепленными в Постановлении Правительства от 28.12.2012 N 1466 "Об утверждении Правил оказания лицам, заключенным под стражу или отбывающим наказание в виде лишения свободы, медицинской помощи в медицинских организациях государственной и муниципальной систем здравоохранения, а также приглашения для проведения консультаций врачей-специалистов указанных медицинских организаций при невозможности оказания медицинской помощи в учреждениях уголовно-исполнительной системы", а также Приказе Минюста от 28.12.2017 N 285 "Об утверждении Порядка организации оказания медицинской помощи лицам, заключенным под стражу или отбывающим наказание в виде лишения свободы"; Приказе МВД N 1115, Минздрава N 475 от 31.12.1999 "Об утверждении Инструкции о порядке медико-санитарного обеспечения лиц, содержащихся в изоляторах временного содержания органов внутренних дел".