Оказание медицинской помощи сотрудникам УИС
Подборка наиболее важных документов по запросу Оказание медицинской помощи сотрудникам УИС (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Позиция ВАС РФ: Медицинские услуги, оказанные сотрудникам правоохранительных органов, военнослужащим и гражданам, призванным на военные сборы, не застрахованным в системе ОМС, должны быть оплачены по действующим на момент оказания услуг тарифам
Постановление Президиума ВАС РФ от 28.02.2012 N 11810/11 по делу N А73-12349/2010
Применимые нормы: п. 1 ст. 781 ГК РФ, п. 2 Правил (утв. Постановлением Правительства РФ от 31.12.2004 N 911)Согласно Постановлению Правительства РФ от 31.12.2004 N 911 гарантируется оплата оказанных учреждениями здравоохранения по договорам с управлениями ФСИН России (и подобными им ведомствам) медицинских услуг, которые не могут быть оплачены из ФОМС в связи с тем, что органы уголовно-исполнительной системы освобождены от уплаты страховых взносов в ФОМС (п. п. 1, 5 Письма ФФОМС от 03.03.2000 N 1089/30-3и). Поскольку медицинскую помощь и иные медицинские услуги медицинское учреждение оказывало сотрудникам заказчика, не застрахованным в системе ОМС, при исчислении стоимости оказанных услуг по тарифам ОМС учреждение здравоохранения лишено возможности полностью возместить затраченные на лечение данных граждан средства. Расходы такого учреждения на медицинскую помощь сотрудникам управления должны возмещаться полностью. Следовательно, оказанные услуги оплачиваются в соответствии с тарифами, действующими в учреждении здравоохранения на момент их оказания.
Постановление Президиума ВАС РФ от 28.02.2012 N 11810/11 по делу N А73-12349/2010
Применимые нормы: п. 1 ст. 781 ГК РФ, п. 2 Правил (утв. Постановлением Правительства РФ от 31.12.2004 N 911)Согласно Постановлению Правительства РФ от 31.12.2004 N 911 гарантируется оплата оказанных учреждениями здравоохранения по договорам с управлениями ФСИН России (и подобными им ведомствам) медицинских услуг, которые не могут быть оплачены из ФОМС в связи с тем, что органы уголовно-исполнительной системы освобождены от уплаты страховых взносов в ФОМС (п. п. 1, 5 Письма ФФОМС от 03.03.2000 N 1089/30-3и). Поскольку медицинскую помощь и иные медицинские услуги медицинское учреждение оказывало сотрудникам заказчика, не застрахованным в системе ОМС, при исчислении стоимости оказанных услуг по тарифам ОМС учреждение здравоохранения лишено возможности полностью возместить затраченные на лечение данных граждан средства. Расходы такого учреждения на медицинскую помощь сотрудникам управления должны возмещаться полностью. Следовательно, оказанные услуги оплачиваются в соответствии с тарифами, действующими в учреждении здравоохранения на момент их оказания.
Определение Восьмого кассационного суда общей юрисдикции от 19.01.2023 N 88-1499/2023 (УИД 38RS0019-01-2022-000172-50)
Категория спора: Защита прав и интересов работника.
Требования работника: 1) О взыскании компенсации за неиспользованный отпуск; 2) О взыскании платы за вынужденный прогул; 3) О взыскании компенсации морального вреда; 4) Об изменении формулировки увольнения; 5) О признании незаконным увольнения.
Обстоятельства: Истец указал, что считает свое увольнение незаконным.
Решение: 1) Удовлетворено в части; 2) Удовлетворено в части; 3) Удовлетворено в части; 4) Удовлетворено; 5) Удовлетворено.Указание кассатора на отсутствие у ответчика оснований полагать о намерении истца обратиться за медицинской помощью в период с 21 декабря 2021 г. по 23 декабря 2021 г. в связи с нарушением Д. порядка получения медицинской помощи сотрудниками уголовно-исполнительной системы, выводов суда не опровергают, поскольку судами первой и апелляционной инстанции было установлено, что материалами дела нашли свое подтверждение факты временной нетрудоспособности истца в спорный период, обращение его в медицинское учреждение за помощью, уведомления Д. непосредственного руководителя на момент увольнения о временной нетрудоспособности и прохождении лечения.
Категория спора: Защита прав и интересов работника.
Требования работника: 1) О взыскании компенсации за неиспользованный отпуск; 2) О взыскании платы за вынужденный прогул; 3) О взыскании компенсации морального вреда; 4) Об изменении формулировки увольнения; 5) О признании незаконным увольнения.
Обстоятельства: Истец указал, что считает свое увольнение незаконным.
Решение: 1) Удовлетворено в части; 2) Удовлетворено в части; 3) Удовлетворено в части; 4) Удовлетворено; 5) Удовлетворено.Указание кассатора на отсутствие у ответчика оснований полагать о намерении истца обратиться за медицинской помощью в период с 21 декабря 2021 г. по 23 декабря 2021 г. в связи с нарушением Д. порядка получения медицинской помощи сотрудниками уголовно-исполнительной системы, выводов суда не опровергают, поскольку судами первой и апелляционной инстанции было установлено, что материалами дела нашли свое подтверждение факты временной нетрудоспособности истца в спорный период, обращение его в медицинское учреждение за помощью, уведомления Д. непосредственного руководителя на момент увольнения о временной нетрудоспособности и прохождении лечения.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Система обеспечения охраны здоровья в местах лишения свободы: структура, динамика и перспективы
(Павленко А.А.)
("Административное право и процесс", 2022, N 12)Ключевые слова: права осужденного на охрану здоровья и медицинскую помощь, медицинские работники УИС, система обеспечения охраны здоровья в местах лишения свободы, парадокс "двойной лояльности" во врачебной практике, Концепция развития УИС до 2030 г.
(Павленко А.А.)
("Административное право и процесс", 2022, N 12)Ключевые слова: права осужденного на охрану здоровья и медицинскую помощь, медицинские работники УИС, система обеспечения охраны здоровья в местах лишения свободы, парадокс "двойной лояльности" во врачебной практике, Концепция развития УИС до 2030 г.
Статья: Алгоритмы медицинской помощи пациентам с незавершенным суицидом в условиях пенитенциарных учреждений
(Дюжева Е.В., Уваров И.А.)
("Уголовно-исполнительная система: право, экономика, управление", 2022, N 4)Первичная медико-санитарная помощь при незавершенном суициде путем повреждения крупных периферических сосудов начинается на месте происшествия, где медицинскую помощь оказывают сотрудники-очевидцы и дежурный медицинский работник учреждения УИС.
(Дюжева Е.В., Уваров И.А.)
("Уголовно-исполнительная система: право, экономика, управление", 2022, N 4)Первичная медико-санитарная помощь при незавершенном суициде путем повреждения крупных периферических сосудов начинается на месте происшествия, где медицинскую помощь оказывают сотрудники-очевидцы и дежурный медицинский работник учреждения УИС.
Нормативные акты
Федеральный закон от 21.11.2011 N 323-ФЗ
(ред. от 23.07.2025)
"Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2025)4. При оказании медицинской помощи в медицинских организациях государственной системы здравоохранения и муниципальной системы здравоохранения сотрудниками органов и учреждений уголовно-исполнительной системы осуществляется охрана лиц, указанных в части 3 настоящей статьи, и при необходимости круглосуточное наблюдение в целях обеспечения безопасности указанных лиц, медицинских работников, а также иных лиц, находящихся в медицинских организациях государственной и муниципальной систем здравоохранения, в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере исполнения уголовных наказаний, совместно с уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
(ред. от 23.07.2025)
"Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2025)4. При оказании медицинской помощи в медицинских организациях государственной системы здравоохранения и муниципальной системы здравоохранения сотрудниками органов и учреждений уголовно-исполнительной системы осуществляется охрана лиц, указанных в части 3 настоящей статьи, и при необходимости круглосуточное наблюдение в целях обеспечения безопасности указанных лиц, медицинских работников, а также иных лиц, находящихся в медицинских организациях государственной и муниципальной систем здравоохранения, в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере исполнения уголовных наказаний, совместно с уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
Постановление Правительства РФ от 15.05.2006 N 286
(ред. от 06.11.2024)
"Об утверждении Положения об оплате дополнительных расходов на медицинскую, социальную и профессиональную реабилитацию застрахованных лиц, получивших повреждение здоровья вследствие несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний"49(2). В соответствии со статьей 26 Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" при оказании медицинской помощи застрахованным осужденным в медицинских организациях государственной системы здравоохранения и муниципальной системы здравоохранения сотрудниками органов и учреждений уголовно-исполнительной системы осуществляется охрана застрахованных осужденных и при необходимости круглосуточное наблюдение в целях обеспечения безопасности застрахованных осужденных, медицинских работников, а также иных лиц, находящихся в указанных организациях.
(ред. от 06.11.2024)
"Об утверждении Положения об оплате дополнительных расходов на медицинскую, социальную и профессиональную реабилитацию застрахованных лиц, получивших повреждение здоровья вследствие несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний"49(2). В соответствии со статьей 26 Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" при оказании медицинской помощи застрахованным осужденным в медицинских организациях государственной системы здравоохранения и муниципальной системы здравоохранения сотрудниками органов и учреждений уголовно-исполнительной системы осуществляется охрана застрахованных осужденных и при необходимости круглосуточное наблюдение в целях обеспечения безопасности застрахованных осужденных, медицинских работников, а также иных лиц, находящихся в указанных организациях.
Статья: К вопросу о престиже службы в уголовно-исполнительной системе Российской Федерации
(Кочкина О.В., Павлова Л.В.)
("Административное право и процесс", 2022, N 9)- совершенствовании медицинского обеспечения сотрудников уголовно-исполнительной системы, предусматривающем возможность получения медицинской помощи в медицинских организациях государственной и муниципальной систем здравоохранения и обеспечение ее доступности;
(Кочкина О.В., Павлова Л.В.)
("Административное право и процесс", 2022, N 9)- совершенствовании медицинского обеспечения сотрудников уголовно-исполнительной системы, предусматривающем возможность получения медицинской помощи в медицинских организациях государственной и муниципальной систем здравоохранения и обеспечение ее доступности;
Статья: О реализации основных направлений информационного обеспечения ФСИН России
(Садыкова Р.А.)
("Административное право и процесс", 2024, N 7)Внедрение информационных технологий в медицинскую сферу может значительно улучшить доступ к медицинским услугам, повысить эффективность диагностики и лечения, а также обеспечить удобное управление медицинскими данными. Примером является автоматизированная информационная система "Поликлиника" (далее - АИС "Поликлиника"), используемая с 2010 г. в федеральном казенном учреждении здравоохранения "Медико-санитарная часть N 13 ФСИН" в Республике Мордовия. К преимуществам использования АИС "Поликлиника" относятся: автоматизация ведения медицинской документации, обеспечение проведения своевременной экспертизы качества оказания медицинской помощи, увеличение оперативности деятельности медицинского персонала. Кроме того, предусмотрено создание электронных медицинских карт пациентов, данные карт пополняются соответствующим специалистом при его посещении <5>. Электронная медицинская карта обеспечивает быстрый доступ к медицинской истории сотрудников УИС и повышает координацию между специалистами поликлиники. Централизованное хранение и обработка медицинских данных позволяют сократить время на поиск информации, обеспечивают конфиденциальность данных и уменьшают вероятность ошибок. АИС "Поликлиника" внедрена и функционирует и в других регионах: Нижегородской области, Республике Марий Эл, Удмуртской Республике, Ямало-Ненецком автономном округе, Чувашской Республике и др.
(Садыкова Р.А.)
("Административное право и процесс", 2024, N 7)Внедрение информационных технологий в медицинскую сферу может значительно улучшить доступ к медицинским услугам, повысить эффективность диагностики и лечения, а также обеспечить удобное управление медицинскими данными. Примером является автоматизированная информационная система "Поликлиника" (далее - АИС "Поликлиника"), используемая с 2010 г. в федеральном казенном учреждении здравоохранения "Медико-санитарная часть N 13 ФСИН" в Республике Мордовия. К преимуществам использования АИС "Поликлиника" относятся: автоматизация ведения медицинской документации, обеспечение проведения своевременной экспертизы качества оказания медицинской помощи, увеличение оперативности деятельности медицинского персонала. Кроме того, предусмотрено создание электронных медицинских карт пациентов, данные карт пополняются соответствующим специалистом при его посещении <5>. Электронная медицинская карта обеспечивает быстрый доступ к медицинской истории сотрудников УИС и повышает координацию между специалистами поликлиники. Централизованное хранение и обработка медицинских данных позволяют сократить время на поиск информации, обеспечивают конфиденциальность данных и уменьшают вероятность ошибок. АИС "Поликлиника" внедрена и функционирует и в других регионах: Нижегородской области, Республике Марий Эл, Удмуртской Республике, Ямало-Ненецком автономном округе, Чувашской Республике и др.
Вопрос: О мероприятиях по повышению мотивации работодателей трудоустраивать граждан из социально незащищенных групп населения, в том числе об освобождении от уплаты страховых взносов.
(Письмо Минфина России от 19.08.2024 N 03-15-03/78112)лечебно-производственных (трудовых) мастерских (отделений) медицинских организаций, оказывающих психиатрическую помощь, наркологическую помощь и противотуберкулезную помощь, стационарных организаций социального обслуживания, предназначенных для лиц, страдающих психическими расстройствами, а также лечебно-производственных (трудовых) мастерских лечебных исправительных учреждений уголовно-исполнительной системы;
(Письмо Минфина России от 19.08.2024 N 03-15-03/78112)лечебно-производственных (трудовых) мастерских (отделений) медицинских организаций, оказывающих психиатрическую помощь, наркологическую помощь и противотуберкулезную помощь, стационарных организаций социального обслуживания, предназначенных для лиц, страдающих психическими расстройствами, а также лечебно-производственных (трудовых) мастерских лечебных исправительных учреждений уголовно-исполнительной системы;
Статья: О некоторых особенностях судебной практики судов общей юрисдикции по делам о присуждении компенсации за нарушение условий содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении в 2022 году
(Ельчанинов А.П., Строгович Ю.Н.)
("Уголовно-исполнительная система: право, экономика, управление", 2024, N 1)К числу основных причин большого числа исков в связи с нарушениями, связанными с неоказанием или ненадлежащим оказанием медицинской помощи лицам, содержащимся в учреждениях УИС, можно отнести следующие:
(Ельчанинов А.П., Строгович Ю.Н.)
("Уголовно-исполнительная система: право, экономика, управление", 2024, N 1)К числу основных причин большого числа исков в связи с нарушениями, связанными с неоказанием или ненадлежащим оказанием медицинской помощи лицам, содержащимся в учреждениях УИС, можно отнести следующие:
"Комментарий к Федеральному закону от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации"
(Жеребцов А.Н., Пешкова (Белогорцева) Х.В., Аверина К.Н., Агибалова Е.Н., Ведышева Н.О., Воронцова Е.В., Данилов П.С., Менкенов А.В., Пучкова В.В., Ротко С.В., Самойлова Ю.Б., Сенокосова Е.К., Чернусь Н.Ю., Беляев М.А., Загорских С.А., Котухов С.А., Тимошенко Д.А.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2022)Утвержденные вышеуказанным Постановлением Правила регламентируют, в числе прочих моментов, порядок и сроки выполнения работы медицинских работников учреждения уголовно-исполнительной системы с оформлением фактической необходимости приглашения консультантов-врачей для оказания медицинской помощи заключенным и задержанным лицам (п. п. 10, 11). Детально регламентирован порядок взаимодействия учреждений и органов уголовно-исполнительной системы и медицинских организаций (п. 16).
(Жеребцов А.Н., Пешкова (Белогорцева) Х.В., Аверина К.Н., Агибалова Е.Н., Ведышева Н.О., Воронцова Е.В., Данилов П.С., Менкенов А.В., Пучкова В.В., Ротко С.В., Самойлова Ю.Б., Сенокосова Е.К., Чернусь Н.Ю., Беляев М.А., Загорских С.А., Котухов С.А., Тимошенко Д.А.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2022)Утвержденные вышеуказанным Постановлением Правила регламентируют, в числе прочих моментов, порядок и сроки выполнения работы медицинских работников учреждения уголовно-исполнительной системы с оформлением фактической необходимости приглашения консультантов-врачей для оказания медицинской помощи заключенным и задержанным лицам (п. п. 10, 11). Детально регламентирован порядок взаимодействия учреждений и органов уголовно-исполнительной системы и медицинских организаций (п. 16).
Вопрос: О налогах, уплачиваемых организациями, использующими труд инвалидов, а также физлицами-инвалидами при осуществлении ремесленной деятельности (создании продукции ручной работы).
(Письмо ФНС России от 25.04.2024 N БС-16-11/136@)лечебно-производственными (трудовыми) мастерскими (отделениями) медицинских организаций, оказывающих психиатрическую помощь, наркологическую помощь и противотуберкулезную помощь, стационарных организаций социального обслуживания, предназначенных для лиц, страдающих психическими расстройствами, а также лечебно-производственными (трудовыми) мастерскими лечебных исправительных учреждений уголовно-исполнительной системы;
(Письмо ФНС России от 25.04.2024 N БС-16-11/136@)лечебно-производственными (трудовыми) мастерскими (отделениями) медицинских организаций, оказывающих психиатрическую помощь, наркологическую помощь и противотуберкулезную помощь, стационарных организаций социального обслуживания, предназначенных для лиц, страдающих психическими расстройствами, а также лечебно-производственными (трудовыми) мастерскими лечебных исправительных учреждений уголовно-исполнительной системы;
Готовое решение: Как предоставить налогоплательщику стандартный вычет "на себя"
(КонсультантПлюс, 2025)рабочим и служащим, а также бывшим военнослужащим и уволившимся со службы лицам начальствующего и рядового состава органов внутренних дел, Государственной противопожарной службы, сотрудникам учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, иным лицам, получившим профессиональные заболевания, связанные с радиационным воздействием на работах в зоне отчуждения Чернобыльской АЭС;
(КонсультантПлюс, 2025)рабочим и служащим, а также бывшим военнослужащим и уволившимся со службы лицам начальствующего и рядового состава органов внутренних дел, Государственной противопожарной службы, сотрудникам учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, иным лицам, получившим профессиональные заболевания, связанные с радиационным воздействием на работах в зоне отчуждения Чернобыльской АЭС;