Оказание гуманитарной помощи
Подборка наиболее важных документов по запросу Оказание гуманитарной помощи (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2023 год: Статья 10 "Распространение информации или предоставление информации" Федерального закона "Об информации, информационных технологиях и о защите информации""В ходе производства по делу установлено, что Чиркова И.А. в нарушение требований части 6 статьи 10 Федерального закона от 27.07.2006 N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации", статьи 56 Федерального закона от 27.12.1991 N 2124-1 "О средствах массовой информации" допустила распространение в информационно-телекоммуникационной сети Интернет недостоверной информации под видом достоверных сообщений о принимаемых мерах по оказанию гуманитарной помощи жителям Донецкой и Луганской Народных Республик, повлекших дефицит продуктов питания в Архангельской области, создавшей угрозу массового нарушения общественного порядка и (или) общественной безопасности.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Готовое решение: Как выбрать единственного поставщика по Закону N 44-ФЗ
(КонсультантПлюс, 2025)Закупка вследствие аварии, обстоятельств непреодолимой силы, для оказания медицинской экстренной или неотложной помощи, гуманитарной помощи, предупреждения и (или) ликвидации ЧС
(КонсультантПлюс, 2025)Закупка вследствие аварии, обстоятельств непреодолимой силы, для оказания медицинской экстренной или неотложной помощи, гуманитарной помощи, предупреждения и (или) ликвидации ЧС
Готовое решение: Какие способы закупок (закупочные процедуры) предусмотрены Законом N 44-ФЗ и когда они проводятся
(КонсультантПлюс, 2025)закупки для оказания экстренной или неотложной медицинской помощи либо вследствие аварии, обстоятельств непреодолимой силы, для предупреждения (при введении режима повышенной готовности) и (или) ликвидации ЧС, для оказания гуманитарной помощи в случаях, когда применение конкурентных процедур нецелесообразно по времени.
(КонсультантПлюс, 2025)закупки для оказания экстренной или неотложной медицинской помощи либо вследствие аварии, обстоятельств непреодолимой силы, для предупреждения (при введении режима повышенной готовности) и (или) ликвидации ЧС, для оказания гуманитарной помощи в случаях, когда применение конкурентных процедур нецелесообразно по времени.
Нормативные акты
Федеральный закон от 04.05.1999 N 95-ФЗ
(ред. от 28.12.2022)
"О безвозмездной помощи (содействии) Российской Федерации и внесении изменений и дополнений в отдельные законодательные акты Российской Федерации о налогах и об установлении льгот по платежам в государственные внебюджетные фонды в связи с осуществлением безвозмездной помощи (содействия) Российской Федерации"гуманитарная помощь (содействие) - вид безвозмездной помощи (содействия), предоставляемой для оказания медицинской и социальной помощи малообеспеченным, социально незащищенным, пострадавшим от стихийных бедствий и других чрезвычайных происшествий группам населения, для ликвидации последствий стихийных бедствий и других чрезвычайных происшествий, расходы на транспортировку, сопровождение и хранение указанной помощи (содействия);
(ред. от 28.12.2022)
"О безвозмездной помощи (содействии) Российской Федерации и внесении изменений и дополнений в отдельные законодательные акты Российской Федерации о налогах и об установлении льгот по платежам в государственные внебюджетные фонды в связи с осуществлением безвозмездной помощи (содействия) Российской Федерации"гуманитарная помощь (содействие) - вид безвозмездной помощи (содействия), предоставляемой для оказания медицинской и социальной помощи малообеспеченным, социально незащищенным, пострадавшим от стихийных бедствий и других чрезвычайных происшествий группам населения, для ликвидации последствий стихийных бедствий и других чрезвычайных происшествий, расходы на транспортировку, сопровождение и хранение указанной помощи (содействия);
"LegalTech в сфере предпринимательской деятельности: монография"
(отв. ред. И.В. Ершова, О.В. Сушкова)
("Проспект", 2023)Для вывоза сахара и зерна предусмотрен ряд исключений. Так, поставки этой продукции за пределы России будут возможны в том числе для оказания гуманитарной помощи. Ограничения по зерну будут действовать до 30 июня, по сахару - до 31 августа 2022 г.
(отв. ред. И.В. Ершова, О.В. Сушкова)
("Проспект", 2023)Для вывоза сахара и зерна предусмотрен ряд исключений. Так, поставки этой продукции за пределы России будут возможны в том числе для оказания гуманитарной помощи. Ограничения по зерну будут действовать до 30 июня, по сахару - до 31 августа 2022 г.
"Обзор административной практики в сфере закупок для государственных и муниципальных нужд (ноябрь 2024 года)"
(Управление контроля размещения государственного заказа ФАС России)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)Пунктом 9 части 1 статьи 93 Закона о контрактной системе определено, что закупка у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) может осуществляться заказчиком при осуществлении закупок товаров, работ, услуг при необходимости оказания медицинской помощи в неотложной или экстренной форме либо вследствие аварии, обстоятельств непреодолимой силы, для предупреждения (при введении режима повышенной готовности функционирования органов управления и сил единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций) и (или) ликвидации чрезвычайной ситуации, для оказания гуманитарной помощи. При этом заказчик вправе осуществить закупку товара, работы, услуги в количестве, объеме, которые необходимы для оказания такой медицинской помощи либо вследствие таких аварии, обстоятельств непреодолимой силы, для предупреждения и (или) ликвидации чрезвычайной ситуации, для оказания гуманитарной помощи, если применение конкурентных способов, требующих затрат времени, нецелесообразно.
(Управление контроля размещения государственного заказа ФАС России)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)Пунктом 9 части 1 статьи 93 Закона о контрактной системе определено, что закупка у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) может осуществляться заказчиком при осуществлении закупок товаров, работ, услуг при необходимости оказания медицинской помощи в неотложной или экстренной форме либо вследствие аварии, обстоятельств непреодолимой силы, для предупреждения (при введении режима повышенной готовности функционирования органов управления и сил единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций) и (или) ликвидации чрезвычайной ситуации, для оказания гуманитарной помощи. При этом заказчик вправе осуществить закупку товара, работы, услуги в количестве, объеме, которые необходимы для оказания такой медицинской помощи либо вследствие таких аварии, обстоятельств непреодолимой силы, для предупреждения и (или) ликвидации чрезвычайной ситуации, для оказания гуманитарной помощи, если применение конкурентных способов, требующих затрат времени, нецелесообразно.
Статья: Формирование и использование резерва материальных ресурсов для предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций на муниципальном уровне
(Елисеев Д.Н.)
("Гражданская оборона и защита от чрезвычайных ситуаций в учреждениях, организациях и на предприятиях", 2024, N 10)Резерв создается заблаговременно в целях экстренного привлечения необходимых средств для первоочередного жизнеобеспечения пострадавшего населения, развертывания и содержания временных пунктов размещения и питания пострадавших граждан, оказания им помощи, обеспечения аварийно-спасательных и аварийно-восстановительных работ в случае возникновения ЧС муниципального характера, а также в целях предупреждения, ликвидации угрозы и последствий ЧС муниципального характера на территории муниципального образования, оказания медицинской помощи в неотложной или экстренной форме либо вследствие аварии, обстоятельств непреодолимой силы, для предупреждения (при введении режима повышенной готовности функционирования органов управления и сил единой государственной системы предупреждения и ликвидации ЧС) и (или) ликвидации ЧС, для оказания гуманитарной помощи.
(Елисеев Д.Н.)
("Гражданская оборона и защита от чрезвычайных ситуаций в учреждениях, организациях и на предприятиях", 2024, N 10)Резерв создается заблаговременно в целях экстренного привлечения необходимых средств для первоочередного жизнеобеспечения пострадавшего населения, развертывания и содержания временных пунктов размещения и питания пострадавших граждан, оказания им помощи, обеспечения аварийно-спасательных и аварийно-восстановительных работ в случае возникновения ЧС муниципального характера, а также в целях предупреждения, ликвидации угрозы и последствий ЧС муниципального характера на территории муниципального образования, оказания медицинской помощи в неотложной или экстренной форме либо вследствие аварии, обстоятельств непреодолимой силы, для предупреждения (при введении режима повышенной готовности функционирования органов управления и сил единой государственной системы предупреждения и ликвидации ЧС) и (или) ликвидации ЧС, для оказания гуманитарной помощи.
Статья: Аварийно-восстановительные работы: понятие, требования к проведению
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Постановлением Правительства РФ от 26.12.2019 N 1846 "Об утверждении Положения об использовании бюджетных ассигнований резервного фонда Правительства Российской Федерации" утвержден Перечень мероприятий по ликвидации чрезвычайных ситуаций федерального, межрегионального и регионального характера и их последствий, ликвидации последствий террористических актов и (или) пресечения террористических актов правомерными действиями и оказанию гуманитарной помощи иностранным государствам. В него, в частности, входит проведение следующих неотложных аварийно-восстановительных работ, связанных с ликвидацией чрезвычайных ситуаций, последствий террористических актов и (или) пресечения террористических актов правомерными действиями:
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Постановлением Правительства РФ от 26.12.2019 N 1846 "Об утверждении Положения об использовании бюджетных ассигнований резервного фонда Правительства Российской Федерации" утвержден Перечень мероприятий по ликвидации чрезвычайных ситуаций федерального, межрегионального и регионального характера и их последствий, ликвидации последствий террористических актов и (или) пресечения террористических актов правомерными действиями и оказанию гуманитарной помощи иностранным государствам. В него, в частности, входит проведение следующих неотложных аварийно-восстановительных работ, связанных с ликвидацией чрезвычайных ситуаций, последствий террористических актов и (или) пресечения террористических актов правомерными действиями:
Статья: Некоторые вопросы заключения государственного (муниципального) контракта путем закупки у единственного поставщика
(Гурьева С.Р.)
("Вестник Российской правовой академии", 2024, N 3)Еще одним основанием, которое заслуживает внимания, является закупка при наличии каких-либо чрезвычайных обстоятельств. Согласно п. 9 ч. 1 ст. 93 Закона о контрактной системе это осуществление закупок товаров, работ, услуг при необходимости оказания медицинской помощи в неотложной или экстренной форме либо вследствие аварии, обстоятельств непреодолимой силы, для предупреждения (при введении режима повышенной готовности функционирования органов управления и сил единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций) и (или) ликвидации чрезвычайной ситуации, для оказания гуманитарной помощи.
(Гурьева С.Р.)
("Вестник Российской правовой академии", 2024, N 3)Еще одним основанием, которое заслуживает внимания, является закупка при наличии каких-либо чрезвычайных обстоятельств. Согласно п. 9 ч. 1 ст. 93 Закона о контрактной системе это осуществление закупок товаров, работ, услуг при необходимости оказания медицинской помощи в неотложной или экстренной форме либо вследствие аварии, обстоятельств непреодолимой силы, для предупреждения (при введении режима повышенной готовности функционирования органов управления и сил единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций) и (или) ликвидации чрезвычайной ситуации, для оказания гуманитарной помощи.
"Комментарий к Федеральному закону от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации"
(Жеребцов А.Н., Пешкова (Белогорцева) Х.В., Аверина К.Н., Агибалова Е.Н., Ведышева Н.О., Воронцова Е.В., Данилов П.С., Менкенов А.В., Пучкова В.В., Ротко С.В., Самойлова Ю.Б., Сенокосова Е.К., Чернусь Н.Ю., Беляев М.А., Загорских С.А., Котухов С.А., Тимошенко Д.А.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2022)1) для обеспечения выполнения проводимых ВСМК мероприятий по ликвидации медико-санитарных последствий ЧС и (или) для оказания гуманитарной помощи (содействия) на территории РФ и за ее пределами;
(Жеребцов А.Н., Пешкова (Белогорцева) Х.В., Аверина К.Н., Агибалова Е.Н., Ведышева Н.О., Воронцова Е.В., Данилов П.С., Менкенов А.В., Пучкова В.В., Ротко С.В., Самойлова Ю.Б., Сенокосова Е.К., Чернусь Н.Ю., Беляев М.А., Загорских С.А., Котухов С.А., Тимошенко Д.А.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2022)1) для обеспечения выполнения проводимых ВСМК мероприятий по ликвидации медико-санитарных последствий ЧС и (или) для оказания гуманитарной помощи (содействия) на территории РФ и за ее пределами;
"Корыстные преступления против собственности с использованием информационно-телекоммуникационных сетей: вопросы квалификации: монография"
(Овсюков Д.А.)
(под науч. ред. С.М. Кочои)
("Проспект", 2023)В Уголовном кодексе Франции предусмотрен квалифицирующий признак мошенничества, который устанавливает повышенную ответственность за совершение мошенничества лицом, обращающимся к неопределенному кругу лиц для размещения ценных бумаг или сбора денежных средств в целях оказания гуманитарной или социальной помощи <2>. Полагаем, что факт обращения к неопределенному кругу лиц, учитываемый французским законодателем в качестве одного из обстоятельств, необходимых для признания деяния совершенным с квалифицирующими признаками, заслуживает использования при конструировании квалифицирующих признаков мошенничества по УК РФ. Это особенно актуально при установлении уголовной ответственности за совершение мошенничества с использованием информационно-телекоммуникационных сетей в связи с высокой скоростью распространения информации, а также в связи с большим охватом аудитории, получающей обманное обращение.
(Овсюков Д.А.)
(под науч. ред. С.М. Кочои)
("Проспект", 2023)В Уголовном кодексе Франции предусмотрен квалифицирующий признак мошенничества, который устанавливает повышенную ответственность за совершение мошенничества лицом, обращающимся к неопределенному кругу лиц для размещения ценных бумаг или сбора денежных средств в целях оказания гуманитарной или социальной помощи <2>. Полагаем, что факт обращения к неопределенному кругу лиц, учитываемый французским законодателем в качестве одного из обстоятельств, необходимых для признания деяния совершенным с квалифицирующими признаками, заслуживает использования при конструировании квалифицирующих признаков мошенничества по УК РФ. Это особенно актуально при установлении уголовной ответственности за совершение мошенничества с использованием информационно-телекоммуникационных сетей в связи с высокой скоростью распространения информации, а также в связи с большим охватом аудитории, получающей обманное обращение.
"Обзор административной практики в сфере закупок для государственных и муниципальных нужд (июнь 2023 года)"
(Управление контроля размещения государственного заказа ФАС России)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2023)Пунктом 9 части 1 статьи 93 Закона о контрактной системе установлено, что закупка у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) может осуществляться заказчиком в случае осуществления закупок товаров, работ, услуг при необходимости оказания медицинской помощи в неотложной или экстренной форме либо вследствие аварии, обстоятельств непреодолимой силы, для предупреждения (при введении режима повышенной готовности функционирования органов управления и сил единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций) и (или) ликвидации чрезвычайной ситуации, для оказания гуманитарной помощи. При этом заказчик вправе осуществить закупку товара, работы, услуги в количестве, объеме, которые необходимы для оказания такой медицинской помощи либо вследствие таких аварии, обстоятельств непреодолимой силы, для предупреждения и (или) ликвидации чрезвычайной ситуации, для оказания гуманитарной помощи, если применение конкурентных способов, требующих затрат времени, нецелесообразно.
(Управление контроля размещения государственного заказа ФАС России)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2023)Пунктом 9 части 1 статьи 93 Закона о контрактной системе установлено, что закупка у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) может осуществляться заказчиком в случае осуществления закупок товаров, работ, услуг при необходимости оказания медицинской помощи в неотложной или экстренной форме либо вследствие аварии, обстоятельств непреодолимой силы, для предупреждения (при введении режима повышенной готовности функционирования органов управления и сил единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций) и (или) ликвидации чрезвычайной ситуации, для оказания гуманитарной помощи. При этом заказчик вправе осуществить закупку товара, работы, услуги в количестве, объеме, которые необходимы для оказания такой медицинской помощи либо вследствие таких аварии, обстоятельств непреодолимой силы, для предупреждения и (или) ликвидации чрезвычайной ситуации, для оказания гуманитарной помощи, если применение конкурентных способов, требующих затрат времени, нецелесообразно.
Статья: Общетеоретическая модель правосубъектного фонда в контексте двух дихотомий
(Заикин Д.П.)
("Вестник гражданского права", 2020, N 5)Поскольку механизм запрета распределения неидеален, его эффективность с точки зрения указанной выше теории ограничена, как признавал Г. Хансмен, преимущественно ситуацией существенной асимметрии информации, когда у лица, которое финансирует, так или иначе, организацию (будь то жертвователь или клиент), отсутствует возможность достоверно оценить и процесс оказания услуг, и качество или результат оказанных услуг (предоставленных благ). Это имеет место при создании публичных благ (проведение научных исследований), при оказании определенных сложных профессиональных услуг (оказание медицинских услуг) или при оказании услуг в пользу неопределенных третьих лиц (оказание гуманитарной помощи на другом континенте) <136>. В рамках коммерческой деятельности среди вышеперечисленного осуществляется оказание услуг и, в некоторых случаях, создание публичных благ <137>. В свою очередь, ситуация оказания услуг в пользу неопределенных третьих лиц связана с надлежащим использованием пожертвований, которое пусть и слабо, но по сравнению с коммерческими формами обеспечивается институциональным запретом распределения в условиях, когда отдельный жертвователь по факту не может проконтролировать использование пожертвований <138> (т.е. при неработающих договорных механизмах).
(Заикин Д.П.)
("Вестник гражданского права", 2020, N 5)Поскольку механизм запрета распределения неидеален, его эффективность с точки зрения указанной выше теории ограничена, как признавал Г. Хансмен, преимущественно ситуацией существенной асимметрии информации, когда у лица, которое финансирует, так или иначе, организацию (будь то жертвователь или клиент), отсутствует возможность достоверно оценить и процесс оказания услуг, и качество или результат оказанных услуг (предоставленных благ). Это имеет место при создании публичных благ (проведение научных исследований), при оказании определенных сложных профессиональных услуг (оказание медицинских услуг) или при оказании услуг в пользу неопределенных третьих лиц (оказание гуманитарной помощи на другом континенте) <136>. В рамках коммерческой деятельности среди вышеперечисленного осуществляется оказание услуг и, в некоторых случаях, создание публичных благ <137>. В свою очередь, ситуация оказания услуг в пользу неопределенных третьих лиц связана с надлежащим использованием пожертвований, которое пусть и слабо, но по сравнению с коммерческими формами обеспечивается институциональным запретом распределения в условиях, когда отдельный жертвователь по факту не может проконтролировать использование пожертвований <138> (т.е. при неработающих договорных механизмах).
Статья: Социальная политика в отношении лиц пенсионного возраста в условиях пандемии: исследование отечественного и зарубежного опыта
(Заборовская Ю.М.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2024, N 1)Россия как социальное государство ввело ограничительные меры (соблюдение масочного режима, социальной дистанции, карантинных мер в виде удаленной работы, посещение мест общего пользования в рекомендованное время) в период распространения коронавирусной инфекции с целью снижения заболеваемости и смертности среди граждан, в том числе лиц пенсионного возраста, с марта 2020 г. Ограничительные меры были введены согласно Федеральному закону от 21 декабря 1994 г. N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" <1>. Как верно отмечает И.В. Малышева, России удалось отсрочить начало эпидемии, что позволило учесть опыт государств, которые оказались в самом сложном положении (Италия, США, Испания, Франция), а также по мере возможности продумать предупредительные меры и принять их своевременно <2>. Гражданам рекомендовалось отказаться от посещения стран, где зарегистрированы случаи коронавирусной инфекции, а лицам старше 60 лет принять меры по самоизоляции на дому. Также в обязанность граждан вошла необходимость сообщать о посещении территорий, где зарегистрированы случаи коронавируса, о контактах с заболевшими, обращаться за медицинской помощью на дому без посещения медицинских организаций и соблюдать (в случае отсутствия госпитализации) постановления санитарных врачей о нахождении в режиме изоляции на дому. Некоторые ученые отмечают, что в обязанности государства входит организация оказания гуманитарной помощи населению <3>. Согласно опросу, проведенному в России, три основные меры, которые население ждет от государства в период пандемии: 1) финансовая поддержка граждан, потерявших ежемесячный доход; 2) контроль за ростом цен на товары первой необходимости, в том числе продукты и лекарства; 3) помощь пожилым и инвалидам <4>.
(Заборовская Ю.М.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2024, N 1)Россия как социальное государство ввело ограничительные меры (соблюдение масочного режима, социальной дистанции, карантинных мер в виде удаленной работы, посещение мест общего пользования в рекомендованное время) в период распространения коронавирусной инфекции с целью снижения заболеваемости и смертности среди граждан, в том числе лиц пенсионного возраста, с марта 2020 г. Ограничительные меры были введены согласно Федеральному закону от 21 декабря 1994 г. N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" <1>. Как верно отмечает И.В. Малышева, России удалось отсрочить начало эпидемии, что позволило учесть опыт государств, которые оказались в самом сложном положении (Италия, США, Испания, Франция), а также по мере возможности продумать предупредительные меры и принять их своевременно <2>. Гражданам рекомендовалось отказаться от посещения стран, где зарегистрированы случаи коронавирусной инфекции, а лицам старше 60 лет принять меры по самоизоляции на дому. Также в обязанность граждан вошла необходимость сообщать о посещении территорий, где зарегистрированы случаи коронавируса, о контактах с заболевшими, обращаться за медицинской помощью на дому без посещения медицинских организаций и соблюдать (в случае отсутствия госпитализации) постановления санитарных врачей о нахождении в режиме изоляции на дому. Некоторые ученые отмечают, что в обязанности государства входит организация оказания гуманитарной помощи населению <3>. Согласно опросу, проведенному в России, три основные меры, которые население ждет от государства в период пандемии: 1) финансовая поддержка граждан, потерявших ежемесячный доход; 2) контроль за ростом цен на товары первой необходимости, в том числе продукты и лекарства; 3) помощь пожилым и инвалидам <4>.