Охранные зоны газораспределительных сетей
Подборка наиболее важных документов по запросу Охранные зоны газораспределительных сетей (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Позиция ВС РФ: Выдача разрешения на строительство объекта на земельном участке, на котором невозможно его возведение, не снимает запрета на такое строительство, установленного законами, градостроительными и строительными нормами и правилами
Определение Верховного Суда РФ от 27.09.2016 по делу N 309-ЭС16-5381, А71-15106/2014
Применимые нормы: п. 1 ст. 222 ГК РФПо мнению суда апелляционной инстанции, расположение спорного объекта на минимальном расстоянии от охранных зон объектов газотранспортной системы не является основанием для его сноса. Ответчик не знал, что объект расположен на недопустимом расстоянии от указанных зон, объект возведен на основании выданного разрешения, поэтому самовольной постройкой он не является. Кроме того, границы охранных зон газораспределительных сетей не были установлены.
Определение Верховного Суда РФ от 27.09.2016 по делу N 309-ЭС16-5381, А71-15106/2014
Применимые нормы: п. 1 ст. 222 ГК РФПо мнению суда апелляционной инстанции, расположение спорного объекта на минимальном расстоянии от охранных зон объектов газотранспортной системы не является основанием для его сноса. Ответчик не знал, что объект расположен на недопустимом расстоянии от указанных зон, объект возведен на основании выданного разрешения, поэтому самовольной постройкой он не является. Кроме того, границы охранных зон газораспределительных сетей не были установлены.
Перспективы и риски спора в суде общей юрисдикции: Споры, связанные с куплей-продажей и дарением земельных участков: Покупатель хочет расторгнуть договор купли-продажи земельного участка из-за несоответствия участка договору и взыскать уплаченную сумму
(КонсультантПлюс, 2025)существенное несоответствие земельного участка условиям договора, например ограничение или запрет строительства на земельном участке из-за наличия на нем охранной зоны ЛЭП, газораспределительных сетей или других ограничений (кадастровым паспортом, выписками из ЕГРН и т.п.)
(КонсультантПлюс, 2025)существенное несоответствие земельного участка условиям договора, например ограничение или запрет строительства на земельном участке из-за наличия на нем охранной зоны ЛЭП, газораспределительных сетей или других ограничений (кадастровым паспортом, выписками из ЕГРН и т.п.)
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Охранные зоны
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Пунктом 2 Правил охраны газораспределительных сетей, утв. Постановлением Правительства РФ от 20.11.2000 N 878 (далее - Правила охраны газораспределительных сетей), установлено, что данные Правила действуют на всей территории РФ и являются обязательными для юридических и физических лиц, являющихся собственниками, владельцами или пользователями земельных участков, расположенных в пределах охранных зон газораспределительных сетей, либо проектирующих объекты жилищно-гражданского и производственного назначения, объекты инженерной, транспортной и социальной инфраструктуры, либо осуществляющих в границах указанных земельных участков любую хозяйственную деятельность.
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Пунктом 2 Правил охраны газораспределительных сетей, утв. Постановлением Правительства РФ от 20.11.2000 N 878 (далее - Правила охраны газораспределительных сетей), установлено, что данные Правила действуют на всей территории РФ и являются обязательными для юридических и физических лиц, являющихся собственниками, владельцами или пользователями земельных участков, расположенных в пределах охранных зон газораспределительных сетей, либо проектирующих объекты жилищно-гражданского и производственного назначения, объекты инженерной, транспортной и социальной инфраструктуры, либо осуществляющих в границах указанных земельных участков любую хозяйственную деятельность.
Ситуация: Как собственнику земельного участка добиться переноса не принадлежащего ему газопровода за пределы участка?
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)Газопровод, расположенный на земельном участке, влечет определенные ограничения в использовании такого участка. Например, в границах охранной зоны газораспределительной сети запрещено строительство, а также обработка почвы сельскохозяйственными и мелиоративными орудиями и механизмами на глубину более 0,3 м (ст. 2 Закона от 31.03.1999 N 69-ФЗ; п. п. 1, 2, пп. "е" п. 3, пп. "а" п. 4, п. 7, пп. "а", "з" п. 14 Правил, утв. Постановлением Правительства РФ от 20.11.2000 N 878).
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)Газопровод, расположенный на земельном участке, влечет определенные ограничения в использовании такого участка. Например, в границах охранной зоны газораспределительной сети запрещено строительство, а также обработка почвы сельскохозяйственными и мелиоративными орудиями и механизмами на глубину более 0,3 м (ст. 2 Закона от 31.03.1999 N 69-ФЗ; п. п. 1, 2, пп. "е" п. 3, пп. "а" п. 4, п. 7, пп. "а", "з" п. 14 Правил, утв. Постановлением Правительства РФ от 20.11.2000 N 878).
Нормативные акты
"Земельный кодекс Российской Федерации" от 25.10.2001 N 136-ФЗ
(ред. от 31.07.2025)
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2025)Могут быть установлены следующие виды зон с особыми условиями использования территорий:
(ред. от 31.07.2025)
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2025)Могут быть установлены следующие виды зон с особыми условиями использования территорий:
Постановление Правительства РФ от 20.11.2000 N 878
(ред. от 17.05.2016)
"Об утверждении Правил охраны газораспределительных сетей"ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
(ред. от 17.05.2016)
"Об утверждении Правил охраны газораспределительных сетей"ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
"Объекты земельных правоотношений: монография"
(Мельников Н.Н.)
("ИНФРА-М", 2024)Материалы одного из судебных дел <1> показывают, что уполномоченный орган, основываясь на положениях ст. 56 ЗК РФ и Правил охраны газораспределительных сетей, может в интересах правообладателя охранной зоны вынести постановление об отверждении границ части земельного участка (охранной зоны), которое, в свою очередь, служит основанием для внесения в кадастр недвижимости сведений об обременении земельного участка. По мнению собственника участка, наличие на участке охранной зоны влечет установление сервитута и обременение участка. Однако требование о признании недействительным указанного постановления об утверждении границ части участка (охранной зоны) отклонено судом с указанием на то, что оспариваемым постановлением сервитут не устанавливался, в связи с чем отсутствуют доказательства нарушения прав заявителя.
(Мельников Н.Н.)
("ИНФРА-М", 2024)Материалы одного из судебных дел <1> показывают, что уполномоченный орган, основываясь на положениях ст. 56 ЗК РФ и Правил охраны газораспределительных сетей, может в интересах правообладателя охранной зоны вынести постановление об отверждении границ части земельного участка (охранной зоны), которое, в свою очередь, служит основанием для внесения в кадастр недвижимости сведений об обременении земельного участка. По мнению собственника участка, наличие на участке охранной зоны влечет установление сервитута и обременение участка. Однако требование о признании недействительным указанного постановления об утверждении границ части участка (охранной зоны) отклонено судом с указанием на то, что оспариваемым постановлением сервитут не устанавливался, в связи с чем отсутствуют доказательства нарушения прав заявителя.
Статья: Роль Конституционного Суда России в конституционализации экономической свободы личности
(Плотникова И.Н.)
("Российский юридический журнал", 2022, N 2)При возникновении же коллизий между нормами отраслевого законодательства последние, по утверждению Суда, должны толковаться и применяться в пользу прав и законных интересов человека, исходя из ст. 2 и 18 Конституции РФ. В Постановлении от 11 ноября 2021 г. N 48-П по делу о проверке конституционности положений п. 6 ч. 4 ст. 392 Гражданского процессуального кодекса РФ, п. 1 ст. 222 Гражданского кодекса РФ и ст. 32 Федерального закона "О газоснабжении в Российской Федерации" в связи с жалобой гражданина Ю.В. Тихонова Конституционным Судом РФ были рассмотрены коллизии норм гражданского законодательства (касающиеся защиты прав лица, которое добросовестно возвело жилой дом и иные хозяйственные постройки на принадлежащем ему земельном участке, но при этом не знало и не могло знать об ограничении использования своего земельного участка ввиду его нахождения в охранной зоне газораспределительных сетей) и закона о газоснабжении, предусматривающего снос зданий и сооружений, построенных ближе установленных минимальных расстояний до объектов газоснабжения, за счет их владельца. Суд отметил, что в случае повышенной опасности производственных объектов снос объектов, находящихся в охранных зонах, может быть произведен при условии возмещения собственнику земельного участка всех убытков, возникших в связи с произведенным сносом.
(Плотникова И.Н.)
("Российский юридический журнал", 2022, N 2)При возникновении же коллизий между нормами отраслевого законодательства последние, по утверждению Суда, должны толковаться и применяться в пользу прав и законных интересов человека, исходя из ст. 2 и 18 Конституции РФ. В Постановлении от 11 ноября 2021 г. N 48-П по делу о проверке конституционности положений п. 6 ч. 4 ст. 392 Гражданского процессуального кодекса РФ, п. 1 ст. 222 Гражданского кодекса РФ и ст. 32 Федерального закона "О газоснабжении в Российской Федерации" в связи с жалобой гражданина Ю.В. Тихонова Конституционным Судом РФ были рассмотрены коллизии норм гражданского законодательства (касающиеся защиты прав лица, которое добросовестно возвело жилой дом и иные хозяйственные постройки на принадлежащем ему земельном участке, но при этом не знало и не могло знать об ограничении использования своего земельного участка ввиду его нахождения в охранной зоне газораспределительных сетей) и закона о газоснабжении, предусматривающего снос зданий и сооружений, построенных ближе установленных минимальных расстояний до объектов газоснабжения, за счет их владельца. Суд отметил, что в случае повышенной опасности производственных объектов снос объектов, находящихся в охранных зонах, может быть произведен при условии возмещения собственнику земельного участка всех убытков, возникших в связи с произведенным сносом.
Статья: Застройка земельного участка, занятого чужими инженерными сетями
(Хамидуллин М.Т.)
("Хозяйство и право", 2023, N 4)Если охранные зоны устанавливаются для обеспечения доступа к эксплуатации сети и исключения ее повреждения третьими лицами, то зона минимальных расстояний - в целях обеспечения безопасности зданий и сооружений, не относящихся к этой сети, а также находящихся в них людей в случае возникновения аварийной ситуации <6>. По своему размеру зона минимальных расстояний может значительно превышать охранные зоны. Так, охранная зона наружных газораспределительных сетей, установленная вдоль трассы ее прокладки, как правило, составляет 2 метра с каждой стороны газопровода <7>, однако минимальные расстояния от надземных газопроводов до жилых и административных зданий в зависимости от параметров давления в сети могут достигать от 5 до 10 метров <8>, что в условиях плотной городской застройки может создавать существенные препятствия для реализации девелоперских проектов.
(Хамидуллин М.Т.)
("Хозяйство и право", 2023, N 4)Если охранные зоны устанавливаются для обеспечения доступа к эксплуатации сети и исключения ее повреждения третьими лицами, то зона минимальных расстояний - в целях обеспечения безопасности зданий и сооружений, не относящихся к этой сети, а также находящихся в них людей в случае возникновения аварийной ситуации <6>. По своему размеру зона минимальных расстояний может значительно превышать охранные зоны. Так, охранная зона наружных газораспределительных сетей, установленная вдоль трассы ее прокладки, как правило, составляет 2 метра с каждой стороны газопровода <7>, однако минимальные расстояния от надземных газопроводов до жилых и административных зданий в зависимости от параметров давления в сети могут достигать от 5 до 10 метров <8>, что в условиях плотной городской застройки может создавать существенные препятствия для реализации девелоперских проектов.
"Правовой режим самовольной постройки в системе вещного права: монография"
(Белова Т.В.)
(отв. ред. А.Н. Левушкин)
("Юстицинформ", 2024)Так, Судебная коллегия по экономическим спорам Верховного Суда РФ, рассматривая кассационную жалобу ООО "Газпром трансгаз Чайковский" по делу о сносе самовольной постройки - индивидуального жилого дома, возведенного вблизи границы охранных зон газораспределительных сетей, на строительство которого было получено разрешение и впоследствии зарегистрировано право собственности, указала следующее. Выдача органами местного самоуправления разрешения на строительство объекта на земельном участке, на котором невозможно его возведение, не устраняет установленный законами, градостроительными и строительными нормами и правилами запрет на такое строительство. Статьей 263 ГК РФ на собственника земельного участка также возложена обязанность при возведении на нем зданий и сооружений, осуществлении их перестройки или сноса соблюдать градостроительные и строительные нормы и правила, а также требования о целевом назначении земельного участка. Поскольку правовое регулирование режима земельных участков, на которых расположены объекты системы газоснабжения как опасные производственные объекты, нацелено также на обеспечение благоприятных условий проживания населения, недопущение риска и угрозы наступления аварий и катастроф, выводы судов апелляционной и кассационной инстанций об отказе в удовлетворении иска нельзя считать обоснованными <288>.
(Белова Т.В.)
(отв. ред. А.Н. Левушкин)
("Юстицинформ", 2024)Так, Судебная коллегия по экономическим спорам Верховного Суда РФ, рассматривая кассационную жалобу ООО "Газпром трансгаз Чайковский" по делу о сносе самовольной постройки - индивидуального жилого дома, возведенного вблизи границы охранных зон газораспределительных сетей, на строительство которого было получено разрешение и впоследствии зарегистрировано право собственности, указала следующее. Выдача органами местного самоуправления разрешения на строительство объекта на земельном участке, на котором невозможно его возведение, не устраняет установленный законами, градостроительными и строительными нормами и правилами запрет на такое строительство. Статьей 263 ГК РФ на собственника земельного участка также возложена обязанность при возведении на нем зданий и сооружений, осуществлении их перестройки или сноса соблюдать градостроительные и строительные нормы и правила, а также требования о целевом назначении земельного участка. Поскольку правовое регулирование режима земельных участков, на которых расположены объекты системы газоснабжения как опасные производственные объекты, нацелено также на обеспечение благоприятных условий проживания населения, недопущение риска и угрозы наступления аварий и катастроф, выводы судов апелляционной и кассационной инстанций об отказе в удовлетворении иска нельзя считать обоснованными <288>.
Статья: Правовой статус блочно-модульной котельной: отдельные аспекты отраслевого законодательства
(Тихомирова Л.А.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2022)Исчерпывающий перечень процедур в сфере строительства сетей теплоснабжения и о правилах внесения в него изменений и ведения реестра описаний процедур, указанных в Исчерпывающем перечне процедур в сфере строительства сетей теплоснабжения, утв. Постановлением Правительства РФ от 17.04.2017 N 452, в разд. 4 определял процедуры, связанные с осуществлением строительства и реконструкции (п. п. 59 - 86), а в разд. 5 определял процедуры, связанные с предоставлением разрешения на ввод объекта в эксплуатацию, государственной регистрацией прав на построенный объект (п. п. 87 - 96). Каждая из обозначенных в разд. 4 и 5 Исчерпывающего перечня процедур N 452 также предполагала свою этапность. Так, разд. 4 предусматривал следующие процедуры: представление разрешения на использование земель или земельного участка, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитута, публичного сервитута; представление решения о согласовании осуществления действий в охранных зонах объектов электросетевого хозяйства; представление решения о согласовании осуществления действий в охранных зонах объектов по производству электрической энергии; представление разрешения на производство работ в охранной зоне магистрального трубопровода; представление разрешения на производство работ в охранной зоне газораспределительной сети; представление разрешения на производство работ в охранной зоне геодезического пункта; представление согласия на производство работ, связанных с вскрытием грунта в охранной зоне линии связи или линии радиофикации; представление разрешения на строительство; внесение изменений в разрешение на строительство (в том числе в связи с необходимостью продления срока действия разрешения на строительство); направление извещения о начале строительства; направление извещения о возникновении аварийной ситуации на объекте капитального строительства; направление извещения об обнаружении объекта, обладающего признаками объекта культурного наследия; направление извещения о сроках завершения работ, которые подлежат проверке; проведение проверок государственного строительного надзора; проведение проверок государственного экологического надзора; представление результатов экспертизы, обследований, лабораторных и иных испытаний выполненных работ и применяемых строительных материалов, назначенных органом государственного строительного надзора; направление извещения об устранении нарушений; заключение договора теплоснабжения строящегося (не введенного в эксплуатацию) объекта на период строительства; подписание акта комиссии о приемке теплоносителя для тепловых энергоустановок после пусконаладочных работ и комплексного опробования; представление акта проверки законченного строительством объекта капитального строительства при осуществлении государственного строительного надзора; подписание акта о готовности внутриплощадочных и внутридомовых сетей и оборудования подключаемого объекта к подаче тепловой энергии и теплоносителя; подписание акта о подключении объекта капитального строительства к системе теплоснабжения. Раздел 5 Исчерпывающего перечня процедур N 452 предусматривал следующие процедуры: представление технического плана объекта капитального строительства с инженерными сетями; представление заключения федерального государственного экологического надзора; представление заключения о соответствии построенного, реконструированного объекта капитального строительства требованиям технических регламентов и проектной документации, в том числе требованиям энергетической эффективности и требованиям оснащенности объекта капитального строительства приборами учета используемых энергетических ресурсов; представление разрешения на ввод объекта в эксплуатацию; предоставление временного разрешения, разрешения на допуск в эксплуатацию объектов по производству электрической энергии, объектов электросетевого хозяйства, энергопринимающих установок органа федерального государственного энергетического надзора (применяется в случаях, предусмотренных нормативными правовыми актами Российской Федерации); предоставление временного разрешения, разрешения на допуск в эксплуатацию объектов теплоснабжения и теплопотребляющих установок органа федерального государственного энергетического надзора (применяется в случаях, предусмотренных нормативными правовыми актами Российской Федерации); заключение договора теплоснабжения; присвоение адреса объекту капитального строительства; государственный кадастровый учет объекта недвижимости; государственная регистрация права собственности на тепловую сеть.
(Тихомирова Л.А.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2022)Исчерпывающий перечень процедур в сфере строительства сетей теплоснабжения и о правилах внесения в него изменений и ведения реестра описаний процедур, указанных в Исчерпывающем перечне процедур в сфере строительства сетей теплоснабжения, утв. Постановлением Правительства РФ от 17.04.2017 N 452, в разд. 4 определял процедуры, связанные с осуществлением строительства и реконструкции (п. п. 59 - 86), а в разд. 5 определял процедуры, связанные с предоставлением разрешения на ввод объекта в эксплуатацию, государственной регистрацией прав на построенный объект (п. п. 87 - 96). Каждая из обозначенных в разд. 4 и 5 Исчерпывающего перечня процедур N 452 также предполагала свою этапность. Так, разд. 4 предусматривал следующие процедуры: представление разрешения на использование земель или земельного участка, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитута, публичного сервитута; представление решения о согласовании осуществления действий в охранных зонах объектов электросетевого хозяйства; представление решения о согласовании осуществления действий в охранных зонах объектов по производству электрической энергии; представление разрешения на производство работ в охранной зоне магистрального трубопровода; представление разрешения на производство работ в охранной зоне газораспределительной сети; представление разрешения на производство работ в охранной зоне геодезического пункта; представление согласия на производство работ, связанных с вскрытием грунта в охранной зоне линии связи или линии радиофикации; представление разрешения на строительство; внесение изменений в разрешение на строительство (в том числе в связи с необходимостью продления срока действия разрешения на строительство); направление извещения о начале строительства; направление извещения о возникновении аварийной ситуации на объекте капитального строительства; направление извещения об обнаружении объекта, обладающего признаками объекта культурного наследия; направление извещения о сроках завершения работ, которые подлежат проверке; проведение проверок государственного строительного надзора; проведение проверок государственного экологического надзора; представление результатов экспертизы, обследований, лабораторных и иных испытаний выполненных работ и применяемых строительных материалов, назначенных органом государственного строительного надзора; направление извещения об устранении нарушений; заключение договора теплоснабжения строящегося (не введенного в эксплуатацию) объекта на период строительства; подписание акта комиссии о приемке теплоносителя для тепловых энергоустановок после пусконаладочных работ и комплексного опробования; представление акта проверки законченного строительством объекта капитального строительства при осуществлении государственного строительного надзора; подписание акта о готовности внутриплощадочных и внутридомовых сетей и оборудования подключаемого объекта к подаче тепловой энергии и теплоносителя; подписание акта о подключении объекта капитального строительства к системе теплоснабжения. Раздел 5 Исчерпывающего перечня процедур N 452 предусматривал следующие процедуры: представление технического плана объекта капитального строительства с инженерными сетями; представление заключения федерального государственного экологического надзора; представление заключения о соответствии построенного, реконструированного объекта капитального строительства требованиям технических регламентов и проектной документации, в том числе требованиям энергетической эффективности и требованиям оснащенности объекта капитального строительства приборами учета используемых энергетических ресурсов; представление разрешения на ввод объекта в эксплуатацию; предоставление временного разрешения, разрешения на допуск в эксплуатацию объектов по производству электрической энергии, объектов электросетевого хозяйства, энергопринимающих установок органа федерального государственного энергетического надзора (применяется в случаях, предусмотренных нормативными правовыми актами Российской Федерации); предоставление временного разрешения, разрешения на допуск в эксплуатацию объектов теплоснабжения и теплопотребляющих установок органа федерального государственного энергетического надзора (применяется в случаях, предусмотренных нормативными правовыми актами Российской Федерации); заключение договора теплоснабжения; присвоение адреса объекту капитального строительства; государственный кадастровый учет объекта недвижимости; государственная регистрация права собственности на тепловую сеть.
"Юридический справочник застройщика"
(9-я редакция)
(под ред. Д.С. Некрестьянова)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)6) огораживать и перегораживать охранные зоны, препятствовать доступу персонала эксплуатационных организаций к газораспределительным сетям, проведению обслуживания и устранению повреждений газораспределительных сетей;
(9-я редакция)
(под ред. Д.С. Некрестьянова)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)6) огораживать и перегораживать охранные зоны, препятствовать доступу персонала эксплуатационных организаций к газораспределительным сетям, проведению обслуживания и устранению повреждений газораспределительных сетей;
Статья: Порядок подключения к сетям газоснабжения
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)4) о предоставлении согласия собственников земельных участков, расположенных в границах территории ведения садоводства, на установление охранных зон газораспределительных сетей, созданных в рамках догазификации, и наложение в случаях, предусмотренных Правилами охраны газораспределительных сетей, утв. Постановлением Правительства РФ от 20.11.2000 N 878, ограничений (обременений).
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)4) о предоставлении согласия собственников земельных участков, расположенных в границах территории ведения садоводства, на установление охранных зон газораспределительных сетей, созданных в рамках догазификации, и наложение в случаях, предусмотренных Правилами охраны газораспределительных сетей, утв. Постановлением Правительства РФ от 20.11.2000 N 878, ограничений (обременений).