Охранная зона заповедника
Подборка наиболее важных документов по запросу Охранная зона заповедника (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Перечень позиций высших судов к ст. 27 ЗК РФ "Ограничения оборотоспособности земельных участков"2.2.1. Нормативным актом субъекта РФ о создании охранной зоны государственного природного заповедника не может быть запрещено изменять в результате сделок размеры ранее предоставленных гражданам земельных участков на территории этой зоны (позиция ВС РФ) >>>
Позиция ВС РФ: Нормативным актом субъекта РФ о создании охранной зоны государственного природного заповедника не может быть запрещено изменять в результате сделок размеры ранее предоставленных гражданам земельных участков на территории этой зоны
Определение Верховного Суда РФ от 21.01.2009 N 11-Г08-19
Применимые нормы: п. п. 2, 4 ст. 27 ЗК РФУстановив запрет на изменение размеров ранее предоставленных гражданам земельных участков в результате сделок с ними (наследования, дарения, купли-продажи и пр.), субъект РФ, по существу, лишил граждан - собственников земельных участков права на совершение гражданско-правовых сделок с земельными участками, на предусмотренные Земельным кодексом РФ раздел, выдел, объединение земельных участков и т.д. В перечень изъятых из оборота земельных участков (п. 4 ст. 27 ЗК РФ) принадлежащие гражданам земельные участки, которые находятся в охранной зоне заповедника, не включены.
Определение Верховного Суда РФ от 21.01.2009 N 11-Г08-19
Применимые нормы: п. п. 2, 4 ст. 27 ЗК РФУстановив запрет на изменение размеров ранее предоставленных гражданам земельных участков в результате сделок с ними (наследования, дарения, купли-продажи и пр.), субъект РФ, по существу, лишил граждан - собственников земельных участков права на совершение гражданско-правовых сделок с земельными участками, на предусмотренные Земельным кодексом РФ раздел, выдел, объединение земельных участков и т.д. В перечень изъятых из оборота земельных участков (п. 4 ст. 27 ЗК РФ) принадлежащие гражданам земельные участки, которые находятся в охранной зоне заповедника, не включены.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Межотраслевые связи гражданского и экологического права и их влияние на зеленую экономику
(Федорова П.А.)
("Гражданское право", 2025, N 3)Ограничения прав собственников (например, земельных участков) необходимо отличать от пределов их правомочий, предусмотренных законодательством. Например, запрет размещения на участке свалки отходов или определение этажности постройки являются не ограничениями, а законодательными пределами права частной собственности. Ограничения же возникают тогда, когда происходит сужение объема предоставленных законом правомочий собственника (например, в случаях, когда земельный участок попал в охранную зону заповедника). В целом же основные виды ограничений прав земельных собственников перечислены в ст. 56 ЗК РФ: ограничения использования земельных участков в зонах с особыми условиями использования территории; установление особых условий охраны окружающей среды (отдельных природных объектов); ограничения прав собственников в связи с резервированием земельных участков для государственных (муниципальных) нужд. Дальнейшее развитие системы ограничений права собственности и иных прав на природные ресурсы (главным образом землю) в рамках задач перехода к зеленой экономике может идти в направлении нормативного закрепления экологических сервитутов; установлении ограничений прав собственников в интересах размещения объектов возобновляемой энергетики или объектов цифровой инфраструктуры; ограничений использования удобрений на участках, расположенных рядом с местами выращивания органических аграрных продуктов.
(Федорова П.А.)
("Гражданское право", 2025, N 3)Ограничения прав собственников (например, земельных участков) необходимо отличать от пределов их правомочий, предусмотренных законодательством. Например, запрет размещения на участке свалки отходов или определение этажности постройки являются не ограничениями, а законодательными пределами права частной собственности. Ограничения же возникают тогда, когда происходит сужение объема предоставленных законом правомочий собственника (например, в случаях, когда земельный участок попал в охранную зону заповедника). В целом же основные виды ограничений прав земельных собственников перечислены в ст. 56 ЗК РФ: ограничения использования земельных участков в зонах с особыми условиями использования территории; установление особых условий охраны окружающей среды (отдельных природных объектов); ограничения прав собственников в связи с резервированием земельных участков для государственных (муниципальных) нужд. Дальнейшее развитие системы ограничений права собственности и иных прав на природные ресурсы (главным образом землю) в рамках задач перехода к зеленой экономике может идти в направлении нормативного закрепления экологических сервитутов; установлении ограничений прав собственников в интересах размещения объектов возобновляемой энергетики или объектов цифровой инфраструктуры; ограничений использования удобрений на участках, расположенных рядом с местами выращивания органических аграрных продуктов.
Статья: Буферные зоны объектов всемирного природного наследия в российской и зарубежной практике
(Колобов Р.Ю.)
("Актуальные проблемы российского права", 2025, N 2)Анализ имеющихся в публичном доступе документов не позволяет прийти к однозначному выводу о принятии такого решения в отношении ОВПН "Природный комплекс заповедника "Остров Врангеля". В информационной карточке на сайте Центра указывается площадь буферной зоны этого объекта - 3 745 300 га <34>. Однако решений Комитета о ее утверждении обнаружить не удалось. В 2017 г. реагирующая мониторинговая миссия Центра и МСОП указывает, что национальный режим охранной зоны заповедника "не зарегистрирован официально в Центре как буферная зона объекта", и рекомендует утвердить ее в качестве таковой <35>.
(Колобов Р.Ю.)
("Актуальные проблемы российского права", 2025, N 2)Анализ имеющихся в публичном доступе документов не позволяет прийти к однозначному выводу о принятии такого решения в отношении ОВПН "Природный комплекс заповедника "Остров Врангеля". В информационной карточке на сайте Центра указывается площадь буферной зоны этого объекта - 3 745 300 га <34>. Однако решений Комитета о ее утверждении обнаружить не удалось. В 2017 г. реагирующая мониторинговая миссия Центра и МСОП указывает, что национальный режим охранной зоны заповедника "не зарегистрирован официально в Центре как буферная зона объекта", и рекомендует утвердить ее в качестве таковой <35>.
Нормативные акты
Постановление Правительства РФ от 19.02.2015 N 138
(ред. от 04.10.2021)
"Об утверждении Правил создания охранных зон отдельных категорий особо охраняемых природных территорий, установления их границ, определения режима охраны и использования земельных участков и водных объектов в границах таких зон"II. Создание охранных зон государственных природных
(ред. от 04.10.2021)
"Об утверждении Правил создания охранных зон отдельных категорий особо охраняемых природных территорий, установления их границ, определения режима охраны и использования земельных участков и водных объектов в границах таких зон"II. Создание охранных зон государственных природных
Приказ Минприроды России от 24.01.2014 N 36
"Об утверждении Положения об охранной зоне государственного природного заповедника "Нургуш"
(Зарегистрировано в Минюсте России 03.04.2014 N 31807)Зарегистрировано в Минюсте России 3 апреля 2014 г. N 31807
"Об утверждении Положения об охранной зоне государственного природного заповедника "Нургуш"
(Зарегистрировано в Минюсте России 03.04.2014 N 31807)Зарегистрировано в Минюсте России 3 апреля 2014 г. N 31807
"Юридический справочник застройщика"
(9-я редакция)
(под ред. Д.С. Некрестьянова)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)<2> См., напр., Приказ Минприроды России от 24.01.2014 N 36 "Об утверждении Положения об охранной зоне государственного природного заповедника "Нургуш", Приказ Минприроды России от 21.12.2021 N 981 "Об утверждении Положения о Кавказском государственном природном биосферном заповеднике".
(9-я редакция)
(под ред. Д.С. Некрестьянова)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)<2> См., напр., Приказ Минприроды России от 24.01.2014 N 36 "Об утверждении Положения об охранной зоне государственного природного заповедника "Нургуш", Приказ Минприроды России от 21.12.2021 N 981 "Об утверждении Положения о Кавказском государственном природном биосферном заповеднике".
Статья: Роль эколого-правовых запретов в обеспечении устойчивого природопользования
(Хлуденева Н.И.)
("Экологическое право", 2025, N 1)Так, в целях предотвращения неблагоприятных антропогенных воздействий на государственные природные заповедники на прилегающих к ним земельных участках и водных объектах законодательством предусмотрено создание охранных зон, в границах которых не допускается реализация деятельности, оказывающей негативное воздействие на естественные экологические системы, природные комплексы и объекты, являющиеся средой обитания объектов растительного и животного мира <19>. Соблюдение данного запрета позволяет не допустить негативные изменения качества окружающей среды не только в границах охранных зон государственных природных заповедников, но и на территории этой категории особо охраняемых природных территорий.
(Хлуденева Н.И.)
("Экологическое право", 2025, N 1)Так, в целях предотвращения неблагоприятных антропогенных воздействий на государственные природные заповедники на прилегающих к ним земельных участках и водных объектах законодательством предусмотрено создание охранных зон, в границах которых не допускается реализация деятельности, оказывающей негативное воздействие на естественные экологические системы, природные комплексы и объекты, являющиеся средой обитания объектов растительного и животного мира <19>. Соблюдение данного запрета позволяет не допустить негативные изменения качества окружающей среды не только в границах охранных зон государственных природных заповедников, но и на территории этой категории особо охраняемых природных территорий.
Статья: О значении особоохраняемых природных территорий в достижении целей зеленой экономики: правовой аспект
(Рыженков А.Я.)
("Юрист", 2022, N 10)3) требует уточнения порядок изменения границ и прекращения деятельности ООПТ. В настоящий момент Федеральный закон "Об особо охраняемых природных территориях" достаточно подробно регламентирует только вопрос о создании ООПТ, косвенно упоминает возможность изменения его границ, однако остается пробельным вопрос об основаниях и процедуре прекращения деятельности ООПТ. Теоретически таких оснований может быть два: исполнение международных обязательств Российской Федерации или полная утрата научной, природоохранной и иной ценности природных объектов и комплексов, для охраны которых была создана ООПТ. Отсутствие таких юридически четких процедур порождает конфликты между природоохранными и экономическими целями (например, сокращение охранной зоны Большого арктического заповедника в целях расширения добычи коксующего угля для его экспорта в Индию);
(Рыженков А.Я.)
("Юрист", 2022, N 10)3) требует уточнения порядок изменения границ и прекращения деятельности ООПТ. В настоящий момент Федеральный закон "Об особо охраняемых природных территориях" достаточно подробно регламентирует только вопрос о создании ООПТ, косвенно упоминает возможность изменения его границ, однако остается пробельным вопрос об основаниях и процедуре прекращения деятельности ООПТ. Теоретически таких оснований может быть два: исполнение международных обязательств Российской Федерации или полная утрата научной, природоохранной и иной ценности природных объектов и комплексов, для охраны которых была создана ООПТ. Отсутствие таких юридически четких процедур порождает конфликты между природоохранными и экономическими целями (например, сокращение охранной зоны Большого арктического заповедника в целях расширения добычи коксующего угля для его экспорта в Индию);