Охранная зона оопт
Подборка наиболее важных документов по запросу Охранная зона оопт (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Перечень позиций высших судов к ст. 27 ЗК РФ "Ограничения оборотоспособности земельных участков"1.1.1. Земельные участки, расположенные в границах охранных зон особо охраняемых природных территорий, не являются изъятыми из оборота или ограниченными в обороте (позиция ВС РФ) >>>
Позиция ВС РФ: Земельные участки, расположенные в границах охранных зон особо охраняемых природных территорий, не являются изъятыми из оборота или ограниченными в обороте
Определение Верховного Суда РФ от 28.05.2015 N 58-КГ15-2
Применимые нормы: ст. 27, п. п. 1, 4 ст. 95 ЗК РФПозиция ВС РФ: Земельные участки, расположенные в границах охранных зон особо охраняемых природных территорий, не являются изъятыми из оборота или ограниченными в обороте
Определение Верховного Суда РФ от 28.05.2015 N 58-КГ15-2
Применимые нормы: ст. 27, п. п. 1, 4 ст. 95 ЗК РФПозиция ВС РФ: Земельные участки, расположенные в границах охранных зон особо охраняемых природных территорий, не являются изъятыми из оборота или ограниченными в обороте
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
"Юридический справочник застройщика"
(9-я редакция)
(под ред. Д.С. Некрестьянова)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)1.4.12. Охранная зона особо охраняемой природной территории
(9-я редакция)
(под ред. Д.С. Некрестьянова)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)1.4.12. Охранная зона особо охраняемой природной территории
Статья: Правовой режим земель особо охраняемых природных территорий Арктической зоны России
(Яковлева Т.А.)
("Электронное приложение к "Российскому юридическому журналу", 2021, N 4)С 2018 г. Федеральный закон от 14 марта 1995 г. N 33-ФЗ (ред. от 30 декабря 2020 г.) "Об особо охраняемых природных территориях" (далее - ФЗ об ООПТ) претерпевает изменения: земли и природные ресурсы государственных природных заповедников и национальных парков отнесены к федеральной собственности (земельные участки не подлежат отчуждению); установлен порядок признания объектов капитального строительства на земельных участках государственных природных заповедников и национальных парков самовольной постройкой; разработан режим охранных зон ООПТ; предусмотрена возможность включения населенных пунктов в состав ООПТ, изменения границ земель ООПТ регионального и местного значения в связи со строительством Байкало-Амурской и Транссибирской железнодорожных магистралей.
(Яковлева Т.А.)
("Электронное приложение к "Российскому юридическому журналу", 2021, N 4)С 2018 г. Федеральный закон от 14 марта 1995 г. N 33-ФЗ (ред. от 30 декабря 2020 г.) "Об особо охраняемых природных территориях" (далее - ФЗ об ООПТ) претерпевает изменения: земли и природные ресурсы государственных природных заповедников и национальных парков отнесены к федеральной собственности (земельные участки не подлежат отчуждению); установлен порядок признания объектов капитального строительства на земельных участках государственных природных заповедников и национальных парков самовольной постройкой; разработан режим охранных зон ООПТ; предусмотрена возможность включения населенных пунктов в состав ООПТ, изменения границ земель ООПТ регионального и местного значения в связи со строительством Байкало-Амурской и Транссибирской железнодорожных магистралей.
Нормативные акты
"Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" от 30.12.2001 N 195-ФЗ
(ред. от 04.11.2025)1. Органы, осуществляющие государственный надзор в области охраны и использования особо охраняемых природных территорий, рассматривают дела об административных правонарушениях, предусмотренных частью 2 статьи 7.2 (в части уничтожения или повреждения на особо охраняемых природных территориях либо в их охранных зонах знаков, устанавливаемых пользователями животным миром, уполномоченным федеральным органом исполнительной власти по охране, контролю и регулированию использования объектов животного мира и среды их обитания, федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим федеральный государственный контроль (надзор) в области рыболовства и сохранения водных биологических ресурсов, зданий и других сооружений, принадлежащих указанным пользователям и органам; уничтожения или повреждения на особо охраняемых природных территориях либо в их охранных зонах скважин государственной опорной наблюдательной сети, наблюдательных режимных створов на водных объектах, в том числе на подземных водных объектах, специальных информационных знаков, определяющих границы прибрежных защитных полос и водоохранных зон водных объектов, в том числе прибрежных полос внутренних морских вод и территориального моря Российской Федерации, знаков, информирующих граждан об ограничении водопользования на водных объектах общего пользования; уничтожения или повреждения на особо охраняемых природных территориях либо в их охранных зонах знаков особо охраняемых природных территорий, лесоустроительных или лесохозяйственных знаков), статьей 7.4 (в части необеспечения сохранности особо охраняемых природных территорий и объектов окружающей среды при пользовании недрами), статьей 7.6 (в части водных объектов, расположенных на особо охраняемых природных территориях либо в их охранных зонах), статьями 7.7 - 7.10 (в части административных правонарушений, совершенных на особо охраняемых природных территориях либо в их охранных зонах), частью 1 статьи 7.11 (в части административных правонарушений, совершенных на особо охраняемых природных территориях либо в их охранных зонах), статьями 8.5 - 8.9 (в части административных правонарушений, совершенных на особо охраняемых природных территориях либо в их охранных зонах), статьями 8.12 - 8.14 (в части административных правонарушений, совершенных на особо охраняемых природных территориях либо в их охранных зонах), частью 1 статьи 8.16 (в части административных правонарушений, совершенных на особо охраняемых природных территориях либо в их охранных зонах), статьями 8.17 и 8.18 (в части административных правонарушений, совершенных на особо охраняемых природных территориях либо в их охранных зонах), статьей 8.21 (в части административных правонарушений, совершенных на особо охраняемых природных территориях либо в их охранных зонах), статьями 8.25 - 8.36 (в части административных правонарушений, совершенных на особо охраняемых природных территориях либо в их охранных зонах), частями 1, 1.1, 2 и 3 статьи 8.37 (в части административных правонарушений, совершенных на особо охраняемых природных территориях либо в их охранных зонах), статьей 8.38 (в части административных правонарушений, совершенных на особо охраняемых природных территориях либо в их охранных зонах), статьей 8.39, статьей 8.45.1 (в части административных правонарушений, совершенных на особо охраняемых природных территориях либо в их охранных зонах), статьей 8.48 (в части административных правонарушений, совершенных на особо охраняемых природных территориях федерального значения), частями 11 - 15, 20, 21 статьи 14.51 (в части административных правонарушений, совершенных на особо охраняемых природных территориях) настоящего Кодекса.
(ред. от 04.11.2025)1. Органы, осуществляющие государственный надзор в области охраны и использования особо охраняемых природных территорий, рассматривают дела об административных правонарушениях, предусмотренных частью 2 статьи 7.2 (в части уничтожения или повреждения на особо охраняемых природных территориях либо в их охранных зонах знаков, устанавливаемых пользователями животным миром, уполномоченным федеральным органом исполнительной власти по охране, контролю и регулированию использования объектов животного мира и среды их обитания, федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим федеральный государственный контроль (надзор) в области рыболовства и сохранения водных биологических ресурсов, зданий и других сооружений, принадлежащих указанным пользователям и органам; уничтожения или повреждения на особо охраняемых природных территориях либо в их охранных зонах скважин государственной опорной наблюдательной сети, наблюдательных режимных створов на водных объектах, в том числе на подземных водных объектах, специальных информационных знаков, определяющих границы прибрежных защитных полос и водоохранных зон водных объектов, в том числе прибрежных полос внутренних морских вод и территориального моря Российской Федерации, знаков, информирующих граждан об ограничении водопользования на водных объектах общего пользования; уничтожения или повреждения на особо охраняемых природных территориях либо в их охранных зонах знаков особо охраняемых природных территорий, лесоустроительных или лесохозяйственных знаков), статьей 7.4 (в части необеспечения сохранности особо охраняемых природных территорий и объектов окружающей среды при пользовании недрами), статьей 7.6 (в части водных объектов, расположенных на особо охраняемых природных территориях либо в их охранных зонах), статьями 7.7 - 7.10 (в части административных правонарушений, совершенных на особо охраняемых природных территориях либо в их охранных зонах), частью 1 статьи 7.11 (в части административных правонарушений, совершенных на особо охраняемых природных территориях либо в их охранных зонах), статьями 8.5 - 8.9 (в части административных правонарушений, совершенных на особо охраняемых природных территориях либо в их охранных зонах), статьями 8.12 - 8.14 (в части административных правонарушений, совершенных на особо охраняемых природных территориях либо в их охранных зонах), частью 1 статьи 8.16 (в части административных правонарушений, совершенных на особо охраняемых природных территориях либо в их охранных зонах), статьями 8.17 и 8.18 (в части административных правонарушений, совершенных на особо охраняемых природных территориях либо в их охранных зонах), статьей 8.21 (в части административных правонарушений, совершенных на особо охраняемых природных территориях либо в их охранных зонах), статьями 8.25 - 8.36 (в части административных правонарушений, совершенных на особо охраняемых природных территориях либо в их охранных зонах), частями 1, 1.1, 2 и 3 статьи 8.37 (в части административных правонарушений, совершенных на особо охраняемых природных территориях либо в их охранных зонах), статьей 8.38 (в части административных правонарушений, совершенных на особо охраняемых природных территориях либо в их охранных зонах), статьей 8.39, статьей 8.45.1 (в части административных правонарушений, совершенных на особо охраняемых природных территориях либо в их охранных зонах), статьей 8.48 (в части административных правонарушений, совершенных на особо охраняемых природных территориях федерального значения), частями 11 - 15, 20, 21 статьи 14.51 (в части административных правонарушений, совершенных на особо охраняемых природных территориях) настоящего Кодекса.
Постановление Правительства РФ от 19.02.2015 N 138
(ред. от 04.10.2021)
"Об утверждении Правил создания охранных зон отдельных категорий особо охраняемых природных территорий, установления их границ, определения режима охраны и использования земельных участков и водных объектов в границах таких зон"ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
(ред. от 04.10.2021)
"Об утверждении Правил создания охранных зон отдельных категорий особо охраняемых природных территорий, установления их границ, определения режима охраны и использования земельных участков и водных объектов в границах таких зон"ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Статья: Базы отдыха и туристические базы
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Таким образом, туристские базы и базы отдыха представляют собой тип средства размещения, в которых предоставляются услуги средств размещения, услуги по организации досуга и отдыха и которые используются для временного размещения и обеспечения временного проживания физических лиц в отдельных зданиях, строениях и сооружениях, расположенных на едином земельном участке или смежных земельных участках. Они располагаются в сельской местности, в горной местности, в лесу (в том числе на земельных участках в пределах особо охраняемых природных территорий и охранных зон особо охраняемых природных территорий в соответствии с законодательством РФ об особо охраняемых природных территориях), на берегу водоема (Апелляционное определение Верховного суда Республики Дагестан от 20.06.2024 N 33-4877/2024 (УИД 05RS0024-01-2023-000379-05) (Определением Пятого кассационного суда общей юрисдикции от 28.01.2025 по делу N 88-534/2025 данное Определение оставлено без изменения)). При этом на них распространяется действие Положения о классификации средств размещения и Правила предоставления гостиничных услуг.
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Таким образом, туристские базы и базы отдыха представляют собой тип средства размещения, в которых предоставляются услуги средств размещения, услуги по организации досуга и отдыха и которые используются для временного размещения и обеспечения временного проживания физических лиц в отдельных зданиях, строениях и сооружениях, расположенных на едином земельном участке или смежных земельных участках. Они располагаются в сельской местности, в горной местности, в лесу (в том числе на земельных участках в пределах особо охраняемых природных территорий и охранных зон особо охраняемых природных территорий в соответствии с законодательством РФ об особо охраняемых природных территориях), на берегу водоема (Апелляционное определение Верховного суда Республики Дагестан от 20.06.2024 N 33-4877/2024 (УИД 05RS0024-01-2023-000379-05) (Определением Пятого кассационного суда общей юрисдикции от 28.01.2025 по делу N 88-534/2025 данное Определение оставлено без изменения)). При этом на них распространяется действие Положения о классификации средств размещения и Правила предоставления гостиничных услуг.
"Роль муниципального контроля в развитии комфортной городской среды: монография"
(Нарутто С.В., Ряшин М.П.)
(отв. ред. С.В. Нарутто)
("НОРМА", "ИНФРА-М", 2024)Предметом муниципального контроля в области охраны и использования особо охраняемых природных территорий местного значения в соответствии с п. "в" ч. 2 ст. 33 Закона N 33-ФЗ является соблюдение юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами на особо охраняемых природных территориях местного значения обязательных требований, установленных данным Законом, другими федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами РФ, нормативными правовыми актами субъектов РФ в области охраны и использования особо охраняемых природных территорий, касающихся: 1) режима особо охраняемой природной территории; 2) особого правового режима использования земельных участков, водных объектов, природных ресурсов и иных объектов недвижимости, расположенных в границах особо охраняемых природных территорий; 3) режима охранных зон особо охраняемых природных территорий.
(Нарутто С.В., Ряшин М.П.)
(отв. ред. С.В. Нарутто)
("НОРМА", "ИНФРА-М", 2024)Предметом муниципального контроля в области охраны и использования особо охраняемых природных территорий местного значения в соответствии с п. "в" ч. 2 ст. 33 Закона N 33-ФЗ является соблюдение юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами на особо охраняемых природных территориях местного значения обязательных требований, установленных данным Законом, другими федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами РФ, нормативными правовыми актами субъектов РФ в области охраны и использования особо охраняемых природных территорий, касающихся: 1) режима особо охраняемой природной территории; 2) особого правового режима использования земельных участков, водных объектов, природных ресурсов и иных объектов недвижимости, расположенных в границах особо охраняемых природных территорий; 3) режима охранных зон особо охраняемых природных территорий.
"Рекультивация земель: особенности и проблемы правового регулирования"
(Тихомирова Л.А.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)11) объекты государственной экологической экспертизы, указанные в Федеральном законе от 30 ноября 1995 года N 187-ФЗ "О континентальном шельфе Российской Федерации", Федеральном законе от 17 декабря 1998 года N 191-ФЗ "Об исключительной экономической зоне Российской Федерации", Федеральном законе от 31 июля 1998 года N 155-ФЗ "О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации", за исключением документов и (или) документации, обосновывающих хозяйственную и иную деятельность в области рыболовства (за исключением объектов государственной экологической экспертизы, указанных в подп. 18 настоящего пункта), а также в области пастбищной аквакультуры вне границ особо охраняемых природных территорий и охранных зон особо охраняемых природных территорий;
(Тихомирова Л.А.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)11) объекты государственной экологической экспертизы, указанные в Федеральном законе от 30 ноября 1995 года N 187-ФЗ "О континентальном шельфе Российской Федерации", Федеральном законе от 17 декабря 1998 года N 191-ФЗ "Об исключительной экономической зоне Российской Федерации", Федеральном законе от 31 июля 1998 года N 155-ФЗ "О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации", за исключением документов и (или) документации, обосновывающих хозяйственную и иную деятельность в области рыболовства (за исключением объектов государственной экологической экспертизы, указанных в подп. 18 настоящего пункта), а также в области пастбищной аквакультуры вне границ особо охраняемых природных территорий и охранных зон особо охраняемых природных территорий;
Статья: Комментарий к Письму Министерства финансов РФ от 16.06.2023 N 03-07-11/55585 <Может ли база отдыха пользоваться льготой по НДС для гостиниц?>
(Натырова Е.)
("Нормативные акты для бухгалтера", 2023, N 19)База отдыха - это вид гостиницы, расположенной в сельской местности, в горной местности, в лесу (в том числе на земельных участках в пределах особо охраняемых природных территорий и охранных зон особо охраняемых природных территорий), на берегу водоема, не относящихся к лечебно-оздоровительным местностям или курортам.
(Натырова Е.)
("Нормативные акты для бухгалтера", 2023, N 19)База отдыха - это вид гостиницы, расположенной в сельской местности, в горной местности, в лесу (в том числе на земельных участках в пределах особо охраняемых природных территорий и охранных зон особо охраняемых природных территорий), на берегу водоема, не относящихся к лечебно-оздоровительным местностям или курортам.
Статья: Обеспечение экологической безопасности при ликвидации накопленного вреда окружающей среде на объектах в границах особо охраняемых природных территорий: вопросы права и практики
(Мухлынина М.М.)
("Экологическое право", 2024, N 5)Еще одним важным нововведением считаем закрепленный Законом РФ N 449-ФЗ порядок проверки достоверности определения стоимости (сметной) проектов ликвидации НВОС и наблюдения за ходом таких работ, что в настоящее время осуществляют Роспотребнадзор и Росприроднадзор (это стало необходимо после ряда негативных заключений по итогам проверки такой деятельности Счетной палатой России), далее ими будет проведена приоритизация всех объектов и сформирован новый перечень ОНВОС, с перспективой ликвидации таких объектов на 2025 и последующие годы. Отметим, что критерии ОНВОС, которые предполагают ликвидировать в первую очередь, установлены актами Правительства России. К ним относятся: объем, класс опасности отходов, размер занимаемой территории, количество населения, уровень негативного воздействия, в том числе критерии такого воздействия на здоровье людей, в Арктической зоне или на землях ООПТ, в охранной зоне ООПТ, курортов и природных лечебных ресурсов, округе санитарной охраны лечебно-оздоровительных местностей, на БПТ и т.д. <17>. Суммирование полученных значений определяет общее влияние объекта на окружающую среду, на жизнь и здоровье людей.
(Мухлынина М.М.)
("Экологическое право", 2024, N 5)Еще одним важным нововведением считаем закрепленный Законом РФ N 449-ФЗ порядок проверки достоверности определения стоимости (сметной) проектов ликвидации НВОС и наблюдения за ходом таких работ, что в настоящее время осуществляют Роспотребнадзор и Росприроднадзор (это стало необходимо после ряда негативных заключений по итогам проверки такой деятельности Счетной палатой России), далее ими будет проведена приоритизация всех объектов и сформирован новый перечень ОНВОС, с перспективой ликвидации таких объектов на 2025 и последующие годы. Отметим, что критерии ОНВОС, которые предполагают ликвидировать в первую очередь, установлены актами Правительства России. К ним относятся: объем, класс опасности отходов, размер занимаемой территории, количество населения, уровень негативного воздействия, в том числе критерии такого воздействия на здоровье людей, в Арктической зоне или на землях ООПТ, в охранной зоне ООПТ, курортов и природных лечебных ресурсов, округе санитарной охраны лечебно-оздоровительных местностей, на БПТ и т.д. <17>. Суммирование полученных значений определяет общее влияние объекта на окружающую среду, на жизнь и здоровье людей.
Статья: Памятник природы
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Согласно п. 4 ст. 95 ЗК РФ, п. п. 10, 11 ст. 2 Закона об особо охраняемых природных территориях для предотвращения неблагоприятных антропогенных воздействий на памятники природы на прилегающих к ним земельных участках и водных объектах устанавливаются охранные зоны. Положение об охранных зонах указанных особо охраняемых природных территорий утверждается Правительством РФ. Решения об установлении, изменении, о прекращении существования охранных зон особо охраняемых природных территорий принимаются в отношении охранных зон памятников природы федерального значения - федеральным органом исполнительной власти, в ведении которого находятся указанные особо охраняемые природные территории (если иное не предусмотрено Законом Российской Федерации от 15.04.1993 N 4802-1 "О статусе столицы Российской Федерации"); охранных зон памятников природы регионального значения - высшим должностным лицом субъекта РФ. Охранная зона памятника природы относится к зонам с особыми условиями использования территорий (п. 4 ст. 95 ЗК РФ).
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Согласно п. 4 ст. 95 ЗК РФ, п. п. 10, 11 ст. 2 Закона об особо охраняемых природных территориях для предотвращения неблагоприятных антропогенных воздействий на памятники природы на прилегающих к ним земельных участках и водных объектах устанавливаются охранные зоны. Положение об охранных зонах указанных особо охраняемых природных территорий утверждается Правительством РФ. Решения об установлении, изменении, о прекращении существования охранных зон особо охраняемых природных территорий принимаются в отношении охранных зон памятников природы федерального значения - федеральным органом исполнительной власти, в ведении которого находятся указанные особо охраняемые природные территории (если иное не предусмотрено Законом Российской Федерации от 15.04.1993 N 4802-1 "О статусе столицы Российской Федерации"); охранных зон памятников природы регионального значения - высшим должностным лицом субъекта РФ. Охранная зона памятника природы относится к зонам с особыми условиями использования территорий (п. 4 ст. 95 ЗК РФ).
Статья: Охранные зоны
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Например, Постановлением Правительства РФ от 19.02.2015 N 138 утверждены Правила создания охранных зон отдельных категорий особо охраняемых природных территорий, установления их границ, определения режима охраны и использования земельных участков и водных объектов в границах таких зон.
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Например, Постановлением Правительства РФ от 19.02.2015 N 138 утверждены Правила создания охранных зон отдельных категорий особо охраняемых природных территорий, установления их границ, определения режима охраны и использования земельных участков и водных объектов в границах таких зон.