Охрана зеленых насаждений
Подборка наиболее важных документов по запросу Охрана зеленых насаждений (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Позиции судов по спорным вопросам. Административная ответственность и проверки: Административная ответственность за нарушение требований к размещению, обустройству и эксплуатации сезонных (летних) кафе и правил содержания зеленых насаждений в г. Москве
(КонсультантПлюс, 2025)"...в ходе совместной проверки Прокуратурой... с ОЭК... установлено, что ГБУ "А" на земельном участке... допущено нарушение правил содержания зеленых насаждений: отходы и материалы (арматура, шины от автомобилей, железо, скол асфальта и пр.) складированы на расстоянии менее 2,5 м, впритык к зеленым насаждениям (деревьям породы береза, клен), допущено наваливание материалов на корневую систему зеленых насаждений, что является нарушением ст. ст. 2, 7, 9 Закона Москвы от 05 мая 1999 года N 17 "О защите зеленных насаждений", пп. 9.1, 9.3, 9.8 постановления Правительства Москвы от 10 сентября 2002 года N 743-ПП "Об утверждении правил создания, содержания и охраны зеленых насаждений и природных сообществ города Москвы".
(КонсультантПлюс, 2025)"...в ходе совместной проверки Прокуратурой... с ОЭК... установлено, что ГБУ "А" на земельном участке... допущено нарушение правил содержания зеленых насаждений: отходы и материалы (арматура, шины от автомобилей, железо, скол асфальта и пр.) складированы на расстоянии менее 2,5 м, впритык к зеленым насаждениям (деревьям породы береза, клен), допущено наваливание материалов на корневую систему зеленых насаждений, что является нарушением ст. ст. 2, 7, 9 Закона Москвы от 05 мая 1999 года N 17 "О защите зеленных насаждений", пп. 9.1, 9.3, 9.8 постановления Правительства Москвы от 10 сентября 2002 года N 743-ПП "Об утверждении правил создания, содержания и охраны зеленых насаждений и природных сообществ города Москвы".
Перспективы и риски спора в суде общей юрисдикции: Организация (Должностное лицо, Гражданин) обжалует привлечение к ответственности за размещение ТС на территории г. Москвы, занятой зелеными насаждениями
(КонсультантПлюс, 2025)Применимые нормы и разъяснения: ст. 8.25 КоАП г. Москвы, ст. 2.6.1 КоАП РФ, ст. 1 Закона г. Москвы от 13.11.2024 N 27, п. 9.3 Правил создания, содержания и охраны зеленых насаждений г. Москвы, п. 10.31 Правил санитарного содержания территорий в г. Москве, п. п. 26, 27 Постановления Пленума ВС РФ от 25.06.2019 N 20, п. 40 Обзора судебной практики, утв. Президиумом ВС РФ 26.04.2023
(КонсультантПлюс, 2025)Применимые нормы и разъяснения: ст. 8.25 КоАП г. Москвы, ст. 2.6.1 КоАП РФ, ст. 1 Закона г. Москвы от 13.11.2024 N 27, п. 9.3 Правил создания, содержания и охраны зеленых насаждений г. Москвы, п. 10.31 Правил санитарного содержания территорий в г. Москве, п. п. 26, 27 Постановления Пленума ВС РФ от 25.06.2019 N 20, п. 40 Обзора судебной практики, утв. Президиумом ВС РФ 26.04.2023
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: О возможности учета затрат, понесенных на компенсационное озеленение, в счет восстановительной стоимости
(Башарин А.В.)
("Закон", 2021, N 7)2. О распространении норм природоохранного законодательства
(Башарин А.В.)
("Закон", 2021, N 7)2. О распространении норм природоохранного законодательства
Нормативные акты
Приказ Госстроя РФ от 15.12.1999 N 153
"Об утверждении Правил создания, охраны и содержания зеленых насаждений в городах Российской Федерации"6. ОХРАНА НАСАЖДЕНИЙ ОЗЕЛЕНЕННЫХ ТЕРРИТОРИЙ
"Об утверждении Правил создания, охраны и содержания зеленых насаждений в городах Российской Федерации"6. ОХРАНА НАСАЖДЕНИЙ ОЗЕЛЕНЕННЫХ ТЕРРИТОРИЙ
Закон г. Москвы от 13.11.2024 N 27
"Об охране и использовании зеленого фонда в городе Москве"13 ноября 2024 года N 27
"Об охране и использовании зеленого фонда в городе Москве"13 ноября 2024 года N 27
"Роль муниципального контроля в развитии комфортной городской среды: монография"
(Нарутто С.В., Ряшин М.П.)
(отв. ред. С.В. Нарутто)
("НОРМА", "ИНФРА-М", 2024)<3> См.: Апелляционное определение Судебной коллегии по административным делам Верховного Суда РФ от 19 июня 2019 г. N 56-АПА19-11 об оставлении без изменения решения Приморского краевого суда от 4 февраля 2019 г. по делу N 3а-29/2019, которым был удовлетворен административный иск о признании недействующими в части Правил создания, содержания и охраны зеленых насаждений на территории Артемовского городского округа, утв. решением Думы Артемовского городского округа от 30 июля 2015 г. N 507 // СПС "КонсультантПлюс".
(Нарутто С.В., Ряшин М.П.)
(отв. ред. С.В. Нарутто)
("НОРМА", "ИНФРА-М", 2024)<3> См.: Апелляционное определение Судебной коллегии по административным делам Верховного Суда РФ от 19 июня 2019 г. N 56-АПА19-11 об оставлении без изменения решения Приморского краевого суда от 4 февраля 2019 г. по делу N 3а-29/2019, которым был удовлетворен административный иск о признании недействующими в части Правил создания, содержания и охраны зеленых насаждений на территории Артемовского городского округа, утв. решением Думы Артемовского городского округа от 30 июля 2015 г. N 507 // СПС "КонсультантПлюс".
Статья: Обеспечение прав граждан на благоприятную окружающую среду Республики Крым
(Пасечник О.С., Рышкова Л.В.)
("Юрист", 2024, N 3)При решении проблемы законодательного обеспечения охраны зеленых насаждений в Республике Крым (с учетом судебной практики регионов) считаем необходимым дополнить Закон Республики Крым от 25 декабря 2014 г. N 50-ЗРК "Об объектах растительного мира" в части выработки единых начал сохранения объектов растительного мира на всех озелененных территориях региона. Под единым началом сохранения объектов растительного мира на территории региона имеется в виду выработка единых правовых механизмов в части сохранения и развития зеленых насаждений, в том числе на землях муниципальных образований, с учетом норм Федерального закона от 10 января 2002 г. N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" и в части разграничения полномочий органов государственной власти субъектов и муниципальных образований. Например, в части применения механизма компенсационного озеленения.
(Пасечник О.С., Рышкова Л.В.)
("Юрист", 2024, N 3)При решении проблемы законодательного обеспечения охраны зеленых насаждений в Республике Крым (с учетом судебной практики регионов) считаем необходимым дополнить Закон Республики Крым от 25 декабря 2014 г. N 50-ЗРК "Об объектах растительного мира" в части выработки единых начал сохранения объектов растительного мира на всех озелененных территориях региона. Под единым началом сохранения объектов растительного мира на территории региона имеется в виду выработка единых правовых механизмов в части сохранения и развития зеленых насаждений, в том числе на землях муниципальных образований, с учетом норм Федерального закона от 10 января 2002 г. N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" и в части разграничения полномочий органов государственной власти субъектов и муниципальных образований. Например, в части применения механизма компенсационного озеленения.
Статья: Памятники садово-паркового искусства как особо охраняемая природная территория местного значения
(Демичев А.А.)
("Экологическое право", 2025, N 1)ООПТ местного значения "Городской парк", отнесенная к категории "памятник садово-паркового искусства", была создана Постановлением Мэрии города Магадана <11>. Этим же нормативным правовым актом было утверждено положение о данной ООПТ. В п. 1.3 этого положения отмечается, что рассматриваемая нами ООПТ местного значения "является особо значимым и нуждающимся в охране участком зеленых насаждений, имеющих высокую экологическую и эстетическую ценность, и предназначена для использования в рекреационных целях". Одновременно в п. 2.1.1 - 2.1.3 в качестве целей создания "Городского парка" называются сохранение природно-антропогенного комплекса в условиях рекреационного пользования; восстановление нарушенного природно-антропогенного комплекса и создание условий для регулируемого отдыха населения. В реальности же городской парк Магадана функционирует так же, как и тысячи других городских парков России, не объявленных ООПТ местного значения.
(Демичев А.А.)
("Экологическое право", 2025, N 1)ООПТ местного значения "Городской парк", отнесенная к категории "памятник садово-паркового искусства", была создана Постановлением Мэрии города Магадана <11>. Этим же нормативным правовым актом было утверждено положение о данной ООПТ. В п. 1.3 этого положения отмечается, что рассматриваемая нами ООПТ местного значения "является особо значимым и нуждающимся в охране участком зеленых насаждений, имеющих высокую экологическую и эстетическую ценность, и предназначена для использования в рекреационных целях". Одновременно в п. 2.1.1 - 2.1.3 в качестве целей создания "Городского парка" называются сохранение природно-антропогенного комплекса в условиях рекреационного пользования; восстановление нарушенного природно-антропогенного комплекса и создание условий для регулируемого отдыха населения. В реальности же городской парк Магадана функционирует так же, как и тысячи других городских парков России, не объявленных ООПТ местного значения.
"Проблемы строительного права: сборник статей"
(выпуск 3)
(сост. и отв. ред. Н.Б. Щербаков)
("Статут", 2024)Похожая позиция содержится в Апелляционном определении Судебной коллегии по административным делам ВС РФ от 06.03.2019 N 78-АПА19-5. Суд признал недействующим лист 23 приложения 2 к Закону Санкт-Петербурга от 22.12.2005 N 728-99 "О Генеральном плане Санкт-Петербурга" в части отнесения земельного участка к функциональной зоне Р2 (зона зеленых насаждений общего и зеленых насаждений ограниченного пользования с включением объектов, допустимых в соответствии с законодательством об охране зеленых насаждений, включая плоскостные спортивные сооружения) в связи с тем, что в момент принятия соответствующего решения данный земельный участок находился в частной собственности, изменение его функционального назначения в части отнесения к территориям зеленых насаждений общего пользования противоречит установленным региональным законодателем критериям отнесения территорий к территориям зеленых насаждений общего и ограниченного пользования, не допускающим нахождение земельных участков в частной собственности.
(выпуск 3)
(сост. и отв. ред. Н.Б. Щербаков)
("Статут", 2024)Похожая позиция содержится в Апелляционном определении Судебной коллегии по административным делам ВС РФ от 06.03.2019 N 78-АПА19-5. Суд признал недействующим лист 23 приложения 2 к Закону Санкт-Петербурга от 22.12.2005 N 728-99 "О Генеральном плане Санкт-Петербурга" в части отнесения земельного участка к функциональной зоне Р2 (зона зеленых насаждений общего и зеленых насаждений ограниченного пользования с включением объектов, допустимых в соответствии с законодательством об охране зеленых насаждений, включая плоскостные спортивные сооружения) в связи с тем, что в момент принятия соответствующего решения данный земельный участок находился в частной собственности, изменение его функционального назначения в части отнесения к территориям зеленых насаждений общего пользования противоречит установленным региональным законодателем критериям отнесения территорий к территориям зеленых насаждений общего и ограниченного пользования, не допускающим нахождение земельных участков в частной собственности.
Статья: Спор о взыскании ущерба с управляющей компании (на основании судебной практики Московского городского суда)
("Электронный журнал "Помощник адвоката", 2025)1.2. Нормы регионального законодательства: ст. 3 Закона г. Москвы от 13.11.2024 N 27 "Об охране и использовании зеленого фонда в городе Москве", Постановление Правительства Москвы от 29.12.2014 N 834-ПП "Об учреждении Фонда капитального ремонта многоквартирных домов города Москвы", п. 2.1.10 Постановления Правительства Москвы от 14.03.2013 N 146-ПП "О проведении эксперимента по оптимизации деятельности отдельных государственных учреждений города Москвы и государственных унитарных предприятий города Москвы, осуществляющих деятельность в сфере городского хозяйства города Москвы", Постановление Правительства Москвы от 30.09.2003 N 822-ПП "О Методических рекомендациях по оценке жизнеспособности деревьев и правилам их отбора и назначения к вырубке и пересадке", Постановление Правительства Москвы от 10.09.2002 N 743-ПП "Об утверждении Правил создания, содержания и охраны зеленых насаждений и природных сообществ города Москвы", Постановление Правительства Москвы от 09.11.1999 N 1018 "Об утверждении Правил санитарного содержания территорий, организации уборки и обеспечения чистоты и порядка в г. Москве".
("Электронный журнал "Помощник адвоката", 2025)1.2. Нормы регионального законодательства: ст. 3 Закона г. Москвы от 13.11.2024 N 27 "Об охране и использовании зеленого фонда в городе Москве", Постановление Правительства Москвы от 29.12.2014 N 834-ПП "Об учреждении Фонда капитального ремонта многоквартирных домов города Москвы", п. 2.1.10 Постановления Правительства Москвы от 14.03.2013 N 146-ПП "О проведении эксперимента по оптимизации деятельности отдельных государственных учреждений города Москвы и государственных унитарных предприятий города Москвы, осуществляющих деятельность в сфере городского хозяйства города Москвы", Постановление Правительства Москвы от 30.09.2003 N 822-ПП "О Методических рекомендациях по оценке жизнеспособности деревьев и правилам их отбора и назначения к вырубке и пересадке", Постановление Правительства Москвы от 10.09.2002 N 743-ПП "Об утверждении Правил создания, содержания и охраны зеленых насаждений и природных сообществ города Москвы", Постановление Правительства Москвы от 09.11.1999 N 1018 "Об утверждении Правил санитарного содержания территорий, организации уборки и обеспечения чистоты и порядка в г. Москве".
Статья: Генеральный план и правила землепользования и застройки: соотношение и пределы внесения изменений
(Бражникова О.С.)
("Хозяйство и право", 2022, N 8)Аналогичная позиция изложена в Апелляционном определении Судебной коллегии по административным делам Верховного Суда РФ от 6 марта 2019 г. N 78-АПА19-5. Удовлетворяя апелляционную жалобу административного истца, Суд признал не действующим со дня вступления в силу Апелляционного определения лист 23 приложения 2 к Закону Санкт-Петербурга от 22 декабря 2005 г. N 728-99 "О Генеральном плане Санкт-Петербурга" в части отнесения земельного участка к функциональной зоне Р2 (зона зеленых насаждений общего и зеленых насаждений ограниченного пользования с включением объектов, допустимых в соответствии с законодательством об охране зеленых насаждений, включая плоскостные спортивные сооружения).
(Бражникова О.С.)
("Хозяйство и право", 2022, N 8)Аналогичная позиция изложена в Апелляционном определении Судебной коллегии по административным делам Верховного Суда РФ от 6 марта 2019 г. N 78-АПА19-5. Удовлетворяя апелляционную жалобу административного истца, Суд признал не действующим со дня вступления в силу Апелляционного определения лист 23 приложения 2 к Закону Санкт-Петербурга от 22 декабря 2005 г. N 728-99 "О Генеральном плане Санкт-Петербурга" в части отнесения земельного участка к функциональной зоне Р2 (зона зеленых насаждений общего и зеленых насаждений ограниченного пользования с включением объектов, допустимых в соответствии с законодательством об охране зеленых насаждений, включая плоскостные спортивные сооружения).
Ситуация: Что такое порубочный билет и как его получить?
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)Органом, уполномоченным на оформление порубочного билета на санитарные рубки и реконструкцию зеленых насаждений, является Департамент природопользования и охраны окружающей среды г. Москвы. В настоящее время прием запросов об оформлении порубочного билета осуществляется по общему правилу только в электронной форме с использованием Портала госуслуг г. Москвы (далее также - портал). При этом запрос заполняется посредством внесения соответствующих сведений в интерактивную форму на портале (п. 8.1.1 Правил; п. п. 1.3, 2.3.1, 2.4.3, 2.5.1.1 Административного регламента; п. 6 Перечня, утв. Постановлением Правительства Москвы от 21.07.2021 N 1105-ПП).
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)Органом, уполномоченным на оформление порубочного билета на санитарные рубки и реконструкцию зеленых насаждений, является Департамент природопользования и охраны окружающей среды г. Москвы. В настоящее время прием запросов об оформлении порубочного билета осуществляется по общему правилу только в электронной форме с использованием Портала госуслуг г. Москвы (далее также - портал). При этом запрос заполняется посредством внесения соответствующих сведений в интерактивную форму на портале (п. 8.1.1 Правил; п. п. 1.3, 2.3.1, 2.4.3, 2.5.1.1 Административного регламента; п. 6 Перечня, утв. Постановлением Правительства Москвы от 21.07.2021 N 1105-ПП).
Статья: Правовой режим городской растительности в России и зарубежных странах
(Минина Е.Л., Шуплецова Ю.И.)
("Экологическое право", 2024, N 1)В статье отмечается, что правовой режим городской растительности на протяжении многих лет был и остается предметом дискуссий как ученых-юристов, так и практиков. Необходимость установления единых правил правовой охраны зеленых насаждений на землях населенных пунктов на федеральном уровне периодически приводит к появлению новых проектов федеральных законов. Однако, несмотря на все предпринимаемые усилия, такие правила до сих пор не установлены.
(Минина Е.Л., Шуплецова Ю.И.)
("Экологическое право", 2024, N 1)В статье отмечается, что правовой режим городской растительности на протяжении многих лет был и остается предметом дискуссий как ученых-юристов, так и практиков. Необходимость установления единых правил правовой охраны зеленых насаждений на землях населенных пунктов на федеральном уровне периодически приводит к появлению новых проектов федеральных законов. Однако, несмотря на все предпринимаемые усилия, такие правила до сих пор не установлены.
"Судебные и правоохранительные органы: курс лекций: в 2 т."
(том 2)
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(Загорский Г.И., Попов К.И.)
(под ред. Г.И. Загорского)
("Проспект", 2023)- соблюдение правил благоустройства, охраны объектов благоустройства и зеленых насаждений в жилых зонах;
(том 2)
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(Загорский Г.И., Попов К.И.)
(под ред. Г.И. Загорского)
("Проспект", 2023)- соблюдение правил благоустройства, охраны объектов благоустройства и зеленых насаждений в жилых зонах;