Охрана произведений литературы
Подборка наиболее важных документов по запросу Охрана произведений литературы (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Признаки произведений науки, литературы и искусства и иных результатов интеллектуальной деятельности как объектов правовой охраны. Их отличия от результатов, сгенерированных искусственным интеллектом
(Моргунова Е.А.)
("Законы России: опыт, анализ, практика", 2025, N 7)"Законы России: опыт, анализ, практика", 2025, N 7
(Моргунова Е.А.)
("Законы России: опыт, анализ, практика", 2025, N 7)"Законы России: опыт, анализ, практика", 2025, N 7
Статья: Современные проблемы охраны произведений авторского права в цифровую эпоху
(Торосян Э.С.)
("Юрист", 2022, N 10)Использование произведений в глобальных сетях создает новые вызовы постулатам авторского права. Новые технологии и цифровые механизмы защиты информации должны идти в ногу с правовым оформлением отношений по охране произведений науки, литературы и искусства. Два витка "антипиратского" законодательства являются тому подтверждением. Качественные изменения Федерального закона от 27 июля 2006 г. N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" (далее - Закон N 149-ФЗ), гражданского и гражданско-процессуального законодательства внесли значительный вклад в защиту исключительных прав на объекты авторских и смежных прав. Однако достаточно много и технических, и правовых проблем остаются неразрешенными <1>.
(Торосян Э.С.)
("Юрист", 2022, N 10)Использование произведений в глобальных сетях создает новые вызовы постулатам авторского права. Новые технологии и цифровые механизмы защиты информации должны идти в ногу с правовым оформлением отношений по охране произведений науки, литературы и искусства. Два витка "антипиратского" законодательства являются тому подтверждением. Качественные изменения Федерального закона от 27 июля 2006 г. N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" (далее - Закон N 149-ФЗ), гражданского и гражданско-процессуального законодательства внесли значительный вклад в защиту исключительных прав на объекты авторских и смежных прав. Однако достаточно много и технических, и правовых проблем остаются неразрешенными <1>.
Нормативные акты
"Основы законодательства Российской Федерации о культуре"
(утв. ВС РФ 09.10.1992 N 3612-1)
(ред. от 24.06.2025)
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2025)Творческий работник - физическое лицо, которое создает или интерпретирует культурные ценности, считает собственную творческую деятельность неотъемлемой частью своей жизни, признано или требует признания в качестве творческого работника, независимо от того, связано оно или нет трудовыми соглашениями и является или нет членом какой-либо ассоциации творческих работников (к числу творческих работников относятся лица, причисленные к таковым Всемирной конвенцией об авторском праве, Бернской конвенцией об охране произведений литературы и искусства, Римской конвенцией об охране прав артистов - исполнителей, производителей фонограмм и работников органов радиовещания).
(утв. ВС РФ 09.10.1992 N 3612-1)
(ред. от 24.06.2025)
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2025)Творческий работник - физическое лицо, которое создает или интерпретирует культурные ценности, считает собственную творческую деятельность неотъемлемой частью своей жизни, признано или требует признания в качестве творческого работника, независимо от того, связано оно или нет трудовыми соглашениями и является или нет членом какой-либо ассоциации творческих работников (к числу творческих работников относятся лица, причисленные к таковым Всемирной конвенцией об авторском праве, Бернской конвенцией об охране произведений литературы и искусства, Римской конвенцией об охране прав артистов - исполнителей, производителей фонограмм и работников органов радиовещания).
Статья: О понятии искусственного интеллекта и правовом режиме произведений, созданных им без творческого участия человека
(Борисова Л.В.)
("Актуальные проблемы российского права", 2024, N 8)Рассмотрены основные подходы к определению правового режима созданных искусственным интеллектом произведений в отечественной юридической доктрине и зарубежном законодательстве. Предложен подход к регулированию авторских прав на рассматриваемые произведения, аналогичный правовому режиму охраны произведений науки, литературы или искусства после смерти автора.
(Борисова Л.В.)
("Актуальные проблемы российского права", 2024, N 8)Рассмотрены основные подходы к определению правового режима созданных искусственным интеллектом произведений в отечественной юридической доктрине и зарубежном законодательстве. Предложен подход к регулированию авторских прав на рассматриваемые произведения, аналогичный правовому режиму охраны произведений науки, литературы или искусства после смерти автора.
"Комментарий судебной практики. Выпуск 30"
(отв. ред. К.Б. Ярошенко)
("Инфотропик Медиа", 2025)2. Признаваться объектом авторских прав и получить авторско-правовую охрану может произведение литературы или искусства, которое:
(отв. ред. К.Б. Ярошенко)
("Инфотропик Медиа", 2025)2. Признаваться объектом авторских прав и получить авторско-правовую охрану может произведение литературы или искусства, которое:
"Правовые аспекты разработки и коммерциализации программного обеспечения"
(Савельев А.И.)
("Статут", 2024)<1> В соответствии с положениями Буэнос-Айресской конвенции 1910 г. (The Buenos Aires Convention) наличие такой фразы являлось условием признания на территории одного государства - участника авторского права, возникшего на территории другого государства-участника (ст. 3), в полном объеме. В настоящее время данная фраза практически утратила какое-либо юридическое значение, поскольку в соответствии с п. 2 ст. 5 Бернской конвенцией об охране литературных и художественных произведений (членами которой являются в том числе и подписанты Буэнос-Айресской конвенции) пользование авторскими правами и их осуществление не связаны с выполнением каких бы то ни было формальностей. Но консерватизм юристов, превративших эту фразу в своего рода заклинание, без которого не будет ожидаемого эффекта (авторско-правовой защиты), оказался слишком силен.
(Савельев А.И.)
("Статут", 2024)<1> В соответствии с положениями Буэнос-Айресской конвенции 1910 г. (The Buenos Aires Convention) наличие такой фразы являлось условием признания на территории одного государства - участника авторского права, возникшего на территории другого государства-участника (ст. 3), в полном объеме. В настоящее время данная фраза практически утратила какое-либо юридическое значение, поскольку в соответствии с п. 2 ст. 5 Бернской конвенцией об охране литературных и художественных произведений (членами которой являются в том числе и подписанты Буэнос-Айресской конвенции) пользование авторскими правами и их осуществление не связаны с выполнением каких бы то ни было формальностей. Но консерватизм юристов, превративших эту фразу в своего рода заклинание, без которого не будет ожидаемого эффекта (авторско-правовой защиты), оказался слишком силен.
Статья: Срок действия исключительного права на служебное произведение (на примере программы для ЭВМ)
(Даниленков А.В.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2022)- режим правовой охраны софта как объекта авторского права (приравнен к охране произведений литературы) и
(Даниленков А.В.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2022)- режим правовой охраны софта как объекта авторского права (приравнен к охране произведений литературы) и
Статья: Об объекте авторского права
(Гаврилов Э.П.)
("Патенты и лицензии", 2022, N 2)В авторском праве оригинальность означает уникальность, а новизна - отсутствие ранее известного аналогичного или сходного объекта. Обнаружено, что авторское право, возникающее автоматически, может охранять только оригинальную форму, но не может охранять новое содержание. В этой связи было введено правило о том, что авторское право охраняет оригинальную форму, но не охраняет новое содержание. Такое правило удовлетворяет требование к охране произведений литературы и искусства, но неудовлетворительно работает на охрану произведений науки.
(Гаврилов Э.П.)
("Патенты и лицензии", 2022, N 2)В авторском праве оригинальность означает уникальность, а новизна - отсутствие ранее известного аналогичного или сходного объекта. Обнаружено, что авторское право, возникающее автоматически, может охранять только оригинальную форму, но не может охранять новое содержание. В этой связи было введено правило о том, что авторское право охраняет оригинальную форму, но не охраняет новое содержание. Такое правило удовлетворяет требование к охране произведений литературы и искусства, но неудовлетворительно работает на охрану произведений науки.
"Комментарий практики рассмотрения экономических споров (судебно-арбитражной практики). Выпуск 31"
(отв. ред. О.В. Гутников, С.А. Синицын)
("Инфотропик Медиа", 2025)1. Действующее российское законодательство об интеллектуальной собственности вслед за Бернской конвенцией по охране литературных и художественных произведений (далее - Бернская конвенция) допускает свободное использование чужих правомерно обнародованных произведений в случае их цитирования "в целях раскрытия творческого замысла автора... в объеме, оправданном целью цитирования" (подп. 1 п. 1 ст. 1274 ГК РФ). Указанное означает, что цитирование признается правомерным заимствованием, что принципиально отличает его от заимствования неправомерного - плагиата <1>.
(отв. ред. О.В. Гутников, С.А. Синицын)
("Инфотропик Медиа", 2025)1. Действующее российское законодательство об интеллектуальной собственности вслед за Бернской конвенцией по охране литературных и художественных произведений (далее - Бернская конвенция) допускает свободное использование чужих правомерно обнародованных произведений в случае их цитирования "в целях раскрытия творческого замысла автора... в объеме, оправданном целью цитирования" (подп. 1 п. 1 ст. 1274 ГК РФ). Указанное означает, что цитирование признается правомерным заимствованием, что принципиально отличает его от заимствования неправомерного - плагиата <1>.
Статья: Проблемы авторского права в трудах В.И. Серебровского
(Щербак Н.В.)
("Вестник гражданского права", 2025, N 2)Владимир Иванович, один из немногих цивилистов того периода времени, уделил внимание таким неоднозначным объектам авторского права, как фотографические произведения. До сих пор является спорным, пишет ученый, можно ли фотографические произведения рассматривать как вид изобразительного искусства или же они являются только продуктом технической деятельности. Некоторые авторы относят фотографию к числу новых видов изобразительного искусства, стоящих рядом с живописью. Другие считают, что "подлинный художественный образ, который является основной отличительной особенностью искусства, мертвая фотография создать не в состоянии". Поскольку фотография, в том числе и цветная, только механически фиксирует предметы, то, конечно, сравнить ее с живописью не представляется возможным даже в том случае, когда художник создает образ, взятый из действительности (например портрет, пейзаж): художник всегда привносит в созданное им произведение что-то новое, оригинальное. С другой стороны, и фотография в ряде случаев может достигать высоких художественных результатов в связи с умением фотографа выбрать соответствующие объекты, надлежащим образом их расположить, использовать освещение, художественно обработать снимок и т.д. - так называемая художественная фотография. Но фотография может представлять не только художественное, а и научное значение; достаточно указать хотя бы на роль фотографии в криминалистике, не говоря уже о таких науках, как астрономия, физика, в которых фотография используется весьма широко. Поэтому следует считать, что закон правильно относит фотографические произведения к числу объектов авторского права. Однако при этом должно учитываться общее требование, выставленное в отношении охраны законом произведений литературы, науки и искусства, - наличие в них элементов творчества. Фотография, в которой имеются элементы творческой деятельности (художественной или научной), имеет все основания быть признанной объектом авторского права независимо от того, сделана ли она фотографом-профессионалом или фотографом любителем. Судебная практика, в частности, признала объектом авторского права фотоэтюды одного художника. с кукол, сделанных другим художником! Если же элементы творчества в деятельности фотографа отсутствуют, то фотография не должна охраняться нормами авторского права. Это положение при пересмотре законодательства об авторском праве следовало бы отразить в законе <5>.
(Щербак Н.В.)
("Вестник гражданского права", 2025, N 2)Владимир Иванович, один из немногих цивилистов того периода времени, уделил внимание таким неоднозначным объектам авторского права, как фотографические произведения. До сих пор является спорным, пишет ученый, можно ли фотографические произведения рассматривать как вид изобразительного искусства или же они являются только продуктом технической деятельности. Некоторые авторы относят фотографию к числу новых видов изобразительного искусства, стоящих рядом с живописью. Другие считают, что "подлинный художественный образ, который является основной отличительной особенностью искусства, мертвая фотография создать не в состоянии". Поскольку фотография, в том числе и цветная, только механически фиксирует предметы, то, конечно, сравнить ее с живописью не представляется возможным даже в том случае, когда художник создает образ, взятый из действительности (например портрет, пейзаж): художник всегда привносит в созданное им произведение что-то новое, оригинальное. С другой стороны, и фотография в ряде случаев может достигать высоких художественных результатов в связи с умением фотографа выбрать соответствующие объекты, надлежащим образом их расположить, использовать освещение, художественно обработать снимок и т.д. - так называемая художественная фотография. Но фотография может представлять не только художественное, а и научное значение; достаточно указать хотя бы на роль фотографии в криминалистике, не говоря уже о таких науках, как астрономия, физика, в которых фотография используется весьма широко. Поэтому следует считать, что закон правильно относит фотографические произведения к числу объектов авторского права. Однако при этом должно учитываться общее требование, выставленное в отношении охраны законом произведений литературы, науки и искусства, - наличие в них элементов творчества. Фотография, в которой имеются элементы творческой деятельности (художественной или научной), имеет все основания быть признанной объектом авторского права независимо от того, сделана ли она фотографом-профессионалом или фотографом любителем. Судебная практика, в частности, признала объектом авторского права фотоэтюды одного художника. с кукол, сделанных другим художником! Если же элементы творчества в деятельности фотографа отсутствуют, то фотография не должна охраняться нормами авторского права. Это положение при пересмотре законодательства об авторском праве следовало бы отразить в законе <5>.
Тематический выпуск: Корпоративные отношения, договоры и прочее: из практики гражданско-правового консультирования
(под ред. А.В. Брызгалина)
("Налоги и финансовое право", 2022, N 12)При этом по смыслу ст. 1261 ГК РФ права на программу для ЭВМ охраняются как права на произведения литературы.
(под ред. А.В. Брызгалина)
("Налоги и финансовое право", 2022, N 12)При этом по смыслу ст. 1261 ГК РФ права на программу для ЭВМ охраняются как права на произведения литературы.
Тематический выпуск: Налог на прибыль: актуальные вопросы из практики налогового консультирования
(под ред. А.В. Брызгалина)
("Налоги и финансовое право", 2025, N 7)Согласно п. 1 ст. 1259 ГК РФ программы для ЭВМ относятся к объектам авторских прав и охраняются как литературные произведения.
(под ред. А.В. Брызгалина)
("Налоги и финансовое право", 2025, N 7)Согласно п. 1 ст. 1259 ГК РФ программы для ЭВМ относятся к объектам авторских прав и охраняются как литературные произведения.
Статья: Отличия расходов на модернизацию сайта от расходов на его содержание
(Фимина Н.В.)
("Главная книга", 2024, N 17)Тем более что с правовой точки зрения программа охраняется как литературное произведение <6>, то есть последовательность знаков, составляющих данные и команды. Редизайн эту последовательность меняет (не разобрали и обратно собрали тот же объект, а каким-то образом изменили НМА).
(Фимина Н.В.)
("Главная книга", 2024, N 17)Тем более что с правовой точки зрения программа охраняется как литературное произведение <6>, то есть последовательность знаков, составляющих данные и команды. Редизайн эту последовательность меняет (не разобрали и обратно собрали тот же объект, а каким-то образом изменили НМА).