Охрана окружающей среды, воспроизводство и использование природных ресурсов Сахалинской области
Подборка наиболее важных документов по запросу Охрана окружающей среды, воспроизводство и использование природных ресурсов Сахалинской области (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Региональный подход к оценке эффективности государственных программ. Взгляд со стороны
(Клишина М.А., Михеев В.В.)
("Бюджет", 2013, N 5)Вторая составляющая - полнота использования бюджетных ассигнований, выделенных для реализации государственной программы. Здесь тоже есть значительное разнообразие. Так, в упомянутой выше госпрограмме Липецкой области "Охрана окружающей среды, воспроизводство и рациональное использование природных ресурсов Липецкой области" методика оценки эффективности программы говорит о том, что "эффективность выполнения программы оценивается как степень достижения запланированных результатов при условии соблюдения обоснованного объема финансирования". Но в формуле расчета оценки эффективности полнота использования бюджетных ассигнований не учитывается.
(Клишина М.А., Михеев В.В.)
("Бюджет", 2013, N 5)Вторая составляющая - полнота использования бюджетных ассигнований, выделенных для реализации государственной программы. Здесь тоже есть значительное разнообразие. Так, в упомянутой выше госпрограмме Липецкой области "Охрана окружающей среды, воспроизводство и рациональное использование природных ресурсов Липецкой области" методика оценки эффективности программы говорит о том, что "эффективность выполнения программы оценивается как степень достижения запланированных результатов при условии соблюдения обоснованного объема финансирования". Но в формуле расчета оценки эффективности полнота использования бюджетных ассигнований не учитывается.
Статья: Обеспечение обязательных требований в сфере предпринимательской деятельности: особенности регионального административно-деликтного законодательства
(Селезнев В.А.)
("Журнал российского права", 2020, N 10)Применение комплексных наименований глав, по нашему мнению, является не лучшим вариантом проектирования региональных законов об административных правонарушениях, что затрудняет восприятие правовых норм, содержащихся в главах, наименование которых отражает несколько объектов посягательств. Например, гл. 3 "Административные правонарушения в сфере охраны собственности и в сфере предпринимательской деятельности" Областного закона Ленинградской области от 2 июля 2003 г. N 47-оз "Об административных правонарушениях"; гл. 7 "Административные правонарушения в сфере общественного порядка и экономической деятельности" Закона Омской области от 24 июля 2006 г. N 770-ОЗ "Кодекс Омской области об административных правонарушениях"; гл. 4 "Ответственность за правонарушения в сфере благоустройства, жилищно-коммунального хозяйства и торговли" Закона Кировской области от 4 декабря 2007 г. N 200-ЗО "Об административной ответственности в Кировской области"; гл. III "Административные правонарушения в области охраны здоровья, окружающей природной среды и осуществления предпринимательской деятельности" Закона Сахалинской области от 29 марта 2004 г. N 490 "Об административных правонарушениях в Сахалинской области"; гл. 7 "Нарушения в промышленности, строительстве, на транспорте, предпринимательской деятельности" Закона Калининградской области от 12 мая 2008 г. N 244 "Кодекс Калининградской области об административных правонарушениях".
(Селезнев В.А.)
("Журнал российского права", 2020, N 10)Применение комплексных наименований глав, по нашему мнению, является не лучшим вариантом проектирования региональных законов об административных правонарушениях, что затрудняет восприятие правовых норм, содержащихся в главах, наименование которых отражает несколько объектов посягательств. Например, гл. 3 "Административные правонарушения в сфере охраны собственности и в сфере предпринимательской деятельности" Областного закона Ленинградской области от 2 июля 2003 г. N 47-оз "Об административных правонарушениях"; гл. 7 "Административные правонарушения в сфере общественного порядка и экономической деятельности" Закона Омской области от 24 июля 2006 г. N 770-ОЗ "Кодекс Омской области об административных правонарушениях"; гл. 4 "Ответственность за правонарушения в сфере благоустройства, жилищно-коммунального хозяйства и торговли" Закона Кировской области от 4 декабря 2007 г. N 200-ЗО "Об административной ответственности в Кировской области"; гл. III "Административные правонарушения в области охраны здоровья, окружающей природной среды и осуществления предпринимательской деятельности" Закона Сахалинской области от 29 марта 2004 г. N 490 "Об административных правонарушениях в Сахалинской области"; гл. 7 "Нарушения в промышленности, строительстве, на транспорте, предпринимательской деятельности" Закона Калининградской области от 12 мая 2008 г. N 244 "Кодекс Калининградской области об административных правонарушениях".
Нормативные акты
Приказ МПР РФ от 03.08.2000 N 225
(ред. от 23.10.2000)
"О реорганизации территориальных органов МПР России по Сахалинской области"3. Установить, что Комитет природных ресурсов по Сахалинской области является территориальным органом Министерства природных ресурсов Российской Федерации по субъекту Российской Федерации, осуществляющим на территории своей деятельности полномочия государственного органа по управлению в сфере изучения, использования, воспроизводства, охраны природных ресурсов, охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности, а также координирующим в указанной сфере деятельности в пределах своей компетенции иные территориальные органы федеральных органов исполнительной власти.
(ред. от 23.10.2000)
"О реорганизации территориальных органов МПР России по Сахалинской области"3. Установить, что Комитет природных ресурсов по Сахалинской области является территориальным органом Министерства природных ресурсов Российской Федерации по субъекту Российской Федерации, осуществляющим на территории своей деятельности полномочия государственного органа по управлению в сфере изучения, использования, воспроизводства, охраны природных ресурсов, охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности, а также координирующим в указанной сфере деятельности в пределах своей компетенции иные территориальные органы федеральных органов исполнительной власти.
"Публичная собственность"
(Винницкий А.В.)
("Статут", 2013)Однако не все источники административно-имущественного права могут быть отнесены к отрасли административного законодательства. Конституция РФ дифференцирует административное, административно-процессуальное, жилищное, земельное, водное, лесное законодательство, законодательство о недрах, об охране окружающей среды (подп. "к" п. 72 Конституции РФ), относя его к совместному ведению Российской Федерации и ее субъектов. Вследствие этого нормативные акты, регламентирующие деятельность публичной администрации в отношении отдельных категорий объектов государственной и муниципальной собственности (земельных и лесных участков, водных объектов, участков недр, жилого фонда и пр.), относятся к специализированным отраслям законодательства.
(Винницкий А.В.)
("Статут", 2013)Однако не все источники административно-имущественного права могут быть отнесены к отрасли административного законодательства. Конституция РФ дифференцирует административное, административно-процессуальное, жилищное, земельное, водное, лесное законодательство, законодательство о недрах, об охране окружающей среды (подп. "к" п. 72 Конституции РФ), относя его к совместному ведению Российской Федерации и ее субъектов. Вследствие этого нормативные акты, регламентирующие деятельность публичной администрации в отношении отдельных категорий объектов государственной и муниципальной собственности (земельных и лесных участков, водных объектов, участков недр, жилого фонда и пр.), относятся к специализированным отраслям законодательства.
Вопрос: О бесплатном предоставлении земельных участков в собственность для целей индивидуального жилищного строительства, в том числе в Сахалинской области.
(Письмо Минэкономразвития РФ от 03.11.2010 N Д23-4505)Бесплатное предоставление земельных участков всем без исключения гражданам Российской Федерации создаст предпосылки для нерационального землепользования и в отдельных случаях может привести к ухудшению плодородия почв, неиспользованию земельных участков, что противоречит основному принципу земельного законодательства - приоритету охраны земли как важнейшего компонента окружающей среды.
(Письмо Минэкономразвития РФ от 03.11.2010 N Д23-4505)Бесплатное предоставление земельных участков всем без исключения гражданам Российской Федерации создаст предпосылки для нерационального землепользования и в отдельных случаях может привести к ухудшению плодородия почв, неиспользованию земельных участков, что противоречит основному принципу земельного законодательства - приоритету охраны земли как важнейшего компонента окружающей среды.
Статья: Вопросы предупреждения причинения вреда в судебной практике
(Богданов Д.Е.)
("Российский судья", 2008, N 5)Правовое предположение, т.е. презумпция, потенциальной опасности любой хозяйственной деятельности, может быть опровергнуто лишь положительным заключением государственной экологической экспертизы. При этом согласно ст. 30 Федерального закона "Об экологической экспертизе" действия по реализации объекта экологической экспертизы без положительного заключения государственной экологической экспертизы, а также осуществление хозяйственной и иной деятельности, не соответствующей документации, которая получила положительное заключение государственной экологической экспертизы, относятся к экологическим правонарушениям и являются основаниями к запрету такой деятельности в соответствии со ст. ст. 34, 80 Федерального закона "Об охране окружающей среды" и ст. 1065 ГК РФ.
(Богданов Д.Е.)
("Российский судья", 2008, N 5)Правовое предположение, т.е. презумпция, потенциальной опасности любой хозяйственной деятельности, может быть опровергнуто лишь положительным заключением государственной экологической экспертизы. При этом согласно ст. 30 Федерального закона "Об экологической экспертизе" действия по реализации объекта экологической экспертизы без положительного заключения государственной экологической экспертизы, а также осуществление хозяйственной и иной деятельности, не соответствующей документации, которая получила положительное заключение государственной экологической экспертизы, относятся к экологическим правонарушениям и являются основаниями к запрету такой деятельности в соответствии со ст. ст. 34, 80 Федерального закона "Об охране окружающей среды" и ст. 1065 ГК РФ.
Статья: Проблемы определения субъекта преступления, предусмотренного ст. 246 Уголовного кодекса РФ
(Калинина О.М., Орлова А.С.)
("Электронное приложение к "Российскому юридическому журналу", 2023, N 3)В числе субъектов вышеназванного преступления назывались лица, выполнявшие управленческие функции в коммерческой организации. Так, к уголовной ответственности по ст. 246 УК РФ был привлечен П., занимающий должность генерального директора ООО "Сахалинуголь-3", обязанный согласно должностной инструкции соблюдать требования законодательства об охране окружающей среды и нести ответственность за правонарушения, совершенные в процессе осуществления своей деятельности <12>.
(Калинина О.М., Орлова А.С.)
("Электронное приложение к "Российскому юридическому журналу", 2023, N 3)В числе субъектов вышеназванного преступления назывались лица, выполнявшие управленческие функции в коммерческой организации. Так, к уголовной ответственности по ст. 246 УК РФ был привлечен П., занимающий должность генерального директора ООО "Сахалинуголь-3", обязанный согласно должностной инструкции соблюдать требования законодательства об охране окружающей среды и нести ответственность за правонарушения, совершенные в процессе осуществления своей деятельности <12>.
Статья: Целевые экологические программы и экологические фонды как инструменты планирования и финансирования в области охраны окружающей среды
(Вершило Н.Д., Вершило Т.А.)
("Экологическое право", 2009, N 1)<39> Например, в Северо-Западном федеральном округе фонды сохранились в 7 субъектах, Приволжском - 9, Уральском - 4, Сибирском и Дальневосточном - в 5. См. подр.: www.Budgetrf.ru; Закон Курганской области от 29 декабря 2006 г. "Об областном бюджете на 2007 год" // Новый мир. 2007. N 5; Постановление Курской областной Думы от 27 апреля 2006 г. N 39-IV ОД "О Курском областном экологическом фонде" // СПС "КонсультантПлюс"; Областной закон Новгородской области от 27 декабря 2004 г. "Об областном бюджете на 2005 г." // Новгородские ведомости. 2004. 27 дек.; Закон Кировской области от 29 ноября 2006 г. N 55-ЗО "Об охране окружающей среды на территории Кировской области" // Вятский край. 2006. N 228-2 ЗО; Закон Сахалинской области от 6 июля 2006 г. N 77-ЗО "О целевом бюджетном экологическом фонде Сахалинской области" // Губернские ведомости. 2006. N 126.
(Вершило Н.Д., Вершило Т.А.)
("Экологическое право", 2009, N 1)<39> Например, в Северо-Западном федеральном округе фонды сохранились в 7 субъектах, Приволжском - 9, Уральском - 4, Сибирском и Дальневосточном - в 5. См. подр.: www.Budgetrf.ru; Закон Курганской области от 29 декабря 2006 г. "Об областном бюджете на 2007 год" // Новый мир. 2007. N 5; Постановление Курской областной Думы от 27 апреля 2006 г. N 39-IV ОД "О Курском областном экологическом фонде" // СПС "КонсультантПлюс"; Областной закон Новгородской области от 27 декабря 2004 г. "Об областном бюджете на 2005 г." // Новгородские ведомости. 2004. 27 дек.; Закон Кировской области от 29 ноября 2006 г. N 55-ЗО "Об охране окружающей среды на территории Кировской области" // Вятский край. 2006. N 228-2 ЗО; Закон Сахалинской области от 6 июля 2006 г. N 77-ЗО "О целевом бюджетном экологическом фонде Сахалинской области" // Губернские ведомости. 2006. N 126.
"Конституционные основы разграничения предметов ведения и полномочий Российской Федерации и ее субъектов в области охраны окружающей среды: Научно-практическое исследование"
(Тихомирова Л.А.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2010)В первую группу входят субъекты Российской Федерации, которые в структуре исполнительных органов государственной власти предусмотрели только один орган, осуществляющий как полномочия в области охраны окружающей среды, так и полномочия в области природопользования. Например, в структуре исполнительных органов государственной власти Архангельской области находится Министерство природных ресурсов и лесопромышленного комплекса и находящиеся в его ведении Агентство лесного и охотничьего хозяйства и Агентство природных ресурсов и экологии <769>; в структуре органов исполнительной власти Томской области находится Департамент природных ресурсов и охраны окружающей среды <770>; в структуре органов исполнительной власти Красноярского края находится Министерство природных ресурсов и лесного комплекса и находящиеся в его ведении Агентство лесной отрасли, Служба по контролю в сфере природопользования, Служба по охране, контролю и регулированию использования объектов животного мира и среды их обитания <771>; в структуре органов исполнительной власти Сахалинской области находится Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды <772>; в структуре органов исполнительной власти города Москвы, подведомственных Правительству Москвы, находится Департамент природопользования и охраны окружающей среды <773>.
(Тихомирова Л.А.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2010)В первую группу входят субъекты Российской Федерации, которые в структуре исполнительных органов государственной власти предусмотрели только один орган, осуществляющий как полномочия в области охраны окружающей среды, так и полномочия в области природопользования. Например, в структуре исполнительных органов государственной власти Архангельской области находится Министерство природных ресурсов и лесопромышленного комплекса и находящиеся в его ведении Агентство лесного и охотничьего хозяйства и Агентство природных ресурсов и экологии <769>; в структуре органов исполнительной власти Томской области находится Департамент природных ресурсов и охраны окружающей среды <770>; в структуре органов исполнительной власти Красноярского края находится Министерство природных ресурсов и лесного комплекса и находящиеся в его ведении Агентство лесной отрасли, Служба по контролю в сфере природопользования, Служба по охране, контролю и регулированию использования объектов животного мира и среды их обитания <771>; в структуре органов исполнительной власти Сахалинской области находится Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды <772>; в структуре органов исполнительной власти города Москвы, подведомственных Правительству Москвы, находится Департамент природопользования и охраны окружающей среды <773>.
"Экологическое право: Учебник"
(Бринчук М.М.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2008)Например, порядок формирования и использования областного внебюджетного экологического фонда установлен в Законе Сахалинской области от 25 мая 1998 г. "Об областном внебюджетном экологическом фонде". Областной внебюджетный экологический фонд представляет собой обособленную часть финансовых ресурсов, формируемых в соответствии с законодательством РФ и названным Законом для финансирования мероприятий, связанных с разработкой и реализацией государственной политики по охране окружающей природной среды на территории Сахалинской области. Средства фонда находятся на специальном внебюджетном счете, открываемом в Главном управлении ЦБР по Сахалинской области в порядке, определяемом администрацией Сахалинской области. Средства фонда, другое имущество, приобретенное за счет средств фонда, являются областной собственностью и находятся в оперативном распоряжении администрации Сахалинской области. Управление фондом осуществляют администрация Сахалинской области и Совет фонда.
(Бринчук М.М.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2008)Например, порядок формирования и использования областного внебюджетного экологического фонда установлен в Законе Сахалинской области от 25 мая 1998 г. "Об областном внебюджетном экологическом фонде". Областной внебюджетный экологический фонд представляет собой обособленную часть финансовых ресурсов, формируемых в соответствии с законодательством РФ и названным Законом для финансирования мероприятий, связанных с разработкой и реализацией государственной политики по охране окружающей природной среды на территории Сахалинской области. Средства фонда находятся на специальном внебюджетном счете, открываемом в Главном управлении ЦБР по Сахалинской области в порядке, определяемом администрацией Сахалинской области. Средства фонда, другое имущество, приобретенное за счет средств фонда, являются областной собственностью и находятся в оперативном распоряжении администрации Сахалинской области. Управление фондом осуществляют администрация Сахалинской области и Совет фонда.
"Комментарий к Федеральному закону от 30 декабря 1995 г. N 225-ФЗ "О соглашениях о разделе продукции"
(постатейный)
(Ляпина О.А., Колоколов А.В., Свечникова И.В., Кощеев С.А., Артемьев Е.В.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2012)Правовым обеспечением отношений в сфере охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности при выполнении работ по соглашениям о разделе продукции "Сахалин-1" и "Сахалин-2" служат Федеральный закон от 21 июля 1997 г. N 116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов", Федеральный закон от 10 января 2002 г. N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", Правила разработки и согласования планов по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов на территории Российской Федерации, утв. Приказом Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий от 28 декабря 2004 г. N 621, Временное положение по организации предупреждения и ликвидации аварийных разливов нефти и нефтепродуктов на территории Сахалинской области, утв. Постановлением губернатора Сахалинской области от 8 мая 2001 г. N 193.
(постатейный)
(Ляпина О.А., Колоколов А.В., Свечникова И.В., Кощеев С.А., Артемьев Е.В.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2012)Правовым обеспечением отношений в сфере охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности при выполнении работ по соглашениям о разделе продукции "Сахалин-1" и "Сахалин-2" служат Федеральный закон от 21 июля 1997 г. N 116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов", Федеральный закон от 10 января 2002 г. N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", Правила разработки и согласования планов по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов на территории Российской Федерации, утв. Приказом Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий от 28 декабря 2004 г. N 621, Временное положение по организации предупреждения и ликвидации аварийных разливов нефти и нефтепродуктов на территории Сахалинской области, утв. Постановлением губернатора Сахалинской области от 8 мая 2001 г. N 193.
Статья: Правоприменительная практика как показатель эффективности уголовно-правового противодействия преступности в сфере охраны животного мира
(Максимов А.М., Прохоров Л.А.)
("Российский следователь", 2015, N 1)Современный экологический кризис обусловливает необходимость проведения единой государственной политики в области экологии, направленной на охрану окружающей среды и рациональное использование природных ресурсов <11>. Важнейшим направлением этой политики является правотворческая и правоприменительная деятельность. Для ее эффективности необходимо, что процесс либерализации уголовного законодательства в сфере борьбы с преступлениями против животного мира, а равно практика применения соответствующих уголовно-правовых норм, должны быть адекватны наиболее опасным чертам общественной опасности этих преступлений.
(Максимов А.М., Прохоров Л.А.)
("Российский следователь", 2015, N 1)Современный экологический кризис обусловливает необходимость проведения единой государственной политики в области экологии, направленной на охрану окружающей среды и рациональное использование природных ресурсов <11>. Важнейшим направлением этой политики является правотворческая и правоприменительная деятельность. Для ее эффективности необходимо, что процесс либерализации уголовного законодательства в сфере борьбы с преступлениями против животного мира, а равно практика применения соответствующих уголовно-правовых норм, должны быть адекватны наиболее опасным чертам общественной опасности этих преступлений.
"Комментарий к Федеральному закону от 30 апреля 1999 года N 82-ФЗ "О гарантиях прав коренных малочисленных народов Российской Федерации"
(постатейный)
(Велиева Д.С., Заметина Т.В.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2008)Право участвовать в проведении экологических и этнологических экспертиз при разработке федеральных и региональных государственных программ освоения природных ресурсов и охраны окружающей природной среды в местах традиционного проживания и хозяйственной деятельности малочисленных народов также предусмотрено законами субъектов Федерации.
(постатейный)
(Велиева Д.С., Заметина Т.В.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2008)Право участвовать в проведении экологических и этнологических экспертиз при разработке федеральных и региональных государственных программ освоения природных ресурсов и охраны окружающей природной среды в местах традиционного проживания и хозяйственной деятельности малочисленных народов также предусмотрено законами субъектов Федерации.