Охрана объектов антитеррористической защищенности
Подборка наиболее важных документов по запросу Охрана объектов антитеррористической защищенности (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Формы документов
Судебная практика
Перспективы и риски арбитражного спора: Административные правонарушения, посягающие на общественный порядок и общественную безопасность: Организация оспаривает привлечение к ответственности за незаконную частную охранную деятельность
(КонсультантПлюс, 2025)не установлена вина Организации (охраняемый объект включен в перечень объектов с требованиями к антитеррористической защищенности, охрана которых не предусмотрена лицензией Организации, но ни она, ни владелец объекта не знали об изменении его статуса, т.к. Уполномоченный орган в нарушение обязанности не уведомил об этом)
(КонсультантПлюс, 2025)не установлена вина Организации (охраняемый объект включен в перечень объектов с требованиями к антитеррористической защищенности, охрана которых не предусмотрена лицензией Организации, но ни она, ни владелец объекта не знали об изменении его статуса, т.к. Уполномоченный орган в нарушение обязанности не уведомил об этом)
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Вопрос: Подлежат ли объекты КГМК, охраняемые в соответствии с законодательством об антитеррористической защищенности ведомственными охранными предприятиями, дополнительной защите подразделениями транспортной безопасности?
("Официальный сайт Ространснадзора", 2023)"Официальный сайт Ространснадзора https://rostransnadzor.gov.ru", 2023
("Официальный сайт Ространснадзора", 2023)"Официальный сайт Ространснадзора https://rostransnadzor.gov.ru", 2023
Готовое решение: Какие установлены требования к организации охраны на объектах образовательных учреждений
(КонсультантПлюс, 2025)Помимо общих требований к обеспечению безопасности обучающихся и работников образовательные организации должны организовывать также мероприятия по обеспечению антитеррористической защищенности на всех объектах (территориях) образования (разд. III Требований, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 07.11.2019 N 1421, разд. III Требований, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 02.08.2019 N 1006). Общие положения по организации охраны объектов, подлежащих антитеррористической защищенности, установлены ГОСТ Р 71932-2025.
(КонсультантПлюс, 2025)Помимо общих требований к обеспечению безопасности обучающихся и работников образовательные организации должны организовывать также мероприятия по обеспечению антитеррористической защищенности на всех объектах (территориях) образования (разд. III Требований, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 07.11.2019 N 1421, разд. III Требований, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 02.08.2019 N 1006). Общие положения по организации охраны объектов, подлежащих антитеррористической защищенности, установлены ГОСТ Р 71932-2025.
Нормативные акты
Статья: Охранная деятельность: правовое регулирование, виды охранных услуг, статус охранника
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Рекомендуемое количество частных охранников на постах по охране объектов, подлежащих антитеррористической защищенности, - не менее 2 человек, при этом один из охранников назначается старшим.
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Рекомендуемое количество частных охранников на постах по охране объектов, подлежащих антитеррористической защищенности, - не менее 2 человек, при этом один из охранников назначается старшим.
Готовое решение: В каком порядке провести закупку охранных услуг по Закону N 44-ФЗ
(КонсультантПлюс, 2025)охрана объектов и (или) имущества, а также обеспечение внутриобъектового и пропускного режимов на объектах, в отношении которых установлены обязательные требования к антитеррористической защищенности.
(КонсультантПлюс, 2025)охрана объектов и (или) имущества, а также обеспечение внутриобъектового и пропускного режимов на объектах, в отношении которых установлены обязательные требования к антитеррористической защищенности.
"Объекты земельных правоотношений: монография"
(Мельников Н.Н.)
("ИНФРА-М", 2024)Иной подход проявился в судебном споре (Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 04.09.2012 N 11АП-10150/12) по иску министерства имущественных отношений субъекта РФ к ООО о расторжении договора аренды земельного участка. В качестве основания иска указано нахождение павильона общества, торгующего фейерверками, на расстоянии 0,56 м от вентиляционного киоска метрополитена, в то время как Правилами использования территории технических и охранных зон метрополитена, утвержденными постановлением главы муниципалитета, граница технической зоны вокруг вентиляционных киосков принимается на расстоянии 25 м. Дополнительно в обоснование иска приведено указание на то, что расположение торгового павильона в нарушение требований об использовании охранных зон нарушает антитеррористическую защищенность объектов метрополитена, о чем указано в Плане дополнительных мероприятий по усилению антитеррористической защищенности объектов метрополитена: недопустимо размещать организации потребительского рынка и услуг в 25-метровой зоне периметра вентиляционных шахт и других инженерных сооружений.
(Мельников Н.Н.)
("ИНФРА-М", 2024)Иной подход проявился в судебном споре (Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 04.09.2012 N 11АП-10150/12) по иску министерства имущественных отношений субъекта РФ к ООО о расторжении договора аренды земельного участка. В качестве основания иска указано нахождение павильона общества, торгующего фейерверками, на расстоянии 0,56 м от вентиляционного киоска метрополитена, в то время как Правилами использования территории технических и охранных зон метрополитена, утвержденными постановлением главы муниципалитета, граница технической зоны вокруг вентиляционных киосков принимается на расстоянии 25 м. Дополнительно в обоснование иска приведено указание на то, что расположение торгового павильона в нарушение требований об использовании охранных зон нарушает антитеррористическую защищенность объектов метрополитена, о чем указано в Плане дополнительных мероприятий по усилению антитеррористической защищенности объектов метрополитена: недопустимо размещать организации потребительского рынка и услуг в 25-метровой зоне периметра вентиляционных шахт и других инженерных сооружений.
Статья: Частноправовые средства обеспечения национальной безопасности России
(Шаронов С.А., Шаповалов Я.А.)
("Цивилист", 2024, N 1)Так, п. 7 ч. 3 ст. 3 Закона РФ от 11 марта 1992 г. N 2487-1 "О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации" (далее - Закон) предусмотрен отдельный вид охранных услуг для объектов, на которые распространяются требования к обеспечению их антитеррористической защищенности, - "охрана объектов и (или) имущества, а также обеспечение внутриобъектового и пропускного режимов на объектах...".
(Шаронов С.А., Шаповалов Я.А.)
("Цивилист", 2024, N 1)Так, п. 7 ч. 3 ст. 3 Закона РФ от 11 марта 1992 г. N 2487-1 "О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации" (далее - Закон) предусмотрен отдельный вид охранных услуг для объектов, на которые распространяются требования к обеспечению их антитеррористической защищенности, - "охрана объектов и (или) имущества, а также обеспечение внутриобъектового и пропускного режимов на объектах...".
Статья: Терроризм: понятие и противодействие
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)На основании п. 21 Требований к охраняемым объектам антитеррористическая защищенность объектов (территорий) обеспечивается путем:
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)На основании п. 21 Требований к охраняемым объектам антитеррористическая защищенность объектов (территорий) обеспечивается путем:
"Судебные и правоохранительные органы: курс лекций: в 2 т."
(том 2)
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(Загорский Г.И., Попов К.И.)
(под ред. Г.И. Загорского)
("Проспект", 2023)- надзор за соблюдением Конституции РФ, исполнением законов, соответствием законам издаваемых правовых актов, соблюдением прав военнослужащих, членов их семей и иных граждан органами военного управления и должностными лицами воинских частей, учреждений и организаций Министерства обороны РФ, Федеральной службы по военно-техническому сотрудничеству, Федерального управления по безопасному хранению и уничтожению химического оружия при Министерстве промышленности и торговли РФ (в части вопросов прохождения военной службы и финансового обеспечения государственного задания за счет средств федерального бюджета), Федеральной службы по техническому и экспортному контролю, Федеральной службы войск национальной гвардии РФ (за исключением органов управления и подразделений, осуществляющих федеральный государственный контроль (надзор) за соблюдением законодательства РФ в сфере оборота оружия и частной охранной деятельности, за обеспечением безопасности объектов топливно-энергетического комплекса, деятельностью подразделений охраны юридических лиц с особыми уставными задачами и подразделений ведомственной охраны, контроль за выполнением требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий), вневедомственной охраны, в том числе Центра специального назначения вневедомственной охраны; органов управления и подразделений Центра специального назначения сил оперативного реагирования и авиации, отрядов мобильных особого назначения, специальных отрядов быстрого реагирования территориальных органов Росгвардии; федерального государственного унитарного предприятия "Охрана"), Федеральной службы безопасности РФ, Федеральной службы охраны РФ, Службы внешней разведки РФ, Министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (за исключением федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы, Государственной инспекции по маломерным судам, подразделений, осуществляющих государственный надзор (контроль) в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, обеспечения безопасности людей на водных объектах, а также финансируемых за счет местных бюджетов региональных поисково-спасательных отрядов и территориальных поисковых спасательных служб МЧС России), Главного управления специальных программ Президента РФ, Службы специальных объектов при Президенте РФ, Добровольного общества содействия армии, авиации и флоту России (ДОСААФ России), органов управления и руководителями некоммерческих и коммерческих организаций, в отношении которых в соответствии с законодательством РФ федеральные органы исполнительной власти, федеральные государственные органы, в которых законом предусмотрена военная служба, осуществляют полномочия учредителя, акционера (участника, члена), созданных этими организациями юридических лиц, страховых компаний, осуществляющих за счет бюджетных средств страхование жизни и здоровья военнослужащих и граждан, призванных на военные сборы (в части, касающейся этой деятельности), других федеральных органов исполнительной власти, в которых законом предусмотрена военная служба;
(том 2)
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(Загорский Г.И., Попов К.И.)
(под ред. Г.И. Загорского)
("Проспект", 2023)- надзор за соблюдением Конституции РФ, исполнением законов, соответствием законам издаваемых правовых актов, соблюдением прав военнослужащих, членов их семей и иных граждан органами военного управления и должностными лицами воинских частей, учреждений и организаций Министерства обороны РФ, Федеральной службы по военно-техническому сотрудничеству, Федерального управления по безопасному хранению и уничтожению химического оружия при Министерстве промышленности и торговли РФ (в части вопросов прохождения военной службы и финансового обеспечения государственного задания за счет средств федерального бюджета), Федеральной службы по техническому и экспортному контролю, Федеральной службы войск национальной гвардии РФ (за исключением органов управления и подразделений, осуществляющих федеральный государственный контроль (надзор) за соблюдением законодательства РФ в сфере оборота оружия и частной охранной деятельности, за обеспечением безопасности объектов топливно-энергетического комплекса, деятельностью подразделений охраны юридических лиц с особыми уставными задачами и подразделений ведомственной охраны, контроль за выполнением требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий), вневедомственной охраны, в том числе Центра специального назначения вневедомственной охраны; органов управления и подразделений Центра специального назначения сил оперативного реагирования и авиации, отрядов мобильных особого назначения, специальных отрядов быстрого реагирования территориальных органов Росгвардии; федерального государственного унитарного предприятия "Охрана"), Федеральной службы безопасности РФ, Федеральной службы охраны РФ, Службы внешней разведки РФ, Министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (за исключением федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы, Государственной инспекции по маломерным судам, подразделений, осуществляющих государственный надзор (контроль) в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, обеспечения безопасности людей на водных объектах, а также финансируемых за счет местных бюджетов региональных поисково-спасательных отрядов и территориальных поисковых спасательных служб МЧС России), Главного управления специальных программ Президента РФ, Службы специальных объектов при Президенте РФ, Добровольного общества содействия армии, авиации и флоту России (ДОСААФ России), органов управления и руководителями некоммерческих и коммерческих организаций, в отношении которых в соответствии с законодательством РФ федеральные органы исполнительной власти, федеральные государственные органы, в которых законом предусмотрена военная служба, осуществляют полномочия учредителя, акционера (участника, члена), созданных этими организациями юридических лиц, страховых компаний, осуществляющих за счет бюджетных средств страхование жизни и здоровья военнослужащих и граждан, призванных на военные сборы (в части, касающейся этой деятельности), других федеральных органов исполнительной власти, в которых законом предусмотрена военная служба;
"Научно-практический комментарий к Федеральному закону от 31 июля 2020 г. N 247-ФЗ "Об обязательных требованиях в Российской Федерации"
(постатейный)
(Андриченко Л.В., Арзамасов Ю.Г., Емельянов А.С. и др.)
(отв. ред. А.С. Емельянов, С.М. Зырянов, А.В. Калмыкова)
("КОНТРАКТ", 2024)Вместе с тем для целей комментирования следует обратить особое внимание на весьма существенные изъятия из сферы применения данного Закона. В соответствии с ч. 2 ст. 1 комментируемый Закон не распространяется на отношения, связанные с установлением и оценкой применения обязательных требований: составляющих государственную тайну или относимых к охраняемой в соответствии с законодательством Российской Федерации иной информации ограниченного доступа <1>; устанавливаемых в сфере обороны, государственного оборонного заказа, военно-технического сотрудничества, государственной безопасности, государственной охраны, внутренних дел (за исключением требований в части обеспечения безопасности дорожного движения), гражданской обороны, противодействия преступности (в том числе противодействия терроризму), оперативно-розыскной деятельности, охраны общественного порядка, обеспечения общественной безопасности, противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, финансированию терроризма и финансированию распространения оружия массового уничтожения, оборота оружия, обеспечения безопасности объектов топливно-энергетического комплекса и антитеррористической защищенности объектов (территорий), деятельности подразделений охраны, частной охранной деятельности и частной детективной деятельности <2>; устанавливаемых при угрозе возникновения и (или) возникновении отдельных чрезвычайных ситуаций, введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации на всей территории Российской Федерации либо на ее части <3>; в сфере действия законодательства Российской Федерации о налогах и сборах, бюджетного законодательства Российской Федерации, законодательства Российской Федерации о валютном регулировании и валютном контроле, законодательства Российской Федерации о таможенном регулировании и таможенном деле в Российской Федерации, законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, а также устанавливаемых обязательных требований при организации и проведении закупок отдельными видами юридических лиц <4>; в области использования атомной энергии, обеспечения ядерной и радиационной безопасности и охраны важных государственных объектов <5>; устанавливаемых стандартами и порядками оказания медицинской помощи, клиническими рекомендациями, федеральными государственными образовательными стандартами и федеральными основными общеобразовательными программами <6>; устанавливаемых нормативными правовыми актами, которыми признаются подлежащими применению и (или) вводятся в действие на территории Российской Федерации Международные стандарты финансовой отчетности и международные стандарты аудита, устанавливаемых федеральными стандартами бухгалтерского учета, разрабатываемыми на основе Международных стандартов финансовой отчетности, а также устанавливаемых Центральным банком Российской Федерации <7>.
(постатейный)
(Андриченко Л.В., Арзамасов Ю.Г., Емельянов А.С. и др.)
(отв. ред. А.С. Емельянов, С.М. Зырянов, А.В. Калмыкова)
("КОНТРАКТ", 2024)Вместе с тем для целей комментирования следует обратить особое внимание на весьма существенные изъятия из сферы применения данного Закона. В соответствии с ч. 2 ст. 1 комментируемый Закон не распространяется на отношения, связанные с установлением и оценкой применения обязательных требований: составляющих государственную тайну или относимых к охраняемой в соответствии с законодательством Российской Федерации иной информации ограниченного доступа <1>; устанавливаемых в сфере обороны, государственного оборонного заказа, военно-технического сотрудничества, государственной безопасности, государственной охраны, внутренних дел (за исключением требований в части обеспечения безопасности дорожного движения), гражданской обороны, противодействия преступности (в том числе противодействия терроризму), оперативно-розыскной деятельности, охраны общественного порядка, обеспечения общественной безопасности, противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, финансированию терроризма и финансированию распространения оружия массового уничтожения, оборота оружия, обеспечения безопасности объектов топливно-энергетического комплекса и антитеррористической защищенности объектов (территорий), деятельности подразделений охраны, частной охранной деятельности и частной детективной деятельности <2>; устанавливаемых при угрозе возникновения и (или) возникновении отдельных чрезвычайных ситуаций, введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации на всей территории Российской Федерации либо на ее части <3>; в сфере действия законодательства Российской Федерации о налогах и сборах, бюджетного законодательства Российской Федерации, законодательства Российской Федерации о валютном регулировании и валютном контроле, законодательства Российской Федерации о таможенном регулировании и таможенном деле в Российской Федерации, законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, а также устанавливаемых обязательных требований при организации и проведении закупок отдельными видами юридических лиц <4>; в области использования атомной энергии, обеспечения ядерной и радиационной безопасности и охраны важных государственных объектов <5>; устанавливаемых стандартами и порядками оказания медицинской помощи, клиническими рекомендациями, федеральными государственными образовательными стандартами и федеральными основными общеобразовательными программами <6>; устанавливаемых нормативными правовыми актами, которыми признаются подлежащими применению и (или) вводятся в действие на территории Российской Федерации Международные стандарты финансовой отчетности и международные стандарты аудита, устанавливаемых федеральными стандартами бухгалтерского учета, разрабатываемыми на основе Международных стандартов финансовой отчетности, а также устанавливаемых Центральным банком Российской Федерации <7>.
Статья: Безопасность школ
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Общие требования к частной охранной организации, оказывающей охранные услуги по охране объектов, подлежащих антитеррористической защищенности (в том числе школ), содержатся в разд. 4 ГОСТ Р 71932-2025 "Национальный стандарт Российской Федерации. Охранная деятельность. Оказание охранных услуг по охране объектов, в отношении которых установлены обязательные для выполнения требования к антитеррористической защищенности. Общие требования" (утв. и введен в действие Приказом Росстандарта от 22.01.2025 N 22-ст).
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Общие требования к частной охранной организации, оказывающей охранные услуги по охране объектов, подлежащих антитеррористической защищенности (в том числе школ), содержатся в разд. 4 ГОСТ Р 71932-2025 "Национальный стандарт Российской Федерации. Охранная деятельность. Оказание охранных услуг по охране объектов, в отношении которых установлены обязательные для выполнения требования к антитеррористической защищенности. Общие требования" (утв. и введен в действие Приказом Росстандарта от 22.01.2025 N 22-ст).