Охрана недр
Подборка наиболее важных документов по запросу Охрана недр (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Нормативные акты
Закон РФ от 21.02.1992 N 2395-1
(ред. от 31.07.2025)
"О недрах"Пользование отдельными участками недр может быть ограничено или запрещено в целях обеспечения обороны страны и безопасности государства, рационального использования и охраны недр, охраны окружающей среды.
(ред. от 31.07.2025)
"О недрах"Пользование отдельными участками недр может быть ограничено или запрещено в целях обеспечения обороны страны и безопасности государства, рационального использования и охраны недр, охраны окружающей среды.
Готовое решение: Как заполнить декларацию по налогу на прибыль
(КонсультантПлюс, 2025)В строке 204 укажите затраты на ликвидацию основных средств, на списание НМА, на ликвидацию объектов незавершенного строительства и иного имущества, охрану недр и другие аналогичные работы (п. 135 Порядка заполнения декларации по налогу на прибыль).
(КонсультантПлюс, 2025)В строке 204 укажите затраты на ликвидацию основных средств, на списание НМА, на ликвидацию объектов незавершенного строительства и иного имущества, охрану недр и другие аналогичные работы (п. 135 Порядка заполнения декларации по налогу на прибыль).
Статья: Понятие и виды административных органов в РФ
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)- органы, осуществляющие государственный надзор за геологическим изучением, рациональным использованием и охраной недр (Росприроднадзор);
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)- органы, осуществляющие государственный надзор за геологическим изучением, рациональным использованием и охраной недр (Росприроднадзор);
"Комментарий к Закону Российской Федерации от 21 февраля 1992 г. N 2395-1 "О недрах"
(Пешкова (Белогорцева) Х.В., Аверина К.Н., Бергер Е.В., Борисов А.А., Ведышева Н.О., Гаевская Е.Ю., Иванова Ж.Б., Камынина Н.Р., Коновальчикова С.С., Левочко В.В., Марьин Е.В., Налетов К.И., Чернусь Н.Ю., Вагина (Шихалева) О.В., Бабич А.А., Котухов С.А., Югова Л.И.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2021)Раздел III. РАЦИОНАЛЬНОЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ И ОХРАНА НЕДР
(Пешкова (Белогорцева) Х.В., Аверина К.Н., Бергер Е.В., Борисов А.А., Ведышева Н.О., Гаевская Е.Ю., Иванова Ж.Б., Камынина Н.Р., Коновальчикова С.С., Левочко В.В., Марьин Е.В., Налетов К.И., Чернусь Н.Ю., Вагина (Шихалева) О.В., Бабич А.А., Котухов С.А., Югова Л.И.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2021)Раздел III. РАЦИОНАЛЬНОЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ И ОХРАНА НЕДР
Статья: Сравнительный анализ положений о правах и обязанностях граждан в сфере природопользования по конституциям России и зарубежных стран
(Боголюбов С.А.)
("Журнал зарубежного законодательства и сравнительного правоведения", 2021, N 3)Введение. Основы использования и охраны земель, недр, вод, растительного и животного мира закладываются в конституциях, предусматривающих права, обязанности граждан, связанные с природопользованием, осуществление которых, в свою очередь, влияет на его состояние. Конституционное законодательство о правах и обязанностях граждан в сфере природопользования (считающихся экологическими) обновляется, обладая как общими чертами, так и различиями; эффективность применения зависит от многовековых способов организации соблюдения обязанностей и прав, опыта использования социальных норм, управления природопользованием. Анализ положений конституций России, других государств об экологических обязанностях и правах граждан позволяет, сопоставляя, учитывать в государственно-правовом строительстве положительные и отрицательные наработки, распространять их на отечественную реальность, для чего может быть сгруппирован по направлениям - формулирование прав и обязанностей, их обусловленность собственностью на природные объекты, конституционная ответственность государства за реализацию прав, обязанностей граждан в сфере природопользования.
(Боголюбов С.А.)
("Журнал зарубежного законодательства и сравнительного правоведения", 2021, N 3)Введение. Основы использования и охраны земель, недр, вод, растительного и животного мира закладываются в конституциях, предусматривающих права, обязанности граждан, связанные с природопользованием, осуществление которых, в свою очередь, влияет на его состояние. Конституционное законодательство о правах и обязанностях граждан в сфере природопользования (считающихся экологическими) обновляется, обладая как общими чертами, так и различиями; эффективность применения зависит от многовековых способов организации соблюдения обязанностей и прав, опыта использования социальных норм, управления природопользованием. Анализ положений конституций России, других государств об экологических обязанностях и правах граждан позволяет, сопоставляя, учитывать в государственно-правовом строительстве положительные и отрицательные наработки, распространять их на отечественную реальность, для чего может быть сгруппирован по направлениям - формулирование прав и обязанностей, их обусловленность собственностью на природные объекты, конституционная ответственность государства за реализацию прав, обязанностей граждан в сфере природопользования.
Статья: Правовое содержание пользования недрами в целях образования особо охраняемых геологических объектов
(Ерыгин Д.А.)
("Экологическое право", 2025, N 4)В статье проведено исследование правового регулирования основных стадий пользования недрами в целях образования особо охраняемых геологических объектов. В отношении указанной деятельности преимущественно применяются общие нормы законодательства о недрах и иных отраслей законодательства, что порождает правовую неопределенность относительно наличия у ее субъектов тех или иных прав и обязанностей. Недостаток специальных норм, регулирующих данный вид пользования недрами, не позволяет в полной мере обеспечить соблюдение требований по рациональному использованию и охране недр при образовании особо охраняемых геологических объектов.
(Ерыгин Д.А.)
("Экологическое право", 2025, N 4)В статье проведено исследование правового регулирования основных стадий пользования недрами в целях образования особо охраняемых геологических объектов. В отношении указанной деятельности преимущественно применяются общие нормы законодательства о недрах и иных отраслей законодательства, что порождает правовую неопределенность относительно наличия у ее субъектов тех или иных прав и обязанностей. Недостаток специальных норм, регулирующих данный вид пользования недрами, не позволяет в полной мере обеспечить соблюдение требований по рациональному использованию и охране недр при образовании особо охраняемых геологических объектов.
"Комментарий к Градостроительному кодексу РФ"
(Гришаев С.П.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)6) нарушения пользователем недр требований по рациональному использованию и охране недр, установленных ч. 1 ст. 23 настоящего Закона;
(Гришаев С.П.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)6) нарушения пользователем недр требований по рациональному использованию и охране недр, установленных ч. 1 ст. 23 настоящего Закона;
Статья: Правовые коллизии фрагментарного природопользования: судебная практика
(Шуплецова Ю.И., Овсянников Н.А.)
("Российская юстиция", 2025, N 4)В обоснование своей позиции в ходе судебного разбирательства Минприроды также указало, что безлицензионная добыча общераспространенных полезных ископаемых приведет к невозможности осуществлять контроль и надзор за рациональным использованием и охраной недр при добыче общераспространенных полезных ископаемых. Данный аргумент представляется преувеличенным, так как во всех рассматриваемых делах, в том числе и в этом, лицо, которое хотело воспользоваться правом использования общераспространенных полезных ископаемых согласно статье 19 Закона о недрах, подавало соответствующее заявление в уполномоченный орган, который в дальнейшем мог провести контрольные (надзорные) мероприятия.
(Шуплецова Ю.И., Овсянников Н.А.)
("Российская юстиция", 2025, N 4)В обоснование своей позиции в ходе судебного разбирательства Минприроды также указало, что безлицензионная добыча общераспространенных полезных ископаемых приведет к невозможности осуществлять контроль и надзор за рациональным использованием и охраной недр при добыче общераспространенных полезных ископаемых. Данный аргумент представляется преувеличенным, так как во всех рассматриваемых делах, в том числе и в этом, лицо, которое хотело воспользоваться правом использования общераспространенных полезных ископаемых согласно статье 19 Закона о недрах, подавало соответствующее заявление в уполномоченный орган, который в дальнейшем мог провести контрольные (надзорные) мероприятия.
Готовое решение: Кто должен вносить плату за негативное воздействие на окружающую среду
(КонсультантПлюс, 2025)Плату за НВОС в отношении вскрышных и вмещающих горных пород, признанных отходами производства и потребления в соответствии со ст. 23.5 Закона о недрах, вносят (п. 5 ст. 16.1 Закона об охране окружающей среды):
(КонсультантПлюс, 2025)Плату за НВОС в отношении вскрышных и вмещающих горных пород, признанных отходами производства и потребления в соответствии со ст. 23.5 Закона о недрах, вносят (п. 5 ст. 16.1 Закона об охране окружающей среды):
Статья: Головной акт экологического законодательства: методологические аспекты оценки его роли
(Бринчук М.М.)
("Экологическое право", 2025, N 5)Обратим особое внимание на п. 2 ст. 3: "...к отношениям по использованию и охране недр, водных объектов, лесов, животного мира и иных природных ресурсов, охране окружающей среды, охране особо охраняемых природных территорий и объектов, охране атмосферного воздуха и охране объектов культурного наследия народов Российской Федерации применяются, соответственно, законодательство о недрах, лесное, водное законодательство, законодательство о животном мире, об охране и использовании других природных ресурсов, об охране окружающей среды, об охране атмосферного воздуха, об особо охраняемых природных территориях и объектах, об охране объектов культурного наследия народов Российской Федерации, специальные федеральные законы <20>.
(Бринчук М.М.)
("Экологическое право", 2025, N 5)Обратим особое внимание на п. 2 ст. 3: "...к отношениям по использованию и охране недр, водных объектов, лесов, животного мира и иных природных ресурсов, охране окружающей среды, охране особо охраняемых природных территорий и объектов, охране атмосферного воздуха и охране объектов культурного наследия народов Российской Федерации применяются, соответственно, законодательство о недрах, лесное, водное законодательство, законодательство о животном мире, об охране и использовании других природных ресурсов, об охране окружающей среды, об охране атмосферного воздуха, об особо охраняемых природных территориях и объектах, об охране объектов культурного наследия народов Российской Федерации, специальные федеральные законы <20>.