Охрана детства
Подборка наиболее важных документов по запросу Охрана детства (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Позиции судов по спорным вопросам. Гражданский процесс: Определение места жительства ребенка при раздельном проживании родителей в гражданском процессе
(КонсультантПлюс, 2025)К участию в деле об определении места жительства ребенка могут привлечь инспектора по делам несовершеннолетних, специалиста органа управления образованием, специалиста по охране прав детства, педагога, врача и т.п.
(КонсультантПлюс, 2025)К участию в деле об определении места жительства ребенка могут привлечь инспектора по делам несовершеннолетних, специалиста органа управления образованием, специалиста по охране прав детства, педагога, врача и т.п.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Нормативные акты
"Конституция Российской Федерации"
(принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020)1. Материнство и детство, семья находятся под защитой государства.
(принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020)1. Материнство и детство, семья находятся под защитой государства.
"Семейный кодекс Российской Федерации" от 29.12.1995 N 223-ФЗ
(ред. от 23.11.2024, с изм. от 30.10.2025)
(с изм. и доп., вступ. в силу с 05.02.2025)1. Семья, материнство, отцовство и детство в Российской Федерации находятся под защитой государства.
(ред. от 23.11.2024, с изм. от 30.10.2025)
(с изм. и доп., вступ. в силу с 05.02.2025)1. Семья, материнство, отцовство и детство в Российской Федерации находятся под защитой государства.
Статья: Клинико-психологический аспект патогенеза и коррекции аномального поведения в подростковом возрасте
(Дюжева Е.В., Полякова Я.Н.)
("Уголовно-исполнительная система: право, экономика, управление", 2025, N 3)1. Бельский П. К вопросу о типах трудных детей в массовой школе / П. Бельский, В.Н. Мясищев // Трудные дети в массовой школе: работа поста охраны детства: Сборник статей сотрудников Кабинета профилактики трудновоспитуемости ЛПИ / Под редакцией профессора В.Н. Мясищева. Ленинград: ЛПИ, 1933.
(Дюжева Е.В., Полякова Я.Н.)
("Уголовно-исполнительная система: право, экономика, управление", 2025, N 3)1. Бельский П. К вопросу о типах трудных детей в массовой школе / П. Бельский, В.Н. Мясищев // Трудные дети в массовой школе: работа поста охраны детства: Сборник статей сотрудников Кабинета профилактики трудновоспитуемости ЛПИ / Под редакцией профессора В.Н. Мясищева. Ленинград: ЛПИ, 1933.
Статья: Дополнительные гарантии женщинам, работающим в сельской местности: простые и сложные вопросы практики
(Ливена С.В.)
("Кадровик-практик", 2025, N 2)В п. 1.7 Постановления ВС РСФСР от 01.11.1990 N 298/3-1 "О неотложных мерах по улучшению положения женщин, семьи, охраны материнства и детства на селе" установлено:
(Ливена С.В.)
("Кадровик-практик", 2025, N 2)В п. 1.7 Постановления ВС РСФСР от 01.11.1990 N 298/3-1 "О неотложных мерах по улучшению положения женщин, семьи, охраны материнства и детства на селе" установлено:
"Стадия возбуждения гражданского дела"
(Бортникова Н.А.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)При подготовке дела сторонам предлагается высказать свою позицию 1) о необходимости привлечения к участию в деле в качестве специалистов инспекторов по делам несовершеннолетних; специалистов органов управления образованием; специалистов по охране прав детства; педагогов (классных руководителей, социальных педагогов, педагогов-психологов); врачей (психологов, психиатров, врачей иных специальностей); 2) о необходимости проведения экспертизы.
(Бортникова Н.А.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)При подготовке дела сторонам предлагается высказать свою позицию 1) о необходимости привлечения к участию в деле в качестве специалистов инспекторов по делам несовершеннолетних; специалистов органов управления образованием; специалистов по охране прав детства; педагогов (классных руководителей, социальных педагогов, педагогов-психологов); врачей (психологов, психиатров, врачей иных специальностей); 2) о необходимости проведения экспертизы.
"Комментарий к Федеральному закону от 24 апреля 2008 г. N 48-ФЗ "Об опеке и попечительстве"
(постатейный)
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(Борисов А.Н.)
("Юстицинформ", 2025)опись составляется ООиП в присутствии опекуна или попечителя, представителей товарищества собственников жилья, жилищного, жилищно-строительного или иного специализированного потребительского кооператива, осуществляющего управление многоквартирным домом, управляющей организации либо органов внутренних дел. При оставлении описи вправе по собственному усмотрению присутствовать несовершеннолетний подопечный, достигший возраста 14 лет, а также могут присутствовать иные заинтересованные лица. Как устанавливалось в Правилах Минпроса РСФСР 1969 г., опись имущества, принадлежащего несовершеннолетнему, производится представителем отдела народного образования (инспектором, общественным инспектором охраны детства), уполномоченным местного Совета с участием представителей жилищно-эксплуатационной конторы, домоуправления, правления колхоза, администрации совхоза, предприятия, где работали родители (усыновители), общественных организаций по месту жительства несовершеннолетнего и др. Там же предусматривалось, что в случае, если опись имущества была уже произведена жилищными органами, нотариальной конторой или другими государственными и общественными организациями, то представителем ООиП по копии ранее составленной описи производится проверка наличного имущества и об этом составляется акт;
(постатейный)
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(Борисов А.Н.)
("Юстицинформ", 2025)опись составляется ООиП в присутствии опекуна или попечителя, представителей товарищества собственников жилья, жилищного, жилищно-строительного или иного специализированного потребительского кооператива, осуществляющего управление многоквартирным домом, управляющей организации либо органов внутренних дел. При оставлении описи вправе по собственному усмотрению присутствовать несовершеннолетний подопечный, достигший возраста 14 лет, а также могут присутствовать иные заинтересованные лица. Как устанавливалось в Правилах Минпроса РСФСР 1969 г., опись имущества, принадлежащего несовершеннолетнему, производится представителем отдела народного образования (инспектором, общественным инспектором охраны детства), уполномоченным местного Совета с участием представителей жилищно-эксплуатационной конторы, домоуправления, правления колхоза, администрации совхоза, предприятия, где работали родители (усыновители), общественных организаций по месту жительства несовершеннолетнего и др. Там же предусматривалось, что в случае, если опись имущества была уже произведена жилищными органами, нотариальной конторой или другими государственными и общественными организациями, то представителем ООиП по копии ранее составленной описи производится проверка наличного имущества и об этом составляется акт;
"Комментарий к Федеральному закону от 1 октября 2019 г. N 328-ФЗ "О службе в органах принудительного исполнения Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"
(постатейный)
(под общ. ред. В.А. Гуреева)
("Статут", 2024)- для женщин, работающих в сельской местности, - 36 часов в неделю, если меньшая продолжительность рабочей недели не предусмотрена иными законодательными актами (Постановление Верховного Совета РСФСР от 01.11.1990 N 298/3-1 "О неотложных мерах по улучшению положения женщин, семьи, охраны материнства и детства на селе") <1>;
(постатейный)
(под общ. ред. В.А. Гуреева)
("Статут", 2024)- для женщин, работающих в сельской местности, - 36 часов в неделю, если меньшая продолжительность рабочей недели не предусмотрена иными законодательными актами (Постановление Верховного Совета РСФСР от 01.11.1990 N 298/3-1 "О неотложных мерах по улучшению положения женщин, семьи, охраны материнства и детства на селе") <1>;
Статья: Анализ судов с "декретницами"
(Зеленая У.)
("Трудовое право", 2025, N 9)Работодателям важно понимать, что общая тенденция, связанная с охраной материнства и детства, позволяет беременным женщинам получать гарантии, закрепленные в Трудовом кодексе РФ и при взаимодействии с этой категорией сотрудников необходимо тщательно изучать действующее законодательство, практику его применения и понимать всю меру ответственности, которая возникает при неверном толковании норм права и неверном его применении. Независимо от желания работодателя в большинстве случаев, исходя из приведенной практики решения судов, суд встает на защиту беременных женщин в рамках действующего трудового законодательства. Важно также понимать, что последствия могут быть проявлены не только в виде восстановления на работе или оплаты вынужденного прогула по вине работодателя, но и административной ответственности со стороны контролирующих органов.
(Зеленая У.)
("Трудовое право", 2025, N 9)Работодателям важно понимать, что общая тенденция, связанная с охраной материнства и детства, позволяет беременным женщинам получать гарантии, закрепленные в Трудовом кодексе РФ и при взаимодействии с этой категорией сотрудников необходимо тщательно изучать действующее законодательство, практику его применения и понимать всю меру ответственности, которая возникает при неверном толковании норм права и неверном его применении. Независимо от желания работодателя в большинстве случаев, исходя из приведенной практики решения судов, суд встает на защиту беременных женщин в рамках действующего трудового законодательства. Важно также понимать, что последствия могут быть проявлены не только в виде восстановления на работе или оплаты вынужденного прогула по вине работодателя, но и административной ответственности со стороны контролирующих органов.
Статья: Несемейные формы устройства детей, оставшихся без попечения родителей
(Косова О.Ю.)
("Законы России: опыт, анализ, практика", 2025, N 5)Управленческий орган, администрация и иные штатные сотрудники организации (директор, воспитатель, няня и др.), и даже государство опекунами (попечителями) в семейно-правовом аспекте не являются, - их забота о ребенке объективно имеет иные приемы, формы, которые находят свое отражение в правовом регулировании. Так, государство в масштабах своей ответственности организует разноотраслевую охрану детства, в том числе систему семейного и несемейного попечения, определяет круг ее субъектов и их компетенцию, ответственность, др. Работники организации своими действиями относительно ребенка лишь в определенной части обязаны заботиться о нем, сообразно их штатной компетенции, трудовому договору и закрепленной функции, задачам и правилам деятельности организации в целом. Они несут не семейно-правовую ответственность за отсутствие надлежащей заботы о конкретном ребенке (например, в виде лишения родительских прав), а соответствующую их административному, трудовому статусу ответственность, заложенную в иных отраслях права.
(Косова О.Ю.)
("Законы России: опыт, анализ, практика", 2025, N 5)Управленческий орган, администрация и иные штатные сотрудники организации (директор, воспитатель, няня и др.), и даже государство опекунами (попечителями) в семейно-правовом аспекте не являются, - их забота о ребенке объективно имеет иные приемы, формы, которые находят свое отражение в правовом регулировании. Так, государство в масштабах своей ответственности организует разноотраслевую охрану детства, в том числе систему семейного и несемейного попечения, определяет круг ее субъектов и их компетенцию, ответственность, др. Работники организации своими действиями относительно ребенка лишь в определенной части обязаны заботиться о нем, сообразно их штатной компетенции, трудовому договору и закрепленной функции, задачам и правилам деятельности организации в целом. Они несут не семейно-правовую ответственность за отсутствие надлежащей заботы о конкретном ребенке (например, в виде лишения родительских прав), а соответствующую их административному, трудовому статусу ответственность, заложенную в иных отраслях права.
Информация: Выступление Министра финансов Антона Силуанова на заседании Экспертного Совета Комитета ГД РФ по бюджету и налогам
("Официальный сайт Минфина России", 2024)Спектр расходов, на которые пойдут собираемые налоги, шире. Он также будет касаться важнейших приоритетов, в том числе новых объявленных Президентом нацпроектов: "Семья", "Молодежь России", "Продолжительная и активная жизнь", "Кадры". Государство потратит собранные деньги на повышение социальных выплат, поддержку материнства и детства, например - продление материнского капитала, программы охраны материнства и поддержки здоровья женщин и целый ряд других таких аналогичных программ.
("Официальный сайт Минфина России", 2024)Спектр расходов, на которые пойдут собираемые налоги, шире. Он также будет касаться важнейших приоритетов, в том числе новых объявленных Президентом нацпроектов: "Семья", "Молодежь России", "Продолжительная и активная жизнь", "Кадры". Государство потратит собранные деньги на повышение социальных выплат, поддержку материнства и детства, например - продление материнского капитала, программы охраны материнства и поддержки здоровья женщин и целый ряд других таких аналогичных программ.
"Доктринальные основы практики Верховного Суда Российской Федерации: монография"
(Хабриева Т.Я., Ковлер А.И., Курбанов Р.А.)
(отв. ред. Т.Я. Хабриева)
("НОРМА", "ИНФРА-М", 2023)В комментарии к СК РФ отмечено, что основанием отобрания ребенка является наличие реальной угрозы, когда нет никаких сомнений "в возможности наступления негативных последствий для жизни ребенка или его здоровья" <1>. Вместе с тем, по утверждению О.А. Хазовой, вопрос о немедленном отобрании, по существу, решается инспектором по охране детства единолично в силу тех или иных присущих ему представлений о должном или допустимом. Отсутствие каких бы то ни было ориентиров часто приводит на практике к произвольным решениям, когда детей отбирают из семьи без достаточных к тому оснований. Результатом такого отобрания является разлучение детей и их родителей - в лучшем случае временное, но в отдельных случаях и навсегда. Причину этого автор видит в отсутствии в ст. 77 СК РФ критериев отобрания ребенка, при этом отмечая, что отобрание детей является вынужденной, крайней мерой, которая должна применяться только в тех случаях, когда оставить ребенка в семье чревато наступлением для него действительно серьезных последствий <2>.
(Хабриева Т.Я., Ковлер А.И., Курбанов Р.А.)
(отв. ред. Т.Я. Хабриева)
("НОРМА", "ИНФРА-М", 2023)В комментарии к СК РФ отмечено, что основанием отобрания ребенка является наличие реальной угрозы, когда нет никаких сомнений "в возможности наступления негативных последствий для жизни ребенка или его здоровья" <1>. Вместе с тем, по утверждению О.А. Хазовой, вопрос о немедленном отобрании, по существу, решается инспектором по охране детства единолично в силу тех или иных присущих ему представлений о должном или допустимом. Отсутствие каких бы то ни было ориентиров часто приводит на практике к произвольным решениям, когда детей отбирают из семьи без достаточных к тому оснований. Результатом такого отобрания является разлучение детей и их родителей - в лучшем случае временное, но в отдельных случаях и навсегда. Причину этого автор видит в отсутствии в ст. 77 СК РФ критериев отобрания ребенка, при этом отмечая, что отобрание детей является вынужденной, крайней мерой, которая должна применяться только в тех случаях, когда оставить ребенка в семье чревато наступлением для него действительно серьезных последствий <2>.