Ограничения санитарно-защитные зоны
Подборка наиболее важных документов по запросу Ограничения санитарно-защитные зоны (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Сокращение санитарно-защитной зоны
(Суркова С.В.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)- несоответствие содержащихся в проекте санитарно-защитной зоны ограничений использования земельных участков, расположенных в границах такой зоны, ограничениям использования земельных участков, установленным п. 5 Правил, или несоответствие обоснований возможности использования земельных участков, расположенных в границах санитарно-защитной зоны, для целей, предусмотренных пп. "б" п. 5 Правил, требованиям законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения;
(Суркова С.В.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)- несоответствие содержащихся в проекте санитарно-защитной зоны ограничений использования земельных участков, расположенных в границах такой зоны, ограничениям использования земельных участков, установленным п. 5 Правил, или несоответствие обоснований возможности использования земельных участков, расположенных в границах санитарно-защитной зоны, для целей, предусмотренных пп. "б" п. 5 Правил, требованиям законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения;
Статья: Сервитут как обременение права собственности. Частный и публичный сервитуты. Зона прохода и проезда
(Филина Д.Л.)
("Имущественные отношения в Российской Федерации", 2022, N 10)К сожалению, в текущих реалиях (как в части установления публичных сервитутов, так и в части введения иных градостроительных ограничений - санитарно-защитных зон, зон зеленых насаждений общего типа и т.п.) застройщик несет риски любых изменений, поэтому так важно проводить качественный анализ приобретаемого актива с точки зрения возможных будущих рисков, осуществлять постоянный мониторинг изменений градостроительного законодательства и документов территориального планирования, своевременно получать необходимую информацию из различных источников.
(Филина Д.Л.)
("Имущественные отношения в Российской Федерации", 2022, N 10)К сожалению, в текущих реалиях (как в части установления публичных сервитутов, так и в части введения иных градостроительных ограничений - санитарно-защитных зон, зон зеленых насаждений общего типа и т.п.) застройщик несет риски любых изменений, поэтому так важно проводить качественный анализ приобретаемого актива с точки зрения возможных будущих рисков, осуществлять постоянный мониторинг изменений градостроительного законодательства и документов территориального планирования, своевременно получать необходимую информацию из различных источников.
Нормативные акты
"Обзор судебной практики Верховного суда Российской Федерации N 4 (2021)"
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 16.02.2022)При этом суд исходил из того, что решение об установлении санитарно-защитной зоны для нефтяных скважин соответствующим органом не принималось, какие-либо материалы в орган, уполномоченный на осуществление государственного кадастрового учета, не направлялись, в связи с чем санитарно-защитная зона для данных скважин не считается установленной. По сведениям Единого государственного реестра недвижимости в отношении указанного участка никаких ограничений относительно его расположения в санитарно-защитной зоне нефтяной скважины не имеется. Данный земельный участок находится в зоне жилой застройки, смежные с ним участки застроены индивидуальными жилыми домами, строительство жилого дома осуществлялось М. на основании соответствующего разрешения.
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 16.02.2022)При этом суд исходил из того, что решение об установлении санитарно-защитной зоны для нефтяных скважин соответствующим органом не принималось, какие-либо материалы в орган, уполномоченный на осуществление государственного кадастрового учета, не направлялись, в связи с чем санитарно-защитная зона для данных скважин не считается установленной. По сведениям Единого государственного реестра недвижимости в отношении указанного участка никаких ограничений относительно его расположения в санитарно-защитной зоне нефтяной скважины не имеется. Данный земельный участок находится в зоне жилой застройки, смежные с ним участки застроены индивидуальными жилыми домами, строительство жилого дома осуществлялось М. на основании соответствующего разрешения.
Статья: Санитарно-защитные зоны
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)В соответствии с п. 25 Правил установления санитарно-защитных зон санитарно-защитная зона и ограничения использования земельных участков, расположенных в ее границах, считаются установленными со дня внесения сведений о такой зоне в ЕГРН.
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)В соответствии с п. 25 Правил установления санитарно-защитных зон санитарно-защитная зона и ограничения использования земельных участков, расположенных в ее границах, считаются установленными со дня внесения сведений о такой зоне в ЕГРН.
Статья: Зоны с особыми условиями использования территорий объектов нефтегазового комплекса
(Гаврилюк М.Н.)
("Имущественные отношения в Российской Федерации", 2025, N 7)Здесь следует упомянуть о том, что в документах территориального планирования и градостроительного зонирования содержатся сведения об огромном количестве ориентировочных СЗЗ (недоустановленных), однако предварительные СЗЗ не порождают ограничений в использовании земельных участков и отображении в генеральных планах, правилах землепользования и застройки. Это подтверждается практикой Верховного Суда Российской Федерации (см., например, Определение Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации от 21 марта 2023 года N 308-ЭС22-25486). Кроме того, с 1 января 2026 года определенные в соответствии с требованиями законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения ориентировочные, расчетные (предварительные) СЗЗ прекращают свое существование, а ограничения использования земельных участков в них не действуют. Собственники зданий, сооружений в отношении которых установлены ориентировочные, расчетные (предварительные) СЗЗ, должны были до 1 октября 2024 года обратиться в уполномоченный орган с заявлением о принятии решений об установлении СЗЗ (подп. 13 ст. 26 Закона N 342-ФЗ).
(Гаврилюк М.Н.)
("Имущественные отношения в Российской Федерации", 2025, N 7)Здесь следует упомянуть о том, что в документах территориального планирования и градостроительного зонирования содержатся сведения об огромном количестве ориентировочных СЗЗ (недоустановленных), однако предварительные СЗЗ не порождают ограничений в использовании земельных участков и отображении в генеральных планах, правилах землепользования и застройки. Это подтверждается практикой Верховного Суда Российской Федерации (см., например, Определение Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации от 21 марта 2023 года N 308-ЭС22-25486). Кроме того, с 1 января 2026 года определенные в соответствии с требованиями законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения ориентировочные, расчетные (предварительные) СЗЗ прекращают свое существование, а ограничения использования земельных участков в них не действуют. Собственники зданий, сооружений в отношении которых установлены ориентировочные, расчетные (предварительные) СЗЗ, должны были до 1 октября 2024 года обратиться в уполномоченный орган с заявлением о принятии решений об установлении СЗЗ (подп. 13 ст. 26 Закона N 342-ФЗ).
"Юридический справочник застройщика"
(9-я редакция)
(под ред. Д.С. Некрестьянова)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)При этом системное толкование п. п. 27 и 33 ст. 26 Закона N 342-ФЗ не должно приводить к абсурду. Например, при наличии той или иной ЗОУИТ в Генплане, ПЗЗ (например, СЗЗ) нельзя признавать допустимым строительство ОКС (например, жилого объекта) в данной ЗОУИТ независимо от установленных в СЗЗ ограничений ввиду отсутствия условий из п. 27 ст. 26 Закона N 342-ФЗ (невнесение сведений о ЗОУИТ в ЕГРН и отсутствие нового положения, утв. Правительством РФ). Другой подход в т.ч. противоречил бы иным переходным положениям, в соответствии с которыми до 01.01.2025 ЗОУИТ могут устанавливаться без внесения сведений в ЕГРН и в ранее установленном порядке.
(9-я редакция)
(под ред. Д.С. Некрестьянова)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)При этом системное толкование п. п. 27 и 33 ст. 26 Закона N 342-ФЗ не должно приводить к абсурду. Например, при наличии той или иной ЗОУИТ в Генплане, ПЗЗ (например, СЗЗ) нельзя признавать допустимым строительство ОКС (например, жилого объекта) в данной ЗОУИТ независимо от установленных в СЗЗ ограничений ввиду отсутствия условий из п. 27 ст. 26 Закона N 342-ФЗ (невнесение сведений о ЗОУИТ в ЕГРН и отсутствие нового положения, утв. Правительством РФ). Другой подход в т.ч. противоречил бы иным переходным положениям, в соответствии с которыми до 01.01.2025 ЗОУИТ могут устанавливаться без внесения сведений в ЕГРН и в ранее установленном порядке.