Ограничения передвижения по регионам РФ
Подборка наиболее важных документов по запросу Ограничения передвижения по регионам РФ (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Формы документов
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2024 год: Статья 111 "Выходные дни" Трудового кодекса РФ"Кроме того, установление нерабочих дней в данном случае являлось не всеобщим, а зависело от различных условий (таких как направление деятельности хозяйствующего субъекта, его местоположение и введенные в конкретном субъекте Российской Федерации ограничительные меры в связи с объявлением режима повышенной готовности). Помимо этого, дополнительные ограничительные меры по передвижению по территории, определению круга хозяйствующих субъектов, деятельность которых приостанавливается, могут вводиться на уровне субъектов Российской Федерации (пункт 2 Указа Президента РФ от 02.04.2020 N 239)."
Подборка судебных решений за 2024 год: Статья 11 "Полномочия органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций" Федерального закона "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера""Как следует из положений ст. ст. 4.1, 10, 11 Федерального закона от 21 декабря 1994 года N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера", к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации отнесено принятие иных нормативных правовых актов в области защиты населения, в том числе направленных на ограничение права граждан на свободу передвижения в пределах территории, на которой существует угроза возникновения чрезвычайной ситуации; установление обязательных для исполнения гражданами и организациями правил поведения при введении режима повышенной готовности.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Правовые проблемы повышения эффективности мер по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций в современных условиях
(Жаворонкова Н.Г., Выпханова Г.В.)
("Журнал российского права", 2021, N 1)<17> Подробнее см., например: Справочная информация: "Коронавирус (COVID-19). Ограничения передвижения и обязательная вакцинация в субъектах Российской Федерации". Доступ из СПС "КонсультантПлюс".
(Жаворонкова Н.Г., Выпханова Г.В.)
("Журнал российского права", 2021, N 1)<17> Подробнее см., например: Справочная информация: "Коронавирус (COVID-19). Ограничения передвижения и обязательная вакцинация в субъектах Российской Федерации". Доступ из СПС "КонсультантПлюс".
Готовое решение: В каком режиме вправе работать организации в условиях ограничений, действующих в связи с распространением коронавируса COVID-19 (до 31 мая 2023 г. включительно)
(КонсультантПлюс, 2023)Помимо этого, следует учесть те меры по ограничению передвижения людей, которые приняты в каждом конкретном субъекте РФ (пп. "в" п. 1 Указа Президента РФ от 11.05.2020 N 316).
(КонсультантПлюс, 2023)Помимо этого, следует учесть те меры по ограничению передвижения людей, которые приняты в каждом конкретном субъекте РФ (пп. "в" п. 1 Указа Президента РФ от 11.05.2020 N 316).
Нормативные акты
Справочная информация: "Коронавирус (COVID-19). Ограничения передвижения и обязательная вакцинация в субъектах Российской Федерации"
(Материал подготовлен специалистами КонсультантПлюс)КОРОНАВИРУС (COVID-19). ОГРАНИЧЕНИЯ ПЕРЕДВИЖЕНИЯ
(Материал подготовлен специалистами КонсультантПлюс)КОРОНАВИРУС (COVID-19). ОГРАНИЧЕНИЯ ПЕРЕДВИЖЕНИЯ
"Обзор по отдельным вопросам судебной практики, связанным с применением законодательства и мер по противодействию распространению на территории Российской Федерации новой коронавирусной инфекции (COVID-19) N 1"
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 21.04.2020)Кроме того, установление нерабочих дней в данном случае являлось не всеобщим, а зависело от различных условий (таких как направление деятельности хозяйствующего субъекта, его местоположение и введенные в конкретном субъекте Российской Федерации ограничительные меры в связи с объявлением режима повышенной готовности). Помимо этого, дополнительные ограничительные меры по передвижению по территории, определению круга хозяйствующих субъектов, деятельность которых приостанавливается, могут вводиться на уровне субъектов Российской Федерации (пункт 2 Указа Президента РФ от 2 апреля 2020 г. N 239).
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 21.04.2020)Кроме того, установление нерабочих дней в данном случае являлось не всеобщим, а зависело от различных условий (таких как направление деятельности хозяйствующего субъекта, его местоположение и введенные в конкретном субъекте Российской Федерации ограничительные меры в связи с объявлением режима повышенной готовности). Помимо этого, дополнительные ограничительные меры по передвижению по территории, определению круга хозяйствующих субъектов, деятельность которых приостанавливается, могут вводиться на уровне субъектов Российской Федерации (пункт 2 Указа Президента РФ от 2 апреля 2020 г. N 239).
"Предпринимательское право: проблемы теории и правоприменения: монография"
(Курбатов А.Я.)
("Юстицинформ", 2022)Однако, несмотря на это, есть Постановление Конституционного Суда РФ, которым ограничение права на передвижение, введенное руководителем субъекта РФ, признано конституционным (Постановление Конституционного Суда РФ от 25.12.2020 N 49-П "По делу о проверке конституционности подпункта 3 пункта 5 постановления Губернатора Московской области "О введении в Московской области режима повышенной готовности для органов управления и сил Московской областной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций и некоторых мерах по предотвращению распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19) на территории Московской области" в связи с запросом Протвинского городского суда Московской области"). Данным решением проигнорировано, что речь шла об ограничении конституционных прав граждан актом исполнительной власти субъекта РФ. Такой подход выработан, поскольку "вводимые им меры не носили характера абсолютного запрета, допуская возможность перемещения граждан при наличии уважительных обстоятельств, были кратковременными, а возможность их установления получила своевременное подтверждение в федеральном законодательстве" (п. 1 резолютивной части) <6>.
(Курбатов А.Я.)
("Юстицинформ", 2022)Однако, несмотря на это, есть Постановление Конституционного Суда РФ, которым ограничение права на передвижение, введенное руководителем субъекта РФ, признано конституционным (Постановление Конституционного Суда РФ от 25.12.2020 N 49-П "По делу о проверке конституционности подпункта 3 пункта 5 постановления Губернатора Московской области "О введении в Московской области режима повышенной готовности для органов управления и сил Московской областной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций и некоторых мерах по предотвращению распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19) на территории Московской области" в связи с запросом Протвинского городского суда Московской области"). Данным решением проигнорировано, что речь шла об ограничении конституционных прав граждан актом исполнительной власти субъекта РФ. Такой подход выработан, поскольку "вводимые им меры не носили характера абсолютного запрета, допуская возможность перемещения граждан при наличии уважительных обстоятельств, были кратковременными, а возможность их установления получила своевременное подтверждение в федеральном законодательстве" (п. 1 резолютивной части) <6>.
Готовое решение: Как работодателю организовать работу в неблагоприятной эпидемиологической ситуации (из-за коронавируса COVID-19) (не актуализируется с 28.04.2023)
(КонсультантПлюс, 2023)Рекомендуем обеспечить справками сотрудников, если они перемещаются в связи со служебной необходимостью, а в регионе действуют ограничительные меры по передвижению населения.
(КонсультантПлюс, 2023)Рекомендуем обеспечить справками сотрудников, если они перемещаются в связи со служебной необходимостью, а в регионе действуют ограничительные меры по передвижению населения.
Статья: Презумпции в муниципальном праве
(Третьяк И.А.)
("Муниципальная служба: правовые вопросы", 2021, N 3)Однако возникает вопрос о критериях, которыми может руководствоваться суд при установлении факта отсутствия вины. Полагаем, что суд должен принять во внимание все обстоятельства, свидетельствующие о наличии уважительных причин пропуска заседаний представительного органа конкретным депутатом, а не только причины, указанные в муниципальных правовых актах в качестве уважительных, в силу следующих причин. Во-первых, депутат уже был поражен в правах и находится под действием презумпции виновности, следовательно, применение к нему такой презумпции должно быть компенсировано отсутствием ограничений в доказательствах его невиновности, иначе такая презумпция является непропорциональным ограничением его конституционного права быть избранным. Во-вторых, установление всех обстоятельств пропуска депутатом заседаний представительного органа согласуется с такими принципами судопроизводства, как законность и справедливость при рассмотрении и разрешении дел в суде. Такими уважительными причинами могут являться, например, болезнь, необходимость ухода за нуждающимися членами семьи, самоизоляция в связи с распространением вирусных инфекций, чрезвычайные ситуации природного и техногенного характера в месте проживания депутата, противоправные действия третьих лиц в отношении депутата, связанные с ограничением свободы его передвижения, и т.д.
(Третьяк И.А.)
("Муниципальная служба: правовые вопросы", 2021, N 3)Однако возникает вопрос о критериях, которыми может руководствоваться суд при установлении факта отсутствия вины. Полагаем, что суд должен принять во внимание все обстоятельства, свидетельствующие о наличии уважительных причин пропуска заседаний представительного органа конкретным депутатом, а не только причины, указанные в муниципальных правовых актах в качестве уважительных, в силу следующих причин. Во-первых, депутат уже был поражен в правах и находится под действием презумпции виновности, следовательно, применение к нему такой презумпции должно быть компенсировано отсутствием ограничений в доказательствах его невиновности, иначе такая презумпция является непропорциональным ограничением его конституционного права быть избранным. Во-вторых, установление всех обстоятельств пропуска депутатом заседаний представительного органа согласуется с такими принципами судопроизводства, как законность и справедливость при рассмотрении и разрешении дел в суде. Такими уважительными причинами могут являться, например, болезнь, необходимость ухода за нуждающимися членами семьи, самоизоляция в связи с распространением вирусных инфекций, чрезвычайные ситуации природного и техногенного характера в месте проживания депутата, противоправные действия третьих лиц в отношении депутата, связанные с ограничением свободы его передвижения, и т.д.
Статья: Угроза национальной безопасности, связанная с проблемой государственного управления по противодействию распространения новой коронавирусной инфекции
(Шафигулин К.В.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2021, N 3)Однако решения, касающиеся непосредственной защиты населения от распространения коронавирусной инфекции (COVID-19), приняты высшими должностными лицами или высшими исполнительными органами государственной власти всех субъектов Российской Федерации <7> по рекомендациям (!) главных государственных санитарных врачей субъектов России, основанным на постановлениях главного государственного санитарного врача Российской Федерации. Действительно, в соответствии с нормами подпунктов "м" и "у" пункта 1 статьи 11 Федерального закона "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" органы государственной власти субъектов Российской Федерации вправе вводить режим повышенной готовности или чрезвычайной ситуации, а также устанавливать обязательные для исполнения гражданами и организациями правила поведения при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации. И такие "правила поведения", больше похожие на ограничения прав и свобод, повсеместно были введены. Причем обосновывается такой подход к решению задач защиты населения от коронавирусной инфекции нормами Федерального закона "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" <8>. В соответствии с нормами названного Федерального закона на основании предложений, предписаний главных государственных санитарных врачей и их заместителей решением органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации могут вводиться "ограничительные мероприятия (карантин)". Под карантином как ограничительными мероприятиями понимаются "административные, медико-санитарные, ветеринарные и иные меры, направленные на предотвращение распространения инфекционных заболеваний и предусматривающие особый режим хозяйственной и иной деятельности, ограничение передвижения населения, транспортных средств, грузов, товаров и животных". Как видим, формулировки довольно общие, скрывающиеся за словами "меры" (всевозможного характера) и "особый режим" деятельности, то есть без какого-либо конкретного перечня. Более определенно сказано об ограничении передвижения населения, транспортных средств грузов и животных, но в каких пределах названный Федеральный закон допускает это ограничение, не ясно.
(Шафигулин К.В.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2021, N 3)Однако решения, касающиеся непосредственной защиты населения от распространения коронавирусной инфекции (COVID-19), приняты высшими должностными лицами или высшими исполнительными органами государственной власти всех субъектов Российской Федерации <7> по рекомендациям (!) главных государственных санитарных врачей субъектов России, основанным на постановлениях главного государственного санитарного врача Российской Федерации. Действительно, в соответствии с нормами подпунктов "м" и "у" пункта 1 статьи 11 Федерального закона "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" органы государственной власти субъектов Российской Федерации вправе вводить режим повышенной готовности или чрезвычайной ситуации, а также устанавливать обязательные для исполнения гражданами и организациями правила поведения при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации. И такие "правила поведения", больше похожие на ограничения прав и свобод, повсеместно были введены. Причем обосновывается такой подход к решению задач защиты населения от коронавирусной инфекции нормами Федерального закона "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" <8>. В соответствии с нормами названного Федерального закона на основании предложений, предписаний главных государственных санитарных врачей и их заместителей решением органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации могут вводиться "ограничительные мероприятия (карантин)". Под карантином как ограничительными мероприятиями понимаются "административные, медико-санитарные, ветеринарные и иные меры, направленные на предотвращение распространения инфекционных заболеваний и предусматривающие особый режим хозяйственной и иной деятельности, ограничение передвижения населения, транспортных средств, грузов, товаров и животных". Как видим, формулировки довольно общие, скрывающиеся за словами "меры" (всевозможного характера) и "особый режим" деятельности, то есть без какого-либо конкретного перечня. Более определенно сказано об ограничении передвижения населения, транспортных средств грузов и животных, но в каких пределах названный Федеральный закон допускает это ограничение, не ясно.
Статья: Компенсация морального вреда, причиненного гражданину животными без владельца
(Анисимов А.П., Волконская О.А.)
("Российский судья", 2025, N 5)Так, в Постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 15 ноября 2022 г. N 33 "О практике применения судами норм о компенсации морального вреда" судам был дан ряд рекомендаций по рассмотрению данной категории дел, в том числе: потерпевший - истец по делу о компенсации морального вреда должен доказать факт нарушения его личных неимущественных прав либо посягательства на принадлежащие ему нематериальные блага, а также то, что ответчик является лицом, действия (бездействие) которого повлекли эти нарушения, или лицом, в силу закона обязанным возместить вред (п. 12); под физическими страданиями понимаются физическая боль, связанная с причинением увечья, иным повреждением здоровья, либо заболевание, в том числе перенесенное в результате нравственных страданий, ограничение возможности передвижения вследствие повреждения здоровья, неблагоприятные ощущения или болезненные симптомы (п. 14); причинение морального вреда потерпевшему в связи с причинением вреда его здоровью во всех случаях предполагается (п. 15); по общему правилу ответственность за причинение морального вреда возлагается на лицо, причинившее вред, но в случаях, предусмотренных законом, обязанность по компенсации морального вреда может быть возложена на лиц, не являющихся причинителями вреда (Российскую Федерацию, субъект РФ, муниципальное образование), если вред причинен в результате их незаконных действий (бездействия), или их должностных лиц.
(Анисимов А.П., Волконская О.А.)
("Российский судья", 2025, N 5)Так, в Постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 15 ноября 2022 г. N 33 "О практике применения судами норм о компенсации морального вреда" судам был дан ряд рекомендаций по рассмотрению данной категории дел, в том числе: потерпевший - истец по делу о компенсации морального вреда должен доказать факт нарушения его личных неимущественных прав либо посягательства на принадлежащие ему нематериальные блага, а также то, что ответчик является лицом, действия (бездействие) которого повлекли эти нарушения, или лицом, в силу закона обязанным возместить вред (п. 12); под физическими страданиями понимаются физическая боль, связанная с причинением увечья, иным повреждением здоровья, либо заболевание, в том числе перенесенное в результате нравственных страданий, ограничение возможности передвижения вследствие повреждения здоровья, неблагоприятные ощущения или болезненные симптомы (п. 14); причинение морального вреда потерпевшему в связи с причинением вреда его здоровью во всех случаях предполагается (п. 15); по общему правилу ответственность за причинение морального вреда возлагается на лицо, причинившее вред, но в случаях, предусмотренных законом, обязанность по компенсации морального вреда может быть возложена на лиц, не являющихся причинителями вреда (Российскую Федерацию, субъект РФ, муниципальное образование), если вред причинен в результате их незаконных действий (бездействия), или их должностных лиц.
Статья: Проблемы делегированного нормотворчества Государственной Думы ФС РФ по ограничению прав человека
(Карпушкин А.В.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2022, N 1)Так как регулирование прав и свобод, в отличие от защиты, является прерогативой Российской Федерации, то и принятие нормативных актов, ограничивающих права человека, является исключительным полномочием федерального парламента. Вместе с тем во многих субъектах РФ приняты законы, ограничивающие свободу передвижения отдельных категорий граждан в определенное время суток либо в определенном месте. Так, ст. 6 Закона Пензенской области от 30 июня 2009 г. N 1752-ЗПО "О реализации основных гарантий прав и законных интересов ребенка в Пензенской области" запрещено нахождение несовершеннолетних на отдельных территориях, а не достигших 16-летнего возраста - в любых общественных местах в ночное время без сопровождения взрослых <4>.
(Карпушкин А.В.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2022, N 1)Так как регулирование прав и свобод, в отличие от защиты, является прерогативой Российской Федерации, то и принятие нормативных актов, ограничивающих права человека, является исключительным полномочием федерального парламента. Вместе с тем во многих субъектах РФ приняты законы, ограничивающие свободу передвижения отдельных категорий граждан в определенное время суток либо в определенном месте. Так, ст. 6 Закона Пензенской области от 30 июня 2009 г. N 1752-ЗПО "О реализации основных гарантий прав и законных интересов ребенка в Пензенской области" запрещено нахождение несовершеннолетних на отдельных территориях, а не достигших 16-летнего возраста - в любых общественных местах в ночное время без сопровождения взрослых <4>.
Статья: Трансконтинентальный Великий чайный путь - актуальное направление развития международного и внутреннего туризма
(Севастьянов Д.В.)
("Туризм: право и экономика", 2022, N 4)В настоящее время достаточно широко известны основные торговые маршруты древнего Великого шелкового пути из Китая в страны Европы, которые в основном пролегали по степным и субтропическим широтам. При этом сведения о древних путях транспортировки и распространения китайского чая на север, на таежную территорию Сибири и особенно на европейский Русский Север остаются малоизвестными. При этом в XXI в. отмечается возрастающая популярность предложений операторов международного туризма к путешествиям по древним трансконтинентальным маршрутам, таким как "Из варяг в греки", по Великому шелковому пути, по Великому чайному пути и другим древним водным и сухопутным маршрутам. Наблюдаемое в последние годы активное и успешное развитие современных организованных путешествий в Китае и Монголии по отдельным участкам Великого чайного пути дает нам основание поддержать растущий интерес к истории функционирования этих торгово-транспортных коридоров в Сибирь и на европейскую территорию России. Наконец в настоящее время, в связи с ограничениями передвижений людей из-за пандемии и санкций против России и общим осложнением международной обстановки, возникает актуальная необходимость разработок и использования новых географических направлений, регионов, маршрутов и туристских продуктов. Возникает необходимость в переориентации существующих российских международных туристских потоков с преимущественно европейского на азиатское направление и на более активное туристское освоение внутренних восточных регионов страны.
(Севастьянов Д.В.)
("Туризм: право и экономика", 2022, N 4)В настоящее время достаточно широко известны основные торговые маршруты древнего Великого шелкового пути из Китая в страны Европы, которые в основном пролегали по степным и субтропическим широтам. При этом сведения о древних путях транспортировки и распространения китайского чая на север, на таежную территорию Сибири и особенно на европейский Русский Север остаются малоизвестными. При этом в XXI в. отмечается возрастающая популярность предложений операторов международного туризма к путешествиям по древним трансконтинентальным маршрутам, таким как "Из варяг в греки", по Великому шелковому пути, по Великому чайному пути и другим древним водным и сухопутным маршрутам. Наблюдаемое в последние годы активное и успешное развитие современных организованных путешествий в Китае и Монголии по отдельным участкам Великого чайного пути дает нам основание поддержать растущий интерес к истории функционирования этих торгово-транспортных коридоров в Сибирь и на европейскую территорию России. Наконец в настоящее время, в связи с ограничениями передвижений людей из-за пандемии и санкций против России и общим осложнением международной обстановки, возникает актуальная необходимость разработок и использования новых географических направлений, регионов, маршрутов и туристских продуктов. Возникает необходимость в переориентации существующих российских международных туристских потоков с преимущественно европейского на азиатское направление и на более активное туристское освоение внутренних восточных регионов страны.
Статья: Государственное управление в условиях цифровизации: зарубежный опыт, проблемы и перспективы развития
(Канунникова Н.Г.)
("Административное право и процесс", 2023, N 6)Применение искусственного интеллекта возможно в сферах безопасности, контроля и надзора, аналитики, осуществления сервисных функций государства, стратегического целеполагания и законотворчества. Так, в сферах безопасности, контроля и надзора на основе искусственного интеллекта и машинного обучения будет возможно распознавать лица преступников и идентифицировать их личности. Свою эффективность данные цифровые технологии, применяемые в столичном регионе, доказали в период пандемии COVID-19, когда был введен особый режим, устанавливающий ограничения на передвижение граждан. С помощью технологии искусственного интеллекта "FindFace", разработанной российскими учеными, сотрудники органов внутренних дел могли своевременно выявлять нарушителей режима карантина или самоизоляции <7>.
(Канунникова Н.Г.)
("Административное право и процесс", 2023, N 6)Применение искусственного интеллекта возможно в сферах безопасности, контроля и надзора, аналитики, осуществления сервисных функций государства, стратегического целеполагания и законотворчества. Так, в сферах безопасности, контроля и надзора на основе искусственного интеллекта и машинного обучения будет возможно распознавать лица преступников и идентифицировать их личности. Свою эффективность данные цифровые технологии, применяемые в столичном регионе, доказали в период пандемии COVID-19, когда был введен особый режим, устанавливающий ограничения на передвижение граждан. С помощью технологии искусственного интеллекта "FindFace", разработанной российскими учеными, сотрудники органов внутренних дел могли своевременно выявлять нарушителей режима карантина или самоизоляции <7>.