Ограничения использования лесов
Подборка наиболее важных документов по запросу Ограничения использования лесов (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2023 год: Статья 36 "Градостроительный регламент" Градостроительного кодекса РФ"Правила землепользования и застройки, устанавливающие градостроительные регламенты применительно к земельным участкам, включенным в границы населенных пунктов из земель лесного фонда, могут быть изменены по истечении одного года со дня включения указанных земельных участков в границы населенных пунктов (часть 6 статьи 32 Градостроительного кодекса Российской Федерации). До установления градостроительных регламентов в отношении земельных участков, включенных в границы населенных пунктов из земель лесного фонда (за исключением лесных участков, которые до 1 января 2016 года предоставлены гражданам или юридическим лицам либо на которых расположены объекты недвижимого имущества, права на которые возникли до 1 января 2016 года и разрешенное использование либо назначение которых до их включения в границы населенного пункта не было связано с использованием лесов), такие земельные участки используются с учетом ограничений, установленных при использовании городских лесов в соответствии с лесным законодательством (часть 6.1 статьи 36 Градостроительного кодекса Российской Федерации). Соответственно, уже через год после включения таких земельных участков в границы населенных пунктов органы местного самоуправления соответствующего муниципального образования могут, действуя в интересах социально-экономического развития территории, отнести бывшие земли лесного фонда к не связанной с природоохранными функциями территориальной зоне, в том числе к жилой или производственной. При этом интерес развития муниципальных образований, в том числе посредством расширения и освоения территории входящих в них населенных пунктов, безусловно, не может отрицаться. Важно, однако, чтобы этот интерес был сопряжен с другими социально значимыми интересами, для чего и служит институт согласования."
Подборка судебных решений за 2024 год: Статья 25 "Виды использования лесов" ЛК РФ"Системное толкование данных норм позволяет сделать вывод, что ограничение как по виду лесопользования, так и по числу лесопользователей возникает только в том случае, когда одновременное многоцелевое лесопользование одним земельным участком невозможно."
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Охотхозяйственное соглашение как гражданско-правовой договор
(Нетишинская Л.Ф.)
("Гражданское право", 2024, N 5)Следует отметить, что в ч. 4 ст. 27 Федерального закона "Об охоте" законодатель перечисляет условия, которые должны быть включены в охотхозяйственное соглашение в качестве его содержания, т.е. его существенные условия. Исходя из того что законодатель в п. 1 ст. 432 ГК РФ использует и раскрывает смысл только существенных условий, под которыми понимаются условия, необходимые и достаточные для признания договора заключенным, предлагаем в ч. 4 ст. 27 Федерального закона "Об охоте" изменить редакцию предложения: "охотхозяйственное соглашение включает в себя следующие условия" на другую, а именно: "охотхозяйственное соглашение должно включать в себя следующие существенные условия". Кроме того, учитывая, что законодатель в качестве существенного условия в п. 1 ст. 432 ГК РФ прежде всего указывает условие о предмете договора, поскольку именно это условие индивидуализирует предмет исполнения, предлагаем в условия о предмете включать не только сведения о местоположении, границах и площади охотничьего угодья, о расположенных в его границах земельных и лесных участках, об обременениях этих участков, об ограничении использования лесов и других природных ресурсов, о параметрах осуществления охоты, но и конкретные мероприятия (их перечень), проведение которых обязуется обеспечить одна сторона (юридическое лицо или индивидуальный предприниматель), а также перечень объектов охотничьей инфраструктуры, которые обязуется создать вышеуказанная сторона по конкретному охотхозяйственному соглашению, перечень конкретных земельных и лесных участков, которые должны быть предоставлены второй стороной охотхозяйственного соглашения, право на добычу охотничьих ресурсов, которое возникает у индивидуального предпринимателя или юридического лица, являющегося стороной охотхозяйственного соглашения, именно с момента вступления в силу охотхозяйственного соглашения, а не с момента выдачи разрешения на добычу охотничьих ресурсов. Любой договор, в том числе охотхозяйственное соглашение, требует согласования существенных условий, при несогласовании хотя бы одного из них договор считается незаключенным. В юридической литературе имеется научная точка зрения о том, что существенные условия охотхозяйственного соглашения определяются самостоятельно государством и при заключении охотхозяйственного соглашения согласование условий между сторонами охотхозяйственного соглашения не происходит, потенциальный охотпользователь, как считает автор, имеет право либо принять, либо отказаться от данных условий, но не изменить их, даже по взаимному согласию сторон <6>.
(Нетишинская Л.Ф.)
("Гражданское право", 2024, N 5)Следует отметить, что в ч. 4 ст. 27 Федерального закона "Об охоте" законодатель перечисляет условия, которые должны быть включены в охотхозяйственное соглашение в качестве его содержания, т.е. его существенные условия. Исходя из того что законодатель в п. 1 ст. 432 ГК РФ использует и раскрывает смысл только существенных условий, под которыми понимаются условия, необходимые и достаточные для признания договора заключенным, предлагаем в ч. 4 ст. 27 Федерального закона "Об охоте" изменить редакцию предложения: "охотхозяйственное соглашение включает в себя следующие условия" на другую, а именно: "охотхозяйственное соглашение должно включать в себя следующие существенные условия". Кроме того, учитывая, что законодатель в качестве существенного условия в п. 1 ст. 432 ГК РФ прежде всего указывает условие о предмете договора, поскольку именно это условие индивидуализирует предмет исполнения, предлагаем в условия о предмете включать не только сведения о местоположении, границах и площади охотничьего угодья, о расположенных в его границах земельных и лесных участках, об обременениях этих участков, об ограничении использования лесов и других природных ресурсов, о параметрах осуществления охоты, но и конкретные мероприятия (их перечень), проведение которых обязуется обеспечить одна сторона (юридическое лицо или индивидуальный предприниматель), а также перечень объектов охотничьей инфраструктуры, которые обязуется создать вышеуказанная сторона по конкретному охотхозяйственному соглашению, перечень конкретных земельных и лесных участков, которые должны быть предоставлены второй стороной охотхозяйственного соглашения, право на добычу охотничьих ресурсов, которое возникает у индивидуального предпринимателя или юридического лица, являющегося стороной охотхозяйственного соглашения, именно с момента вступления в силу охотхозяйственного соглашения, а не с момента выдачи разрешения на добычу охотничьих ресурсов. Любой договор, в том числе охотхозяйственное соглашение, требует согласования существенных условий, при несогласовании хотя бы одного из них договор считается незаключенным. В юридической литературе имеется научная точка зрения о том, что существенные условия охотхозяйственного соглашения определяются самостоятельно государством и при заключении охотхозяйственного соглашения согласование условий между сторонами охотхозяйственного соглашения не происходит, потенциальный охотпользователь, как считает автор, имеет право либо принять, либо отказаться от данных условий, но не изменить их, даже по взаимному согласию сторон <6>.
"Юридический справочник застройщика"
(9-я редакция)
(под ред. Д.С. Некрестьянова)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)Требования к осуществлению деятельности в границах территории достопримечательного места, ограничения использования лесов <1> и требования к градостроительному регламенту в границах территории достопримечательного места устанавливаются:
(9-я редакция)
(под ред. Д.С. Некрестьянова)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)Требования к осуществлению деятельности в границах территории достопримечательного места, ограничения использования лесов <1> и требования к градостроительному регламенту в границах территории достопримечательного места устанавливаются:
Нормативные акты
"Лесной кодекс Российской Федерации" от 04.12.2006 N 200-ФЗ
(ред. от 26.12.2024)
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2025)Статья 27. Ограничение использования лесов
(ред. от 26.12.2024)
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2025)Статья 27. Ограничение использования лесов
Готовое решение: Как владеют и распоряжаются особо охраняемыми природными территориями
(КонсультантПлюс, 2025)лесохозяйственный регламент. В нем установлены ограничения использования лесов ООПТ, требования к их охране и т.д. (п. 4 ч. 2 ст. 23, ч. 1 ст. 87 ЛК РФ);
(КонсультантПлюс, 2025)лесохозяйственный регламент. В нем установлены ограничения использования лесов ООПТ, требования к их охране и т.д. (п. 4 ч. 2 ст. 23, ч. 1 ст. 87 ЛК РФ);
"Комментарий практики рассмотрения экономических споров (судебно-арбитражной практики). Выпуск 31"
(отв. ред. О.В. Гутников, С.А. Синицын)
("Инфотропик Медиа", 2025)Лесной кодекс РФ не содержит запрета на предоставление лесных участков разным лесопользователям для осуществления разных видов деятельности. Президиум Высшего Арбитражного Суда РФ в Постановлении от 27.07.2010 N 2111/10 по делу N А05-7607/2009 указал, что "системное толкование норм гражданского и лесного законодательства показывает, что ограничение как по виду лесопользования, так и по числу лесопользователей возникает только в том случае, когда одновременное многоцелевое лесопользование одним земельным участком невозможно".
(отв. ред. О.В. Гутников, С.А. Синицын)
("Инфотропик Медиа", 2025)Лесной кодекс РФ не содержит запрета на предоставление лесных участков разным лесопользователям для осуществления разных видов деятельности. Президиум Высшего Арбитражного Суда РФ в Постановлении от 27.07.2010 N 2111/10 по делу N А05-7607/2009 указал, что "системное толкование норм гражданского и лесного законодательства показывает, что ограничение как по виду лесопользования, так и по числу лесопользователей возникает только в том случае, когда одновременное многоцелевое лесопользование одним земельным участком невозможно".
Статья: Понятие, состав и правовой режим земель лесного фонда
(Мельников Н.Н.)
("Экологическое право", 2025, N 4)Зонирование, осуществляемое в границах земель лесного фонда, проводится в соответствии с установленными в ЛК РФ целями и критериями. В зависимости от уникальных природных свойств лесов согласно ст. 115 ЛК РФ в составе лесного фонда могут выделяться ценные леса, горные леса, лесные полосы и зоны. Для защиты лесов от различных угроз проводятся лесопожарное зонирование, сопровождаемое установлением зоны охраны лесов (ст. 51.1 ЛК РФ), лесозащитное районирование, при котором выделяются зоны слабой, средней и сильной лесопатологической угрозы, и лесопатологические обследования (ст. 60.4, 60.6 ЛК РФ); устанавливаются также зоны радиоактивного загрязнения (ст. 60.13 ЛК РФ). В соответствии с природно-климатическими условиями согласно ст. 15 ЛК РФ выделяются лесорастительные зоны. Для осуществления инвестиционных проектов могут также устанавливаться зоны освоения лесов (ст. 67.1 ЛК РФ). В зависимости от вида зоны в ЛК РФ определяются особые условия и дополнительные ограничения в использовании лесов, например в орехово-промысловых зонах в отношении древесины не разрешается осуществлять заготовительные работы (ст. 115 ЛК РФ).
(Мельников Н.Н.)
("Экологическое право", 2025, N 4)Зонирование, осуществляемое в границах земель лесного фонда, проводится в соответствии с установленными в ЛК РФ целями и критериями. В зависимости от уникальных природных свойств лесов согласно ст. 115 ЛК РФ в составе лесного фонда могут выделяться ценные леса, горные леса, лесные полосы и зоны. Для защиты лесов от различных угроз проводятся лесопожарное зонирование, сопровождаемое установлением зоны охраны лесов (ст. 51.1 ЛК РФ), лесозащитное районирование, при котором выделяются зоны слабой, средней и сильной лесопатологической угрозы, и лесопатологические обследования (ст. 60.4, 60.6 ЛК РФ); устанавливаются также зоны радиоактивного загрязнения (ст. 60.13 ЛК РФ). В соответствии с природно-климатическими условиями согласно ст. 15 ЛК РФ выделяются лесорастительные зоны. Для осуществления инвестиционных проектов могут также устанавливаться зоны освоения лесов (ст. 67.1 ЛК РФ). В зависимости от вида зоны в ЛК РФ определяются особые условия и дополнительные ограничения в использовании лесов, например в орехово-промысловых зонах в отношении древесины не разрешается осуществлять заготовительные работы (ст. 115 ЛК РФ).
"Комментарий к Градостроительному кодексу РФ"
(Гришаев С.П.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)14. Согласно ч. 19 ст. 24 ГрК РФ при подготовке в составе проекта генерального плана поселения или городского округа карты границ населенных пунктов в границы населенного пункта подлежит включению земельный участок из земель лесного фонда в случае, если все его границы являются смежными с земельными участками, расположенными в границах населенного пункта (с учетом сохранения в отношении такого земельного участка ограничений в соответствии с ч. 6.1 ст. 36 ГрК РФ, в которой речь идет о том, что до установления градостроительных регламентов в отношении земельных участков, включенных в границы населенных пунктов из земель лесного фонда (за исключением лесных участков, которые до 1 января 2016 г. предоставлены гражданам или юридическим лицам либо на которых расположены объекты недвижимого имущества, права на которые возникли до 1 января 2016 г., и разрешенное использование либо назначение которых до их включения в границы населенного пункта не было связано с использованием лесов), такие земельные участки используются с учетом ограничений, установленных при использовании городских лесов в соответствии с лесным законодательством).
(Гришаев С.П.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)14. Согласно ч. 19 ст. 24 ГрК РФ при подготовке в составе проекта генерального плана поселения или городского округа карты границ населенных пунктов в границы населенного пункта подлежит включению земельный участок из земель лесного фонда в случае, если все его границы являются смежными с земельными участками, расположенными в границах населенного пункта (с учетом сохранения в отношении такого земельного участка ограничений в соответствии с ч. 6.1 ст. 36 ГрК РФ, в которой речь идет о том, что до установления градостроительных регламентов в отношении земельных участков, включенных в границы населенных пунктов из земель лесного фонда (за исключением лесных участков, которые до 1 января 2016 г. предоставлены гражданам или юридическим лицам либо на которых расположены объекты недвижимого имущества, права на которые возникли до 1 января 2016 г., и разрешенное использование либо назначение которых до их включения в границы населенного пункта не было связано с использованием лесов), такие земельные участки используются с учетом ограничений, установленных при использовании городских лесов в соответствии с лесным законодательством).
Ситуация: Каков порядок предоставления гражданам дальневосточного и арктического гектаров?
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)Разрешенное использование земельного участка, установленное до даты его предоставления гражданину в безвозмездное пользование, не является препятствием для выбора таким гражданином иного вида (видов) разрешенного использования (с учетом, в частности, градостроительного регламента (при его наличии) или ограничений, установленных для использования лесных земельных участков), без принятия уполномоченным органом решения об изменении вида разрешенного использования земельного участка (ч. 3 - 5, 6, 6.1 ст. 8 Закона N 119-ФЗ).
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)Разрешенное использование земельного участка, установленное до даты его предоставления гражданину в безвозмездное пользование, не является препятствием для выбора таким гражданином иного вида (видов) разрешенного использования (с учетом, в частности, градостроительного регламента (при его наличии) или ограничений, установленных для использования лесных земельных участков), без принятия уполномоченным органом решения об изменении вида разрешенного использования земельного участка (ч. 3 - 5, 6, 6.1 ст. 8 Закона N 119-ФЗ).
Статья: Генезис прав и обязанностей граждан при использовании лесов для собственных нужд
(Шуплецова Ю.И.)
("Журнал российского права", 2021, N 5)Основными видами прав, при осуществлении которых устанавливаются ограничения использования лесов в вышеуказанном порядке, являются: право на выпас в лесу (при условии сохранения леса и отсутствия угрозы его состоянию); право на заготовку древесины (в случае, если оно подпадает под действие Закона о лесных и пастбищных услугах).
(Шуплецова Ю.И.)
("Журнал российского права", 2021, N 5)Основными видами прав, при осуществлении которых устанавливаются ограничения использования лесов в вышеуказанном порядке, являются: право на выпас в лесу (при условии сохранения леса и отсутствия угрозы его состоянию); право на заготовку древесины (в случае, если оно подпадает под действие Закона о лесных и пастбищных услугах).
"Комментарий к Федеральному закону от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости"
(Гришаев С.П.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)3) ограничение использования лесов в соответствии со ст. 27 Лесного Кодекса РФ;
(Гришаев С.П.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)3) ограничение использования лесов в соответствии со ст. 27 Лесного Кодекса РФ;