Ограничения для участия в закупках
Подборка наиболее важных документов по запросу Ограничения для участия в закупках (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Позиции судов по спорным вопросам. Бюджетные организации: Закупка жилья для детей-сирот
(КонсультантПлюс, 2025)...заказчик включил в состав одного лота 12 объектов недвижимости - жилые помещения (благоустроенные квартиры), которые явно не отвечают критериям технологической и функциональной взаимосвязанности, в частности не связаны между собой единым неразрывным целевым использованием, имеют разное местоположение... не подлежат использованию в составе единого комплекса... а также предназначены для использования разными гражданами; при этом единые требования к качеству, к отделке и техническому состоянию данных жилых помещений, установленные техническим заданием, не свидетельствуют об их функциональной и технологической взаимосвязи, а являются признаками характеристик каждого жилого помещения в отдельности. ...включение в один лот функционально и технологически не связанных между собой 12 объектов... привело к ограничению возможности участия в данной закупке лиц, имеющих возможность предложения менее установленного заказчиком числа жилых помещений, и обеспечило преимущество участия в закупке исключительно лицам, имеющим возможность предложения 12 и более жилых помещений, что нарушает принцип равнодоступности, исключает возможность участия в торгах значительной части участников соответствующего рынка... что приводит... к ограничению конкуренции при проведении торгов..."
(КонсультантПлюс, 2025)...заказчик включил в состав одного лота 12 объектов недвижимости - жилые помещения (благоустроенные квартиры), которые явно не отвечают критериям технологической и функциональной взаимосвязанности, в частности не связаны между собой единым неразрывным целевым использованием, имеют разное местоположение... не подлежат использованию в составе единого комплекса... а также предназначены для использования разными гражданами; при этом единые требования к качеству, к отделке и техническому состоянию данных жилых помещений, установленные техническим заданием, не свидетельствуют об их функциональной и технологической взаимосвязи, а являются признаками характеристик каждого жилого помещения в отдельности. ...включение в один лот функционально и технологически не связанных между собой 12 объектов... привело к ограничению возможности участия в данной закупке лиц, имеющих возможность предложения менее установленного заказчиком числа жилых помещений, и обеспечило преимущество участия в закупке исключительно лицам, имеющим возможность предложения 12 и более жилых помещений, что нарушает принцип равнодоступности, исключает возможность участия в торгах значительной части участников соответствующего рынка... что приводит... к ограничению конкуренции при проведении торгов..."
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
"Обзор практики рассмотрения жалоб на действия (бездействие) заказчика, комиссии по осуществлению закупок, оператора электронной площадки при закупке товаров, работ, услуг в соответствии с положениями Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (май 2024 года)"
(Управление контроля размещения государственного заказа ФАС России)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)3. Заказчик, установивший ограничение возможности участия в закупке исключительно среди лиц, прошедших предварительный квалификационный отбор, признан нарушившим требования Закона о закупках.
(Управление контроля размещения государственного заказа ФАС России)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)3. Заказчик, установивший ограничение возможности участия в закупке исключительно среди лиц, прошедших предварительный квалификационный отбор, признан нарушившим требования Закона о закупках.
Нормативные акты
"Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 1 (2020)"
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 10.06.2020)В такой ситуации отсутствуют основания полагать, что организация не стала победителем закупки вследствие угрозы применения к ней спорного критерия оценки и, соответственно, о нарушении прав и законных интересов этого лица действиями заказчика (положениями документации о закупке), в том числе о постановке данного лица в неравное положение в сравнении с иными участниками закупки и ограничении доступа к участию в закупке (ст. 8, пп. 3 и 7 ч. 6 ст. 83 Закона N 44-ФЗ).
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 10.06.2020)В такой ситуации отсутствуют основания полагать, что организация не стала победителем закупки вследствие угрозы применения к ней спорного критерия оценки и, соответственно, о нарушении прав и законных интересов этого лица действиями заказчика (положениями документации о закупке), в том числе о постановке данного лица в неравное положение в сравнении с иными участниками закупки и ограничении доступа к участию в закупке (ст. 8, пп. 3 и 7 ч. 6 ст. 83 Закона N 44-ФЗ).
Федеральный закон от 05.04.2013 N 44-ФЗ
(ред. от 26.12.2024)
"О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.07.2025)11) отсутствие у участника закупки ограничений для участия в закупках, установленных законодательством Российской Федерации.
(ред. от 26.12.2024)
"О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.07.2025)11) отсутствие у участника закупки ограничений для участия в закупках, установленных законодательством Российской Федерации.
Статья: Коллективное участие в закупках только среди субъектов МСП: быть или не быть?
(Байрашев В., Исютин-Федотков Д.)
("Прогосзаказ.рф", 2023, N 11)Длительное время возможность коллективного участия в закупках в соответствии с ч. 5 ст. 3 Закона N 223-ФЗ никем не ставилась под сомнение, однако последняя практика применения ст. 3.4 Закона N 223-ФЗ, посвященная проведению закупок с участием только субъектов малого и среднего предпринимательства (далее - субъекты МСП), нередко свидетельствует о невозможности такой формы участия в закупках. В этой связи рассмотрим, насколько обоснованными представляются появляющиеся на практике ограничения коллективного участия в закупках, участниками которых могут быть только субъекты МСП.
(Байрашев В., Исютин-Федотков Д.)
("Прогосзаказ.рф", 2023, N 11)Длительное время возможность коллективного участия в закупках в соответствии с ч. 5 ст. 3 Закона N 223-ФЗ никем не ставилась под сомнение, однако последняя практика применения ст. 3.4 Закона N 223-ФЗ, посвященная проведению закупок с участием только субъектов малого и среднего предпринимательства (далее - субъекты МСП), нередко свидетельствует о невозможности такой формы участия в закупках. В этой связи рассмотрим, насколько обоснованными представляются появляющиеся на практике ограничения коллективного участия в закупках, участниками которых могут быть только субъекты МСП.
Готовое решение: Как проверить участника закупки по Закону N 44-ФЗ на соответствие единым требованиям
(КонсультантПлюс, 2025)7) требование об отсутствии ограничений для участия в закупке в соответствии с п. 11 ч. 1 ст. 31 Закона N 44-ФЗ. Для проверки сверьтесь с перечнями лиц, на которых распространены российские ограничительные меры, - участника закупки в них быть не должно. Учтите также общие правила применения данного ограничения.
(КонсультантПлюс, 2025)7) требование об отсутствии ограничений для участия в закупке в соответствии с п. 11 ч. 1 ст. 31 Закона N 44-ФЗ. Для проверки сверьтесь с перечнями лиц, на которых распространены российские ограничительные меры, - участника закупки в них быть не должно. Учтите также общие правила применения данного ограничения.
Готовое решение: Как провести электронную малую закупку у единственного поставщика по Закону N 44-ФЗ
(КонсультантПлюс, 2025)Например, в отношении участника не должно быть установленных законодательством ограничений для участия в закупке (п. 11 ч. 1 ст. 31 Закона N 44-ФЗ). В частности, участниками не могут быть лица, в отношении которых приняты специальные экономические меры, а также подконтрольные им организации (Указ Президента РФ от 03.05.2022 N 252, Постановление Правительства РФ от 11.05.2022 N 851). Заявку такого участника надо отклонить (Информационное письмо Минфина России от 20.07.2022 N 24-01-06/69926);
(КонсультантПлюс, 2025)Например, в отношении участника не должно быть установленных законодательством ограничений для участия в закупке (п. 11 ч. 1 ст. 31 Закона N 44-ФЗ). В частности, участниками не могут быть лица, в отношении которых приняты специальные экономические меры, а также подконтрольные им организации (Указ Президента РФ от 03.05.2022 N 252, Постановление Правительства РФ от 11.05.2022 N 851). Заявку такого участника надо отклонить (Информационное письмо Минфина России от 20.07.2022 N 24-01-06/69926);
"Комментарий практики рассмотрения экономических споров (судебно-арбитражной практики). Выпуск 30"
(отв. ред. О.В. Гутников, С.А. Синицын)
("Инфотропик Медиа", 2024)1. В закупочной деятельности корпоративные заказчики обязаны руководствоваться рядом принципов, закрепленных в ч. 1 ст. 3 Закона о закупках. Среди них: информационная открытость закупки; равноправие, справедливость, отсутствие дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки, отсутствие ограничения допуска к участию в закупке путем установления неизмеряемых требований к участникам закупки. Принципы - руководящие начала правового регулирования, а потому в последующих нормах Закона о закупках урегулированы процедуры, которые и опосредуют их реализацию.
(отв. ред. О.В. Гутников, С.А. Синицын)
("Инфотропик Медиа", 2024)1. В закупочной деятельности корпоративные заказчики обязаны руководствоваться рядом принципов, закрепленных в ч. 1 ст. 3 Закона о закупках. Среди них: информационная открытость закупки; равноправие, справедливость, отсутствие дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки, отсутствие ограничения допуска к участию в закупке путем установления неизмеряемых требований к участникам закупки. Принципы - руководящие начала правового регулирования, а потому в последующих нормах Закона о закупках урегулированы процедуры, которые и опосредуют их реализацию.
Вопрос: О включении документов и информации в заявку на участие в закупке медицинских изделий с ограничениями допуска товаров, происходящих из иностранных государств.
(Письмо Минфина России от 04.07.2023 N 24-06-06/62070)Вопрос: О включении документов и информации в заявку на участие в закупке медицинских изделий с ограничениями допуска товаров, происходящих из иностранных государств.
(Письмо Минфина России от 04.07.2023 N 24-06-06/62070)Вопрос: О включении документов и информации в заявку на участие в закупке медицинских изделий с ограничениями допуска товаров, происходящих из иностранных государств.
Статья: Ошибки корпоративных заказчиков при взаимодействии с антимонопольным органом
(Байрашев В.)
("Прогосзаказ.рф", 2023, N 8)Взаимодействие заказчика и ФАС России не ограничивается участием в рассмотрении жалоб на закупки по Закону N 223-ФЗ. Кроме рассмотрения дела по конкретной закупке заказчик может стать участником или третьей стороной в деле о нарушении антимонопольного законодательства, участником дела, связанного с включением информации об участнике закупки в РНП, участвовать в деле о привлечении к административной ответственности, наконец, обжаловать решения ФАС России или постановления о привлечении к административной ответственности в суде.
(Байрашев В.)
("Прогосзаказ.рф", 2023, N 8)Взаимодействие заказчика и ФАС России не ограничивается участием в рассмотрении жалоб на закупки по Закону N 223-ФЗ. Кроме рассмотрения дела по конкретной закупке заказчик может стать участником или третьей стороной в деле о нарушении антимонопольного законодательства, участником дела, связанного с включением информации об участнике закупки в РНП, участвовать в деле о привлечении к административной ответственности, наконец, обжаловать решения ФАС России или постановления о привлечении к административной ответственности в суде.
Готовое решение: Какие требования предъявляют к участникам закупки по Закону N 44-ФЗ
(КонсультантПлюс, 2025)у участника отсутствуют ограничения для участия в закупках, установленные законодательством РФ.
(КонсультантПлюс, 2025)у участника отсутствуют ограничения для участия в закупках, установленные законодательством РФ.
"Руководство по рассмотрению заявок в соответствии с Законом N 44-ФЗ"
(Гурин О.Ю.)
("НОК", "Печатный Двор", 2024)Заявка была отклонена в связи с тем, что участник закупки перестал соответствовать требованию п. 11 ч. 1 ст. 31 Закона N 44-ФЗ об отсутствии у него ограничений для участия в закупке. Контрольный орган признал отклонение правомерным <99>.
(Гурин О.Ю.)
("НОК", "Печатный Двор", 2024)Заявка была отклонена в связи с тем, что участник закупки перестал соответствовать требованию п. 11 ч. 1 ст. 31 Закона N 44-ФЗ об отсутствии у него ограничений для участия в закупке. Контрольный орган признал отклонение правомерным <99>.
Готовое решение: Как составить, разместить и разъяснить извещение о закупке по Закону N 44-ФЗ
(КонсультантПлюс, 2025)сведения о том, предоставляются ли преимущества СМП или СОНКО, если проводите закупку только среди них. Указанные преимущества предоставляются в виде ограничения на участие в закупке участникам, которые не являются СМП и СОНКО. Также вы вправе установить требование по ч. 5 ст. 30 Закона N 44-ФЗ с указанием объема привлечения к исполнению контрактов субподрядчиков, соисполнителей из числа СМП или СОНКО;
(КонсультантПлюс, 2025)сведения о том, предоставляются ли преимущества СМП или СОНКО, если проводите закупку только среди них. Указанные преимущества предоставляются в виде ограничения на участие в закупке участникам, которые не являются СМП и СОНКО. Также вы вправе установить требование по ч. 5 ст. 30 Закона N 44-ФЗ с указанием объема привлечения к исполнению контрактов субподрядчиков, соисполнителей из числа СМП или СОНКО;
Вопрос: На участие в закупке, в которой было установлено ограничение допуска по ПП РФ от 30.04.2020 N 617, была подана единственная заявка. Должен ли участник, подавший такую заявку, при исполнении контракта предоставить подтверждающие страну происхождения товара документы?
("Вестник Института госзакупок", 2022, N 12)"Вестник Института госзакупок", 2022, N 12
("Вестник Института госзакупок", 2022, N 12)"Вестник Института госзакупок", 2022, N 12