Ограничение участия в юридических лицах
Подборка наиболее важных документов по запросу Ограничение участия в юридических лицах (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Формы документов
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2023 год: Статья 56 "Последствия принятия арбитражным судом решения об отказе в признании должника банкротом" Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)""Из системного толкования статей 56 и 57 Закона о банкротстве следует, что положения этих норм указывают на предоставление должнику возможности восстановить собственную платежеспособность, вернуть доверие кредиторов, поэтому выход из процедуры несостоятельности, сопряженный с восстановлением платежеспособности, не должен влечь таких последствий как трехлетнее ограничение на занятие должности в органах управления юридического лица, или иное участие в управлении юридическим лицом."
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Готовое решение: Как некоммерческие организации применяют УСН
(КонсультантПлюс, 2025)Применять УСН некоммерческая организация может, даже если ее единственный учредитель юрлицо. Ограничений по участию юрлиц нет.
(КонсультантПлюс, 2025)Применять УСН некоммерческая организация может, даже если ее единственный учредитель юрлицо. Ограничений по участию юрлиц нет.
Статья: Гражданско-правовая сущность социального кредита
(Карнушин В.Е.)
("Вестник Российской правовой академии", 2025, N 2)К этой же группе можно относить ограничение участия юридических лиц в отдельных гражданских правоотношениях (например, юридическое лицо не может быть потребителем по смыслу Закона РФ "О защите прав потребителей") [9].
(Карнушин В.Е.)
("Вестник Российской правовой академии", 2025, N 2)К этой же группе можно относить ограничение участия юридических лиц в отдельных гражданских правоотношениях (например, юридическое лицо не может быть потребителем по смыслу Закона РФ "О защите прав потребителей") [9].
Нормативные акты
Федеральный закон от 10.07.2002 N 86-ФЗ
(ред. от 31.07.2025)
"О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.10.2025)Статья 82.3. Банк России устанавливает правила наличных расчетов, включая ограничения наличных расчетов между юридическими лицами, а также расчетов с участием граждан, связанных с осуществлением ими предпринимательской деятельности.
(ред. от 31.07.2025)
"О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.10.2025)Статья 82.3. Банк России устанавливает правила наличных расчетов, включая ограничения наличных расчетов между юридическими лицами, а также расчетов с участием граждан, связанных с осуществлением ими предпринимательской деятельности.
Федеральный закон от 21.12.2001 N 178-ФЗ
(ред. от 07.07.2025)
"О приватизации государственного и муниципального имущества"12) ограничения участия отдельных категорий физических лиц и юридических лиц в приватизации такого имущества;
(ред. от 07.07.2025)
"О приватизации государственного и муниципального имущества"12) ограничения участия отдельных категорий физических лиц и юридических лиц в приватизации такого имущества;
Статья: Соглашения государственно-частного партнерства в научно-технологической сфере: особенности участия образовательных организаций
(Бондаренко Н.В.)
("Legal Bulletin", 2025, N 2)Для развития государственно-частного партнерства в Российской Федерации характерны длительный период приспособления к новым форматам государственно-частного партнерства и сохранение тенденций к применению концессионных соглашений, что косвенно сказывается как на экономическом эффекте от реализуемых проектов, так и негативно сказывается на привлечении инвесторов на такие проекты. В качестве еще одного отрицательного фактора оценивается ограничение участия иностранных юридических лиц в соглашениях о государственно-частном партнерстве - видится целесообразным пересмотр данного подхода в пользу ограниченного прямого доступа иностранных юридических лиц к таким проектам.
(Бондаренко Н.В.)
("Legal Bulletin", 2025, N 2)Для развития государственно-частного партнерства в Российской Федерации характерны длительный период приспособления к новым форматам государственно-частного партнерства и сохранение тенденций к применению концессионных соглашений, что косвенно сказывается как на экономическом эффекте от реализуемых проектов, так и негативно сказывается на привлечении инвесторов на такие проекты. В качестве еще одного отрицательного фактора оценивается ограничение участия иностранных юридических лиц в соглашениях о государственно-частном партнерстве - видится целесообразным пересмотр данного подхода в пользу ограниченного прямого доступа иностранных юридических лиц к таким проектам.
"Конвергенция частноправового регулирования общественных отношений сквозь призму эффективности права: монография"
(отв. ред. А.Н. Левушкин, Э.Х. Надысева)
("Юстицинформ", 2023)При этом указанное ограничение в отношении суммарной доли участия иностранных юридических лиц и (или) юридических лиц, не являющихся субъектами малого и среднего предпринимательства, не распространяется:
(отв. ред. А.Н. Левушкин, Э.Х. Надысева)
("Юстицинформ", 2023)При этом указанное ограничение в отношении суммарной доли участия иностранных юридических лиц и (или) юридических лиц, не являющихся субъектами малого и среднего предпринимательства, не распространяется:
Статья: Комментарии к статьям 48, 50 Гражданского кодекса РФ
(Суханов Е.А.)
("Вестник гражданского права", 2022, N 1)1. Деление юридических лиц на коммерческие и некоммерческие организации свойственно только российскому праву, составляя его характерную особенность <12>. Впервые оно было закреплено в ст. 18 Основ гражданского законодательства Союза ССР и республик 1991 г. (действовали на территории Российской Федерации с 3 августа 1992 г.). Его смысл состоит в ограничении возможности участия некоммерческих юридических лиц (благотворительных фондов, бюджетных и иных учреждений, общественных организаций и т.д.) в предпринимательской деятельности в ущерб своим основным задачам (отраженным в их целевой правоспособности). Невозможно полностью лишить некоммерческие организации права получать доходы с целью материального обеспечения своей основной деятельности, но и полный отказ от деления юридических лиц на коммерческие и некоммерческие организации повел бы к безграничному развитию предпринимательской деятельности под маской некоммерческих организаций <13>. Поэтому предложения об отмене этого деления как нечеткого и малообоснованного не получили поддержки законодателя в ходе реформы законодательства о юридических лицах, осуществленной Федеральным законом от 5 мая 2014 г. N 99-ФЗ <14>.
(Суханов Е.А.)
("Вестник гражданского права", 2022, N 1)1. Деление юридических лиц на коммерческие и некоммерческие организации свойственно только российскому праву, составляя его характерную особенность <12>. Впервые оно было закреплено в ст. 18 Основ гражданского законодательства Союза ССР и республик 1991 г. (действовали на территории Российской Федерации с 3 августа 1992 г.). Его смысл состоит в ограничении возможности участия некоммерческих юридических лиц (благотворительных фондов, бюджетных и иных учреждений, общественных организаций и т.д.) в предпринимательской деятельности в ущерб своим основным задачам (отраженным в их целевой правоспособности). Невозможно полностью лишить некоммерческие организации права получать доходы с целью материального обеспечения своей основной деятельности, но и полный отказ от деления юридических лиц на коммерческие и некоммерческие организации повел бы к безграничному развитию предпринимательской деятельности под маской некоммерческих организаций <13>. Поэтому предложения об отмене этого деления как нечеткого и малообоснованного не получили поддержки законодателя в ходе реформы законодательства о юридических лицах, осуществленной Федеральным законом от 5 мая 2014 г. N 99-ФЗ <14>.
"Комментарий к Федеральному закону от 21 декабря 2001 г. N 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества"
(постатейный)
(Борисов А.Н.)
("Юстицинформ", 2025)12) ограничения участия отдельных категорий физических лиц и юридических лиц в приватизации такого имущества;
(постатейный)
(Борисов А.Н.)
("Юстицинформ", 2025)12) ограничения участия отдельных категорий физических лиц и юридических лиц в приватизации такого имущества;
Готовое решение: Как заказчику расторгнуть государственный или муниципальный контракт в одностороннем порядке
(КонсультантПлюс, 2025)Важно! Расторгните контракт с участником, если он не соответствует требованию, предусмотренному п. 11 ч. 1 ст. 31 Закона N 44-ФЗ. В отношении него не должно быть установленных законодательством ограничений для участия в закупках. Запрещено совершать сделки с юрлицами, физлицами и находящимися под их контролем организациями, к которым применяются специальные экономические меры (лицами, находящимся под санкциями), а также запрещено исполнять перед ними обязательства по сделкам, если обязательства не исполнены или исполнены не в полном объеме (Указ Президента РФ от 03.05.2022 N 252). Так, при исполнении контракта лицом, находящимся под санкциями, заказчик обязан принять решение об одностороннем отказе от его исполнения на основании п. 1 ч. 15 ст. 95 Закона N 44-ФЗ (в том числе на основании пп. "а" п. 1 ч. 15 ст. 95 этого Закона), если ограничение появилось у участника после заключения контракта (Информационное письмо Минфина России от 20.07.2022 N 24-01-06/69926).
(КонсультантПлюс, 2025)Важно! Расторгните контракт с участником, если он не соответствует требованию, предусмотренному п. 11 ч. 1 ст. 31 Закона N 44-ФЗ. В отношении него не должно быть установленных законодательством ограничений для участия в закупках. Запрещено совершать сделки с юрлицами, физлицами и находящимися под их контролем организациями, к которым применяются специальные экономические меры (лицами, находящимся под санкциями), а также запрещено исполнять перед ними обязательства по сделкам, если обязательства не исполнены или исполнены не в полном объеме (Указ Президента РФ от 03.05.2022 N 252). Так, при исполнении контракта лицом, находящимся под санкциями, заказчик обязан принять решение об одностороннем отказе от его исполнения на основании п. 1 ч. 15 ст. 95 Закона N 44-ФЗ (в том числе на основании пп. "а" п. 1 ч. 15 ст. 95 этого Закона), если ограничение появилось у участника после заключения контракта (Информационное письмо Минфина России от 20.07.2022 N 24-01-06/69926).
Статья: Проблемы правового регулирования соглашений о государственно-частном партнерстве и концессионных соглашений, объектом которых выступают информационные технологии, и пути их решения
(Егоров О.В.)
("Хозяйство и право", 2022, N 11)Итак, считаем целесообразным исключить нормы об ограничении участия иностранных юридических лиц, а также российских юридических лиц с элементом иностранного управления в качестве стороны по договорам из Закона о ГЧП и Закона "О концессионных соглашениях" (п. 10 ст. 5 Закона о ГЧП, ч. 1.6 ст. 5 Закона "О концессионных соглашениях"). Считаем, что данные меры улучшат инвестиционный климат в сфере информационных технологий для зарубежного инвестора.
(Егоров О.В.)
("Хозяйство и право", 2022, N 11)Итак, считаем целесообразным исключить нормы об ограничении участия иностранных юридических лиц, а также российских юридических лиц с элементом иностранного управления в качестве стороны по договорам из Закона о ГЧП и Закона "О концессионных соглашениях" (п. 10 ст. 5 Закона о ГЧП, ч. 1.6 ст. 5 Закона "О концессионных соглашениях"). Считаем, что данные меры улучшат инвестиционный климат в сфере информационных технологий для зарубежного инвестора.
Готовое решение: Льготы по налогообложению для общественных организаций инвалидов
(КонсультантПлюс, 2025)Организации, уставный капитал которых полностью состоит из вкладов ООИ, могут применять УСН, не соблюдая 25%-ное ограничение по доле участия юрлиц в организации.
(КонсультантПлюс, 2025)Организации, уставный капитал которых полностью состоит из вкладов ООИ, могут применять УСН, не соблюдая 25%-ное ограничение по доле участия юрлиц в организации.