Ограничение на выезд ип
Подборка наиболее важных документов по запросу Ограничение на выезд ип (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Доказательства и доказывание в арбитражном суде: Банкротство граждан (ИП). Возбуждение или прекращение процедуры банкротства, включение требований в реестр (исключение из него), реструктуризация долгов: Финансовый управляющий (Конкурсный кредитор) хочет запретить Гражданину (ИП) выезд за пределы РФ
(КонсультантПлюс, 2025)Финансовый управляющий (Конкурсный кредитор) - как сторона, которая ссылается на необходимость введения в отношении Гражданина (ИП) временного ограничения на выезд за пределы РФ в целях исключения возможности отчуждения его имущества третьим лицам (ч. 1 ст. 65 АПК РФ).
(КонсультантПлюс, 2025)Финансовый управляющий (Конкурсный кредитор) - как сторона, которая ссылается на необходимость введения в отношении Гражданина (ИП) временного ограничения на выезд за пределы РФ в целях исключения возможности отчуждения его имущества третьим лицам (ч. 1 ст. 65 АПК РФ).
Подборка судебных решений за 2024 год: Статья 67 "Временные ограничения на выезд должника из Российской Федерации" Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве"Поскольку в рассматриваемом случае исполнительное производство возбуждено на основании исполнительного документа о принятии обеспечительных мер, не предусматривающих возложение на должника какой либо обязанности, в том числе по уплате денежных средств, основания для применения исполнительных действий в виде временного ограничения на выезд, предусмотренных ст. 67 Закона об исполнительном производстве отсутствуют."
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Актуальные вопросы установления временного ограничения на выезд должника из Российской Федерации
(Демин В.А.)
("Вестник исполнительного производства", 2022, N 4)Приказом Минюста России определены порядок и сроки обмена в электронном виде информацией о применении и снятии временного ограничения на выезд должника из Российской Федерации между ФССП России и ФСБ России (далее - Порядок обмена информацией о применении и снятии временного ограничения) <20>. Пункт 2 Порядка обмена информацией о применении и снятии временного ограничения гласит, что в целях обмена информацией могут использоваться, в частности, государственная система миграционного и регистрационного учета, федеральная государственная информационная система "Автоматизированная информационная система Федеральной службы судебных приставов". При наличии информации об уплате задолженности в Государственной информационной системе о государственных и муниципальных платежах постановление о снятии временного ограничения на выезд должника по исполнительному производству о взыскании денежных средств принимается в автоматическом режиме.
(Демин В.А.)
("Вестник исполнительного производства", 2022, N 4)Приказом Минюста России определены порядок и сроки обмена в электронном виде информацией о применении и снятии временного ограничения на выезд должника из Российской Федерации между ФССП России и ФСБ России (далее - Порядок обмена информацией о применении и снятии временного ограничения) <20>. Пункт 2 Порядка обмена информацией о применении и снятии временного ограничения гласит, что в целях обмена информацией могут использоваться, в частности, государственная система миграционного и регистрационного учета, федеральная государственная информационная система "Автоматизированная информационная система Федеральной службы судебных приставов". При наличии информации об уплате задолженности в Государственной информационной системе о государственных и муниципальных платежах постановление о снятии временного ограничения на выезд должника по исполнительному производству о взыскании денежных средств принимается в автоматическом режиме.
Ситуация: Почему может быть ограничен выезд за границу?
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)В случае вынесения постановления о временном ограничении на выезд должника из РФ в ходе исполнительного производства копия указанного постановления направляется должнику (его законному представителю) не позднее дня, следующего за днем его вынесения (ст. 16 Закона N 114-ФЗ; ч. 10 ст. 67 Закона N 229-ФЗ).
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)В случае вынесения постановления о временном ограничении на выезд должника из РФ в ходе исполнительного производства копия указанного постановления направляется должнику (его законному представителю) не позднее дня, следующего за днем его вынесения (ст. 16 Закона N 114-ФЗ; ч. 10 ст. 67 Закона N 229-ФЗ).
Нормативные акты
Федеральный закон от 15.08.1996 N 114-ФЗ
(ред. от 23.07.2025)
"О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию"Статья 16. Во всех случаях временного ограничения права на выезд из Российской Федерации, предусмотренных статьей 15 настоящего Федерального закона, органы государственной власти Российской Федерации либо в случае, предусмотренном подпунктом 1 указанной статьи, органы государственной власти субъекта Российской Федерации, органы местного самоуправления или организации, принявшие решение об ограничении права гражданина Российской Федерации на выезд из Российской Федерации, не позднее трех рабочих дней, следующих за днем принятия такого решения, выдают (направляют) данному гражданину или его законному представителю уведомление, в котором указываются основание и срок этого ограничения, дата и регистрационный номер такого решения, полное наименование и адрес соответствующих органа или организации, либо знакомят данного гражданина или его законного представителя под роспись с принятым в отношении данного гражданина решением об ограничении его права на выезд из Российской Федерации. При вынесении постановления о временном ограничении на выезд должника из Российской Федерации в ходе исполнительного производства направление копии такого постановления гражданину Российской Федерации или его законному представителю осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 2 октября 2007 года N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве".
(ред. от 23.07.2025)
"О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию"Статья 16. Во всех случаях временного ограничения права на выезд из Российской Федерации, предусмотренных статьей 15 настоящего Федерального закона, органы государственной власти Российской Федерации либо в случае, предусмотренном подпунктом 1 указанной статьи, органы государственной власти субъекта Российской Федерации, органы местного самоуправления или организации, принявшие решение об ограничении права гражданина Российской Федерации на выезд из Российской Федерации, не позднее трех рабочих дней, следующих за днем принятия такого решения, выдают (направляют) данному гражданину или его законному представителю уведомление, в котором указываются основание и срок этого ограничения, дата и регистрационный номер такого решения, полное наименование и адрес соответствующих органа или организации, либо знакомят данного гражданина или его законного представителя под роспись с принятым в отношении данного гражданина решением об ограничении его права на выезд из Российской Федерации. При вынесении постановления о временном ограничении на выезд должника из Российской Федерации в ходе исполнительного производства направление копии такого постановления гражданину Российской Федерации или его законному представителю осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 2 октября 2007 года N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве".
Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 17.11.2015 N 50
(ред. от 19.11.2024)
"О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства"47. Согласно статье 67 Закона об исполнительном производстве временное ограничение на выезд из Российской Федерации может устанавливаться в отношении граждан, которые являются должниками в исполнительном производстве.
(ред. от 19.11.2024)
"О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства"47. Согласно статье 67 Закона об исполнительном производстве временное ограничение на выезд из Российской Федерации может устанавливаться в отношении граждан, которые являются должниками в исполнительном производстве.
Ситуация: Как отменяется временное ограничение (запрет) на выезд должников за границу?
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)Временное ограничение на выезд должников за границу может быть снято в случае окончания или прекращения исполнительного производства, о чем уведомят должника.
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)Временное ограничение на выезд должников за границу может быть снято в случае окончания или прекращения исполнительного производства, о чем уведомят должника.
Ситуация: Как устанавливается временное ограничение (запрет) на выезд должников за границу?
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)Обратите внимание! Неуведомление судебным приставом должника о возбуждении в отношении него исполнительного производства и о принятии постановления о временном ограничении на выезд из РФ является основанием для возмещения должнику вызванных таким ограничением убытков (п. 9 Обзора судебной практики Верховного Суда РФ N 1 (2021), утв. Президиумом Верховного Суда РФ 07.04.2021).
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)Обратите внимание! Неуведомление судебным приставом должника о возбуждении в отношении него исполнительного производства и о принятии постановления о временном ограничении на выезд из РФ является основанием для возмещения должнику вызванных таким ограничением убытков (п. 9 Обзора судебной практики Верховного Суда РФ N 1 (2021), утв. Президиумом Верховного Суда РФ 07.04.2021).
"Комментарий к Федеральному закону от 2 октября 2007 г. N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве"
(постатейный)
(3-е издание, переработанное и дополненное)
(Борисов А.Н.)
("Юстицинформ", 2023)Постановление Пленума ВС России 2015 г. N 50 содержит раздел самостоятельный раздел "Установление временного ограничения на выезд должника из Российской Федерации", но данные в этом разделе разъяснения, не учитывают внесение в комментируемую статью изменений Федеральными законами от 26 июля 2017 г. N 190-ФЗ и от 21 декабря 2021 г. N 417-ФЗ. В то же время ряд этих разъяснений свою практическую значимость не утратил. Например, следующие разъяснения, данные в п. 47: согласно комментируемой статье временное ограничение на выезд из России может устанавливаться в отношении граждан, которые являются должниками в исполнительном производстве; временное ограничение на выезд из России не может быть установлено в отношении руководителя, работников должника-организации.
(постатейный)
(3-е издание, переработанное и дополненное)
(Борисов А.Н.)
("Юстицинформ", 2023)Постановление Пленума ВС России 2015 г. N 50 содержит раздел самостоятельный раздел "Установление временного ограничения на выезд должника из Российской Федерации", но данные в этом разделе разъяснения, не учитывают внесение в комментируемую статью изменений Федеральными законами от 26 июля 2017 г. N 190-ФЗ и от 21 декабря 2021 г. N 417-ФЗ. В то же время ряд этих разъяснений свою практическую значимость не утратил. Например, следующие разъяснения, данные в п. 47: согласно комментируемой статье временное ограничение на выезд из России может устанавливаться в отношении граждан, которые являются должниками в исполнительном производстве; временное ограничение на выезд из России не может быть установлено в отношении руководителя, работников должника-организации.
Статья: Юридическая сила нотариальных актов как исполнительных документов: проблемы совершенствования законодательства
(Илюшина М.Н.)
("Нотариальный вестник", 2022, N 3)Однако, несмотря на значимость и востребованность нотариально удостоверенных исполнительных документов, таких как исполнительная надпись нотариуса, медиативное соглашение и соглашение об уплате алиментов, не представляется возможным утверждать, что указанные акты имеют такой же правовой режим, как и такие исполнительные документы, как судебный приказ или исполнительный лист, вступившие в законную силу. Во-первых, неясно, как будет решаться вопрос об исполнимости этих документов, если в исполнительном документе содержится обязанность передачи вещи в натуре, а к моменту исполнения данного имущества не имеется. Требуется ли во всяком случае оценивать данное имущество для возможной замены исполнения в натуре на взыскание его стоимости? На наш взгляд, с учетом договорной природы оснований возникновения указанных исполнительных документов появление указанных возможностей будет зависеть от волеизъявления сторон, прямо выраженного в медиативном соглашении, брачном договоре или в договоре, в отношении которого осуществляется исполнительная надпись. Во-вторых, в отношении нотариально удостоверенных исполнительных документов по-другому решается вопрос о применении определенных запретов и ограничений для физических лиц и индивидуальных предпринимателей - должников, которые должны стимулировать их на добровольное исполнение соответствующих предписаний. Законодательство об исполнительном производстве предусматривает указанные возможности стимулирования только для должников, требования к которым содержатся в выданном судом или являющемся судебным актом исполнительном документе. Речь идет о довольно значимых последствиях, которые оказывают существенное негативное влияние на жизнь и имущественное положение должников и членов их семей. Такого рода ограничения установлены в статьях 67 и 67.1 Закона об исполнительном производстве. Как указывается в пункте 47 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 17.11.2015 N 50 "О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства", согласно статье 67 Закона об исполнительном производстве временное ограничение на выезд из Российской Федерации может устанавливаться в отношении граждан, которые являются должниками в исполнительном производстве. Соответственно, судебный пристав-исполнитель вправе по заявлению взыскателя или по собственной инициативе вынести постановление о временном ограничении на выезд должника из Российской Федерации при неисполнении должником-гражданином или должником, являющимся индивидуальным предпринимателем, в установленный для добровольного исполнения срок без уважительных причин требований о взыскании алиментов, возмещении вреда, причиненного здоровью, возмещении вреда в связи со смертью кормильца, имущественного ущерба и (или) морального вреда, причиненных преступлением, если сумма задолженности по такому исполнительному документу превышает 10 000 рублей, требований неимущественного характера, иных требований, если сумма задолженности по исполнительному документу (исполнительным документам) составляет 30 000 рублей и более.
(Илюшина М.Н.)
("Нотариальный вестник", 2022, N 3)Однако, несмотря на значимость и востребованность нотариально удостоверенных исполнительных документов, таких как исполнительная надпись нотариуса, медиативное соглашение и соглашение об уплате алиментов, не представляется возможным утверждать, что указанные акты имеют такой же правовой режим, как и такие исполнительные документы, как судебный приказ или исполнительный лист, вступившие в законную силу. Во-первых, неясно, как будет решаться вопрос об исполнимости этих документов, если в исполнительном документе содержится обязанность передачи вещи в натуре, а к моменту исполнения данного имущества не имеется. Требуется ли во всяком случае оценивать данное имущество для возможной замены исполнения в натуре на взыскание его стоимости? На наш взгляд, с учетом договорной природы оснований возникновения указанных исполнительных документов появление указанных возможностей будет зависеть от волеизъявления сторон, прямо выраженного в медиативном соглашении, брачном договоре или в договоре, в отношении которого осуществляется исполнительная надпись. Во-вторых, в отношении нотариально удостоверенных исполнительных документов по-другому решается вопрос о применении определенных запретов и ограничений для физических лиц и индивидуальных предпринимателей - должников, которые должны стимулировать их на добровольное исполнение соответствующих предписаний. Законодательство об исполнительном производстве предусматривает указанные возможности стимулирования только для должников, требования к которым содержатся в выданном судом или являющемся судебным актом исполнительном документе. Речь идет о довольно значимых последствиях, которые оказывают существенное негативное влияние на жизнь и имущественное положение должников и членов их семей. Такого рода ограничения установлены в статьях 67 и 67.1 Закона об исполнительном производстве. Как указывается в пункте 47 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 17.11.2015 N 50 "О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства", согласно статье 67 Закона об исполнительном производстве временное ограничение на выезд из Российской Федерации может устанавливаться в отношении граждан, которые являются должниками в исполнительном производстве. Соответственно, судебный пристав-исполнитель вправе по заявлению взыскателя или по собственной инициативе вынести постановление о временном ограничении на выезд должника из Российской Федерации при неисполнении должником-гражданином или должником, являющимся индивидуальным предпринимателем, в установленный для добровольного исполнения срок без уважительных причин требований о взыскании алиментов, возмещении вреда, причиненного здоровью, возмещении вреда в связи со смертью кормильца, имущественного ущерба и (или) морального вреда, причиненных преступлением, если сумма задолженности по такому исполнительному документу превышает 10 000 рублей, требований неимущественного характера, иных требований, если сумма задолженности по исполнительному документу (исполнительным документам) составляет 30 000 рублей и более.