Ограничение авиасообщений коронавирус
Подборка наиболее важных документов по запросу Ограничение авиасообщений коронавирус (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Важнейшая практика по ст. 401 ГК РФрасторгнувшего договор арендатора, основной вид деятельности которого не включен в Перечень и который не доказал, что приостанавливал работу и не мог использовать помещение из-за ограничительных мер >>>
Апелляционное определение Санкт-Петербургского городского суда от 13.04.2023 N 33-9005/2023 по делу N 2-1185/2022
Категория спора: Возмездное оказание услуг.
Требования заказчика: 1) О взыскании штрафа; 2) О взыскании компенсации морального вреда.
Обстоятельства: В связи с введением ограничительных мер ввиду угрозы распространения новой коронавирусной инфекции истец направил ответчику (туроператору) заявление о расторжении договора об оказании туристических услуг с требованием о возврате уплаченных денежных средств, которое было удовлетворено лишь после подачи соответствующего иска в суд.
Решение: 1) Отказано; 2) Отказано.22 марта 2020 года Росавиацией было сообщено об ограничении авиаперевозок с территории Российской Федерации на территорию иностранных государств. На основании решений заседания президиума Координационного совета при Правительстве Российской Федерации по борьбе с распространением новой коронавирусной инфекции на территории Российской Федерации с 27 марта 2020 года прекращено регулярное и чартерное авиасообщение, осуществляемое из российских аэропортов в аэропорты иностранных государств, и в обратном направлении.
Категория спора: Возмездное оказание услуг.
Требования заказчика: 1) О взыскании штрафа; 2) О взыскании компенсации морального вреда.
Обстоятельства: В связи с введением ограничительных мер ввиду угрозы распространения новой коронавирусной инфекции истец направил ответчику (туроператору) заявление о расторжении договора об оказании туристических услуг с требованием о возврате уплаченных денежных средств, которое было удовлетворено лишь после подачи соответствующего иска в суд.
Решение: 1) Отказано; 2) Отказано.22 марта 2020 года Росавиацией было сообщено об ограничении авиаперевозок с территории Российской Федерации на территорию иностранных государств. На основании решений заседания президиума Координационного совета при Правительстве Российской Федерации по борьбе с распространением новой коронавирусной инфекции на территории Российской Федерации с 27 марта 2020 года прекращено регулярное и чартерное авиасообщение, осуществляемое из российских аэропортов в аэропорты иностранных государств, и в обратном направлении.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Компенсация морального вреда потребителям услуг воздушной перевозки (по материалам судебной практики)
(Карпеев О.В., Сторожкова Е.Ч.)
("Транспортное право", 2021, N 4)Судебная практика распространяет на отношения потребителей услуг воздушной перевозки и организаций, оказывающих услуги по бронированию места в воздушном транспорте, правила относительно ограничения удовлетворения требований о взыскании неустойки и компенсации морального вреда. Следует отметить, что это прямо не предусмотрено в нормативных актах, посвященных особому порядку исполнения договора воздушной перевозки в связи с мероприятиями по ограничению распространения коронавирусной инфекции. Так, Апелляционным определением Московского городского суда по делу N 33-7982/21 <22> оставлено без изменения решение Симоновского районного суда, в соответствии с которым истцу было отказано в удовлетворении требований о взыскании неустойки и компенсации морального вреда. Истец дистанционным способом заключил договор купли-продажи авиабилетов на сайте expressavia.ru, в соответствии с условиями которого ответчик принял на себя обязательство по бронированию и приобретению авиабилетов. В дальнейшем в связи с отменой рейса денежные средства были возвращены, но истец обратился с требованием о компенсации морального вреда. Суд пришел к выводу, что в рассматриваемом случае расторжение договора обусловлено возникновением угрозы распространения коронавирусной инфекции, что находилось за пределами ответственности исполнителя по договору, так как наступление указанных событий не зависело ни от воли, ни от действий сторон по договору.
(Карпеев О.В., Сторожкова Е.Ч.)
("Транспортное право", 2021, N 4)Судебная практика распространяет на отношения потребителей услуг воздушной перевозки и организаций, оказывающих услуги по бронированию места в воздушном транспорте, правила относительно ограничения удовлетворения требований о взыскании неустойки и компенсации морального вреда. Следует отметить, что это прямо не предусмотрено в нормативных актах, посвященных особому порядку исполнения договора воздушной перевозки в связи с мероприятиями по ограничению распространения коронавирусной инфекции. Так, Апелляционным определением Московского городского суда по делу N 33-7982/21 <22> оставлено без изменения решение Симоновского районного суда, в соответствии с которым истцу было отказано в удовлетворении требований о взыскании неустойки и компенсации морального вреда. Истец дистанционным способом заключил договор купли-продажи авиабилетов на сайте expressavia.ru, в соответствии с условиями которого ответчик принял на себя обязательство по бронированию и приобретению авиабилетов. В дальнейшем в связи с отменой рейса денежные средства были возвращены, но истец обратился с требованием о компенсации морального вреда. Суд пришел к выводу, что в рассматриваемом случае расторжение договора обусловлено возникновением угрозы распространения коронавирусной инфекции, что находилось за пределами ответственности исполнителя по договору, так как наступление указанных событий не зависело ни от воли, ни от действий сторон по договору.
Статья: Спор о взыскании полной или частичной стоимости авиа- или железнодорожного билета (на основании судебной практики Московского городского суда)
("Электронный журнал "Помощник адвоката", 2025)Порядок отказа от авиаперевозки в связи с отменой/изменением рейса за рубеж российской авиакомпанией, иностранной авиакомпанией, а также по направлениям, где не введены запреты или ограничения на авиаперевозки, порядка отказа от железнодорожной перевозки за границу содержится в разд. 3 Брошюры: Коронавирус COVID-19: какие права есть у потребителя и как их защитить? (ответы на типовые вопросы) ("Официальный сайт ГИС ЗПП", 2020). В разд. 4 содержится информация об отказе от авиа- или ж/д-, автоперевозках при поездках по России.
("Электронный журнал "Помощник адвоката", 2025)Порядок отказа от авиаперевозки в связи с отменой/изменением рейса за рубеж российской авиакомпанией, иностранной авиакомпанией, а также по направлениям, где не введены запреты или ограничения на авиаперевозки, порядка отказа от железнодорожной перевозки за границу содержится в разд. 3 Брошюры: Коронавирус COVID-19: какие права есть у потребителя и как их защитить? (ответы на типовые вопросы) ("Официальный сайт ГИС ЗПП", 2020). В разд. 4 содержится информация об отказе от авиа- или ж/д-, автоперевозках при поездках по России.
Нормативные акты
Обзор: "Перечень мер в связи с коронавирусом (COVID-19)"
(КонсультантПлюс, 2025)Методические указания по поэтапному выходу из режима противоэпидемических ограничений, введенных в рамках борьбы с распространением новой коронавирусной инфекции, при восстановлении авиапассажирских перевозок в гражданской авиации (утв. Росавиацией 21.05.2020)
(КонсультантПлюс, 2025)Методические указания по поэтапному выходу из режима противоэпидемических ограничений, введенных в рамках борьбы с распространением новой коронавирусной инфекции, при восстановлении авиапассажирских перевозок в гражданской авиации (утв. Росавиацией 21.05.2020)
<Письмо> Росавиации от 21.09.2023 N Исх-5547/09-ОГ
<По вопросам выполнения нерегулярных полетов иностранных воздушных судов в воздушном пространстве Российской Федерации>Впоследствии, в соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 14.06.2022 N 1552-Р с 14.06.2022 сняты все ранее введенные в рамках борьбы с распространением новой коронавирусной инфекцией COVID-19 на территории Российской Федерации ограничения на регулярное и чартерное авиасообщение, осуществляемое из российских аэропортов в аэропорты иностранных государств и в обратном направлении.
<По вопросам выполнения нерегулярных полетов иностранных воздушных судов в воздушном пространстве Российской Федерации>Впоследствии, в соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 14.06.2022 N 1552-Р с 14.06.2022 сняты все ранее введенные в рамках борьбы с распространением новой коронавирусной инфекцией COVID-19 на территории Российской Федерации ограничения на регулярное и чартерное авиасообщение, осуществляемое из российских аэропортов в аэропорты иностранных государств и в обратном направлении.
Статья: Особенности защиты прав потребителей в пандемийный и постпандемийный периоды
(Кусков А.С.)
("Закон", 2021, N 9)Пандемия также потребовала принятия оперативных, практически мгновенных мер, направленных на предупреждение распространения инфекции и минимизацию ее последствий. 11 марта 2020 г. ВОЗ признала эпидемию коронавируса пандемией, после чего почти все государства мира, включая Россию, установили ряд ограничений, предполагающих введение карантинного режима (в том числе запрет туристских поездок и массовых мероприятий, прекращение международного авиасообщения, закрытие или ограничение работы предприятий питания, культуры, досуга и т.д.).
(Кусков А.С.)
("Закон", 2021, N 9)Пандемия также потребовала принятия оперативных, практически мгновенных мер, направленных на предупреждение распространения инфекции и минимизацию ее последствий. 11 марта 2020 г. ВОЗ признала эпидемию коронавируса пандемией, после чего почти все государства мира, включая Россию, установили ряд ограничений, предполагающих введение карантинного режима (в том числе запрет туристских поездок и массовых мероприятий, прекращение международного авиасообщения, закрытие или ограничение работы предприятий питания, культуры, досуга и т.д.).
Статья: К вопросу о вакцинации: право личности и постановления Европейского суда по правам человека
(Хозикова Е.С.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2021, N 7)Все сферы жизнедеятельности человека в настоящее время подверглись тектоническим изменениям в связи с глобальным распространением коронавирусной инфекции SARS-CoV-2. Пандемия COVID-19 внесла существенные коррективы в мировые экономические процессы, осуществление трудовой и образовательной деятельности, порядок проведения мероприятий с массовым пребыванием граждан.
(Хозикова Е.С.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2021, N 7)Все сферы жизнедеятельности человека в настоящее время подверглись тектоническим изменениям в связи с глобальным распространением коронавирусной инфекции SARS-CoV-2. Пандемия COVID-19 внесла существенные коррективы в мировые экономические процессы, осуществление трудовой и образовательной деятельности, порядок проведения мероприятий с массовым пребыванием граждан.
Вопрос: Какие необходимо иметь документы для прохождения эпидемиологического контроля по COVID-19 в местах пограничного контроля в российских и иностранных аэропортах?
("Официальный сайт Минтранса России", 2024)При этом сообщаем, что на официальных сайтах российских авиакомпаний размещается информация относительно надлежащего оформления документов (результатов тестирования на COVID-19, заполненных анкет, декларации здоровья, различных форм и формуляров, а также других необходимых документов) в соответствии с требованиями страны назначения в период действующих ограничений, связанных с новой коронавирусной инфекцией.
("Официальный сайт Минтранса России", 2024)При этом сообщаем, что на официальных сайтах российских авиакомпаний размещается информация относительно надлежащего оформления документов (результатов тестирования на COVID-19, заполненных анкет, декларации здоровья, различных форм и формуляров, а также других необходимых документов) в соответствии с требованиями страны назначения в период действующих ограничений, связанных с новой коронавирусной инфекцией.
Вопрос: Разъясните порядок возврата уплаченной пассажиром провозной платы при отмене рейса. Законна ли выдача авиакомпанией сертификата на последующий полет вместо денежных средств?
("Официальный сайт Ространснадзора", 2020)Закон предусматривает, что при отмене перевозчиком рейса или отказе пассажира от перевозки при угрозе возникновения отдельных чрезвычайных ситуаций или введении режима повышенной готовности, которые повлекли ограничение международного и (или) внутреннего воздушного сообщения, возврат провозной платы по договорам воздушной перевозки, подлежащим исполнению с 01.02.2020, осуществляется в порядке и сроки, которые установлены Правительством Российской Федерации.
("Официальный сайт Ространснадзора", 2020)Закон предусматривает, что при отмене перевозчиком рейса или отказе пассажира от перевозки при угрозе возникновения отдельных чрезвычайных ситуаций или введении режима повышенной готовности, которые повлекли ограничение международного и (или) внутреннего воздушного сообщения, возврат провозной платы по договорам воздушной перевозки, подлежащим исполнению с 01.02.2020, осуществляется в порядке и сроки, которые установлены Правительством Российской Федерации.
Вопрос: Возврат стоимости за несовершенную авиаперевозку в период коронавирусной инфекции.
("Официальный сайт Минтранса России", 2023)Ответ: Относительно возврата денежных средств за неиспользованную воздушную перевозку в период ограничения воздушного сообщения из-за коронавирусной инфекции сообщаем.
("Официальный сайт Минтранса России", 2023)Ответ: Относительно возврата денежных средств за неиспользованную воздушную перевозку в период ограничения воздушного сообщения из-за коронавирусной инфекции сообщаем.
Статья: Временная юридическая невозможность в российской судебной практике
(Григорьев В.И.)
("Вестник экономического правосудия Российской Федерации", 2024, N 3)Анализ судебной практики показал, что суды в отдельных случаях склонны рассматривать коронавирусные ограничения в качестве непреодолимой силы. Так, в одном из дел суд указал, что "конечный результат по договору не достигнут по причинам, не зависящим ни от заказчика, ни от исполнителя, в связи с объявленной 11.03.2020 Всемирной организацией здравоохранения (ВОЗ) пандемией новой коронавирусной инфекции, запретом международного авиасообщения" <58>. Предметом договора было предоставление консультационных и образовательных услуг за рубежом. Аналогичные тезисы выдвигались применительно к карантину, вводимому на территории Германии и КНР, в силу которого возникла временная невозможность поставок установок с завода-изготовителя <59>.
(Григорьев В.И.)
("Вестник экономического правосудия Российской Федерации", 2024, N 3)Анализ судебной практики показал, что суды в отдельных случаях склонны рассматривать коронавирусные ограничения в качестве непреодолимой силы. Так, в одном из дел суд указал, что "конечный результат по договору не достигнут по причинам, не зависящим ни от заказчика, ни от исполнителя, в связи с объявленной 11.03.2020 Всемирной организацией здравоохранения (ВОЗ) пандемией новой коронавирусной инфекции, запретом международного авиасообщения" <58>. Предметом договора было предоставление консультационных и образовательных услуг за рубежом. Аналогичные тезисы выдвигались применительно к карантину, вводимому на территории Германии и КНР, в силу которого возникла временная невозможность поставок установок с завода-изготовителя <59>.
Статья: Угроза безопасности жизни и здоровья туриста как основание расторжения договора о реализации туристского продукта
(Курбанов Д.А., Улимаев Р.Ю.)
("Туризм: право и экономика", 2021, N 2)В связи с появлением коронавирусной инфекции COVID-19 многие страны мира, и в том числе Россия, согласно требованиям своих национальных законодательных актов и решений государственных органов, отменили или ограничили авиационное сообщение с другими странами.
(Курбанов Д.А., Улимаев Р.Ю.)
("Туризм: право и экономика", 2021, N 2)В связи с появлением коронавирусной инфекции COVID-19 многие страны мира, и в том числе Россия, согласно требованиям своих национальных законодательных актов и решений государственных органов, отменили или ограничили авиационное сообщение с другими странами.
Статья: Реструктуризация "квазисуверенного" долга: международно-правовой дискурс
(Радченко Ю.А.)
("Правосудие/Justice", 2023, N 2)В 2015 году Garuda Indonesia выпустила сукук сроком на пять лет на сумму около 500 млн долл. США с доходностью 5,95% годовых. Этот сукук должен был быть погашен 3 июня 2020 г. Однако авиаперевозчик сильно пострадал из-за экономических последствий пандемии COVID-19, от введенных санитарных ограничений и избежал дефолта по сукук в 2020 г. только посредством достижения соглашения с кредиторами о продлении срока выплат по ним на три года. Тем не менее нормализовать долговую ситуацию авиакомпании это не помогло.
(Радченко Ю.А.)
("Правосудие/Justice", 2023, N 2)В 2015 году Garuda Indonesia выпустила сукук сроком на пять лет на сумму около 500 млн долл. США с доходностью 5,95% годовых. Этот сукук должен был быть погашен 3 июня 2020 г. Однако авиаперевозчик сильно пострадал из-за экономических последствий пандемии COVID-19, от введенных санитарных ограничений и избежал дефолта по сукук в 2020 г. только посредством достижения соглашения с кредиторами о продлении срока выплат по ним на три года. Тем не менее нормализовать долговую ситуацию авиакомпании это не помогло.
Статья: О некоторых проблемах предпринимательской деятельности в сфере организации воздушного движения
(Трофимов С.В.)
("Транспортное право", 2024, N 1)Однако в последние два - три года (в условиях обвального падения спроса на услуги авиаперевозчиков и распространения коронавирусной инфекции) произошло существенное снижение количества полетов, и это привело к значительному уменьшению объемов услуг, предоставляемых авиапредприятиями ЕС ОрВД. Кроме того, после начала специальной военной операции на Украине ряд авиакомпаний и предприятий Росаэронавигации попали под действие так называемых блокирующих санкций и им был закрыт прямой доступ к внешним рынкам товаров и услуг. В качестве ответной меры российские авиационные власти вынуждены были ввести ограничения на использование воздушного пространства России для гражданских самолетов иностранных авиакомпаний, и это привело к дополнительному снижению доходов авиапредприятий Росаэронавигации. В целом совокупный объем доходов предприятий ЕС ОрВД по основным видам их деятельности уже в 2020 г. снизился на 45,66% в сравнении с показателями 2019 г.
(Трофимов С.В.)
("Транспортное право", 2024, N 1)Однако в последние два - три года (в условиях обвального падения спроса на услуги авиаперевозчиков и распространения коронавирусной инфекции) произошло существенное снижение количества полетов, и это привело к значительному уменьшению объемов услуг, предоставляемых авиапредприятиями ЕС ОрВД. Кроме того, после начала специальной военной операции на Украине ряд авиакомпаний и предприятий Росаэронавигации попали под действие так называемых блокирующих санкций и им был закрыт прямой доступ к внешним рынкам товаров и услуг. В качестве ответной меры российские авиационные власти вынуждены были ввести ограничения на использование воздушного пространства России для гражданских самолетов иностранных авиакомпаний, и это привело к дополнительному снижению доходов авиапредприятий Росаэронавигации. В целом совокупный объем доходов предприятий ЕС ОрВД по основным видам их деятельности уже в 2020 г. снизился на 45,66% в сравнении с показателями 2019 г.
Вопрос: Отказ в возврате провозной платы авиакомпанией в связи с вынужденным отказом от перевозки и принятием Постановления Правительства Российской Федерации от 06.07.2020 N 991.
("Официальный сайт Ространснадзора", 2021)Закон предусматривает, что при отмене перевозчиком рейса или отказе пассажира от перевозки при угрозе возникновения отдельных чрезвычайных ситуаций или введении режима повышенной готовности, повлекшим ограничение международного и (или) внутреннего воздушного сообщения, возврат провозной платы по договорам воздушной перевозки, подлежащим исполнению с 01.02.2020, осуществляется в порядке и сроки, установленные Правительством Российской Федерации.
("Официальный сайт Ространснадзора", 2021)Закон предусматривает, что при отмене перевозчиком рейса или отказе пассажира от перевозки при угрозе возникновения отдельных чрезвычайных ситуаций или введении режима повышенной готовности, повлекшим ограничение международного и (или) внутреннего воздушного сообщения, возврат провозной платы по договорам воздушной перевозки, подлежащим исполнению с 01.02.2020, осуществляется в порядке и сроки, установленные Правительством Российской Федерации.