Оформление уголовных дел после их рассмотрения
Подборка наиболее важных документов по запросу Оформление уголовных дел после их рассмотрения (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Определение Шестого кассационного суда общей юрисдикции от 02.04.2024 N 88-4254/2024 (УИД 56RS0018-01-2021-005020-31)
Категория: Прочие гражданско-правовые споры.
Требования: Об обращении в доход государства имущества, в отношении которого не представлены сведения о приобретении на законные доходы.
Обстоятельства: Сделки совершались лишь для вида, без намерения создать соответствующие ей правовые последствия с целью придания видимости перехода права собственности. Не подтверждена реальность совершенной сделки, отсутствуют доказательства несения бремени содержания спорного имущества, наличия финансовой возможности для расчета по сделкам.
Решение: Удовлетворено в части.Суд апелляционной инстанции, отклоняя доводы апеллянтов о том, что отсутствуют основания для обращения в доход государства указанного выше земельного участка и жилого дома, приобретенных после увольнения АЕС с должности главы г. Оренбурга, правомерно исходил из того, что установленными по делу обстоятельствами подтверждается, что строительство жилого дома осуществлялось в период замещения АЕС должности главы г. Оренбурга, при этом право собственности на дом умышленно не регистрировалось в целях сокрытия имущества, на которое не могло быть обращено взыскание, и было оформлено на АТВ только в ДД.ММ.ГГГГ по итогам рассмотрения гражданского и уголовного дел в отношении АЕС То обстоятельство, что право на жилой дом оформлено после увольнения АЕС, не свидетельствует о том, что он возведен на законные доходы. Реальность исполнения гражданско-правовых сделок, связанных со строительством жилого дома в период с ДД.ММ.ГГГГ., то есть в период замещения АЕС должности муниципального служащего, не подтверждена, доказательств, что строительство жилого дома осуществлялось за счет собственных средств в рамках договорных отношений с подрядными организациями либо с лицами, осуществляющими выполнение соответствующих работ, приобретение строительных материалов, не представлено.
Категория: Прочие гражданско-правовые споры.
Требования: Об обращении в доход государства имущества, в отношении которого не представлены сведения о приобретении на законные доходы.
Обстоятельства: Сделки совершались лишь для вида, без намерения создать соответствующие ей правовые последствия с целью придания видимости перехода права собственности. Не подтверждена реальность совершенной сделки, отсутствуют доказательства несения бремени содержания спорного имущества, наличия финансовой возможности для расчета по сделкам.
Решение: Удовлетворено в части.Суд апелляционной инстанции, отклоняя доводы апеллянтов о том, что отсутствуют основания для обращения в доход государства указанного выше земельного участка и жилого дома, приобретенных после увольнения АЕС с должности главы г. Оренбурга, правомерно исходил из того, что установленными по делу обстоятельствами подтверждается, что строительство жилого дома осуществлялось в период замещения АЕС должности главы г. Оренбурга, при этом право собственности на дом умышленно не регистрировалось в целях сокрытия имущества, на которое не могло быть обращено взыскание, и было оформлено на АТВ только в ДД.ММ.ГГГГ по итогам рассмотрения гражданского и уголовного дел в отношении АЕС То обстоятельство, что право на жилой дом оформлено после увольнения АЕС, не свидетельствует о том, что он возведен на законные доходы. Реальность исполнения гражданско-правовых сделок, связанных со строительством жилого дома в период с ДД.ММ.ГГГГ., то есть в период замещения АЕС должности муниципального служащего, не подтверждена, доказательств, что строительство жилого дома осуществлялось за счет собственных средств в рамках договорных отношений с подрядными организациями либо с лицами, осуществляющими выполнение соответствующих работ, приобретение строительных материалов, не представлено.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Надзор за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность
(Тугутов Б.А.)
("Законность", 2023, N 8)С целью искусственного завышения результатов служебной деятельности в сфере выявления экономических и коррупционных преступлений сотрудники ОБЭП под видом сотрудников ДПС останавливали проходящий автотранспорт и производили проверку документов у водителей. При выявлении признаков какого-либо административного правонарушения водитель склонялся к даче незаконного вознаграждения за "решение вопроса" о непринятии мер по привлечению его к административной ответственности. При этом какого-либо ОРМ в момент проводимых манипуляций не проводилось, все материалы ОРМ и дела оперативного учета заводились позже и составлялись "задним числом", при этом в обоснование проведения несуществующего ОРМ указывалось на наличие неконкретной оперативной информации "о намерении фигуранта совершить какое-либо преступление". После документального оформления такой деятельности материалы передавались в следственный орган, который по результатам их рассмотрения возбуждал уголовные дела по признакам преступления, предусмотренного ст. 291 УК <5>.
(Тугутов Б.А.)
("Законность", 2023, N 8)С целью искусственного завышения результатов служебной деятельности в сфере выявления экономических и коррупционных преступлений сотрудники ОБЭП под видом сотрудников ДПС останавливали проходящий автотранспорт и производили проверку документов у водителей. При выявлении признаков какого-либо административного правонарушения водитель склонялся к даче незаконного вознаграждения за "решение вопроса" о непринятии мер по привлечению его к административной ответственности. При этом какого-либо ОРМ в момент проводимых манипуляций не проводилось, все материалы ОРМ и дела оперативного учета заводились позже и составлялись "задним числом", при этом в обоснование проведения несуществующего ОРМ указывалось на наличие неконкретной оперативной информации "о намерении фигуранта совершить какое-либо преступление". После документального оформления такой деятельности материалы передавались в следственный орган, который по результатам их рассмотрения возбуждал уголовные дела по признакам преступления, предусмотренного ст. 291 УК <5>.
Статья: Порядок выдачи апелляционного определения
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Согласно п. 12.2 Инструкции по судебному делопроизводству в апелляционных судах общей юрисдикции, утв. Приказом Судебного департамента при Верховном Суде РФ от 01.10.2019 N 225 (далее - Инструкция по делопроизводству в апелляционных судах), в течение 7 суток со дня вынесения в окончательной форме апелляционное определение вместе с надлежаще оформленным уголовным делом уполномоченным работником аппарата суда с соответствующим сопроводительным письмом (форма N 25) направляется для исполнения в суд, рассмотревший дело по первой инстанции (ст. 389.33 УПК РФ). Копия апелляционного определения незамедлительно после его вынесения направляется уполномоченным работником аппарата суда в суд, постановивший приговор или вынесший иное итоговое судебное решение, для ее вручения в порядке, установленном ч. 1 ст. 393 УПК РФ.
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Согласно п. 12.2 Инструкции по судебному делопроизводству в апелляционных судах общей юрисдикции, утв. Приказом Судебного департамента при Верховном Суде РФ от 01.10.2019 N 225 (далее - Инструкция по делопроизводству в апелляционных судах), в течение 7 суток со дня вынесения в окончательной форме апелляционное определение вместе с надлежаще оформленным уголовным делом уполномоченным работником аппарата суда с соответствующим сопроводительным письмом (форма N 25) направляется для исполнения в суд, рассмотревший дело по первой инстанции (ст. 389.33 УПК РФ). Копия апелляционного определения незамедлительно после его вынесения направляется уполномоченным работником аппарата суда в суд, постановивший приговор или вынесший иное итоговое судебное решение, для ее вручения в порядке, установленном ч. 1 ст. 393 УПК РФ.
Нормативные акты
Приказ Судебного департамента при Верховном Суде РФ от 15.12.2004 N 161
(ред. от 01.09.2025)
"Об утверждении Инструкции по судебному делопроизводству в верховных судах республик, краевых и областных судах, судах городов федерального значения, судах автономной области и автономных округов"10. Оформление уголовных, гражданских и административных дел
(ред. от 01.09.2025)
"Об утверждении Инструкции по судебному делопроизводству в верховных судах республик, краевых и областных судах, судах городов федерального значения, судах автономной области и автономных округов"10. Оформление уголовных, гражданских и административных дел
Приказ Судебного департамента при Верховном Суде РФ от 29.04.2003 N 36
(ред. от 01.09.2025)
"Об утверждении Инструкции по судебному делопроизводству в районном суде"7. Оформление уголовных, гражданских, административных дел и дел
(ред. от 01.09.2025)
"Об утверждении Инструкции по судебному делопроизводству в районном суде"7. Оформление уголовных, гражданских, административных дел и дел
Статья: О противодействии коррупции в российских таможенных органах
(Диканова Т.А.)
("Таможенное дело", 2022, N 4)ФТС России 20 августа 2018 г. утвержден Перечень коррупционно-опасных функций ФТС России. Это 41 функция, связанная как с контрольной, так и с правоохранительной деятельностью таможенных органов. В Перечне - процедуры включения участников ВЭД в различные реестры и ведения этих реестров, таможенное оформление товаров для личного пользования с использованием пассажирской таможенной декларации; принятие таможенными органами других решений, от которых зависит размер платежей и порядок их уплаты; таможенный контроль, контроль таможенной стоимости, контроль после выпуска товаров. Это также правоохранительные функции: возбуждение и рассмотрение дел об административных правонарушениях, проведение административного расследования, производство дознания по уголовным делам, организация работы по исполнению судебных постановлений (решений), оперативно-розыскная деятельность (ОРД). Кроме того, в этом Перечне подготовка решений о распределении бюджетных ассигнований, осуществление государственных закупок, хранение и распределение материально-технических ресурсов, разработка и ведение годового плана контрольных мероприятий внутреннего финансового аудита и ведомственного контроля в сфере закупок, плана проверок деятельности таможенных органов, кадровая работа, рассмотрение жалоб, работа со служебной информацией, прием и регистрация поступивших документов и др.
(Диканова Т.А.)
("Таможенное дело", 2022, N 4)ФТС России 20 августа 2018 г. утвержден Перечень коррупционно-опасных функций ФТС России. Это 41 функция, связанная как с контрольной, так и с правоохранительной деятельностью таможенных органов. В Перечне - процедуры включения участников ВЭД в различные реестры и ведения этих реестров, таможенное оформление товаров для личного пользования с использованием пассажирской таможенной декларации; принятие таможенными органами других решений, от которых зависит размер платежей и порядок их уплаты; таможенный контроль, контроль таможенной стоимости, контроль после выпуска товаров. Это также правоохранительные функции: возбуждение и рассмотрение дел об административных правонарушениях, проведение административного расследования, производство дознания по уголовным делам, организация работы по исполнению судебных постановлений (решений), оперативно-розыскная деятельность (ОРД). Кроме того, в этом Перечне подготовка решений о распределении бюджетных ассигнований, осуществление государственных закупок, хранение и распределение материально-технических ресурсов, разработка и ведение годового плана контрольных мероприятий внутреннего финансового аудита и ведомственного контроля в сфере закупок, плана проверок деятельности таможенных органов, кадровая работа, рассмотрение жалоб, работа со служебной информацией, прием и регистрация поступивших документов и др.
Статья: Представители (законные представители) потерпевшего, гражданского истца и (или) частного обвинителя: понятие и правовой статус в уголовном процессе. Комментарий к статье 45 УПК РФ
(Рыжаков А.П.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2022)Порядок заявления ходатайств урегулирован главой 15 УПК РФ. Обычно ходатайство оформляется в письменной форме. Между тем закон не содержит запрета заявления и устных ходатайств. При всем том следует помнить, что даже устное ходатайство должно быть непосредственно после его оглашения закреплено в материалах уголовного дела. Как явствует из ч. 1 ст. 120 УПК РФ ходатайство может быть заявлено в любой момент производства по уголовному делу. Между тем данное правило применительно к рассматриваемой разновидности ходатайства имеет определенную специфику реализации. Ходатайство о допуске не являющегося адвокатом (для юридических лиц также - лицом, правомочным в соответствии с ГК РФ представлять его законные интересы) лица в уголовный процесс в качестве представителя потерпевшего (гражданского истца) может быть заявлено не вообще в любое время, а в любое время, пока у потерпевшего (гражданского истца) нет представителя.
(Рыжаков А.П.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2022)Порядок заявления ходатайств урегулирован главой 15 УПК РФ. Обычно ходатайство оформляется в письменной форме. Между тем закон не содержит запрета заявления и устных ходатайств. При всем том следует помнить, что даже устное ходатайство должно быть непосредственно после его оглашения закреплено в материалах уголовного дела. Как явствует из ч. 1 ст. 120 УПК РФ ходатайство может быть заявлено в любой момент производства по уголовному делу. Между тем данное правило применительно к рассматриваемой разновидности ходатайства имеет определенную специфику реализации. Ходатайство о допуске не являющегося адвокатом (для юридических лиц также - лицом, правомочным в соответствии с ГК РФ представлять его законные интересы) лица в уголовный процесс в качестве представителя потерпевшего (гражданского истца) может быть заявлено не вообще в любое время, а в любое время, пока у потерпевшего (гражданского истца) нет представителя.
"Обвиняемый. Комментарий к ст. 47 УПК РФ"
(Рыжаков А.П.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2020)И еще об одном моменте. Копия обвинительного заключения (обвинительного акта) должна быть направлена обвиняемому с таким расчетом, чтобы она была вручена подсудимому не позднее чем за семь суток до рассмотрения уголовного дела в судебном заседании (ч. 2 ст. 233 УПК РФ).
(Рыжаков А.П.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2020)И еще об одном моменте. Копия обвинительного заключения (обвинительного акта) должна быть направлена обвиняемому с таким расчетом, чтобы она была вручена подсудимому не позднее чем за семь суток до рассмотрения уголовного дела в судебном заседании (ч. 2 ст. 233 УПК РФ).
Статья: Практические проблемы противодействия преступлениям, совершаемым в информационно-телекоммуникационном пространстве
(Бурчук А.Г.)
("Российский следователь", 2024, N 10)В статье обозначаются существующие проблемы предупреждения и раскрытия преступлений в сфере компьютерной информации. Делается вывод о необходимости решения институциональных проблем правоохранительных органов в эпоху цифрового перехода путем повышения качества правоохранительной работы. Для разрешения временных, организационных и образовательных проблем исполнителей предлагается внедрение актуальных цифровых технологий: искусственного интеллекта для выполнения аналитической обработки больших данных, технологии "блокчейн" для создания защищенной закрытой инфосреды для всего правоохранительного блока, полной цифровизации уголовного процесса, начиная от приема сообщения о преступлении и до направления электронного уголовного дела в суд, рассмотрения по существу и исполнения электронного судебного решения.
(Бурчук А.Г.)
("Российский следователь", 2024, N 10)В статье обозначаются существующие проблемы предупреждения и раскрытия преступлений в сфере компьютерной информации. Делается вывод о необходимости решения институциональных проблем правоохранительных органов в эпоху цифрового перехода путем повышения качества правоохранительной работы. Для разрешения временных, организационных и образовательных проблем исполнителей предлагается внедрение актуальных цифровых технологий: искусственного интеллекта для выполнения аналитической обработки больших данных, технологии "блокчейн" для создания защищенной закрытой инфосреды для всего правоохранительного блока, полной цифровизации уголовного процесса, начиная от приема сообщения о преступлении и до направления электронного уголовного дела в суд, рассмотрения по существу и исполнения электронного судебного решения.
Статья: Взаимодействие следователя с прокурором на стадии возбуждения уголовного дела по законодательству Социалистической Республики Вьетнам
(Буй Тхиен Тхыонг)
("Международное уголовное право и международная юстиция", 2022, N 2)В случае возбуждения уголовного дела по ходатайству потерпевшего такое ходатайство должно быть оформлено в письменной форме с его подписью или отпечатком пальцев. В случае если потерпевший или представитель потерпевшего явится, следственный орган или прокурор должны сделать письменный протокол, четко излагающий содержание запроса о возбуждении уголовного дела, чтобы они могли подписать протокол или указать на него. Протоколы прокурора должны быть немедленно переданы в следственный орган для рассмотрения уголовного дела и приобщены к материалам дела.
(Буй Тхиен Тхыонг)
("Международное уголовное право и международная юстиция", 2022, N 2)В случае возбуждения уголовного дела по ходатайству потерпевшего такое ходатайство должно быть оформлено в письменной форме с его подписью или отпечатком пальцев. В случае если потерпевший или представитель потерпевшего явится, следственный орган или прокурор должны сделать письменный протокол, четко излагающий содержание запроса о возбуждении уголовного дела, чтобы они могли подписать протокол или указать на него. Протоколы прокурора должны быть немедленно переданы в следственный орган для рассмотрения уголовного дела и приобщены к материалам дела.
Статья: Допустимые пределы использования систем видео-конференц-связи на стадии предварительного расследования. Комментарий к Федеральному закону от 30 декабря 2021 года N 501-ФЗ "О внесении изменений в Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации"
(Рыжаков А.П.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2022)Но является ли рассматриваемая подписка доказательством по делу, когда она становится доказательством либо частью последнего? Доказательственную силу подписка приобретает лишь после приобщения ее к протоколу следственного действия. До этого она, безусловно, является процессуальным документом, но не может расцениваться как допустимое, самостоятельное уголовно-процессуальное доказательство. УПК РФ не предусмотрено такой разновидности источника доказательств, как подписка. По уголовному делу, по которому подписка составлена, никогда она не будет и иным документом, т.к. иные документы оформляются (составляются и др.) вне данного конкретного уголовного процесса. Подписка же сформирована в ходе производства следственного действия. И пока она не станет частью протокола следственного действия, иначе говоря, пока в отношении ее не будут выполнены все предусмотренные уголовно-процессуальной формой требования (направление в орган предварительного расследования, приобщение к протоколу следственного действия), она доказательством не станет.
(Рыжаков А.П.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2022)Но является ли рассматриваемая подписка доказательством по делу, когда она становится доказательством либо частью последнего? Доказательственную силу подписка приобретает лишь после приобщения ее к протоколу следственного действия. До этого она, безусловно, является процессуальным документом, но не может расцениваться как допустимое, самостоятельное уголовно-процессуальное доказательство. УПК РФ не предусмотрено такой разновидности источника доказательств, как подписка. По уголовному делу, по которому подписка составлена, никогда она не будет и иным документом, т.к. иные документы оформляются (составляются и др.) вне данного конкретного уголовного процесса. Подписка же сформирована в ходе производства следственного действия. И пока она не станет частью протокола следственного действия, иначе говоря, пока в отношении ее не будут выполнены все предусмотренные уголовно-процессуальной формой требования (направление в орган предварительного расследования, приобщение к протоколу следственного действия), она доказательством не станет.
Статья: Изменение качества правосудия: факторы и перспективы
(Шарипова А.Р.)
("Журнал российского права", 2025, N 9)Уголовный процесс в современном представлении о нем стал формироваться со второй половины XIX в. после принятия Устава уголовного судопроизводства 1864 г.; оформление "социалистического" уголовного процесса закончилось, вероятно, после принятия УПК 1960 г. Два этих условных исторических этапа позволяют понять, что законодательные новеллы и научные идеи того времени можно было себе позволить исходя из иных количественных показателей нагрузки на следственный аппарат, судебную систему в целом и ее работников в частности.
(Шарипова А.Р.)
("Журнал российского права", 2025, N 9)Уголовный процесс в современном представлении о нем стал формироваться со второй половины XIX в. после принятия Устава уголовного судопроизводства 1864 г.; оформление "социалистического" уголовного процесса закончилось, вероятно, после принятия УПК 1960 г. Два этих условных исторических этапа позволяют понять, что законодательные новеллы и научные идеи того времени можно было себе позволить исходя из иных количественных показателей нагрузки на следственный аппарат, судебную систему в целом и ее работников в частности.
Статья: Стратегия борьбы с киберпреступностью: должное и сущее
(Скобликов П.А.)
("Сибирское юридическое обозрение", 2025, N 1)Все обозначенные вариации обращений не влияли на конечный результат, он был единообразным: после прохождения длительной административной процедуры (занимавшей несколько недель) все заявления поступали в отделы полиции по месту жительства подавших заявления граждан и поручались для рассмотрения участковым уполномоченным полиции. В свою очередь последние оформляли письменные объяснения граждан (которые в основном дублировали сведения, изложенные в заявлениях) либо справки о том, что с гражданами не удалось связаться, а затем по надуманным основаниям выносили постановления об отказе в возбуждении уголовного дела. В отдельных случаях прокуроры в рамках надзора за соблюдением установленного порядка разрешения заявлений и сообщений о совершенных и готовящихся преступлениях отменяли постановления об отказе в возбуждении уголовного дела и назначали дополнительную проверку. Однако такая проверка выражалась, как правило, лишь в отобрании от заявителей дополнительных объяснений, затем повторно выносились постановления об отказе в возбуждении уголовного дела; о вынесении таких повторных постановлений заявители не извещались, их копии не получали <22>.
(Скобликов П.А.)
("Сибирское юридическое обозрение", 2025, N 1)Все обозначенные вариации обращений не влияли на конечный результат, он был единообразным: после прохождения длительной административной процедуры (занимавшей несколько недель) все заявления поступали в отделы полиции по месту жительства подавших заявления граждан и поручались для рассмотрения участковым уполномоченным полиции. В свою очередь последние оформляли письменные объяснения граждан (которые в основном дублировали сведения, изложенные в заявлениях) либо справки о том, что с гражданами не удалось связаться, а затем по надуманным основаниям выносили постановления об отказе в возбуждении уголовного дела. В отдельных случаях прокуроры в рамках надзора за соблюдением установленного порядка разрешения заявлений и сообщений о совершенных и готовящихся преступлениях отменяли постановления об отказе в возбуждении уголовного дела и назначали дополнительную проверку. Однако такая проверка выражалась, как правило, лишь в отобрании от заявителей дополнительных объяснений, затем повторно выносились постановления об отказе в возбуждении уголовного дела; о вынесении таких повторных постановлений заявители не извещались, их копии не получали <22>.
Статья: Законные представители несовершеннолетнего в уголовном процессе. Комментарий к ст. 48 УПК РФ
(Рыжаков А.П.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2021)Итак, при наличии к тому фактических оснований законный представитель несовершеннолетнего обвиняемого (подозреваемого) может быть отстранен от участия в деле. Названное процессуальное решение на досудебных стадиях уголовного процесса оформляется путем вынесения постановления. В настоящее время бланк данного документа законом не предусмотрен. Фактическими же основаниями принятия рассматриваемого решения, следуя логике ч. 4 ст. 426 УПК РФ, служат доказательства, свидетельствующие о том, что действия законного представителя наносят ущерб интересам несовершеннолетнего обвиняемого (подозреваемого). После вынесения рассматриваемого постановления следователь (дознаватель и др.) обязан незамедлительно допустить к участию в уголовном процессе другого законного представителя.
(Рыжаков А.П.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2021)Итак, при наличии к тому фактических оснований законный представитель несовершеннолетнего обвиняемого (подозреваемого) может быть отстранен от участия в деле. Названное процессуальное решение на досудебных стадиях уголовного процесса оформляется путем вынесения постановления. В настоящее время бланк данного документа законом не предусмотрен. Фактическими же основаниями принятия рассматриваемого решения, следуя логике ч. 4 ст. 426 УПК РФ, служат доказательства, свидетельствующие о том, что действия законного представителя наносят ущерб интересам несовершеннолетнего обвиняемого (подозреваемого). После вынесения рассматриваемого постановления следователь (дознаватель и др.) обязан незамедлительно допустить к участию в уголовном процессе другого законного представителя.
Статья: Тезисы для концепции противодействия преступлениям, совершаемым с использованием информационно-коммуникационных технологий
(Скобликов П.А.)
("Российская юстиция", 2025, N 4)Все обозначенные вариации обращений не влияли на конечный результат, он был единообразным: после прохождения длительной административной процедуры (занимавшей несколько недель) заявления поступали в отделы полиции по месту жительства подавших заявления граждан и поручались для рассмотрения участковым уполномоченным полиции. В свою очередь, последние оформляли письменные объяснения граждан (которые в основном дублировали сведения, изложенные в заявлениях) либо справки о том, что с гражданами не удалось связаться, а затем по надуманным основаниям выносили постановления об отказе в возбуждении уголовного дела. В отдельных случаях прокуроры, в рамках надзора за соблюдением установленного порядка разрешения заявлений и сообщений о совершенных и готовящихся преступлениях, отменяли постановления об отказе в возбуждении уголовного дела и назначали дополнительную проверку. Однако такая проверка выражалась, как правило, лишь в сборе дополнительных объяснений заявителей, затем повторно выносились постановления об отказе в возбуждении уголовного дела.
(Скобликов П.А.)
("Российская юстиция", 2025, N 4)Все обозначенные вариации обращений не влияли на конечный результат, он был единообразным: после прохождения длительной административной процедуры (занимавшей несколько недель) заявления поступали в отделы полиции по месту жительства подавших заявления граждан и поручались для рассмотрения участковым уполномоченным полиции. В свою очередь, последние оформляли письменные объяснения граждан (которые в основном дублировали сведения, изложенные в заявлениях) либо справки о том, что с гражданами не удалось связаться, а затем по надуманным основаниям выносили постановления об отказе в возбуждении уголовного дела. В отдельных случаях прокуроры, в рамках надзора за соблюдением установленного порядка разрешения заявлений и сообщений о совершенных и готовящихся преступлениях, отменяли постановления об отказе в возбуждении уголовного дела и назначали дополнительную проверку. Однако такая проверка выражалась, как правило, лишь в сборе дополнительных объяснений заявителей, затем повторно выносились постановления об отказе в возбуждении уголовного дела.