Оформление результатов прокурОрской проверки
Подборка наиболее важных документов по запросу Оформление результатов прокурОрской проверки (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Позиции судов по спорным вопросам. Административная ответственность и проверки: Результаты проверки прокурора
(КонсультантПлюс, 2025)...Доводы апелляционной жалобы общества, что спорная проверка была завершена 11.05.2021, поскольку акт проверки ответчика составлен 11.05.2021, или 31.05.2021, так как представление выставлено в адрес заявителя 31.05.2021... отклоняются. Так, в Законе о прокуратуре разделены сроки для оформления результатов прокурорской проверки и сроки проведения проверки. Дата, когда по итогам проверки должен быть составлен акт, включая акт прокурорского реагирования в виде представления, не равнозначна дате окончания проверки. В частности, в соответствии с [пунктом 4 статьи 21 - ред.] Закона о прокуратуре, если в ходе проверки нарушений закона не выявлено, в десятидневный срок со дня ее завершения составляется акт по установленной Генеральным прокурором Российской Федерации форме, копия которого направляется руководителю или иному уполномоченному представителю проверяемого органа (организации)..
(КонсультантПлюс, 2025)...Доводы апелляционной жалобы общества, что спорная проверка была завершена 11.05.2021, поскольку акт проверки ответчика составлен 11.05.2021, или 31.05.2021, так как представление выставлено в адрес заявителя 31.05.2021... отклоняются. Так, в Законе о прокуратуре разделены сроки для оформления результатов прокурорской проверки и сроки проведения проверки. Дата, когда по итогам проверки должен быть составлен акт, включая акт прокурорского реагирования в виде представления, не равнозначна дате окончания проверки. В частности, в соответствии с [пунктом 4 статьи 21 - ред.] Закона о прокуратуре, если в ходе проверки нарушений закона не выявлено, в десятидневный срок со дня ее завершения составляется акт по установленной Генеральным прокурором Российской Федерации форме, копия которого направляется руководителю или иному уполномоченному представителю проверяемого органа (организации)..
Определение Седьмого кассационного суда общей юрисдикции от 16.07.2024 по делу N 88-11806/2024 (УИД 59RS0001-01-2023-004025-91)
Категория спора: Защита прав и интересов работника.
Требования работника: 1) Об установлении факта трудовых отношений; 2) О взыскании задолженности по заработной плате; 3) Об обязании произвести отчисления в фонды, налоговый орган; 4) О взыскании компенсации морального вреда; 5) Об обязании внести в трудовую книжку запись об увольнении по собственному желанию.
Обстоятельства: Истец указал, что трудовые отношения при трудоустройстве должным образом не оформлены, экземпляр трудового договора ему не выдавался, запись в трудовую книжку не внесена.
Решение: 1) Удовлетворено; 2) Удовлетворено; 3) Удовлетворено; 4) Удовлетворено в части; 5) Удовлетворено.Оснований не соглашаться с выводами судов у судебной коллегии не имеется, поскольку они соответствуют установленным по делу обстоятельствам, сделаны при правильном применении норм материального права, регулирующего порядок заключения трудового договора и установления факта трудовых отношений при нарушении работодателем норм трудового законодательства при оформлении трудовых отношений и фактического допуска работника к исполнению трудовых обязанностей. Результаты оценки доказательств, в том числе показаний лиц, участвующих в деле, материалов прокурорской проверки, иных представленных сторонами доказательств, в том числе показаний свидетелей, суды отразили в судебных актах, в котором приведены мотивы, по которым одни доказательства приняты в качестве средств обоснования выводов суда, другие доказательства отвергнуты, а также основания, по которым одним доказательствам отдано предпочтение перед другими.
Категория спора: Защита прав и интересов работника.
Требования работника: 1) Об установлении факта трудовых отношений; 2) О взыскании задолженности по заработной плате; 3) Об обязании произвести отчисления в фонды, налоговый орган; 4) О взыскании компенсации морального вреда; 5) Об обязании внести в трудовую книжку запись об увольнении по собственному желанию.
Обстоятельства: Истец указал, что трудовые отношения при трудоустройстве должным образом не оформлены, экземпляр трудового договора ему не выдавался, запись в трудовую книжку не внесена.
Решение: 1) Удовлетворено; 2) Удовлетворено; 3) Удовлетворено; 4) Удовлетворено в части; 5) Удовлетворено.Оснований не соглашаться с выводами судов у судебной коллегии не имеется, поскольку они соответствуют установленным по делу обстоятельствам, сделаны при правильном применении норм материального права, регулирующего порядок заключения трудового договора и установления факта трудовых отношений при нарушении работодателем норм трудового законодательства при оформлении трудовых отношений и фактического допуска работника к исполнению трудовых обязанностей. Результаты оценки доказательств, в том числе показаний лиц, участвующих в деле, материалов прокурорской проверки, иных представленных сторонами доказательств, в том числе показаний свидетелей, суды отразили в судебных актах, в котором приведены мотивы, по которым одни доказательства приняты в качестве средств обоснования выводов суда, другие доказательства отвергнуты, а также основания, по которым одним доказательствам отдано предпочтение перед другими.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Принцип поддержания доверия в антимонопольных правоотношениях
(Султанов А.Р.)
("Журнал предпринимательского и корпоративного права", 2024, N 1)При рассмотрении вопроса о конституционности норм ФЗ "О прокуратуре РФ" КС РФ отметил, что "отсутствие в названном Федеральном законе прямого указания на необходимость оформления в виде отдельного акта результатов прокурорской проверки, не выявившей нарушений законов, не освобождает прокурора от необходимости принятия по ее итогам соответствующего решения с доведением его до сведения проверяемой некоммерческой организации, поскольку без принятия такого решения прокурорская проверка в формально-юридическом смысле не могла бы считаться завершенной, что позволяло бы прокурору - вопреки целям осуществления прокурорского надзора - использовать предоставленные ему властные полномочия в отношении некоммерческой организации неопределенно длительный срок.
(Султанов А.Р.)
("Журнал предпринимательского и корпоративного права", 2024, N 1)При рассмотрении вопроса о конституционности норм ФЗ "О прокуратуре РФ" КС РФ отметил, что "отсутствие в названном Федеральном законе прямого указания на необходимость оформления в виде отдельного акта результатов прокурорской проверки, не выявившей нарушений законов, не освобождает прокурора от необходимости принятия по ее итогам соответствующего решения с доведением его до сведения проверяемой некоммерческой организации, поскольку без принятия такого решения прокурорская проверка в формально-юридическом смысле не могла бы считаться завершенной, что позволяло бы прокурору - вопреки целям осуществления прокурорского надзора - использовать предоставленные ему властные полномочия в отношении некоммерческой организации неопределенно длительный срок.
Статья: Участие прокуроров в рассмотрении судами дел об оспаривании актов прокурорского реагирования
(Мирошниченко М.Н.)
("Законность", 2023, N 1)Нередко основанием для признания незаконными актов прокурорского реагирования являются нарушения порядка проведения проверок. Вместе с тем в отличие от ст. 20 Федерального закона от 26 декабря 2008 г. N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" Закон о прокуратуре не содержит положений, согласно которым нарушение порядка проведения проверки может стать основанием для признания результатов, полученных в ходе ее проведения, недействительными (незаконными). С учетом позиции, изложенной в абз. 2 п. 2 резолютивной части Постановления Конституционного Суда РФ от 17 февраля 2015 г. N 2-П, вывод о том, что нарушение порядка проведения проверки может стать основанием для признания ее результатов, оформленных актами прокурорского реагирования, недействительными, представляется обоснованным. На правомерность этого вывода указывает и складывающаяся судебная практика.
(Мирошниченко М.Н.)
("Законность", 2023, N 1)Нередко основанием для признания незаконными актов прокурорского реагирования являются нарушения порядка проведения проверок. Вместе с тем в отличие от ст. 20 Федерального закона от 26 декабря 2008 г. N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" Закон о прокуратуре не содержит положений, согласно которым нарушение порядка проведения проверки может стать основанием для признания результатов, полученных в ходе ее проведения, недействительными (незаконными). С учетом позиции, изложенной в абз. 2 п. 2 резолютивной части Постановления Конституционного Суда РФ от 17 февраля 2015 г. N 2-П, вывод о том, что нарушение порядка проведения проверки может стать основанием для признания ее результатов, оформленных актами прокурорского реагирования, недействительными, представляется обоснованным. На правомерность этого вывода указывает и складывающаяся судебная практика.
Нормативные акты
Постановление Конституционного Суда РФ от 17.02.2015 N 2-П
"По делу о проверке конституционности положений пункта 1 статьи 6, пункта 2 статьи 21 и пункта 1 статьи 22 Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации" в связи с жалобами межрегиональной ассоциации правозащитных общественных объединений "Агора", межрегиональной общественной организации "Правозащитный центр "Мемориал", международной общественной организации "Международное историко-просветительское, благотворительное и правозащитное общество "Мемориал", региональной общественной благотворительной организации помощи беженцам и вынужденным переселенцам "Гражданское содействие", автономной некоммерческой организации правовых, информационных и экспертных услуг "Забайкальский правозащитный центр", регионального общественного фонда "Международный стандарт" в Республике Башкортостан и гражданки С.А. Ганнушкиной"Тем самым предполагается, что результат прокурорской проверки, связанный с выявлением в деятельности некоммерческой организации нарушений законов, подлежит оформлению в виде того или иного акта прокурорского реагирования и доведению до сведения проверяемой организации, что согласуется с пунктом 4 статьи 5 Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации", гарантирующим ознакомление гражданина с материалами проверок, непосредственно затрагивающими его права и свободы. Отсутствие в названном Федеральном законе прямого указания на необходимость оформления в виде отдельного акта результатов прокурорской проверки, не выявившей нарушений законов, не освобождает прокурора от необходимости принятия по ее итогам соответствующего решения с доведением его до сведения проверяемой некоммерческой организации, поскольку без принятия такого решения прокурорская проверка в формально-юридическом смысле не могла бы считаться завершенной, что позволяло бы прокурору - вопреки целям осуществления прокурорского надзора - использовать предоставленные ему властные полномочия в отношении некоммерческой организации неопределенно длительный срок.
"По делу о проверке конституционности положений пункта 1 статьи 6, пункта 2 статьи 21 и пункта 1 статьи 22 Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации" в связи с жалобами межрегиональной ассоциации правозащитных общественных объединений "Агора", межрегиональной общественной организации "Правозащитный центр "Мемориал", международной общественной организации "Международное историко-просветительское, благотворительное и правозащитное общество "Мемориал", региональной общественной благотворительной организации помощи беженцам и вынужденным переселенцам "Гражданское содействие", автономной некоммерческой организации правовых, информационных и экспертных услуг "Забайкальский правозащитный центр", регионального общественного фонда "Международный стандарт" в Республике Башкортостан и гражданки С.А. Ганнушкиной"Тем самым предполагается, что результат прокурорской проверки, связанный с выявлением в деятельности некоммерческой организации нарушений законов, подлежит оформлению в виде того или иного акта прокурорского реагирования и доведению до сведения проверяемой организации, что согласуется с пунктом 4 статьи 5 Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации", гарантирующим ознакомление гражданина с материалами проверок, непосредственно затрагивающими его права и свободы. Отсутствие в названном Федеральном законе прямого указания на необходимость оформления в виде отдельного акта результатов прокурорской проверки, не выявившей нарушений законов, не освобождает прокурора от необходимости принятия по ее итогам соответствующего решения с доведением его до сведения проверяемой некоммерческой организации, поскольку без принятия такого решения прокурорская проверка в формально-юридическом смысле не могла бы считаться завершенной, что позволяло бы прокурору - вопреки целям осуществления прокурорского надзора - использовать предоставленные ему властные полномочия в отношении некоммерческой организации неопределенно длительный срок.
"Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" от 30.12.2001 N 195-ФЗ
(ред. от 04.11.2025)3.2. Дело об административном правонарушении может быть возбуждено до оформления результатов контрольного (надзорного) мероприятия, проверки, контрольного (надзорного) действия в рамках постоянного государственного контроля (надзора), постоянного рейда в случае необходимости применения мер обеспечения производства по делу об административном правонарушении, предусмотренных статьями 27.10, 27.14 и 27.16 настоящего Кодекса. Обо всех случаях возбуждения дел об административных правонарушениях до оформления результатов контрольного (надзорного) мероприятия, проверки, контрольного (надзорного) действия в рамках постоянного государственного контроля (надзора), постоянного рейда должностное лицо, составившее протокол о применении меры обеспечения производства по делу об административном правонарушении, уведомляет прокурора в течение двадцати четырех часов.
(ред. от 04.11.2025)3.2. Дело об административном правонарушении может быть возбуждено до оформления результатов контрольного (надзорного) мероприятия, проверки, контрольного (надзорного) действия в рамках постоянного государственного контроля (надзора), постоянного рейда в случае необходимости применения мер обеспечения производства по делу об административном правонарушении, предусмотренных статьями 27.10, 27.14 и 27.16 настоящего Кодекса. Обо всех случаях возбуждения дел об административных правонарушениях до оформления результатов контрольного (надзорного) мероприятия, проверки, контрольного (надзорного) действия в рамках постоянного государственного контроля (надзора), постоянного рейда должностное лицо, составившее протокол о применении меры обеспечения производства по делу об административном правонарушении, уведомляет прокурора в течение двадцати четырех часов.
Статья: Особенности надзора за исполнением законов в кредитно-банковской сфере в условиях цифровой экономики
(Бут Н.Д., Фомичев А.В.)
("Право и цифровая экономика", 2024, N 1)Например, в Республике Татарстан по результатам прокурорской проверки установлено, что на номер телефона местного жителя поступил телефонный звонок от неустановленного лица, который обманом похитил с его банковской карты более 95 тыс. рублей, а также вынудил оформить онлайн-кредит на сумму 120 тыс. рублей. Злоумышленник связывался с потерпевшим через иностранного оператора связи с использованием якобы российского номера.
(Бут Н.Д., Фомичев А.В.)
("Право и цифровая экономика", 2024, N 1)Например, в Республике Татарстан по результатам прокурорской проверки установлено, что на номер телефона местного жителя поступил телефонный звонок от неустановленного лица, который обманом похитил с его банковской карты более 95 тыс. рублей, а также вынудил оформить онлайн-кредит на сумму 120 тыс. рублей. Злоумышленник связывался с потерпевшим через иностранного оператора связи с использованием якобы российского номера.
Вопрос: Каков порядок исполнения требования прокурора о проведении внеплановой проверки?
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Акт проверки оформляется непосредственно после ее завершения в двух экземплярах, один из которых с копиями приложений вручается руководителю, иному должностному лицу или уполномоченному представителю юридического лица, индивидуальному предпринимателю, его уполномоченному представителю под расписку об ознакомлении либо об отказе в ознакомлении с актом проверки (ч. 4 ст. 16 Закона N 294).
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Акт проверки оформляется непосредственно после ее завершения в двух экземплярах, один из которых с копиями приложений вручается руководителю, иному должностному лицу или уполномоченному представителю юридического лица, индивидуальному предпринимателю, его уполномоченному представителю под расписку об ознакомлении либо об отказе в ознакомлении с актом проверки (ч. 4 ст. 16 Закона N 294).
Статья: О некоторых вопросах истребования имущества Вооруженных Сил Российской Федерации из чужого незаконного владения и признания права собственности на него
(Конохов М.В.)
("Право в Вооруженных Силах", 2025, N 1)Показательным в данном случае может являться пример, когда суд удовлетворил иск Министерства обороны Российской Федерации об истребовании у закрытого административно-территориального образования (ЗАТО) "Звездный" в Пермском крае земельного участка (земли обороны) через 23 года после того, как ответчик самовольно оформил права на него, а затем сдавал в аренду третьим лицам, получая необоснованно арендную плату за имущество, которое является собственностью Российской Федерации и относится к категории земель обороны. Факт незаконного использования земельного участка был выявлен в 2013 г. в ходе прокурорской проверки, в результате которой и было установлено, что в 1993 г. Малый совет Пермского областного совета народных депутатов принял решение о передаче земельного участка ЗАТО. В 2008 г. на основании этого решения и было зарегистрировано право муниципальной собственности.
(Конохов М.В.)
("Право в Вооруженных Силах", 2025, N 1)Показательным в данном случае может являться пример, когда суд удовлетворил иск Министерства обороны Российской Федерации об истребовании у закрытого административно-территориального образования (ЗАТО) "Звездный" в Пермском крае земельного участка (земли обороны) через 23 года после того, как ответчик самовольно оформил права на него, а затем сдавал в аренду третьим лицам, получая необоснованно арендную плату за имущество, которое является собственностью Российской Федерации и относится к категории земель обороны. Факт незаконного использования земельного участка был выявлен в 2013 г. в ходе прокурорской проверки, в результате которой и было установлено, что в 1993 г. Малый совет Пермского областного совета народных депутатов принял решение о передаче земельного участка ЗАТО. В 2008 г. на основании этого решения и было зарегистрировано право муниципальной собственности.
Статья: Мониторинг как важнейший инструмент в деятельности российской прокуратуры
(Ергашев Е.Р., Леготин А.О.)
("Российский юридический журнал", 2024, N 5)Результаты прокурорского мониторинга могут служить поводом и основанием для проведения прокурорской проверки.
(Ергашев Е.Р., Леготин А.О.)
("Российский юридический журнал", 2024, N 5)Результаты прокурорского мониторинга могут служить поводом и основанием для проведения прокурорской проверки.
Статья: Надзор за соблюдением прав граждан в сферах оплаты труда и занятости населения
(Демешин Д.В., Карасев А.Е.)
("Законность", 2021, N 12)Отдельное внимание уделяется вопросам легализации неформальных трудовых отношений. В результате проведенных по поручению Генеральной прокуратуры РФ проверок в округе в 2020 г. - первом полугодии 2021 г. работодатели по требованиям прокуроров оформили трудовые договоры с 2,4 тыс. сотрудников (38% от всех легализованных прокурорами в Российской Федерации).
(Демешин Д.В., Карасев А.Е.)
("Законность", 2021, N 12)Отдельное внимание уделяется вопросам легализации неформальных трудовых отношений. В результате проведенных по поручению Генеральной прокуратуры РФ проверок в округе в 2020 г. - первом полугодии 2021 г. работодатели по требованиям прокуроров оформили трудовые договоры с 2,4 тыс. сотрудников (38% от всех легализованных прокурорами в Российской Федерации).
Статья: Возврат средств ОМС по результатам медико-экономической экспертизы
(Зарипова М.)
("Ревизии и проверки финансово-хозяйственной деятельности государственных (муниципальных) учреждений", 2023, N 6)3) в связи с поручениями фондов, в том числе в соответствии с запросом Минздрава, Росздравнадзора, а также в соответствии с поручениями Президента РФ, Правительства РФ и на основании требования органов дознания и следствия, прокурора о проведении внеплановой проверки по поступившим в органы дознания и следствия, прокуратуры материалам и обращениям.
(Зарипова М.)
("Ревизии и проверки финансово-хозяйственной деятельности государственных (муниципальных) учреждений", 2023, N 6)3) в связи с поручениями фондов, в том числе в соответствии с запросом Минздрава, Росздравнадзора, а также в соответствии с поручениями Президента РФ, Правительства РФ и на основании требования органов дознания и следствия, прокурора о проведении внеплановой проверки по поступившим в органы дознания и следствия, прокуратуры материалам и обращениям.
Статья: Защита прокурором прав предпринимателей в сфере административной юрисдикции
(Бут Н.Д., Егупов Д.А.)
("Вестник Университета прокуратуры Российской Федерации", 2023, N 6)Важной новеллой 2022 г., предусмотренной Законом N 290-ФЗ, является ч. 3.1 ст. 28.1 КоАП РФ о допустимости возбуждения дела об административном правонарушении, выражающемся в несоблюдении обязательных требований, только после проведения КНМ во взаимодействии с контролируемым лицом, проверки, совершения контрольного (надзорного) действия в рамках постоянного государственного контроля (надзора), постоянного рейда и оформления их результатов. Надзорная практика свидетельствует о многочисленных фактах несоблюдения данной обязанности.
(Бут Н.Д., Егупов Д.А.)
("Вестник Университета прокуратуры Российской Федерации", 2023, N 6)Важной новеллой 2022 г., предусмотренной Законом N 290-ФЗ, является ч. 3.1 ст. 28.1 КоАП РФ о допустимости возбуждения дела об административном правонарушении, выражающемся в несоблюдении обязательных требований, только после проведения КНМ во взаимодействии с контролируемым лицом, проверки, совершения контрольного (надзорного) действия в рамках постоянного государственного контроля (надзора), постоянного рейда и оформления их результатов. Надзорная практика свидетельствует о многочисленных фактах несоблюдения данной обязанности.
Статья: Некоторые проблемы нормативного регулирования, связанные с организацией и осуществлением прокурорского надзора в сфере реализации национального проекта "Здравоохранение"
(Пересыпкин А.В.)
("Медицинское право", 2021, N 4)Также еще одной сверхактуальной проблемой при осуществлении надзора в сфере здравоохранения является неурегулированность порядка привлечения прокурором к проверке специалистов и экспертов.
(Пересыпкин А.В.)
("Медицинское право", 2021, N 4)Также еще одной сверхактуальной проблемой при осуществлении надзора в сфере здравоохранения является неурегулированность порядка привлечения прокурором к проверке специалистов и экспертов.
Статья: К вопросу о прокурорской проверке
(Афанасьева Т.И.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2022, N 9)Резюмируя изложенное, прокурорскую проверку можно определить как инспекционно-исследовательскую деятельность органов прокуратуры по установлению степени соответствия действующему законодательству Российской Федерации принимаемых органами власти, организациями и должностными лицами правовых актов, а также их действий (бездействия). Таким образом, прокурорская проверка применительно к конкретной ситуации может быть как средством выявления правонарушений, так и средством подтверждения надлежащего поведения. И тот и другой результат проверки, оформленный соответствующим образом, имеет доказательственную силу.
(Афанасьева Т.И.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2022, N 9)Резюмируя изложенное, прокурорскую проверку можно определить как инспекционно-исследовательскую деятельность органов прокуратуры по установлению степени соответствия действующему законодательству Российской Федерации принимаемых органами власти, организациями и должностными лицами правовых актов, а также их действий (бездействия). Таким образом, прокурорская проверка применительно к конкретной ситуации может быть как средством выявления правонарушений, так и средством подтверждения надлежащего поведения. И тот и другой результат проверки, оформленный соответствующим образом, имеет доказательственную силу.
Статья: Акт прокурорской проверки как доказательство факта нарушения законов в сфере использования и охраны особо охраняемых природных территорий
(Бердинских С.В.)
("Законность", 2023, N 2)Мы согласны с позицией Н. Субановой о необходимости законодательно закрепить форму документирования результатов прокурорских проверок - акта проверки. Ею отмечено, что "правовой пробел в этой части приводит к проблеме процессуальной доброкачественности оформляемых прокурором материалов дела и признанию актов недопустимыми доказательствами, возникновению неустранимых сомнений в виновности лица, привлекаемого по инициативе прокурора к ответственности, при рассмотрении дела об административном правонарушении" <3>.
(Бердинских С.В.)
("Законность", 2023, N 2)Мы согласны с позицией Н. Субановой о необходимости законодательно закрепить форму документирования результатов прокурорских проверок - акта проверки. Ею отмечено, что "правовой пробел в этой части приводит к проблеме процессуальной доброкачественности оформляемых прокурором материалов дела и признанию актов недопустимыми доказательствами, возникновению неустранимых сомнений в виновности лица, привлекаемого по инициативе прокурора к ответственности, при рассмотрении дела об административном правонарушении" <3>.