Официальное толкование
Подборка наиболее важных документов по запросу Официальное толкование (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Позиции судов по спорным вопросам. Административная ответственность и проверки: Проверки Банка России: основания для отзыва лицензии у банка
(КонсультантПлюс, 2025)При этом ссылка общества на письмо Ассоциации российских банков обоснованно признана судами несостоятельной, поскольку данная организация не является органом, уполномоченным на издание нормативных актов или их официальное толкование..."
(КонсультантПлюс, 2025)При этом ссылка общества на письмо Ассоциации российских банков обоснованно признана судами несостоятельной, поскольку данная организация не является органом, уполномоченным на издание нормативных актов или их официальное толкование..."
Позиции судов по спорным вопросам. Гражданский процесс: Срок исполнения решения суда в гражданском процессе
(КонсультантПлюс, 2025)Таким образом, наличие особых обстоятельств, в силу которых решение суда могло быть обращено к немедленному исполнению, подтверждено материалами дела. Выводы суда первой инстанции основаны на правильном применении вышеуказанных норм материального и процессуального права, сделаны с учетом обязательных официальных разъяснений о толковании закона..."
(КонсультантПлюс, 2025)Таким образом, наличие особых обстоятельств, в силу которых решение суда могло быть обращено к немедленному исполнению, подтверждено материалами дела. Выводы суда первой инстанции основаны на правильном применении вышеуказанных норм материального и процессуального права, сделаны с учетом обязательных официальных разъяснений о толковании закона..."
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
"Комментарий к Федеральному закону от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости"
(Гришаев С.П.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)1. В комментируемой статье говорится об органе, осуществляющем государственный кадастровый учет, ведение Единого государственного реестра недвижимости и государственную регистрацию прав. Таковым органом являются в соответствии с п. 1 Положения о Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии, утв. Постановлением Правительства РФ от 01.06.2009 N 457 "О Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии", Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестр) и ее территориальные подразделения, которые получили название "управления". В соответствии с Положением об управлении, утвержденным Приказом Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии от 30.05.2016, последнее не наделено полномочиями по официальному толкованию законодательства РФ, а также практики его применения.
(Гришаев С.П.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)1. В комментируемой статье говорится об органе, осуществляющем государственный кадастровый учет, ведение Единого государственного реестра недвижимости и государственную регистрацию прав. Таковым органом являются в соответствии с п. 1 Положения о Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии, утв. Постановлением Правительства РФ от 01.06.2009 N 457 "О Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии", Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестр) и ее территориальные подразделения, которые получили название "управления". В соответствии с Положением об управлении, утвержденным Приказом Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии от 30.05.2016, последнее не наделено полномочиями по официальному толкованию законодательства РФ, а также практики его применения.
Статья: Правовой режим земельного участка как объекта земельных правоотношений
(Карагадян В.Д.)
("Экологическое право", 2025, N 2)Можно прийти к выводу, что правовой режим является системным явлением, включающим в себя: а) юридические средства - нормативные правовые акты, акты официального толкования права, акты реализации права, нормативный договор и т.д. <20>; б) реализацию юридических средств на практике в виде их использования или неиспользования в правовой деятельности субъектов права - юридические процедуры. При этом правовой режим включает в себя не любые средства и процедуры, а только те, которые касаются определенного объекта правового регулирования.
(Карагадян В.Д.)
("Экологическое право", 2025, N 2)Можно прийти к выводу, что правовой режим является системным явлением, включающим в себя: а) юридические средства - нормативные правовые акты, акты официального толкования права, акты реализации права, нормативный договор и т.д. <20>; б) реализацию юридических средств на практике в виде их использования или неиспользования в правовой деятельности субъектов права - юридические процедуры. При этом правовой режим включает в себя не любые средства и процедуры, а только те, которые касаются определенного объекта правового регулирования.
Статья: Соотношение понятий "самозанятый" и "плательщик налога на профессиональный доход" в практике Конституционного Суда Российской Федерации
(Лютова О.И.)
("Правосудие/Justice", 2025, N 1)Особую роль в установлении сходства и различий указанных субъектов играет значительный объем судебной и иной правоприменительной практики, сформированной на сегодняшний день. Исключительный интерес в этой связи представляют правовые позиции Конституционного Суда Российской Федерации, содержание которых развивалось на основании и во исполнение налогового законодательства. Представляя собой акты официального толкования права, постановления и определения Суда содержат принципиально важные выводы по вопросам понятия самозанятости, от смысла которых прямо зависит возможность эффективного осуществления налогоплательщиком своей финансово-хозяйственной деятельности.
(Лютова О.И.)
("Правосудие/Justice", 2025, N 1)Особую роль в установлении сходства и различий указанных субъектов играет значительный объем судебной и иной правоприменительной практики, сформированной на сегодняшний день. Исключительный интерес в этой связи представляют правовые позиции Конституционного Суда Российской Федерации, содержание которых развивалось на основании и во исполнение налогового законодательства. Представляя собой акты официального толкования права, постановления и определения Суда содержат принципиально важные выводы по вопросам понятия самозанятости, от смысла которых прямо зависит возможность эффективного осуществления налогоплательщиком своей финансово-хозяйственной деятельности.
Статья: Значение междисциплинарного характера института освобождения от уголовной ответственности
(Даниленко И.А., Васильев Н.В.)
("Актуальные проблемы российского права", 2025, N 2)Примечательно, что официальное толкование данного института на предмет соответствия Конституции проходило через все указанные точки зрения.
(Даниленко И.А., Васильев Н.В.)
("Актуальные проблемы российского права", 2025, N 2)Примечательно, что официальное толкование данного института на предмет соответствия Конституции проходило через все указанные точки зрения.
Статья: К вопросу о стоимости имущества и определении размера ущерба от его хищения
(Шепель В.В., Житков А.А.)
("Российский следователь", 2025, N 5)Вместе с тем понятие фактической стоимости похищаемого имущества нормативно не закреплено. Также отсутствует и официальное толкование Верховного Суда РФ по указанному вопросу, а как следствие - и подход в определении стоимости имущества в правоприменительной практике отличается.
(Шепель В.В., Житков А.А.)
("Российский следователь", 2025, N 5)Вместе с тем понятие фактической стоимости похищаемого имущества нормативно не закреплено. Также отсутствует и официальное толкование Верховного Суда РФ по указанному вопросу, а как следствие - и подход в определении стоимости имущества в правоприменительной практике отличается.
"Теоретические и практические проблемы апелляционного производства в гражданском процессе"
(Шакирьянов Р.В.)
("Статут", 2024)И.В. Воронцова отмечает, что в настоящее время с учетом п. 5 ст. 392 ГПК постановления Пленума и Президиума Верховного Суда РФ в той части, в которой дается официальное толкование норм национального и международного права, являются источниками гражданского процессуального права и должны использоваться судами на практике наряду с традиционными источниками права. В противном случае игнорирование положений, выраженных в постановлениях Пленума и Президиума Верховного Суда РФ, должно вести, по ее мнению, к пересмотру дела.
(Шакирьянов Р.В.)
("Статут", 2024)И.В. Воронцова отмечает, что в настоящее время с учетом п. 5 ст. 392 ГПК постановления Пленума и Президиума Верховного Суда РФ в той части, в которой дается официальное толкование норм национального и международного права, являются источниками гражданского процессуального права и должны использоваться судами на практике наряду с традиционными источниками права. В противном случае игнорирование положений, выраженных в постановлениях Пленума и Президиума Верховного Суда РФ, должно вести, по ее мнению, к пересмотру дела.
Статья: Квалификация вебкама как демонстрации порнографии в прямом эфире в контексте обратной силы уголовного закона
(Алексеева Т.С.)
("Уголовное право", 2025, N 4)Установление ряда признаков оборота порнографических материалов для целей уголовно-правовой оценки вебкама осложняется тем, что частично был изменен уголовный закон (а именно п. "б" ч. 3 ст. 242 УК РФ <2>), а частично - его официальное толкование Пленумом Верховного Суда РФ при принятии Постановления от 15 декабря 2022 г. N 37 <3> (далее - Постановление N 37).
(Алексеева Т.С.)
("Уголовное право", 2025, N 4)Установление ряда признаков оборота порнографических материалов для целей уголовно-правовой оценки вебкама осложняется тем, что частично был изменен уголовный закон (а именно п. "б" ч. 3 ст. 242 УК РФ <2>), а частично - его официальное толкование Пленумом Верховного Суда РФ при принятии Постановления от 15 декабря 2022 г. N 37 <3> (далее - Постановление N 37).
"Комментарий к Кодексу административного судопроизводства Российской Федерации: в 2 ч."
(постатейный)
(часть 1)
(под общ. ред. Л.В. Тумановой)
("Проспект", 2025)При этом в КАС РФ могут быть установлены конкретные условия (например, противоречивость или наличие пробелов в законодательстве, устанавливающих административные процедуры подготовки, принятия, вступления в силу правовых актов органов исполнительной власти), при выявлении которых суд вправе по своей инициативе принять решение о предварительной защите по соответствующему административному делу. Например, Постановлением Конституционного Суда РФ от 31.03.2015 N 6-П было признано не соответствующим Конституции РФ положение п. 1 ч. 4 ст. 2 Федерального конституционного закона "О Верховном Суде Российской Федерации", которое допускало "разрешение судом административных дел об оспаривании таких актов Федеральной налоговой службы, которые не соответствуют формальным требованиям, предъявляемым к нормативным правовым актам федеральных органов исполнительной власти, по форме, субъекту и порядку принятия, регистрации и опубликования, но при этом содержат обязательное для всех налоговых органов разъяснение (нормативное толкование) налоговых законоположений, которое может противоречить их действительному смыслу и тем самым нарушать права налогоплательщиков". Таким образом, рассматривался следующий вопрос: имеют ли письменные разъяснения федеральных органов исполнительной власти (в данном случае - по вопросам применения налогового законодательства) нормативный правовой характер, а значит, допустима ли их проверка в порядке судебного оспаривания нормативных правовых актов? Конституционный Суд РФ обосновывал свое решение тем, что акты федеральных органов исполнительной власти, которые обладают нормативными свойствами и содержат разъяснения законодательства, являются, по сути, официальным толкованием конкретных положений законодательства; при этом такие акты могут противоречить их действительному смыслу, что может создавать основу для отказа заинтересованным лицам в судебной защите на основании лишь несоответствия таких актов формальным требованиям, предъявляемым к нормативным правовым актам федеральных органов исполнительной власти: по форме, субъекту и порядку принятия, регистрации и опубликования. Следовательно, акты федеральных органов исполнительной власти, формально не относящиеся к нормативным правовым актам (из-за их формы, субъекта и порядка принятия, регистрации и опубликования), но фактически обладающие нормативными свойствами, посредством которых разъясняются нормы законодательства, могут оспариваться в порядке, установленном процессуальным законодательством для оспаривания нормативных правовых актов.
(постатейный)
(часть 1)
(под общ. ред. Л.В. Тумановой)
("Проспект", 2025)При этом в КАС РФ могут быть установлены конкретные условия (например, противоречивость или наличие пробелов в законодательстве, устанавливающих административные процедуры подготовки, принятия, вступления в силу правовых актов органов исполнительной власти), при выявлении которых суд вправе по своей инициативе принять решение о предварительной защите по соответствующему административному делу. Например, Постановлением Конституционного Суда РФ от 31.03.2015 N 6-П было признано не соответствующим Конституции РФ положение п. 1 ч. 4 ст. 2 Федерального конституционного закона "О Верховном Суде Российской Федерации", которое допускало "разрешение судом административных дел об оспаривании таких актов Федеральной налоговой службы, которые не соответствуют формальным требованиям, предъявляемым к нормативным правовым актам федеральных органов исполнительной власти, по форме, субъекту и порядку принятия, регистрации и опубликования, но при этом содержат обязательное для всех налоговых органов разъяснение (нормативное толкование) налоговых законоположений, которое может противоречить их действительному смыслу и тем самым нарушать права налогоплательщиков". Таким образом, рассматривался следующий вопрос: имеют ли письменные разъяснения федеральных органов исполнительной власти (в данном случае - по вопросам применения налогового законодательства) нормативный правовой характер, а значит, допустима ли их проверка в порядке судебного оспаривания нормативных правовых актов? Конституционный Суд РФ обосновывал свое решение тем, что акты федеральных органов исполнительной власти, которые обладают нормативными свойствами и содержат разъяснения законодательства, являются, по сути, официальным толкованием конкретных положений законодательства; при этом такие акты могут противоречить их действительному смыслу, что может создавать основу для отказа заинтересованным лицам в судебной защите на основании лишь несоответствия таких актов формальным требованиям, предъявляемым к нормативным правовым актам федеральных органов исполнительной власти: по форме, субъекту и порядку принятия, регистрации и опубликования. Следовательно, акты федеральных органов исполнительной власти, формально не относящиеся к нормативным правовым актам (из-за их формы, субъекта и порядка принятия, регистрации и опубликования), но фактически обладающие нормативными свойствами, посредством которых разъясняются нормы законодательства, могут оспариваться в порядке, установленном процессуальным законодательством для оспаривания нормативных правовых актов.
Статья: О неразрешенных проблемах института личных прав по российскому гражданскому праву
(Михеева Л.Ю.)
("Закон", 2025, N 1)С учетом наличия в целом ряде иных федеральных законов норм гражданского права, определяющих личные права или описывающих порядок их осуществления, явной несогласованности этих норм с положениями и принципами Кодекса <6>, а также с учетом подчас противоречивых позиций в актах официального толкования нельзя считать доктрину личных прав совершенной или, во всяком случае, завершенной.
(Михеева Л.Ю.)
("Закон", 2025, N 1)С учетом наличия в целом ряде иных федеральных законов норм гражданского права, определяющих личные права или описывающих порядок их осуществления, явной несогласованности этих норм с положениями и принципами Кодекса <6>, а также с учетом подчас противоречивых позиций в актах официального толкования нельзя считать доктрину личных прав совершенной или, во всяком случае, завершенной.