Официальное опубликование НПА
Подборка наиболее важных документов по запросу Официальное опубликование НПА (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Позиции судов по спорным вопросам. Бюджетные организации: Муниципальные правовые акты
(КонсультантПлюс, 2025)...оспариваемое постановление... обладает признаками, характеризующими нормативный правовой акт: является письменным официальным документом, принятым в определенной форме правотворческим органом в пределах компетенции, и направлен на урегулирование общественных отношений, обязательных для неопределенного круга лиц, рассчитан на неоднократное применение. Более того, постановление... опубликовано в источнике официального опубликования нормативных правовых актов.
(КонсультантПлюс, 2025)...оспариваемое постановление... обладает признаками, характеризующими нормативный правовой акт: является письменным официальным документом, принятым в определенной форме правотворческим органом в пределах компетенции, и направлен на урегулирование общественных отношений, обязательных для неопределенного круга лиц, рассчитан на неоднократное применение. Более того, постановление... опубликовано в источнике официального опубликования нормативных правовых актов.
Позиции судов по спорным вопросам. Бюджетные организации: Опубликование и вступление в силу муниципальных правовых актов
(КонсультантПлюс, 2025)...действующее законодательство предусматривает возможность официального опубликования нормативных правовых актов на соответствующем интернет-портале органа местного самоуправления.
(КонсультантПлюс, 2025)...действующее законодательство предусматривает возможность официального опубликования нормативных правовых актов на соответствующем интернет-портале органа местного самоуправления.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Официальное опубликование нормативных правовых актов: вопросы теории и практики
(Куртяк И.В.)
("Административное право и процесс", 2022, N 12)"Административное право и процесс", 2022, N 12
(Куртяк И.В.)
("Административное право и процесс", 2022, N 12)"Административное право и процесс", 2022, N 12
Нормативные акты
Последние изменения: Обязанности работодателя в сфере обучения по охране труда
(КонсультантПлюс, 2025)Отмечено, в частности, что проводить обучение и проверку знаний в таких случаях следует в период со дня официального опубликования соответствующего НПА до вступления его в силу.
(КонсультантПлюс, 2025)Отмечено, в частности, что проводить обучение и проверку знаний в таких случаях следует в период со дня официального опубликования соответствующего НПА до вступления его в силу.
Статья: Отключение электроэнергии
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)В соответствии с п. 8 Правил ограничения потребления электроэнергии уведомление потребителя о введении ограничения режима потребления осуществляется способом, определенным договором энергоснабжения, договором купли-продажи (поставки) электрической энергии (мощности), договором оказания услуг по передаче электрической энергии, в том числе посредством направления короткого текстового сообщения (СМС-сообщения) на номер мобильного телефона, указанный в соответствующем договоре для направления потребителю уведомления о введении ограничения режима потребления, посредством направления сообщения на адрес электронной почты, указанный в соответствующем договоре для направления потребителю уведомления о введении ограничения режима потребления, посредством публикации на официальном сайте инициатора введения ограничения в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, зарегистрированном в качестве средства массовой информации, посредством включения текста уведомления в счет на оплату потребленной электрической энергии (мощности), оказанных услуг по передаче электрической энергии и (или) услуг, оказание которых является неотъемлемой частью процесса поставки электрической энергии потребителям, а если указанными договорами ни один из данных способов не определен, посредством опубликования в периодическом печатном издании, являющемся источником официального опубликования нормативных правовых актов органов государственной власти соответствующего субъекта РФ, или любым позволяющим подтвердить доставку указанного уведомления способом.
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)В соответствии с п. 8 Правил ограничения потребления электроэнергии уведомление потребителя о введении ограничения режима потребления осуществляется способом, определенным договором энергоснабжения, договором купли-продажи (поставки) электрической энергии (мощности), договором оказания услуг по передаче электрической энергии, в том числе посредством направления короткого текстового сообщения (СМС-сообщения) на номер мобильного телефона, указанный в соответствующем договоре для направления потребителю уведомления о введении ограничения режима потребления, посредством направления сообщения на адрес электронной почты, указанный в соответствующем договоре для направления потребителю уведомления о введении ограничения режима потребления, посредством публикации на официальном сайте инициатора введения ограничения в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, зарегистрированном в качестве средства массовой информации, посредством включения текста уведомления в счет на оплату потребленной электрической энергии (мощности), оказанных услуг по передаче электрической энергии и (или) услуг, оказание которых является неотъемлемой частью процесса поставки электрической энергии потребителям, а если указанными договорами ни один из данных способов не определен, посредством опубликования в периодическом печатном издании, являющемся источником официального опубликования нормативных правовых актов органов государственной власти соответствующего субъекта РФ, или любым позволяющим подтвердить доставку указанного уведомления способом.
Путеводитель по судебной практике: Общие положения об аренде.
Действует ли новый размер арендной платы с момента вступления в силу акта органа публичной власти, если по договору аренды плата изменяется на основании такого акта
(КонсультантПлюс, 2025)"...Пунктом 4.5 Договора установлено право арендодателя на одностороннее изменение размера арендной платы в случае изменения нормативных правовых актов Российской Федерации и (или) Липецкой области, муниципальных правовых актов, регулирующих исчисление арендной платы, а также вида деятельности арендатора. Новый размер арендной платы становится обязательным с момента официального опубликования соответствующего нормативного правового акта и заключение дополнительного соглашения при этом не требуется.
Действует ли новый размер арендной платы с момента вступления в силу акта органа публичной власти, если по договору аренды плата изменяется на основании такого акта
(КонсультантПлюс, 2025)"...Пунктом 4.5 Договора установлено право арендодателя на одностороннее изменение размера арендной платы в случае изменения нормативных правовых актов Российской Федерации и (или) Липецкой области, муниципальных правовых актов, регулирующих исчисление арендной платы, а также вида деятельности арендатора. Новый размер арендной платы становится обязательным с момента официального опубликования соответствующего нормативного правового акта и заключение дополнительного соглашения при этом не требуется.
Статья: Практика оспаривания нормативных актов исполнительной власти по причине нарушения порядка их опубликования
(Ревазов М.А.)
("Закон", 2025, N 5)В научной литературе отсутствует единый взгляд на содержание понятия "порядок опубликования нормативных правовых актов". Некоторые авторы предлагают включать в это понятие "правовое регулирование совокупности всех действий и процедур государственных органов и должностных лиц, направленных на осуществление официального опубликования нормативных правовых актов, а также непосредственно совокупность этих действий и процедур, включая особенности опубликования на различных государственных языках, процедуру идентификации текстов, установления равной юридической силы текстов, опубликованных на разных государственных языках" <1>.
(Ревазов М.А.)
("Закон", 2025, N 5)В научной литературе отсутствует единый взгляд на содержание понятия "порядок опубликования нормативных правовых актов". Некоторые авторы предлагают включать в это понятие "правовое регулирование совокупности всех действий и процедур государственных органов и должностных лиц, направленных на осуществление официального опубликования нормативных правовых актов, а также непосредственно совокупность этих действий и процедур, включая особенности опубликования на различных государственных языках, процедуру идентификации текстов, установления равной юридической силы текстов, опубликованных на разных государственных языках" <1>.
Статья: Минтруд планирует расширить перечень индикаторов риска для проведения внеплановых проверок и их видов
(Акимова А.)
("ЭЖ-Бухгалтер", 2023, N 46)На официальном сайте для размещения проектов нормативно-правовых актов опубликован проект приказа "О внесении изменений в перечень индикаторов риска нарушения обязательных требований при осуществлении федерального государственного контроля (надзора) за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, утвержденный Приказом Министерства труда и социальной защиты РФ" (далее - Минтруд). Разберем эти дополнения.
(Акимова А.)
("ЭЖ-Бухгалтер", 2023, N 46)На официальном сайте для размещения проектов нормативно-правовых актов опубликован проект приказа "О внесении изменений в перечень индикаторов риска нарушения обязательных требований при осуществлении федерального государственного контроля (надзора) за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, утвержденный Приказом Министерства труда и социальной защиты РФ" (далее - Минтруд). Разберем эти дополнения.
"Комментарий к Градостроительному кодексу РФ"
(Гришаев С.П.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Не позднее 10 дней со дня принятия решения о подготовке единого документа высший исполнительный орган субъекта Российской Федерации (глава местной администрации поселения, муниципального округа, городского округа, если нормативным правовым актом высшего исполнительного органа субъекта Российской Федерации предусмотрено, что решение о подготовке изменений в единый документ принимается главой местной администрации поселения, муниципального округа, городского округа) обеспечивает опубликование сообщения о принятии такого решения в порядке, установленном соответственно для официального опубликования нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, муниципальных правовых актов, иной официальной информации, а также размещение на официальных сайтах соответственно исполнительного органа субъекта Российской Федерации, муниципального образования (при наличии официального сайта муниципального образования) в информационно-телекоммуникационной сети Интернет.
(Гришаев С.П.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Не позднее 10 дней со дня принятия решения о подготовке единого документа высший исполнительный орган субъекта Российской Федерации (глава местной администрации поселения, муниципального округа, городского округа, если нормативным правовым актом высшего исполнительного органа субъекта Российской Федерации предусмотрено, что решение о подготовке изменений в единый документ принимается главой местной администрации поселения, муниципального округа, городского округа) обеспечивает опубликование сообщения о принятии такого решения в порядке, установленном соответственно для официального опубликования нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, муниципальных правовых актов, иной официальной информации, а также размещение на официальных сайтах соответственно исполнительного органа субъекта Российской Федерации, муниципального образования (при наличии официального сайта муниципального образования) в информационно-телекоммуникационной сети Интернет.
"Комментарий к Кодексу административного судопроизводства Российской Федерации: в 2 ч."
(постатейный)
(часть 1)
(под общ. ред. Л.В. Тумановой)
("Проспект", 2025)Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 25.12.2018 N 50 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами" в п. 44 уточняет, что в том случае, если в публичном образовании отсутствует печатное издание, осуществляющее официальное опубликование нормативных правовых актов, принимаемых в этом публичном образовании, а также если законодательством не предусмотрено официальное опубликование оспоренного нормативного правового акта в печатном издании, судом разрешается вопрос о способе доведения до сведения населения информации о решении суда, которым нормативный правовой акт признан недействующим полностью или в части. При этом несвоевременное опубликование, равно как и неопубликование, решения суда о признании нормативного правового акта недействующим в официальном печатном издании органа местного самоуправления не влечет правовых последствий для его исполнения (Решение Верховного Суда РФ от 11.05.2023 N АКПИ23-206).
(постатейный)
(часть 1)
(под общ. ред. Л.В. Тумановой)
("Проспект", 2025)Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 25.12.2018 N 50 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами" в п. 44 уточняет, что в том случае, если в публичном образовании отсутствует печатное издание, осуществляющее официальное опубликование нормативных правовых актов, принимаемых в этом публичном образовании, а также если законодательством не предусмотрено официальное опубликование оспоренного нормативного правового акта в печатном издании, судом разрешается вопрос о способе доведения до сведения населения информации о решении суда, которым нормативный правовой акт признан недействующим полностью или в части. При этом несвоевременное опубликование, равно как и неопубликование, решения суда о признании нормативного правового акта недействующим в официальном печатном издании органа местного самоуправления не влечет правовых последствий для его исполнения (Решение Верховного Суда РФ от 11.05.2023 N АКПИ23-206).
Статья: К вопросу о допустимости иска о понуждении к принятию нормативного правового акта
(Чуряев А.В.)
("Вестник гражданского процесса", 2024, N 5)в-третьих, исключить необходимость опубликования решения суда в официальном источнике опубликования нормативных правовых актов соответствующего публично-правового образования - поскольку судебные решения по данным делам хотя и затрагивают права и обязанности неопределенного круга лиц, но сами по себе не будут создавать для них правовых последствий.
(Чуряев А.В.)
("Вестник гражданского процесса", 2024, N 5)в-третьих, исключить необходимость опубликования решения суда в официальном источнике опубликования нормативных правовых актов соответствующего публично-правового образования - поскольку судебные решения по данным делам хотя и затрагивают права и обязанности неопределенного круга лиц, но сами по себе не будут создавать для них правовых последствий.
Статья: О правовой природе внутриведомственных нормативных документов
(Аленкин Н.Е.)
("Вестник Московского университета. Серия 11. Право", 2022, N 2)Указ Президента РФ от 09.03.2004 N 314 "О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти" <4> (далее - Указ N 314) закрепил основы правового статуса главных разновидностей федеральных ведомств - министерств, служб и агентств, - включая их функции по принятию нормативных правовых актов. Под названной функцией Указ N 314 понимает издание на основании и во исполнение Конституции РФ, федеральных конституционных законов, федеральных законов обязательных для исполнения органами государственной власти, органами местного самоуправления, их должностными лицами, юридическими лицами и гражданами правил поведения, распространяющихся на неопределенный круг лиц. Аналогично определяются подлежащие государственной регистрации и официальному опубликованию нормативные правовые акты государственных корпораций "Роскосмос" (ст. 8 Федерального закона "О Государственной корпорации по космической деятельности "Роскосмос" от 13.07.2015 N 215-ФЗ <5>), "Росатом" (ст. 8 Федерального закона от 01.12.2007 N 317-ФЗ "О Государственной корпорации по атомной энергии "Росатом" <6>) и нормативные акты Центрального Банка РФ (ст. 7 Федерального закона от 10.07.2002 N 86-ФЗ "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" <7>) <8>.
(Аленкин Н.Е.)
("Вестник Московского университета. Серия 11. Право", 2022, N 2)Указ Президента РФ от 09.03.2004 N 314 "О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти" <4> (далее - Указ N 314) закрепил основы правового статуса главных разновидностей федеральных ведомств - министерств, служб и агентств, - включая их функции по принятию нормативных правовых актов. Под названной функцией Указ N 314 понимает издание на основании и во исполнение Конституции РФ, федеральных конституционных законов, федеральных законов обязательных для исполнения органами государственной власти, органами местного самоуправления, их должностными лицами, юридическими лицами и гражданами правил поведения, распространяющихся на неопределенный круг лиц. Аналогично определяются подлежащие государственной регистрации и официальному опубликованию нормативные правовые акты государственных корпораций "Роскосмос" (ст. 8 Федерального закона "О Государственной корпорации по космической деятельности "Роскосмос" от 13.07.2015 N 215-ФЗ <5>), "Росатом" (ст. 8 Федерального закона от 01.12.2007 N 317-ФЗ "О Государственной корпорации по атомной энергии "Росатом" <6>) и нормативные акты Центрального Банка РФ (ст. 7 Федерального закона от 10.07.2002 N 86-ФЗ "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" <7>) <8>.
"Доступ к цифровой информации: правовое регулирование: учебное пособие"
(Вершинин А.П.)
("ИНФРА-М", 2024)<2> Официальным опубликованием федерального конституционного закона, федерального закона, акта палаты Федерального Собрания считается первая публикация его полного текста в "Парламентской газете", "Российской газете", "Собрании законодательства Российской Федерации" или первое размещение (опубликование) на "Официальном интернет-портале правовой информации" (ст. 4 Закона о порядке опубликования законодательства). Согласно абз. 2 п. 2 Указа о порядке опубликования нормативных актов официальным опубликованием актов Президента РФ и Правительства РФ считается первая публикация их полных текстов в "Российской газете" и "Собрании законодательства Российской Федерации" или первое размещение (опубликование) на "Официальном интернет-портале правовой информации". Официальным опубликованием нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти считается первая публикация их полных текстов в "Российской газете" или первое размещение (опубликование) на "Официальном интернет-портале правовой информации" (абз. 2 п. 9 Указа о порядке опубликования нормативных актов).
(Вершинин А.П.)
("ИНФРА-М", 2024)<2> Официальным опубликованием федерального конституционного закона, федерального закона, акта палаты Федерального Собрания считается первая публикация его полного текста в "Парламентской газете", "Российской газете", "Собрании законодательства Российской Федерации" или первое размещение (опубликование) на "Официальном интернет-портале правовой информации" (ст. 4 Закона о порядке опубликования законодательства). Согласно абз. 2 п. 2 Указа о порядке опубликования нормативных актов официальным опубликованием актов Президента РФ и Правительства РФ считается первая публикация их полных текстов в "Российской газете" и "Собрании законодательства Российской Федерации" или первое размещение (опубликование) на "Официальном интернет-портале правовой информации". Официальным опубликованием нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти считается первая публикация их полных текстов в "Российской газете" или первое размещение (опубликование) на "Официальном интернет-портале правовой информации" (абз. 2 п. 9 Указа о порядке опубликования нормативных актов).