Официальное извинение



Подборка наиболее важных документов по запросу Официальное извинение (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).

Судебная практика

Подборка судебных решений за 2024 год: Статья 20 "Административные дела, подсудные верховному суду республики, краевому, областному суду, суду города федерального значения, суду автономной области и суду автономного округа" КАС РФ"Возвращая административное исковое заявление в связи с его неподсудностью, судья исходил из того, что рассмотрение требований о признании незаконным уголовного преследования; о признании действий - пытками; о присуждении компенсации морального вреда; о возложении на прокурора обязанности от имени государства принести официальные извинения за причиненный ему вред, в соответствии с частью 1 статьи 136 УПК РФ, не отнесены к компетенции областного суда, поскольку в перечень, установленный статьей 20 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, подобная категория дел не включена."
Подборка судебных решений за 2024 год: Статья 136 "Возмещение морального вреда" УПК РФК нематериальным формам возмещения морального вреда относятся: принесения прокурором реабилитированному официального извинения от имени государства за причиненный ему вред; помещение в средствах массовой информации сообщения о реабилитации, если сведения о применении мер уголовного преследования в отношении реабилитированного были распространены в средствах массовой информации; направление письменных сообщений о принятых решениях, оправдывающих гражданина, по месту его работы, учебы или месту жительства."
показать больше документов

Статьи, комментарии, ответы на вопросы

Статья: Практика применения метода дисконтированного денежного потока для расчета компенсации в инвестиционных спорах
(Пименова С.Д., Апурина И.В.)
("Международное правосудие", 2025, N 3)
Вопрос о нормативном регулировании международно-правовой ответственности государств вызывал заметный интерес государств начиная с первой половины XX века. Так, первые попытки кодификации данных норм были предприняты в рамках Лиги Наций, но так и не увенчались должным успехом <22>. Созданная в рамках Организации Объединенных Наций Комиссия международного права (далее - КМП) включила в число первых четырнадцати тем, признанных наиболее важными для дальнейшего развития международного права, вопрос об ответственности государств. Итогом многолетней работы КМП по этому вопросу стал Проект статей об ответственности государств за международно-противоправные деяния 2001 года (далее - Проект статей), который, как считается в доктрине, кодифицировал существующие обычные нормы международного права <23>. Как следует из его названия, данный Проект был изначально нацелен на регулирование вопросов ответственности между государствами и не ставил перед собой иных задач. Вторая глава Проекта статей полностью посвящена содержанию международной ответственности государств и включает нормы, затрагивающие характер и формы возмещения ими вреда, причиненного в результате совершенного ими международно-противоправного деяния <24>. Согласно статье 34 государство-нарушитель должно полностью устранить нанесенный им вред в форме реституции, компенсации или сатисфакции (в виде признания нарушения, выражения сожаления или принесения официального извинения). Несмотря на то что реституция в случаях, когда она практически возможна, является первичной формой устранения причиненного вреда, практика инвестиционных арбитражных трибуналов демонстрирует, что применение реституции в международных инвестиционных спорах носит весьма ограниченный характер.
Статья: Ответственность государства в связи с противоправными действиями органов предварительного расследования
(Коновалов Д.Д.)
("Российский следователь", 2025, N 5)
В целях привлечения государства к юридической ответственности в действиях органов предварительного расследования должна присутствовать противоправность. Представляется, что данный признак связан с нарушениями конституционных прав и свобод личности. В результате нарушения прав со стороны органов предварительного расследования возникает "правовая аномалия" - государство посягает на ценность, для защиты которой было создано, тем самым ставит под сомнение легитимность своих органов и должностных лиц. Впрочем, в случае прекращения незаконного или необоснованного уголовного преследования на досудебных стадиях уголовного судопроизводства лицо, которому был причинен вред, приобретает право на реабилитацию, предусмотренное гл. 18 Уголовно-процессуального кодекса РФ <7>. Прокурор от имени государства приносит официальное извинение реабилитированному за причиненный ему вред <8>.
показать больше документов

Нормативные акты

"Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации" от 18.12.2001 N 174-ФЗ
(ред. от 27.10.2025)
1. Прокурор от имени государства приносит официальное извинение реабилитированному за причиненный ему вред.
"Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации" от 08.01.1997 N 1-ФЗ
(ред. от 07.04.2025)
7. Осужденному, освобожденному от отбывания наказания вследствие отмены приговора в связи с прекращением уголовного дела, начальником учреждения или органа, исполняющего наказание, разъясняются его права на восстановление имущественных, трудовых, жилищных и иных утраченных на время отбывания наказания прав. В документе об освобождении указанному осужденному приносятся официальные извинения от имени государства.
показать больше документов