Односторонний отказ Исполнителя от государственного контракта
Подборка наиболее важных документов по запросу Односторонний отказ Исполнителя от государственного контракта (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Формы документов
Судебная практика
Позиции судов по спорным вопросам. Гражданское право: Недостатки услуг
(КонсультантПлюс, 2025)"...Как следует из материалов дела и установили суды... Учреждение (заказчик) и Общество (исполнитель) заключили государственный контракт... в соответствии с... которым исполнитель обязуется оказывать охранные услуги...
(КонсультантПлюс, 2025)"...Как следует из материалов дела и установили суды... Учреждение (заказчик) и Общество (исполнитель) заключили государственный контракт... в соответствии с... которым исполнитель обязуется оказывать охранные услуги...
Позиции судов по спорным вопросам. Бюджетные организации: Контракт по гособоронзаказу (ГОЗ)
(КонсультантПлюс, 2025)...Решение государственного заказчика... об одностороннем отказе от исполнения государственного контракта... принятое в отсутствие виновных действий поставщика, обоснованно признано... судом противоречащим закону..."
(КонсультантПлюс, 2025)...Решение государственного заказчика... об одностороннем отказе от исполнения государственного контракта... принятое в отсутствие виновных действий поставщика, обоснованно признано... судом противоречащим закону..."
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Путеводитель по договорной работе. Государственный и муниципальный контракт1.9.3.2. Односторонний отказ поставщика
Путеводитель по спорам в сфере госзаказа: Споры и обжалования по Закону N 44-ФЗ.
Может ли поставщик (подрядчик, исполнитель) взыскать убытки в связи с односторонним отказом заказчика от исполнения контракта по Закону N 44-ФЗ
(КонсультантПлюс, 2025)Подход судов 1: При одностороннем отказе заказчика от исполнения контракта поставщик (подрядчик, исполнитель) не вправе взыскать убытки.
Может ли поставщик (подрядчик, исполнитель) взыскать убытки в связи с односторонним отказом заказчика от исполнения контракта по Закону N 44-ФЗ
(КонсультантПлюс, 2025)Подход судов 1: При одностороннем отказе заказчика от исполнения контракта поставщик (подрядчик, исполнитель) не вправе взыскать убытки.
Нормативные акты
"Обзор судебной практики применения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд"
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 28.06.2017)16. Несовершение заказчиком всех действий, предусмотренных частью 12 статьи 95 Закона о контрактной системе, не свидетельствует об отсутствии надлежащего уведомления, если доказано, что уведомление об одностороннем отказе заказчика от исполнения контракта доставлено исполнителю.
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 28.06.2017)16. Несовершение заказчиком всех действий, предусмотренных частью 12 статьи 95 Закона о контрактной системе, не свидетельствует об отсутствии надлежащего уведомления, если доказано, что уведомление об одностороннем отказе заказчика от исполнения контракта доставлено исполнителю.
"КонсультантПлюс: Новости для специалиста организации здравоохранения"Суды не посчитали санкции уважительной причиной срыва поставок по госконтрактам (06.10.2025)
Статья: Проблема усмотрения суда по делам о взыскании убытков по замещающей сделке: на примере государственных заказчиков
(Юсупов М.-Б.Р.)
("Арбитражный и гражданский процесс", 2025, N 10)Определяя разумность срока вновь заключенного государственного контракта, необходимо учитывать нормативно закрепленные процедурные аспекты, сопряженные с процессом расторжения ранее действовавшего государственного контракта в судебном порядке или путем одностороннего отказа от его исполнения, последующее направление и рассмотрение уполномоченным органом обращения о включении информации о контрагенте в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей). Кроме того, законодательство о контрактной системе в сфере закупок содержит целый комплекс мероприятий для проведения процедуры закупки товаров, работ или услуг, опосредуемых значительными временными промежутками. В связи с чем нормативное правовое урегулирование процедурных и временных аспектов в указанной области сужает рамки судебного усмотрения при определении разумного срока заключения новой сделки.
(Юсупов М.-Б.Р.)
("Арбитражный и гражданский процесс", 2025, N 10)Определяя разумность срока вновь заключенного государственного контракта, необходимо учитывать нормативно закрепленные процедурные аспекты, сопряженные с процессом расторжения ранее действовавшего государственного контракта в судебном порядке или путем одностороннего отказа от его исполнения, последующее направление и рассмотрение уполномоченным органом обращения о включении информации о контрагенте в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей). Кроме того, законодательство о контрактной системе в сфере закупок содержит целый комплекс мероприятий для проведения процедуры закупки товаров, работ или услуг, опосредуемых значительными временными промежутками. В связи с чем нормативное правовое урегулирование процедурных и временных аспектов в указанной области сужает рамки судебного усмотрения при определении разумного срока заключения новой сделки.
"Обзор практики рассмотрения обращений о включении в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) в соответствии с положениями Федерального закона от 5 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (IV квартал 2023 года)"
(Управление контроля размещения государственного заказа ФАС России)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2023)4. В случае принятия заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения закрытого конкурса, закрытого аукциона, при осуществлении закупок, предусмотренных статьей 93 (за исключением закупки товара у единственного поставщика на сумму, предусмотренную частью 12 статьи 93 Закона о контрактной системе), заказчику необходимо соблюдать требования части 12.2 статьи 95 Закона о контрактной системе, в том числе в части надлежащего уведомления поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
(Управление контроля размещения государственного заказа ФАС России)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2023)4. В случае принятия заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения закрытого конкурса, закрытого аукциона, при осуществлении закупок, предусмотренных статьей 93 (за исключением закупки товара у единственного поставщика на сумму, предусмотренную частью 12 статьи 93 Закона о контрактной системе), заказчику необходимо соблюдать требования части 12.2 статьи 95 Закона о контрактной системе, в том числе в части надлежащего уведомления поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Статья: Изменение государственного (муниципального) контракта и свобода договора
(Сироткина А.А.)
("Закон", 2021, N 8)Настоящая статья не посвящена вопросам расторжения государственных (муниципальных) контрактов, однако кратко отметим, что правила об одностороннем отказе от договора, установленные ГК РФ, также необходимо применять в системной взаимосвязи с императивными нормами Закона о контрактной системе. С одной стороны, немотивированный отказ исполнителя от государственного (муниципального) контракта на оказание услуг названным Законом не запрещен, что не исключает возможности возмещения исполнителем заказчику после отказа от исполнения договора убытков, например, вызванных ненадлежащим исполнением договора. С другой стороны, судебной практикой признается недействительным соглашение о расторжении контракта (право на заключение которого установлено ст. 450 ГК РФ) в случае, когда заказчик в силу п. 1 ч. 15 ст. 95 Закона о контрактной системе обязан принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта <22>.
(Сироткина А.А.)
("Закон", 2021, N 8)Настоящая статья не посвящена вопросам расторжения государственных (муниципальных) контрактов, однако кратко отметим, что правила об одностороннем отказе от договора, установленные ГК РФ, также необходимо применять в системной взаимосвязи с императивными нормами Закона о контрактной системе. С одной стороны, немотивированный отказ исполнителя от государственного (муниципального) контракта на оказание услуг названным Законом не запрещен, что не исключает возможности возмещения исполнителем заказчику после отказа от исполнения договора убытков, например, вызванных ненадлежащим исполнением договора. С другой стороны, судебной практикой признается недействительным соглашение о расторжении контракта (право на заключение которого установлено ст. 450 ГК РФ) в случае, когда заказчик в силу п. 1 ч. 15 ст. 95 Закона о контрактной системе обязан принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта <22>.
"Обзор практики рассмотрения обращений о включении в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) в соответствии с положениями Федерального закона от 5 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (1 квартал 2023 года)"
(Управление контроля размещения государственного заказа ФАС России)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2023)4. Несвоевременное начало выполнения условий контракта или медленное выполнение работ дает заказчику право отказаться от исполнения такого договора, а ФАС России - внести информацию о таком подрядчике в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
(Управление контроля размещения государственного заказа ФАС России)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2023)4. Несвоевременное начало выполнения условий контракта или медленное выполнение работ дает заказчику право отказаться от исполнения такого договора, а ФАС России - внести информацию о таком подрядчике в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
Статья: О правилах списания неустоек по государственным и муниципальным контрактам
(Кислов С.С.)
("Строительство: бухгалтерский учет и налогообложение", 2023, N 5)- работы по разработке проектной документации выполнены в полном объеме, приняты заказчиком без замечаний по акту сдачи-приемки, проектная документация получила положительное заключение государственной экспертизы;
(Кислов С.С.)
("Строительство: бухгалтерский учет и налогообложение", 2023, N 5)- работы по разработке проектной документации выполнены в полном объеме, приняты заказчиком без замечаний по акту сдачи-приемки, проектная документация получила положительное заключение государственной экспертизы;
Статья: Односторонний отказ от исполнения контракта и ведение претензионной переписки
(Блинцов Д.)
("Прогосзаказ.рф", 2023, N 2)<6> За исключением требования, предусмотренного ч. 1.1 (при наличии такого требования) ст. 31 Закона N 44-ФЗ, что коррелирует с позицией контрольного органа, изложенной в письме ФАС России от 06.08.2015 N АЦ/40483/15: включение поставщика (исполнителя, подрядчика) в РНП в ходе исполнения контракта не влияет на права и обязанности по уже заключенным и исполненным государственным (муниципальным) контрактам и не является основанием для одностороннего отказа от исполнения контракта со стороны заказчика.
(Блинцов Д.)
("Прогосзаказ.рф", 2023, N 2)<6> За исключением требования, предусмотренного ч. 1.1 (при наличии такого требования) ст. 31 Закона N 44-ФЗ, что коррелирует с позицией контрольного органа, изложенной в письме ФАС России от 06.08.2015 N АЦ/40483/15: включение поставщика (исполнителя, подрядчика) в РНП в ходе исполнения контракта не влияет на права и обязанности по уже заключенным и исполненным государственным (муниципальным) контрактам и не является основанием для одностороннего отказа от исполнения контракта со стороны заказчика.
"Доступ к цифровой информации: правовое регулирование: учебное пособие"
(Вершинин А.П.)
("ИНФРА-М", 2024)Так, министерством (государственным заказчиком) и организацией (исполнителем) по результатам проведения электронного аукциона был заключен государственный контракт на оказание услуг по переводу в цифровой векторный формат контуров сельскохозяйственных угодий (пашни, сенокосы, пастбища, залежь), отображенных на сельскохозяйственных картах. Результат услуг был передан министерству, которое не приняло работы и отказалось в одностороннем порядке от исполнения контракта. Исполнитель, не согласившись с решением министерства об одностороннем отказе от исполнения контракта, указывая на наличие задолженности, обратился в арбитражный суд. Как было установлено в суде, экспертиза ответчика показала некачественное исполнение подрядчиком работ по контракту: не были оцифрованы фрагменты различных территорий. Для опровержения выводов экспертизы заказчика требовались специальные познания в соответствующей области знаний, однако истец не воспользовался в суде своим правом и не доказал соответствие оказанных услуг контракту <1>.
(Вершинин А.П.)
("ИНФРА-М", 2024)Так, министерством (государственным заказчиком) и организацией (исполнителем) по результатам проведения электронного аукциона был заключен государственный контракт на оказание услуг по переводу в цифровой векторный формат контуров сельскохозяйственных угодий (пашни, сенокосы, пастбища, залежь), отображенных на сельскохозяйственных картах. Результат услуг был передан министерству, которое не приняло работы и отказалось в одностороннем порядке от исполнения контракта. Исполнитель, не согласившись с решением министерства об одностороннем отказе от исполнения контракта, указывая на наличие задолженности, обратился в арбитражный суд. Как было установлено в суде, экспертиза ответчика показала некачественное исполнение подрядчиком работ по контракту: не были оцифрованы фрагменты различных территорий. Для опровержения выводов экспертизы заказчика требовались специальные познания в соответствующей области знаний, однако истец не воспользовался в суде своим правом и не доказал соответствие оказанных услуг контракту <1>.
"Обзор практики рассмотрения обращений о включении в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) в соответствии с положениями Федерального закона от 5 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (I квартал 2024 года)"
(Управление контроля размещения государственного заказа ФАС России)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)Комиссия в результате рассмотрения обращения заказчика о включении информации об исполнителе в Реестр и осуществления внеплановой проверки факта одностороннего отказа от исполнения государственного контракта на основании пункта 5 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе установила следующее.
(Управление контроля размещения государственного заказа ФАС России)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)Комиссия в результате рассмотрения обращения заказчика о включении информации об исполнителе в Реестр и осуществления внеплановой проверки факта одностороннего отказа от исполнения государственного контракта на основании пункта 5 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе установила следующее.
Путеводитель по спорам в сфере госзаказа: Исполнение контракта по Закону N 44-ФЗ.
Может ли заказчик отказаться от исполнения контракта по Закону N 44-ФЗ, если поставщика (подрядчика, исполнителя) привлекли к ответственности по ст. 19.28 КоАП РФ
(КонсультантПлюс, 2025)Подход судов: Односторонний отказ заказчика от исполнения контракта в связи с тем, что поставщик (подрядчик, исполнитель) после его заключения привлечен к ответственности по ст. 19.28 КоАП РФ, неправомерен.
Может ли заказчик отказаться от исполнения контракта по Закону N 44-ФЗ, если поставщика (подрядчика, исполнителя) привлекли к ответственности по ст. 19.28 КоАП РФ
(КонсультантПлюс, 2025)Подход судов: Односторонний отказ заказчика от исполнения контракта в связи с тем, что поставщик (подрядчик, исполнитель) после его заключения привлечен к ответственности по ст. 19.28 КоАП РФ, неправомерен.
"Обзор административной практики в сфере размещения заказов для государственных и муниципальных нужд (январь 2022 года)"
(Управление контроля размещения государственного заказа и государственного оборонного заказа ФАС России)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2022)По результатам электронного аукциона заключен государственный контракт.
(Управление контроля размещения государственного заказа и государственного оборонного заказа ФАС России)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2022)По результатам электронного аукциона заключен государственный контракт.