Одностороннее расторжение договора 223 фз
Подборка наиболее важных документов по запросу Одностороннее расторжение договора 223 фз (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Позиции судов по спорным вопросам. Бюджетные организации: Закупки по Закону N 223-ФЗ
(КонсультантПлюс, 2025)Расторжение договора в одностороннем порядке
(КонсультантПлюс, 2025)Расторжение договора в одностороннем порядке
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Вопрос: О расторжении контракта, если у заказчика отпала необходимость в товаре, работе, услуге, а также об условиях и порядке расторжения поставщиком договора в одностороннем порядке.
(Письмо Минфина России от 18.09.2020 N 24-03-08/82269)Законом N 223-ФЗ не регламентирован порядок исполнения, а также расторжения договоров.
(Письмо Минфина России от 18.09.2020 N 24-03-08/82269)Законом N 223-ФЗ не регламентирован порядок исполнения, а также расторжения договоров.
Последние изменения: Реестр недобросовестных поставщиков по Закону N 223-ФЗ
(КонсультантПлюс, 2025)Помимо прочего, в РНП включаются сведения о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), договоры с которыми расторгнуты в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения договора в связи с существенным нарушением такими поставщиками (исполнителями, подрядчиками) его условий. Речь идет о заказчике, в отношении которого введены политические или экономические санкции и (или) меры ограничительного характера (ч. 2 ст. 5 Закона N 223-ФЗ).
(КонсультантПлюс, 2025)Помимо прочего, в РНП включаются сведения о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), договоры с которыми расторгнуты в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения договора в связи с существенным нарушением такими поставщиками (исполнителями, подрядчиками) его условий. Речь идет о заказчике, в отношении которого введены политические или экономические санкции и (или) меры ограничительного характера (ч. 2 ст. 5 Закона N 223-ФЗ).
Вопрос: Заказчик применил односторонний отказ от исполнения договора поставки, заключенного по Закону N 223-ФЗ. Внесут ли теперь поставщика в РНП?
("Вестник Института госзакупок", 2021, N 6)Ответ: Нет, не внесут. В соответствии с ч. 2 ст. 5 Закона N 223-ФЗ в такой реестр включаются сведения об участниках закупки, уклонившихся от заключения договоров, а также о поставщиках (исполнителях, подрядчиках), с которыми договоры по решению суда расторгнуты в связи с существенным нарушением ими договоров. Односторонний отказ от исполнения договора не предусмотрен в качестве основания для включения сведений о поставщике в РНП.
("Вестник Института госзакупок", 2021, N 6)Ответ: Нет, не внесут. В соответствии с ч. 2 ст. 5 Закона N 223-ФЗ в такой реестр включаются сведения об участниках закупки, уклонившихся от заключения договоров, а также о поставщиках (исполнителях, подрядчиках), с которыми договоры по решению суда расторгнуты в связи с существенным нарушением ими договоров. Односторонний отказ от исполнения договора не предусмотрен в качестве основания для включения сведений о поставщике в РНП.
Статья: Правовые особенности включения сведений в реестр недобросовестных поставщиков в ходе осуществления корпоративных закупок в условиях санкционной реальности
(Белова Ю.Н.)
("Конкурентное право", 2024, N 4)В. Байрашев считает необоснованным наделение определенной категории заказчиков "эксклюзивными возможностями" <21> по предоставлению сведений в реестр. С учетом того что возможности по расторжению договора в одностороннем порядке могут находиться в арсенале средств защиты заказчика, не находящегося под санкциями, указанное не позволит ему обратиться напрямую в ФАС России и даже лишит его такой возможности, так как расторжение договора произошло не на основании решения суда, являющегося ключевым для включения в реестр. И, напротив, у организаций, находящихся в санкционных списках, возможность расторжения договора в одностороннем порядке может отсутствовать в договоре, что также лишит их права на прямое обращение в ФАС России.
(Белова Ю.Н.)
("Конкурентное право", 2024, N 4)В. Байрашев считает необоснованным наделение определенной категории заказчиков "эксклюзивными возможностями" <21> по предоставлению сведений в реестр. С учетом того что возможности по расторжению договора в одностороннем порядке могут находиться в арсенале средств защиты заказчика, не находящегося под санкциями, указанное не позволит ему обратиться напрямую в ФАС России и даже лишит его такой возможности, так как расторжение договора произошло не на основании решения суда, являющегося ключевым для включения в реестр. И, напротив, у организаций, находящихся в санкционных списках, возможность расторжения договора в одностороннем порядке может отсутствовать в договоре, что также лишит их права на прямое обращение в ФАС России.
Статья: Исполнение контрактов и договоров: сложности взаимодействия сторон и полезные советы для участников закупок
(Созаева Д.)
("Прогосзаказ.рф", 2025, N 2)3. Лучше всего предварительно согласовать с заказчиком замену товара; если извещением о закупке предусматривались запрет или ограничение закупок иностранных товаров либо преимущество в отношении российских товаров - подтвердить, что новый товар также соответствует этим условиям (в противном случае заказчик обязан в одностороннем порядке расторгнуть контракт по ч. 15 ст. 95 Закона N 44-ФЗ или по условиям договора, заключенного в соответствии с Законом N 223-ФЗ).
(Созаева Д.)
("Прогосзаказ.рф", 2025, N 2)3. Лучше всего предварительно согласовать с заказчиком замену товара; если извещением о закупке предусматривались запрет или ограничение закупок иностранных товаров либо преимущество в отношении российских товаров - подтвердить, что новый товар также соответствует этим условиям (в противном случае заказчик обязан в одностороннем порядке расторгнуть контракт по ч. 15 ст. 95 Закона N 44-ФЗ или по условиям договора, заключенного в соответствии с Законом N 223-ФЗ).
Готовое решение: Как расторгнуть договор по соглашению сторон при закупках по Закону N 223-ФЗ
(КонсультантПлюс, 2025)причину расторжения договора. Это может быть необходимо, когда вы расторгаете договор из-за нарушений, допущенных одной из сторон. Укажите вид нарушений, расчет неустойки и убытков, если они есть;
(КонсультантПлюс, 2025)причину расторжения договора. Это может быть необходимо, когда вы расторгаете договор из-за нарушений, допущенных одной из сторон. Укажите вид нарушений, расчет неустойки и убытков, если они есть;
Вопрос: Вправе ли заказчик, против которого ввели санкции, в случае расторжения договора из-за существенных нарушений со стороны поставщика внести такого поставщика в РНП?
("Вестник Института госзакупок", 2022, N 8)Ответ: В соответствии со вступившими в силу с 1 июля изменениями в ч. 2 ст. 5 Закона N 223-ФЗ, внесенными Федеральным законом от 16.04.2022 N 104-ФЗ, заказчики, в отношении которых введены санкции, обязаны направлять для включения в РНП сведения о поставщиках (исполнителях, подрядчиках), договоры с которыми расторгнуты по решению суда или в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения договора в связи с существенным нарушением такими поставщиками (исполнителями, подрядчиками) договоров.
("Вестник Института госзакупок", 2022, N 8)Ответ: В соответствии со вступившими в силу с 1 июля изменениями в ч. 2 ст. 5 Закона N 223-ФЗ, внесенными Федеральным законом от 16.04.2022 N 104-ФЗ, заказчики, в отношении которых введены санкции, обязаны направлять для включения в РНП сведения о поставщиках (исполнителях, подрядчиках), договоры с которыми расторгнуты по решению суда или в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения договора в связи с существенным нарушением такими поставщиками (исполнителями, подрядчиками) договоров.
Статья: Подходы судов к отказу от права и его последствиям: традиционные подходы и новая практика
(Несмелова В.Г.)
("Оборонно-промышленный комплекс: управление, экономика и финансы, право", 2022, N 8)Отказ от права и специальные законы. Федеральный закон "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" от 18 июля 2011 г. N 223-ФЗ и Федеральный закон N 44-ФЗ содержат достаточно императивных норм. В этой связи в части отказа от права сюрпризов не ожидается. Судебная практика исходит из того, что отказаться от права, предусмотренного законом, нельзя. Например, заказчик услуг не может отказаться от права на односторонний отказ от договора (оно установлено в ст. 782 ГК РФ). Суды указывают, что "отказ от предусмотренного статьей 782 ГК РФ права на расторжение договора в любой момент противоречит пункту 2 статьи 9 ГК РФ", норма о соответствующем отказе является императивной и закон не предусматривает ограничения такого права <9> (практика, подтверждающая приведенный тезис, датирована в основном 2013 и 2016 гг.). В одном из более современных дел апелляционный суд указал, что "безусловное право заказчика в любой момент в период срока действия договора возмездного оказания услуг отказаться от него без указания каких-либо оснований гарантировано заказчику законом и не может быть ограничено" (2020 г.) <10>.
(Несмелова В.Г.)
("Оборонно-промышленный комплекс: управление, экономика и финансы, право", 2022, N 8)Отказ от права и специальные законы. Федеральный закон "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" от 18 июля 2011 г. N 223-ФЗ и Федеральный закон N 44-ФЗ содержат достаточно императивных норм. В этой связи в части отказа от права сюрпризов не ожидается. Судебная практика исходит из того, что отказаться от права, предусмотренного законом, нельзя. Например, заказчик услуг не может отказаться от права на односторонний отказ от договора (оно установлено в ст. 782 ГК РФ). Суды указывают, что "отказ от предусмотренного статьей 782 ГК РФ права на расторжение договора в любой момент противоречит пункту 2 статьи 9 ГК РФ", норма о соответствующем отказе является императивной и закон не предусматривает ограничения такого права <9> (практика, подтверждающая приведенный тезис, датирована в основном 2013 и 2016 гг.). В одном из более современных дел апелляционный суд указал, что "безусловное право заказчика в любой момент в период срока действия договора возмездного оказания услуг отказаться от него без указания каких-либо оснований гарантировано заказчику законом и не может быть ограничено" (2020 г.) <10>.
Готовое решение: Что делать для включения участника в реестр недобросовестных поставщиков по Закону N 223-ФЗ
(КонсультантПлюс, 2025)Закон N 223-ФЗ не содержит указаний на этот счет. Поэтому руководствуйтесь условиями заключенного договора, а также положением о закупке, которое является документом, регламентирующим закупочную деятельность заказчика и определяющим в том числе порядок исполнения договора (п. п. 1, 2 ст. 310 ГК РФ, ч. 1, 2 ст. 2 Закона N 223-ФЗ). Этими документами может быть предусмотрено право заказчика отказаться от исполнения договора в одностороннем порядке в случае, если сведения о поставщике (подрядчике, исполнителе) внесены в РНП. Если подобное условие не содержится ни в договоре, ни в положении о закупке, расторгнуть договор в одностороннем порядке заказчик не сможет. В таком случае сторонам надлежит исполнять договор согласно его условиям.
(КонсультантПлюс, 2025)Закон N 223-ФЗ не содержит указаний на этот счет. Поэтому руководствуйтесь условиями заключенного договора, а также положением о закупке, которое является документом, регламентирующим закупочную деятельность заказчика и определяющим в том числе порядок исполнения договора (п. п. 1, 2 ст. 310 ГК РФ, ч. 1, 2 ст. 2 Закона N 223-ФЗ). Этими документами может быть предусмотрено право заказчика отказаться от исполнения договора в одностороннем порядке в случае, если сведения о поставщике (подрядчике, исполнителе) внесены в РНП. Если подобное условие не содержится ни в договоре, ни в положении о закупке, расторгнуть договор в одностороннем порядке заказчик не сможет. В таком случае сторонам надлежит исполнять договор согласно его условиям.
Готовое решение: В каких случаях возможно расторжение договора, заключенного по Закону N 223-ФЗ
(КонсультантПлюс, 2025)Предусматривайте в договорах основания для одностороннего отказа в соответствии с нормами, установленными в вашем положении о закупке. Если специальных правил в положении нет, рекомендуем их предусмотреть, поскольку порядок исполнения договора должен быть закреплен в положении в силу ч. 2 ст. 2 Закона N 223-ФЗ. Но и при отсутствии в положении о закупке специальных норм запрета на включение в договор оснований расторжения в одностороннем внесудебном порядке нет. Полагаем, что вы можете предусматривать в договорах такие основания, если они не противоречат нормам ГК РФ.
(КонсультантПлюс, 2025)Предусматривайте в договорах основания для одностороннего отказа в соответствии с нормами, установленными в вашем положении о закупке. Если специальных правил в положении нет, рекомендуем их предусмотреть, поскольку порядок исполнения договора должен быть закреплен в положении в силу ч. 2 ст. 2 Закона N 223-ФЗ. Но и при отсутствии в положении о закупке специальных норм запрета на включение в договор оснований расторжения в одностороннем внесудебном порядке нет. Полагаем, что вы можете предусматривать в договорах такие основания, если они не противоречат нормам ГК РФ.
Статья: О возможности включения в реестр недобросовестных поставщиков на основании решения третейского суда
(Трофимов А.А.)
("Третейский суд", 2022, N 2/3)Несмотря на то что решение суда по результатам рассмотрения спора о расторжении договора, заключенного в соответствии с Законом N 223-ФЗ, учитывается для целей включения в РНП, следует оговорить, что в рамках такого дела не рассматриваются вопросы, связанные с добросовестным поведением поставщика, поскольку эти обстоятельства не входят в предмет доказывания по данным судебным делам. О водоразделе между двумя категориями споров (гражданско-правовому по вопросу расторжения контрактов/об оспаривании расторжения публичных контрактов в одностороннем порядке, с одной стороны, и спору по вопросу установления недобросовестного поведения поставщика для целей включения сведений о нем в реестр недобросовестных поставщиков - с другой) неоднократно высказывались аргументы в судебной практике <8>, которые бы позволяли на основе сформулированных критериев разграничить такие споры. Согласно сформулированной и в целом устоявшейся правовой позиции антимонопольный орган не вправе вмешиваться в отношения сторон, если они носят гражданско-правовой характер и могут быть разрешены по требованию одной из сторон в судебном порядке. При рассмотрении вопроса о включении в Реестр сведений о недобросовестных поставщиках антимонопольный орган не разрешает гражданско-правовой спор между участниками сделки, а оценивает поведение исполнителя на предмет его добросовестности и направленности действий на фактическое исполнение контракта.
(Трофимов А.А.)
("Третейский суд", 2022, N 2/3)Несмотря на то что решение суда по результатам рассмотрения спора о расторжении договора, заключенного в соответствии с Законом N 223-ФЗ, учитывается для целей включения в РНП, следует оговорить, что в рамках такого дела не рассматриваются вопросы, связанные с добросовестным поведением поставщика, поскольку эти обстоятельства не входят в предмет доказывания по данным судебным делам. О водоразделе между двумя категориями споров (гражданско-правовому по вопросу расторжения контрактов/об оспаривании расторжения публичных контрактов в одностороннем порядке, с одной стороны, и спору по вопросу установления недобросовестного поведения поставщика для целей включения сведений о нем в реестр недобросовестных поставщиков - с другой) неоднократно высказывались аргументы в судебной практике <8>, которые бы позволяли на основе сформулированных критериев разграничить такие споры. Согласно сформулированной и в целом устоявшейся правовой позиции антимонопольный орган не вправе вмешиваться в отношения сторон, если они носят гражданско-правовой характер и могут быть разрешены по требованию одной из сторон в судебном порядке. При рассмотрении вопроса о включении в Реестр сведений о недобросовестных поставщиках антимонопольный орган не разрешает гражданско-правовой спор между участниками сделки, а оценивает поведение исполнителя на предмет его добросовестности и направленности действий на фактическое исполнение контракта.