Однократность налогообложения
Подборка наиболее важных документов по запросу Однократность налогообложения (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2024 год: Статья 181 "Подакцизные товары" главы 22 "Акцизы" НК РФ
(Юридическая компания "TAXOLOGY")Предприниматель ввозил на территорию РФ запасные части и комплектующие для электронных систем нагревания табака (картриджи и испарители). По мнению предпринимателя, начисление акциза в отношении сменных частей к электронной системе доставки никотина (ЭСДН) нарушает принцип однократности налогообложения (ст. 38 НК РФ), данные сменные части не могут функционировать самостоятельно. Суд установил, что ввезенный товар является основным функциональным компонентом (элементом) ЭСДН и выполняет главную функцию - преобразование жидкости в пар. Иного предназначения товара не установлено. Суд указал, что исходя из функционального назначения, а также принципа работы товаров под действие подп. 15 п. 1 ст. 181 НК РФ подпадает не только готовая ЭСДН в сборе, а также отдельные компоненты ЭСДН, выполняющие функцию преобразования жидкости для ЭСДН в аэрозоль (пар), вдыхаемый потребителем. Суд пришел к выводу, что по своей сути спорный товар отвечает понятию ЭСДН, изложенному в подп. 15 п. 1 ст. 181 НК РФ, и подлежит обложению акцизом.
(Юридическая компания "TAXOLOGY")Предприниматель ввозил на территорию РФ запасные части и комплектующие для электронных систем нагревания табака (картриджи и испарители). По мнению предпринимателя, начисление акциза в отношении сменных частей к электронной системе доставки никотина (ЭСДН) нарушает принцип однократности налогообложения (ст. 38 НК РФ), данные сменные части не могут функционировать самостоятельно. Суд установил, что ввезенный товар является основным функциональным компонентом (элементом) ЭСДН и выполняет главную функцию - преобразование жидкости в пар. Иного предназначения товара не установлено. Суд указал, что исходя из функционального назначения, а также принципа работы товаров под действие подп. 15 п. 1 ст. 181 НК РФ подпадает не только готовая ЭСДН в сборе, а также отдельные компоненты ЭСДН, выполняющие функцию преобразования жидкости для ЭСДН в аэрозоль (пар), вдыхаемый потребителем. Суд пришел к выводу, что по своей сути спорный товар отвечает понятию ЭСДН, изложенному в подп. 15 п. 1 ст. 181 НК РФ, и подлежит обложению акцизом.
Подборка судебных решений за 2023 год: Статья 47 "Взыскание задолженности за счет иного имущества налогоплательщика (налогового агента, плательщика сбора, плательщика страховых взносов) - организации, индивидуального предпринимателя" НК РФ
(Юридическая компания "TAXOLOGY")Налоговый орган в связи с неисполнением обществом требования об уплате недоимки принял решение о взыскании страховых взносов за счет денежных средств налогоплательщика в банке и направил инкассовое поручение. В дальнейшем счета налогоплательщика в этом банке были закрыты в связи с конкурсным производством и обязанностью общества использовать только один расчетный счет. Спустя более полутора лет после направления первого инкассового поручения налоговый орган направил поручения повторно. Общество полагало, что повторные инкассовые поручения не подлежат исполнению, поскольку направлены инспекцией с нарушением срока 1 календарный год, предусмотренного п. 1 ст. 47 НК РФ (в редакции, действовавшей в 2019 году). Суд признал законным повторное направление инкассовых поручений, отметив, что в случае последующего прекращения производства по делу о банкротстве период конкурсного производства не включается в срок, предусмотренный п. 1 ст. 47 НК РФ, а налоговое законодательство не предусматривает однократности выставления инкассовых поручений к счету налогоплательщика.
(Юридическая компания "TAXOLOGY")Налоговый орган в связи с неисполнением обществом требования об уплате недоимки принял решение о взыскании страховых взносов за счет денежных средств налогоплательщика в банке и направил инкассовое поручение. В дальнейшем счета налогоплательщика в этом банке были закрыты в связи с конкурсным производством и обязанностью общества использовать только один расчетный счет. Спустя более полутора лет после направления первого инкассового поручения налоговый орган направил поручения повторно. Общество полагало, что повторные инкассовые поручения не подлежат исполнению, поскольку направлены инспекцией с нарушением срока 1 календарный год, предусмотренного п. 1 ст. 47 НК РФ (в редакции, действовавшей в 2019 году). Суд признал законным повторное направление инкассовых поручений, отметив, что в случае последующего прекращения производства по делу о банкротстве период конкурсного производства не включается в срок, предусмотренный п. 1 ст. 47 НК РФ, а налоговое законодательство не предусматривает однократности выставления инкассовых поручений к счету налогоплательщика.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Проблемы законодательного регулирования финансовой аренды (лизинга) в России
(Абрамян С.К., Голубкина К.В.)
("Право и экономика", 2024, N 6)Нельзя не отметить, что позиция ВС РФ создает прецедент, в котором перечисление лизингодателем полученной от покупателя суммы НДС и в бюджет, и лизингополучателю будет противоречить принципу однократности налогообложения, положениям ст. ст. 168, 173, 174 НК РФ, которые предусматривают уплату НДС при реализации товара (предмета лизинга) однократно и только в бюджет, а не иным получателям.
(Абрамян С.К., Голубкина К.В.)
("Право и экономика", 2024, N 6)Нельзя не отметить, что позиция ВС РФ создает прецедент, в котором перечисление лизингодателем полученной от покупателя суммы НДС и в бюджет, и лизингополучателю будет противоречить принципу однократности налогообложения, положениям ст. ст. 168, 173, 174 НК РФ, которые предусматривают уплату НДС при реализации товара (предмета лизинга) однократно и только в бюджет, а не иным получателям.
"Аренда и лизинг: Практическое руководство по применению ФСБУ 25/2018 с учетом норм МСФО и рекомендаций разработчиков"
(Смирнова С.А.)
("Издательство АйСи", 2024)До принятия части первой НК РФ в ст. 6 Закона РФ от 27.12.1991 N 2118-1 "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" был установлен принцип однократности налогообложения: один и тот же объект мог облагаться налогом одного вида только один раз за определенный период.
(Смирнова С.А.)
("Издательство АйСи", 2024)До принятия части первой НК РФ в ст. 6 Закона РФ от 27.12.1991 N 2118-1 "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" был установлен принцип однократности налогообложения: один и тот же объект мог облагаться налогом одного вида только один раз за определенный период.
Статья: Дробление бизнеса: понятие, признаки, доказательства и доказывание
(Келих Е.И.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Однако Конституционный Суд Российской Федерации не поддержал позицию заявителя. В Определении от 14.12.2023 N 3286-О Суд отметил, что указанное в ст. 119 НК РФ налоговое правонарушение посягает на самостоятельный объект охраняемых государством общественных отношений в сфере налогообложения, связанных с осуществлением налогового контроля. Принцип однократности привлечения к ответственности не нарушается.
(Келих Е.И.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Однако Конституционный Суд Российской Федерации не поддержал позицию заявителя. В Определении от 14.12.2023 N 3286-О Суд отметил, что указанное в ст. 119 НК РФ налоговое правонарушение посягает на самостоятельный объект охраняемых государством общественных отношений в сфере налогообложения, связанных с осуществлением налогового контроля. Принцип однократности привлечения к ответственности не нарушается.
Статья: Включение дивидендов в таможенную стоимость товаров: аспекты судебной практики
(Марков Д.В.)
("Налоги" (журнал), 2024, N 1)Требует дополнительной правовой регламентации и вопрос обложения дивидендов налогом на прибыль. Так, в случае включения дивидендов в состав таможенной стоимости товаров, дивиденды облагаются таможенными платежами как доход, полученный от последующей перепродажи товаров. Однако указанная сумма дивидендов, являясь распределенной прибылью организации, остающейся после налогообложения (ст. 43 НК РФ), может быть распределена учредителю только после уплаты налогов, а именно налога на прибыль организаций (ст. 274 НК РФ) и налога у источника (ст. 310 НК РФ). Таким образом, одна и та же сумма дивидендов в рамках действующего правового регулирования может выступать как прибыль организации и облагаться соответствующими налогами, поскольку дивиденды формально не включаются в стоимость приобретения товаров (подп. 3 п. 1 ст. 268 НК РФ) и на указанную сумму не уменьшается налогооблагаемый доход, при этом указанная же сумма дивидендом рассматривается судами как доход, полученный от последующей перепродажи товаров, в связи с чем облагается и таможенными платежами. Указанная ситуация свидетельствует о двойной правовой природе дивидендов, влекущей двойное налогообложение одной и той же суммы денежных средств, что противоречит конституционному принципу однократности налогообложения доходов.
(Марков Д.В.)
("Налоги" (журнал), 2024, N 1)Требует дополнительной правовой регламентации и вопрос обложения дивидендов налогом на прибыль. Так, в случае включения дивидендов в состав таможенной стоимости товаров, дивиденды облагаются таможенными платежами как доход, полученный от последующей перепродажи товаров. Однако указанная сумма дивидендов, являясь распределенной прибылью организации, остающейся после налогообложения (ст. 43 НК РФ), может быть распределена учредителю только после уплаты налогов, а именно налога на прибыль организаций (ст. 274 НК РФ) и налога у источника (ст. 310 НК РФ). Таким образом, одна и та же сумма дивидендов в рамках действующего правового регулирования может выступать как прибыль организации и облагаться соответствующими налогами, поскольку дивиденды формально не включаются в стоимость приобретения товаров (подп. 3 п. 1 ст. 268 НК РФ) и на указанную сумму не уменьшается налогооблагаемый доход, при этом указанная же сумма дивидендом рассматривается судами как доход, полученный от последующей перепродажи товаров, в связи с чем облагается и таможенными платежами. Указанная ситуация свидетельствует о двойной правовой природе дивидендов, влекущей двойное налогообложение одной и той же суммы денежных средств, что противоречит конституционному принципу однократности налогообложения доходов.
Статья: Вопросы методологии использования и применения международных налоговых договоров
(Брук Б.Я.)
("Закон", 2023, NN 11, 12)Ряд специалистов в области международного налогообложения <6> апеллируют к существованию в международном налоговом праве принципа однократности налогообложения, подразумевающего, что с экономической точки зрения доход или капитал должен облагаться один раз. Проецируя данный принцип на тему нашего обсуждения, мы можем прийти к закономерному выводу о том, что целью разработки и применения СИДН является полное устранение эффекта двойного налогообложения.
(Брук Б.Я.)
("Закон", 2023, NN 11, 12)Ряд специалистов в области международного налогообложения <6> апеллируют к существованию в международном налоговом праве принципа однократности налогообложения, подразумевающего, что с экономической точки зрения доход или капитал должен облагаться один раз. Проецируя данный принцип на тему нашего обсуждения, мы можем прийти к закономерному выводу о том, что целью разработки и применения СИДН является полное устранение эффекта двойного налогообложения.
Интервью: ИП: как теперь уменьшать налоги при УСН/ПСН на взносы за себя
("Главная книга", 2023, N 18)При этом в силу общих принципов исчисления налоговой базы и суммы подлежащего уплате налога (авансовых платежей по налогу) уменьшение допустимо при условии однократности учета в счет такого уменьшения одной и той же суммы страховых взносов. Следовательно, в первом варианте налогоплательщик может уменьшать на 1/4 годовой суммы взносов каждый авансовый платеж по "упрощенному" налогу и на 1/4 этой суммы уменьшить сумму налога, подлежащую уплате в бюджет по итогам года. Общая сумма уменьшения не должна превысить годовую сумму фиксированных взносов.
("Главная книга", 2023, N 18)При этом в силу общих принципов исчисления налоговой базы и суммы подлежащего уплате налога (авансовых платежей по налогу) уменьшение допустимо при условии однократности учета в счет такого уменьшения одной и той же суммы страховых взносов. Следовательно, в первом варианте налогоплательщик может уменьшать на 1/4 годовой суммы взносов каждый авансовый платеж по "упрощенному" налогу и на 1/4 этой суммы уменьшить сумму налога, подлежащую уплате в бюджет по итогам года. Общая сумма уменьшения не должна превысить годовую сумму фиксированных взносов.
"ARS IURIS: сборник научных статей к юбилею Г.А. Гаджиева"
(под общ. ред. П.Д. Блохина, А.В. Ильина, Д.В. Тютина)
("Статут", 2023)При этом Закон РФ от 27 декабря 1991 года N 2118-1 "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" <2> особого внимания принципам права не уделял. В качестве некоторого исключения можно назвать ст. 6 "Однократность налогообложения" указанного Закона: один и тот же объект может облагаться налогом одного вида только один раз за определенный законом период налогообложения, но данный отраслевой принцип и на сегодняшний день остается дискуссионным <3>.
(под общ. ред. П.Д. Блохина, А.В. Ильина, Д.В. Тютина)
("Статут", 2023)При этом Закон РФ от 27 декабря 1991 года N 2118-1 "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" <2> особого внимания принципам права не уделял. В качестве некоторого исключения можно назвать ст. 6 "Однократность налогообложения" указанного Закона: один и тот же объект может облагаться налогом одного вида только один раз за определенный законом период налогообложения, но данный отраслевой принцип и на сегодняшний день остается дискуссионным <3>.
Статья: Правовые проблемы формирования перечня объектов недвижимого имущества органами государственной власти субъектов РФ в целях взимания налога на имущество организаций исходя из кадастровой стоимости. Мониторинг судебных актов за 2016 - 2021 годы
(Ногина О.А., Темиров Э.А.)
("Вестник экономического правосудия Российской Федерации", 2022, N 6)Таким образом, в целях однократности налогообложения, по мнению КС РФ, если объектом налогообложения признается само здание, то помещения в нем не могут признаваться самостоятельными объектами одновременно с ним.
(Ногина О.А., Темиров Э.А.)
("Вестник экономического правосудия Российской Федерации", 2022, N 6)Таким образом, в целях однократности налогообложения, по мнению КС РФ, если объектом налогообложения признается само здание, то помещения в нем не могут признаваться самостоятельными объектами одновременно с ним.
"Финансовое право (право публичных финансов): доктрина, законодательство, судебная практика, сравнительно-правовой анализ: учебник"
(том I)
(под науч. ред. Д.В. Винницкого)
("Юстицинформ", 2023)В соответствии с п. 1 ст. 38 НК РФ объектами налогообложения могут быть признаны реализация товаров (работ, услуг), имущество, прибыль, доход, расход или иное обстоятельство, имеющее стоимостную, количественную или физическую характеристики, с наличием которого законодательство о налогах и сборах связывает возникновение у налогоплательщика обязанности по уплате налога. В абз. 2 п. 1 ст. 38 НК РФ также отмечается, что каждый налог имеет самостоятельный объект налогообложения. Таким образом, принцип экономической обоснованности выражается и в идее однократности налогообложения. Между тем эта идея не всегда реализуется в конкретных положениях законодательства о налогах и сборах. Так, сравнительный анализ объекта налогообложения по НДС (ст. 146 НК РФ) и объекта налогообложения по ранее действовавшему налогу с продаж свидетельствует о том, что они обладали весьма сходными экономическими характеристиками. Однако Конституционный Суд РФ в Постановлении от 30.01.2001 N 2-П пришел к выводу о том, что само по себе дополнение перечня региональных налогов налогом с продаж, исходя из принципов разделения властей и разграничения полномочий между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ, не противоречит Конституции. При этом суд не проверял выполнение законодателем требований экономической обоснованности налогообложения, придя к выводу о том, что оценка экономической целесообразности установления данного налога в компетенцию Конституционного Суда РФ не входит.
(том I)
(под науч. ред. Д.В. Винницкого)
("Юстицинформ", 2023)В соответствии с п. 1 ст. 38 НК РФ объектами налогообложения могут быть признаны реализация товаров (работ, услуг), имущество, прибыль, доход, расход или иное обстоятельство, имеющее стоимостную, количественную или физическую характеристики, с наличием которого законодательство о налогах и сборах связывает возникновение у налогоплательщика обязанности по уплате налога. В абз. 2 п. 1 ст. 38 НК РФ также отмечается, что каждый налог имеет самостоятельный объект налогообложения. Таким образом, принцип экономической обоснованности выражается и в идее однократности налогообложения. Между тем эта идея не всегда реализуется в конкретных положениях законодательства о налогах и сборах. Так, сравнительный анализ объекта налогообложения по НДС (ст. 146 НК РФ) и объекта налогообложения по ранее действовавшему налогу с продаж свидетельствует о том, что они обладали весьма сходными экономическими характеристиками. Однако Конституционный Суд РФ в Постановлении от 30.01.2001 N 2-П пришел к выводу о том, что само по себе дополнение перечня региональных налогов налогом с продаж, исходя из принципов разделения властей и разграничения полномочий между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ, не противоречит Конституции. При этом суд не проверял выполнение законодателем требований экономической обоснованности налогообложения, придя к выводу о том, что оценка экономической целесообразности установления данного налога в компетенцию Конституционного Суда РФ не входит.