Одноименные товары по 44-ФЗ
Подборка наиболее важных документов по запросу Одноименные товары по 44-ФЗ (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Готовое решение: Как провести закупки малого объема по Закону N 44-ФЗ
(КонсультантПлюс, 2025)Сохранилось ли понятие одноименных товаров в Законе N 44-ФЗ
(КонсультантПлюс, 2025)Сохранилось ли понятие одноименных товаров в Законе N 44-ФЗ
Статья: Практика признания сделок раздробленными и применения последствий признания таких сделок недействительными
(Хидиров Г.)
("Прогосзаказ.рф", 2025, N 8)Суды, имея строго выстроенную иерархию, не ориентируются на письма Минфина и ФАС России. Первостепенное значение для них имеют правовые позиции, сформулированные Верховным Судом РФ. Последний же дал следующую трактовку понятия "дробление закупок": "Искусственным дроблением закупки признается заключение в течение непродолжительного времени контрактов по п. 4 ст. 93 Закона N 44-ФЗ на поставку одноименных товаров, содержащих идентичные условия и направленных на достижение единой хозяйственной цели, если они образуют единую сделку, искусственно раздробленную на несколько контрактов для формального соблюдения ограничений, установленных в Законе N 44-ФЗ" <3>. В самом тексте Постановления Верховного Суда РФ эта фраза звучит несколько иначе, однако именно в таком виде она кочует практически по всем решениям судов, касающимся дробления закупок.
(Хидиров Г.)
("Прогосзаказ.рф", 2025, N 8)Суды, имея строго выстроенную иерархию, не ориентируются на письма Минфина и ФАС России. Первостепенное значение для них имеют правовые позиции, сформулированные Верховным Судом РФ. Последний же дал следующую трактовку понятия "дробление закупок": "Искусственным дроблением закупки признается заключение в течение непродолжительного времени контрактов по п. 4 ст. 93 Закона N 44-ФЗ на поставку одноименных товаров, содержащих идентичные условия и направленных на достижение единой хозяйственной цели, если они образуют единую сделку, искусственно раздробленную на несколько контрактов для формального соблюдения ограничений, установленных в Законе N 44-ФЗ" <3>. В самом тексте Постановления Верховного Суда РФ эта фраза звучит несколько иначе, однако именно в таком виде она кочует практически по всем решениям судов, касающимся дробления закупок.
Нормативные акты
<Письмо> ФАС России от 14.11.2019 N ИА/100041/19
"О порядке применения пунктов 4, 5 части 1 статьи 93 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд"Федеральная антимонопольная служба (далее - ФАС России) на основании пункта 5.4 Положения о Федеральной антимонопольной службе, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 N 331, в связи с поступающими запросами по вопросу о соответствии положениям Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции) заключения заказчиками контрактов на основании пунктов 4, 5 части 1 статьи 93 Закона о контрактной системе на поставку одноименных товаров и (или) выполнение работ (оказание услуг) с одним лицом, сообщает следующее.
"О порядке применения пунктов 4, 5 части 1 статьи 93 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд"Федеральная антимонопольная служба (далее - ФАС России) на основании пункта 5.4 Положения о Федеральной антимонопольной службе, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 N 331, в связи с поступающими запросами по вопросу о соответствии положениям Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции) заключения заказчиками контрактов на основании пунктов 4, 5 части 1 статьи 93 Закона о контрактной системе на поставку одноименных товаров и (или) выполнение работ (оказание услуг) с одним лицом, сообщает следующее.
"Обзор судебной практики в сфере закупок по 223-ФЗ (ноябрь 2023 года)"
(Управление контроля размещения государственного заказа ФАС России)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2023)Согласно положениям Документации в рамках Критериев N 1, 2, 3 "оцениваются указанные в заявке участника закупки сведения об общей сумме всех договоров на поставку одноименных товаров, выполнение одноименных работ, оказание одноименных услуг, исполненных за последние 2 (два) года, предшествующие дате окончания срока подачи заявок на участие в закупке, и заключенных с участником закупки в соответствии с Законом N 223-ФЗ и (или) Законом N 44-ФЗ.
(Управление контроля размещения государственного заказа ФАС России)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2023)Согласно положениям Документации в рамках Критериев N 1, 2, 3 "оцениваются указанные в заявке участника закупки сведения об общей сумме всех договоров на поставку одноименных товаров, выполнение одноименных работ, оказание одноименных услуг, исполненных за последние 2 (два) года, предшествующие дате окончания срока подачи заявок на участие в закупке, и заключенных с участником закупки в соответствии с Законом N 223-ФЗ и (или) Законом N 44-ФЗ.
Статья: Легализация дробления закупок: критический взгляд
(Глуздак Г.Н.)
("Российское конкурентное право и экономика", 2025, N 2)Федеральный закон от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" <2> (далее - Закон о контрактной системе) подобного ограничения не содержит. В связи с этим неоднократное приобретение у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) одноименных товаров (работ, услуг) правомерно, за исключением тех случаев, когда такие действия осуществляются в нарушение требований антимонопольного, бюджетного законодательства, законодательства о противодействии коррупции.
(Глуздак Г.Н.)
("Российское конкурентное право и экономика", 2025, N 2)Федеральный закон от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" <2> (далее - Закон о контрактной системе) подобного ограничения не содержит. В связи с этим неоднократное приобретение у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) одноименных товаров (работ, услуг) правомерно, за исключением тех случаев, когда такие действия осуществляются в нарушение требований антимонопольного, бюджетного законодательства, законодательства о противодействии коррупции.
"Обзор административной практики в сфере закупок по 223-ФЗ (декабрь 2023 года)"
(Управление контроля размещения государственного заказа ФАС России)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2023)Положениями Документации предусмотрено, что в рамках критерия оцениваются указанные в заявке участника закупки сведения о максимальной сумме договора (контракта) на поставку одноименных товаров, выполнение одноименных работ, оказание одноименных услуг, исполненного за последние 2 (два) года, предшествующие дате окончания срока подачи заявок на участие в закупке, и заключенного с участником закупки в соответствии с Законом о закупках и (или) Законом N 44-ФЗ.
(Управление контроля размещения государственного заказа ФАС России)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2023)Положениями Документации предусмотрено, что в рамках критерия оцениваются указанные в заявке участника закупки сведения о максимальной сумме договора (контракта) на поставку одноименных товаров, выполнение одноименных работ, оказание одноименных услуг, исполненного за последние 2 (два) года, предшествующие дате окончания срока подачи заявок на участие в закупке, и заключенного с участником закупки в соответствии с Законом о закупках и (или) Законом N 44-ФЗ.
Путеводитель по спорам в сфере госзаказа: Объединение в один лот товаров, работ, услуг при закупке по Закону N 44-ФЗ.
Можно ли объединять в один лот поставку товаров и оказание услуг по организации питания по Закону N 44-ФЗ
(КонсультантПлюс, 2025)Примечание: Указанный подход сформировался в результате рассмотрения спора об одноименности товаров (работ, услуг) при проведении совместных торгов в соответствии с Законом N 94-ФЗ. Несмотря на то что понятие "одноименность" не предусмотрено Законом N 44-ФЗ, сформулированные в рамках этого подхода выводы могут использоваться также в случае объединения в один лот различных товаров (работ, услуг) при определении поставщика в порядке, установленном Законом N 44-ФЗ.
Можно ли объединять в один лот поставку товаров и оказание услуг по организации питания по Закону N 44-ФЗ
(КонсультантПлюс, 2025)Примечание: Указанный подход сформировался в результате рассмотрения спора об одноименности товаров (работ, услуг) при проведении совместных торгов в соответствии с Законом N 94-ФЗ. Несмотря на то что понятие "одноименность" не предусмотрено Законом N 44-ФЗ, сформулированные в рамках этого подхода выводы могут использоваться также в случае объединения в один лот различных товаров (работ, услуг) при определении поставщика в порядке, установленном Законом N 44-ФЗ.
Путеводитель по спорам в сфере госзаказа: Закупка у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) по Закону N 44-ФЗ.
Можно ли дробить закупку, осуществив несколько малых закупок по Закону N 44-ФЗ
(КонсультантПлюс, 2025)Неоднократное приобретение одноименных товаров (работ, услуг) у единственного поставщика в пределах ограничений, установленных Законом N 44-ФЗ, не запрещено.
Можно ли дробить закупку, осуществив несколько малых закупок по Закону N 44-ФЗ
(КонсультантПлюс, 2025)Неоднократное приобретение одноименных товаров (работ, услуг) у единственного поставщика в пределах ограничений, установленных Законом N 44-ФЗ, не запрещено.
Интервью: Законодательство о контрактной системе: позиция контрольного органа (интервью с О.В. Горбачевой, начальником управления контроля размещения госзаказа ФАС России)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2022)ФАС России придерживается позиции, что Закон N 44-ФЗ не содержит ограничений по закупке одноименных товаров, если заключение подобных контрактов не является результатом антиконкурентного соглашения и не нарушает положения ст. 16 Закона о защите конкуренции. Указанные выводы подтверждаются Письмами ФАС России от 25.04.2017 N РП/27902/17, от 14.11.2019 N ИА/100041/19, Министерства финансов Российской Федерации от 24.07.2017 N 24-05-09/47113.
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2022)ФАС России придерживается позиции, что Закон N 44-ФЗ не содержит ограничений по закупке одноименных товаров, если заключение подобных контрактов не является результатом антиконкурентного соглашения и не нарушает положения ст. 16 Закона о защите конкуренции. Указанные выводы подтверждаются Письмами ФАС России от 25.04.2017 N РП/27902/17, от 14.11.2019 N ИА/100041/19, Министерства финансов Российской Федерации от 24.07.2017 N 24-05-09/47113.
Готовое решение: Как провести электронную малую закупку у единственного поставщика по Закону N 44-ФЗ
(КонсультантПлюс, 2025)информацию о возможности одностороннего отказа от исполнения контракта по ч. 8 - 23, 25 ст. 95 Закона N 44-ФЗ;
(КонсультантПлюс, 2025)информацию о возможности одностороннего отказа от исполнения контракта по ч. 8 - 23, 25 ст. 95 Закона N 44-ФЗ;
Последние изменения: Закупки малого объема у единственного поставщика по Закону N 44-ФЗ
(КонсультантПлюс, 2025)Если контракты, заключенные по п. 4 ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ в течение непродолжительного времени на поставку одноименных товаров, содержат идентичные условия, направлены на достижение единой хозяйственной цели, то они образуют единую сделку, искусственно раздробленную на несколько контрактов для формального соблюдения установленных в этом Законе ограничений.
(КонсультантПлюс, 2025)Если контракты, заключенные по п. 4 ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ в течение непродолжительного времени на поставку одноименных товаров, содержат идентичные условия, направлены на достижение единой хозяйственной цели, то они образуют единую сделку, искусственно раздробленную на несколько контрактов для формального соблюдения установленных в этом Законе ограничений.
Статья: Обеспечение баланса интересов заказчика и защиты конкуренции при осуществлении публичных закупок
(Добрецов Г.Б.)
("Российское конкурентное право и экономика", 2022, N 3)Тема дробления конкурентной закупки на несколько "малых" (у единственного поставщика, исполнителя, подрядчика по п. п. 4 и 5 ч. 1 ст. 93 Закона 44-ФЗ (далее - Закон)) продолжает оставаться актуальной, несмотря на то что Законом ограничения и запреты на осуществление заказчиками закупок одноименных товаров, работ, услуг у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) на основании п. п. 4 и 5 ч. 1 ст. 93 Закона не установлены. Соответствующий запрет был предусмотрен утратившим силу с 2014 г. Федеральным законом от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд". Аналогичный запрет в Законе 44-ФЗ не установлен, Законом в отношении случаев закупок по п. п. 4 и 5 ч. 1 ст. 93 Закона и содержащих максимальный размер цены заключаемого контракта установлены определенные ограничения: помимо максимальной цены контракта (600 тыс. руб.) по общему правилу также определены максимальная стоимостная доля таких закупок от совокупного годового объема закупок заказчика, их максимальный стоимостный объем в абсолютном выражении.
(Добрецов Г.Б.)
("Российское конкурентное право и экономика", 2022, N 3)Тема дробления конкурентной закупки на несколько "малых" (у единственного поставщика, исполнителя, подрядчика по п. п. 4 и 5 ч. 1 ст. 93 Закона 44-ФЗ (далее - Закон)) продолжает оставаться актуальной, несмотря на то что Законом ограничения и запреты на осуществление заказчиками закупок одноименных товаров, работ, услуг у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) на основании п. п. 4 и 5 ч. 1 ст. 93 Закона не установлены. Соответствующий запрет был предусмотрен утратившим силу с 2014 г. Федеральным законом от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд". Аналогичный запрет в Законе 44-ФЗ не установлен, Законом в отношении случаев закупок по п. п. 4 и 5 ч. 1 ст. 93 Закона и содержащих максимальный размер цены заключаемого контракта установлены определенные ограничения: помимо максимальной цены контракта (600 тыс. руб.) по общему правилу также определены максимальная стоимостная доля таких закупок от совокупного годового объема закупок заказчика, их максимальный стоимостный объем в абсолютном выражении.
Статья: При приобретении новогодних фигур суд не увидел дробления закупки
(Суворова Т.)
("Казенные учреждения: учет, налоги, право", 2025, N 2)Само по себе неоднократное приобретение одноименных товаров, работ, услуг у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) с соблюдением требований, установленных п. 4, 5 ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ, не считается нарушением требований данного Закона, если такие действия не являются результатом антиконкурентного соглашения. Приведенная позиция подтверждается в Письме ФАС России от 14.11.2019 N ИА/1000041/19, Информационном письме Минфина России от 08.06.2022 N 24-01-07/54275, а также Письме ФАС России от 16.09.2022 N 22/86220/22.
(Суворова Т.)
("Казенные учреждения: учет, налоги, право", 2025, N 2)Само по себе неоднократное приобретение одноименных товаров, работ, услуг у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) с соблюдением требований, установленных п. 4, 5 ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ, не считается нарушением требований данного Закона, если такие действия не являются результатом антиконкурентного соглашения. Приведенная позиция подтверждается в Письме ФАС России от 14.11.2019 N ИА/1000041/19, Информационном письме Минфина России от 08.06.2022 N 24-01-07/54275, а также Письме ФАС России от 16.09.2022 N 22/86220/22.