Один застройщик одно разрешение на строительство
Подборка наиболее важных документов по запросу Один застройщик одно разрешение на строительство (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
"Строительство: бухгалтерский и налоговый учет"
(6-е издание, переработанное и дополненное)
(Митюкова Э.С.)
("АйСи Групп", 2025)При этом управленческие расходы (расходы на содержание застройщика) включают в себестоимость многоквартирного дома (иного объекта недвижимости), только если они непосредственно связаны с его строительством (подп. "б" п. 18, подп. "г" п. 26 ФСБУ 5/2019). Такая ситуация имеет место, например, когда застройщик строит только один дом в рамках одного разрешения на строительства и никакой другой деятельности не ведет.
(6-е издание, переработанное и дополненное)
(Митюкова Э.С.)
("АйСи Групп", 2025)При этом управленческие расходы (расходы на содержание застройщика) включают в себестоимость многоквартирного дома (иного объекта недвижимости), только если они непосредственно связаны с его строительством (подп. "б" п. 18, подп. "г" п. 26 ФСБУ 5/2019). Такая ситуация имеет место, например, когда застройщик строит только один дом в рамках одного разрешения на строительства и никакой другой деятельности не ведет.
Статья: Юридический комментарий к статье 15.4 Федерального закона N 214-ФЗ от 30.12.2004 "Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации"
(Шарапов В.В.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2020)- застройщик имел только один специальный расчетный счет, открытый в уполномоченном банке и привязанный к одному разрешению на строительство <47>;
(Шарапов В.В.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2020)- застройщик имел только один специальный расчетный счет, открытый в уполномоченном банке и привязанный к одному разрешению на строительство <47>;
Нормативные акты
Федеральный закон от 30.12.2004 N 214-ФЗ
(ред. от 26.12.2024)
"Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.03.2025)7. После ввода в эксплуатацию многоквартирного дома и (или) иного объекта недвижимости, государственной регистрации права собственности в отношении одного объекта долевого строительства, входящего в состав каждого многоквартирного дома и (или) иного объекта недвижимости, строительство которых осуществляется в пределах одного разрешения на строительство, и предоставления застройщиком в уполномоченный банк документов, подтверждающих получение разрешения на ввод в эксплуатацию многоквартирного дома и (или) иного объекта недвижимости и государственную регистрацию права собственности в отношении одного объекта долевого строительства, предусмотренные настоящей статьей требования в части осуществления уполномоченным банком контроля соответствия назначения и размера платежа, указанного в распоряжении застройщика, содержанию документов, представленных застройщиком и являющихся основанием для составления распоряжения, и требованиям статьи 18 настоящего Федерального закона не применяются.
(ред. от 26.12.2024)
"Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.03.2025)7. После ввода в эксплуатацию многоквартирного дома и (или) иного объекта недвижимости, государственной регистрации права собственности в отношении одного объекта долевого строительства, входящего в состав каждого многоквартирного дома и (или) иного объекта недвижимости, строительство которых осуществляется в пределах одного разрешения на строительство, и предоставления застройщиком в уполномоченный банк документов, подтверждающих получение разрешения на ввод в эксплуатацию многоквартирного дома и (или) иного объекта недвижимости и государственную регистрацию права собственности в отношении одного объекта долевого строительства, предусмотренные настоящей статьей требования в части осуществления уполномоченным банком контроля соответствия назначения и размера платежа, указанного в распоряжении застройщика, содержанию документов, представленных застройщиком и являющихся основанием для составления распоряжения, и требованиям статьи 18 настоящего Федерального закона не применяются.
Постановление Правительства РФ от 31.12.2020 N 2459
(ред. от 19.06.2023)
"Об утверждении Правил финансирования проектов с использованием облигаций специализированных обществ проектного финансирования и о внесении изменения в Положение о Правительственной комиссии по региональному развитию в Российской Федерации"ж) объем планируемых затрат на реализацию проекта жилищного строительства, включая затраты на проектирование объектов инфраструктуры, по предварительным расчетам застройщика и (или) организации не превышает совокупный объем собственных средств застройщика, планируемых к направлению на реализацию проекта жилищного строительства, и привлекаемых застройщиком средств, в том числе по кредитному договору в целях реализации проекта строительства одного или нескольких многоквартирных домов, и (или) домов блокированной застройки (если количество таких домов составляет 3 и более в одном ряду), и (или) индивидуальных жилых домов в границах территории малоэтажного жилого комплекса, строительство которых осуществляется застройщиком в пределах одного или нескольких разрешений на строительство в соответствии с Федеральным законом "Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации" (далее - кредитный договор), и по договору займа со специализированным обществом, который предполагается заключить в соответствии с настоящим разделом;
(ред. от 19.06.2023)
"Об утверждении Правил финансирования проектов с использованием облигаций специализированных обществ проектного финансирования и о внесении изменения в Положение о Правительственной комиссии по региональному развитию в Российской Федерации"ж) объем планируемых затрат на реализацию проекта жилищного строительства, включая затраты на проектирование объектов инфраструктуры, по предварительным расчетам застройщика и (или) организации не превышает совокупный объем собственных средств застройщика, планируемых к направлению на реализацию проекта жилищного строительства, и привлекаемых застройщиком средств, в том числе по кредитному договору в целях реализации проекта строительства одного или нескольких многоквартирных домов, и (или) домов блокированной застройки (если количество таких домов составляет 3 и более в одном ряду), и (или) индивидуальных жилых домов в границах территории малоэтажного жилого комплекса, строительство которых осуществляется застройщиком в пределах одного или нескольких разрешений на строительство в соответствии с Федеральным законом "Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации" (далее - кредитный договор), и по договору займа со специализированным обществом, который предполагается заключить в соответствии с настоящим разделом;
Статья: Проблемы строительной аренды в судебной практике и проект введения права застройки в отечественное законодательство
(Иванова Е.Ю.)
("Вестник гражданского права", 2021, N 2)При этом позиции судов разных инстанций даже в рамках рассмотрения одного дела нередко расходятся, что еще более подчеркивает неустойчивость правового положения застройщика. В частности, в одном из дел обстоятельства, внешне сходные с вышеописанным делом ВС РФ, а именно осуществление арендатором проектирования, получение технических условий и разрешения на строительство, были признаны недостаточными подтверждениями добросовестности действий застройщика с точки зрения судов первой и кассационной инстанций, которые удовлетворили требования арендодателя о расторжении договора аренды (вместе с тем апелляционная инстанция заняла иную позицию и поддержала застройщика) <63>.
(Иванова Е.Ю.)
("Вестник гражданского права", 2021, N 2)При этом позиции судов разных инстанций даже в рамках рассмотрения одного дела нередко расходятся, что еще более подчеркивает неустойчивость правового положения застройщика. В частности, в одном из дел обстоятельства, внешне сходные с вышеописанным делом ВС РФ, а именно осуществление арендатором проектирования, получение технических условий и разрешения на строительство, были признаны недостаточными подтверждениями добросовестности действий застройщика с точки зрения судов первой и кассационной инстанций, которые удовлетворили требования арендодателя о расторжении договора аренды (вместе с тем апелляционная инстанция заняла иную позицию и поддержала застройщика) <63>.
Статья: Обзор правовых позиций Верховного Суда Российской Федерации по вопросам частного права за февраль 2022 г.
(Автонова Е.Д., Гвоздева С.В., Карапетов А.Г., Сбитнев Ю.В., Трофимов С.В., Фетисова Е.М.)
("Вестник экономического правосудия Российской Федерации", 2022, N 4)Кроме того, положения п. 3 ст. 48 и ч. 2 ст. 49 ГрК РФ (в редакции 2009 года) о том, что не требуется готовить проектную документацию при строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов индивидуального жилищного строительства (отдельно стоящих жилых домов с количеством этажей не более чем три, предназначенных для проживания одной семьи), а также о том, что экспертиза не проводится в отношении отдельно стоящих жилых домов с количеством этажей не более чем три, предназначенных для проживания одной семьи (объекты индивидуального жилищного строительства), отнюдь не исключают необходимость получения от уполномоченных органов разрешения на строительство объекта индивидуального жилищного строительства. Это подтверждается тем, что ч. 9 ст. 51 ГрК РФ установлено, что в целях строительства, реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства застройщик направляет заявление о выдаче разрешения на строительство в уполномоченный орган власти.
(Автонова Е.Д., Гвоздева С.В., Карапетов А.Г., Сбитнев Ю.В., Трофимов С.В., Фетисова Е.М.)
("Вестник экономического правосудия Российской Федерации", 2022, N 4)Кроме того, положения п. 3 ст. 48 и ч. 2 ст. 49 ГрК РФ (в редакции 2009 года) о том, что не требуется готовить проектную документацию при строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов индивидуального жилищного строительства (отдельно стоящих жилых домов с количеством этажей не более чем три, предназначенных для проживания одной семьи), а также о том, что экспертиза не проводится в отношении отдельно стоящих жилых домов с количеством этажей не более чем три, предназначенных для проживания одной семьи (объекты индивидуального жилищного строительства), отнюдь не исключают необходимость получения от уполномоченных органов разрешения на строительство объекта индивидуального жилищного строительства. Это подтверждается тем, что ч. 9 ст. 51 ГрК РФ установлено, что в целях строительства, реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства застройщик направляет заявление о выдаче разрешения на строительство в уполномоченный орган власти.
Статья: Жилищные, жилищно-строительные и жилищные накопительные кооперативы: сравнительно-правовая характеристика и недопустимость смешения понятий
(Формакидов Д.А.)
("Семейное и жилищное право", 2023, N 4)Несмотря на указанные особенности правового регулирования, Федеральный закон от 30 декабря 2004 г. N 214-ФЗ "Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов..." допустил привлечение денежных средств физических лиц для создания помещений в многоквартирных домах помимо договора долевого участия только путем участия граждан в ЖСК. Лишь ЖСК из трех видов кооперативов может выступать в качестве застройщика, обеспечивая на принадлежащем ему земельном участке строительство многоквартирного дома в соответствии с выданным разрешением на строительство. В этом видится основное отличие и одновременно основная проблема классификации кооперативов на практике. Только ЖСК имеет право выступать в качестве застройщика многоквартирного дома, при этом ЖСК является "кооперативом одного дома". Это означает, что один ЖСК создается для строительства одного конкретного дома (ЖСК не вправе осуществлять одновременно строительство более одного многоквартирного дома с количеством этажей более чем три, за исключением ЖСК, создание которых предусмотрено Федеральным законом от 24 июля 2008 г. N 161-ФЗ "О содействии развитию жилищного строительства").
(Формакидов Д.А.)
("Семейное и жилищное право", 2023, N 4)Несмотря на указанные особенности правового регулирования, Федеральный закон от 30 декабря 2004 г. N 214-ФЗ "Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов..." допустил привлечение денежных средств физических лиц для создания помещений в многоквартирных домах помимо договора долевого участия только путем участия граждан в ЖСК. Лишь ЖСК из трех видов кооперативов может выступать в качестве застройщика, обеспечивая на принадлежащем ему земельном участке строительство многоквартирного дома в соответствии с выданным разрешением на строительство. В этом видится основное отличие и одновременно основная проблема классификации кооперативов на практике. Только ЖСК имеет право выступать в качестве застройщика многоквартирного дома, при этом ЖСК является "кооперативом одного дома". Это означает, что один ЖСК создается для строительства одного конкретного дома (ЖСК не вправе осуществлять одновременно строительство более одного многоквартирного дома с количеством этажей более чем три, за исключением ЖСК, создание которых предусмотрено Федеральным законом от 24 июля 2008 г. N 161-ФЗ "О содействии развитию жилищного строительства").
Вопрос: В соответствии с постановлением судебного пристава-исполнителя банк списал средства со счета ООО-застройщика. Правомерны ли действия банка, если на момент исполнения постановления МКД введен в эксплуатацию, право собственности на часть жилых помещений зарегистрировано, подтверждающие документы представлены в банк?
(Консультация эксперта, 2024)При этом указанные требования не применяются после ввода МКД в эксплуатацию, государственной регистрации права собственности в отношении одного объекта долевого строительства, входящего в состав каждого МКД, строительство которого осуществляется в пределах одного разрешения на строительство, и представления застройщиком в уполномоченный банк документов, подтверждающих получение разрешения на ввод в эксплуатацию МКД и государственную регистрацию права собственности в отношении одного объекта долевого строительства (ч. 7 ст. 18.2 Закона N 214-ФЗ).
(Консультация эксперта, 2024)При этом указанные требования не применяются после ввода МКД в эксплуатацию, государственной регистрации права собственности в отношении одного объекта долевого строительства, входящего в состав каждого МКД, строительство которого осуществляется в пределах одного разрешения на строительство, и представления застройщиком в уполномоченный банк документов, подтверждающих получение разрешения на ввод в эксплуатацию МКД и государственную регистрацию права собственности в отношении одного объекта долевого строительства (ч. 7 ст. 18.2 Закона N 214-ФЗ).
Статья: Апартаменты
(Демидова И.)
("Жилищное право", 2021, N 3)Для застройщика апартаменты тоже выгодны, ведь строительство таких помещений в среднем на 20 - 30% дешевле, чем многоквартирных домов, а получить разрешение на строительство существенно проще. Нормативные требования к строительству объектов нежилого фонда менее строгие по сравнению с соответствующими требованиями, предъявляемыми к строительству многоквартирных домов, в частности, отсутствует обязанность застройщика обеспечить территорию застройки объектами социальной инфраструктуры; можно осуществлять строительство объектов капитального строительства, фактически предназначенных для постоянного проживания граждан, в зонах, не предусмотренных для жилой застройки.
(Демидова И.)
("Жилищное право", 2021, N 3)Для застройщика апартаменты тоже выгодны, ведь строительство таких помещений в среднем на 20 - 30% дешевле, чем многоквартирных домов, а получить разрешение на строительство существенно проще. Нормативные требования к строительству объектов нежилого фонда менее строгие по сравнению с соответствующими требованиями, предъявляемыми к строительству многоквартирных домов, в частности, отсутствует обязанность застройщика обеспечить территорию застройки объектами социальной инфраструктуры; можно осуществлять строительство объектов капитального строительства, фактически предназначенных для постоянного проживания граждан, в зонах, не предусмотренных для жилой застройки.