ОД/ФТ
Подборка наиболее важных документов по запросу ОД/ФТ (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Формы документов
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Вопрос: О составлении ломбардами "внутренних" сообщений об операциях при подозрении, что они осуществляются в целях ОД/ФТ, и представлении в уполномоченный орган сведений о подозрительной операции.
(Письмо Банка России от 15.02.2023 N 08-12-4/1220)Вопрос: О составлении ломбардами "внутренних" сообщений об операциях при подозрении, что они осуществляются в целях ОД/ФТ, и представлении в уполномоченный орган сведений о подозрительной операции.
(Письмо Банка России от 15.02.2023 N 08-12-4/1220)Вопрос: О составлении ломбардами "внутренних" сообщений об операциях при подозрении, что они осуществляются в целях ОД/ФТ, и представлении в уполномоченный орган сведений о подозрительной операции.
Готовое решение: Кто может оказывать риелторские услуги и чем они регулируются
(КонсультантПлюс, 2025)проводить обучение сотрудников организации в целях противодействия ОД/ФТ. Руководитель организации обязан утвердить перечень сотрудников, которые должны проходить обязательную подготовку и обучение в целях противодействия ОД/ФТ. В этот перечень следует включить, в частности, руководителя организации и специальное должностное лицо. Кроме того, организации необходимо разработать программу подготовки и обучения сотрудников в целях противодействия ОД/ФТ с учетом требований законодательства и особенностей деятельности компании и ее клиентов (п. 2, пп. "а", "г" п. 3, п. 14 Положения, утвержденного Приказом Росфинмониторинга от 03.08.2010 N 203);
(КонсультантПлюс, 2025)проводить обучение сотрудников организации в целях противодействия ОД/ФТ. Руководитель организации обязан утвердить перечень сотрудников, которые должны проходить обязательную подготовку и обучение в целях противодействия ОД/ФТ. В этот перечень следует включить, в частности, руководителя организации и специальное должностное лицо. Кроме того, организации необходимо разработать программу подготовки и обучения сотрудников в целях противодействия ОД/ФТ с учетом требований законодательства и особенностей деятельности компании и ее клиентов (п. 2, пп. "а", "г" п. 3, п. 14 Положения, утвержденного Приказом Росфинмониторинга от 03.08.2010 N 203);
Нормативные акты
Статья: Противодействие финансированию наркобизнеса и отмыванию преступных доходов с использованием криптовалют
(Красинский В.В.)
("Современное право", 2025, N 4)Перспективным направлением аналитической, разыскной и следственной работы является анализ блокчейнов, с помощью которого можно расследовать мошеннические ICO, ОД/ФТ с использованием анонимных коинов, хищения цифровых финансовых активов, изучать расчеты на теневых финансовых площадках и маркетплейсах (криминальные биржи, серые обменники и др.).
(Красинский В.В.)
("Современное право", 2025, N 4)Перспективным направлением аналитической, разыскной и следственной работы является анализ блокчейнов, с помощью которого можно расследовать мошеннические ICO, ОД/ФТ с использованием анонимных коинов, хищения цифровых финансовых активов, изучать расчеты на теневых финансовых площадках и маркетплейсах (криминальные биржи, серые обменники и др.).
Статья: ЦФА: итоги года
(Ушаков О., Нигматзянова Д.)
("Банковское обозрение. Приложение "FinLegal", 2024, N 1)Операторы информационной системы обладают необходимыми экспертизой и технологиями, позволяющими эффективно осуществлять оборот и учет цифровых активов. Более того, в настоящее время для некредитных финансовых организаций установлены высокие требования к внутреннему контролю, комплаенсу, поддержания в организации эффективности системы ПОД/ФТ/ФРОМУ (противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, финансированию терроризма и финансированию распространения оружия массового уничтожения), операционной надежности, обеспечению безопасности информационной системы, обработке персональных данных, бухгалтерской отчетности, отдельным должностным лицам организации и пр. Исходя из этого мы считаем необходимым позволить операторам - некредитным финансовым организациям стать участниками платформы цифрового рубля, что обеспечит более удобное и быстрое осуществление расчетов по сделкам с ЦФА внутри контура информационной системы.
(Ушаков О., Нигматзянова Д.)
("Банковское обозрение. Приложение "FinLegal", 2024, N 1)Операторы информационной системы обладают необходимыми экспертизой и технологиями, позволяющими эффективно осуществлять оборот и учет цифровых активов. Более того, в настоящее время для некредитных финансовых организаций установлены высокие требования к внутреннему контролю, комплаенсу, поддержания в организации эффективности системы ПОД/ФТ/ФРОМУ (противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, финансированию терроризма и финансированию распространения оружия массового уничтожения), операционной надежности, обеспечению безопасности информационной системы, обработке персональных данных, бухгалтерской отчетности, отдельным должностным лицам организации и пр. Исходя из этого мы считаем необходимым позволить операторам - некредитным финансовым организациям стать участниками платформы цифрового рубля, что обеспечит более удобное и быстрое осуществление расчетов по сделкам с ЦФА внутри контура информационной системы.
Статья: Международное сотрудничество в сфере противодействия отмыванию денег и финансированию терроризма в Республике Индия. Часть II. Порядок осуществления
(Карпович В.Э.)
("Международное уголовное право и международная юстиция", 2025, N 3)Так, на площадках ЕАГ, БРИКС и ШОС регулярно осуществляются анализ рисков ОД/ФТ и обмен лучшими практиками в сфере ПОД/ФТ в рамках профильных рабочих групп, например Рабочей группы по типологиям и противодействию финансированию терроризма и преступности (РГТИП) ЕАГ, Антикоррупционной рабочей группы (АКГ) БРИКС (в том числе рассматривающей вопросы возврата преступных активов), Региональной антитеррористической структуры (РАТС) ШОС и иных.
(Карпович В.Э.)
("Международное уголовное право и международная юстиция", 2025, N 3)Так, на площадках ЕАГ, БРИКС и ШОС регулярно осуществляются анализ рисков ОД/ФТ и обмен лучшими практиками в сфере ПОД/ФТ в рамках профильных рабочих групп, например Рабочей группы по типологиям и противодействию финансированию терроризма и преступности (РГТИП) ЕАГ, Антикоррупционной рабочей группы (АКГ) БРИКС (в том числе рассматривающей вопросы возврата преступных активов), Региональной антитеррористической структуры (РАТС) ШОС и иных.
Статья: Ответы Банка России на вопросы (предложения) банков, поступившие в рамках ежегодной встречи кредитных организаций с руководством регулятора (Приложение к Письму Банка России от 24.07.2023 N 03-23-16/6611)
("Официальный сайт Ассоциации "Россия", 2023)Ответ: В Методических рекомендациях N 29-МР <460> Банк России рекомендовал кредитным организациям принимать меры по своевременному обновлению сведений о клиенте (например, в случае истечения срока действия паспорта гражданина Российской Федерации при достижении таким клиентом возраста двадцати и сорока пяти лет), заблаговременно информировать клиента о приближающихся сроках окончания срока действия документа, удостоверяющего личность клиента. При этом Банк России отметил, что достижение клиентом возраста, требующего замены документа, удостоверяющего личность, не является самостоятельным основанием для установления наличия риска совершения клиентом операций в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма (далее - ОД/ФТ). Кроме того, Банк России рекомендовал принимать решение об отказе в проведении операции по результатам анализа такой операции на предмет наличия признаков, указывающих на риск ОД/ФТ.
("Официальный сайт Ассоциации "Россия", 2023)Ответ: В Методических рекомендациях N 29-МР <460> Банк России рекомендовал кредитным организациям принимать меры по своевременному обновлению сведений о клиенте (например, в случае истечения срока действия паспорта гражданина Российской Федерации при достижении таким клиентом возраста двадцати и сорока пяти лет), заблаговременно информировать клиента о приближающихся сроках окончания срока действия документа, удостоверяющего личность клиента. При этом Банк России отметил, что достижение клиентом возраста, требующего замены документа, удостоверяющего личность, не является самостоятельным основанием для установления наличия риска совершения клиентом операций в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма (далее - ОД/ФТ). Кроме того, Банк России рекомендовал принимать решение об отказе в проведении операции по результатам анализа такой операции на предмет наличия признаков, указывающих на риск ОД/ФТ.
"Комментарий к Федеральному закону от 10 декабря 2003 г. N 173-ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле"
(постатейный)
(3-е издание, переработанное и дополненное)
(Борисов А.Н.)
("Юстицинформ", 2024)Положения, касающиеся переводов денежных средств без открытия банковского счета с использованием электронных средств платежа, предоставленных резидентам иностранными поставщиками платежных услуг, введены в комментируемую статью (в том числе в ее наименование) с 1 июля 2021 г. Федеральным законом от 30 декабря 2020 г. N 499-ФЗ <151>, разработчиками проекта которого обозначалась следующая проблема, для решения которой вносятся изменения: в настоящее время все большее число банков, а также иных организаций финансового рынка, расположенных за пределами территории России, предоставляют своим клиентам возможность осуществлять безналичные платежи с помощью электронных средств платежа, в том числе так называемых электронных кошельков, не используя для этого банковский счет; в соответствии с нормами действующего валютного законодательства резиденты обязаны представлять налоговым органам отчеты об использовании счетов (вкладов), открытых в банках, расположенных за пределами территории России; в отношении электронных средств платежа указанная обязанность отсутствует, что снижает эффективность контрольных мероприятий за соблюдением валютного законодательства и не способствует минимизации рисков в сферах противодействия отмыванию доходов и финансированию терроризма (ПОД/ФТ), а также информационной безопасности.
(постатейный)
(3-е издание, переработанное и дополненное)
(Борисов А.Н.)
("Юстицинформ", 2024)Положения, касающиеся переводов денежных средств без открытия банковского счета с использованием электронных средств платежа, предоставленных резидентам иностранными поставщиками платежных услуг, введены в комментируемую статью (в том числе в ее наименование) с 1 июля 2021 г. Федеральным законом от 30 декабря 2020 г. N 499-ФЗ <151>, разработчиками проекта которого обозначалась следующая проблема, для решения которой вносятся изменения: в настоящее время все большее число банков, а также иных организаций финансового рынка, расположенных за пределами территории России, предоставляют своим клиентам возможность осуществлять безналичные платежи с помощью электронных средств платежа, в том числе так называемых электронных кошельков, не используя для этого банковский счет; в соответствии с нормами действующего валютного законодательства резиденты обязаны представлять налоговым органам отчеты об использовании счетов (вкладов), открытых в банках, расположенных за пределами территории России; в отношении электронных средств платежа указанная обязанность отсутствует, что снижает эффективность контрольных мероприятий за соблюдением валютного законодательства и не способствует минимизации рисков в сферах противодействия отмыванию доходов и финансированию терроризма (ПОД/ФТ), а также информационной безопасности.
Статья: Работа с майнерами, реабилитация клиентов, контроль БПА: новые функции комплаенса
(Каратаев М.)
("Внутренний контроль в кредитной организации", 2024, N 3)<1> ПОД/ФТ - противодействие легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма.
(Каратаев М.)
("Внутренний контроль в кредитной организации", 2024, N 3)<1> ПОД/ФТ - противодействие легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма.
Статья: Пути совершенствования государственно-частного партнерства в сфере противодействия финансированию терроризма
(Милосердова Е.А.)
("Безопасность бизнеса", 2025, N 1)Активная работа в сфере укрепления ГЧП ведется в рамках региональных групп по типу ФАТФ (далее - РГТФ). В рамках Стратегии Евразийской группы по противодействию легализации преступных доходов и финансированию терроризма (ЕАГ) на 2024 - 2028 гг. предусматривается проведение консультаций с бизнес-структурами, на которых обсуждаются практические вопросы, связанные с минимизацией рисков и угроз в сфере ОД/ФТ <8>.
(Милосердова Е.А.)
("Безопасность бизнеса", 2025, N 1)Активная работа в сфере укрепления ГЧП ведется в рамках региональных групп по типу ФАТФ (далее - РГТФ). В рамках Стратегии Евразийской группы по противодействию легализации преступных доходов и финансированию терроризма (ЕАГ) на 2024 - 2028 гг. предусматривается проведение консультаций с бизнес-структурами, на которых обсуждаются практические вопросы, связанные с минимизацией рисков и угроз в сфере ОД/ФТ <8>.
"Казначейское сопровождение и бюджетный мониторинг: монография"
(Артюхин Р.Е., Демидов А.Ю., Карпенко В.М., Поветкина Н.А.)
("Юриспруденция", 2024)<2> См. подробнее: Прозрачность юридических лиц и образований: пути снижения рисков ОД/ФТ: монография // В.И. Лафитский, А.М. Цирин, Н.А. Поветкина, М.А. Цирина и др.; отв. ред. В.И. Лафитский, М.А. Цирина. М.: Институт законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве Российской Федерации, МУМЦФМ, 2014. 416 с.
(Артюхин Р.Е., Демидов А.Ю., Карпенко В.М., Поветкина Н.А.)
("Юриспруденция", 2024)<2> См. подробнее: Прозрачность юридических лиц и образований: пути снижения рисков ОД/ФТ: монография // В.И. Лафитский, А.М. Цирин, Н.А. Поветкина, М.А. Цирина и др.; отв. ред. В.И. Лафитский, М.А. Цирина. М.: Институт законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве Российской Федерации, МУМЦФМ, 2014. 416 с.
"Цифровая сущность финансового права: прошлое, настоящее, будущее: монография"
(под ред. И.И. Кучерова, Н.А. Поветкиной)
("ИЗиСП", "Юриспруденция", 2022)Понимание риск-ориентированного подхода в зарубежных источниках выглядит следующим образом. Например, в инструкции, созданной Группой разработки финансовых мер борьбы с отмыванием денег (ФАТФ) специально для банковского сектора, риск-ориентированный подход "означает, что страны, компетентные органы и финансовые учреждения <1>, как ожидается, будут выявлять, оценивать и понимать риски ОД/ФТ (отмывания денег/финансирования терроризма. - Прим. авт.), которым они подвергаются, и принимать меры ПОД/ФТ (противодействия отмыванию денег/финансированию терроризма. - Прим. авт.), соизмеримые с этими рисками, с целью их эффективного снижения" <2>. В другой инструкции ФАТФ риск-ориентированный подход детерминируется следующим образом: "Риск-ориентированный подход к ПОД/ФТ означает, что страны, компетентные органы и определенные нефинансовые бизнес-структуры и профессии, включая юристов, нотариусов и других специалистов в области права, должны выявлять, оценивать и понимать риски ОД/ФТ, которым они подвергаются, и принимать необходимые меры ПОД/ФТ для эффективного и действенного смягчения этих рисков и управления ими" <3>. Несмотря на то что отмеченные определения не имеют прямого отношения к контрольно-надзорной деятельности, они имеют некоторое сходство с определением, закрепленным в Федеральном законе N 294-ФЗ.
(под ред. И.И. Кучерова, Н.А. Поветкиной)
("ИЗиСП", "Юриспруденция", 2022)Понимание риск-ориентированного подхода в зарубежных источниках выглядит следующим образом. Например, в инструкции, созданной Группой разработки финансовых мер борьбы с отмыванием денег (ФАТФ) специально для банковского сектора, риск-ориентированный подход "означает, что страны, компетентные органы и финансовые учреждения <1>, как ожидается, будут выявлять, оценивать и понимать риски ОД/ФТ (отмывания денег/финансирования терроризма. - Прим. авт.), которым они подвергаются, и принимать меры ПОД/ФТ (противодействия отмыванию денег/финансированию терроризма. - Прим. авт.), соизмеримые с этими рисками, с целью их эффективного снижения" <2>. В другой инструкции ФАТФ риск-ориентированный подход детерминируется следующим образом: "Риск-ориентированный подход к ПОД/ФТ означает, что страны, компетентные органы и определенные нефинансовые бизнес-структуры и профессии, включая юристов, нотариусов и других специалистов в области права, должны выявлять, оценивать и понимать риски ОД/ФТ, которым они подвергаются, и принимать необходимые меры ПОД/ФТ для эффективного и действенного смягчения этих рисков и управления ими" <3>. Несмотря на то что отмеченные определения не имеют прямого отношения к контрольно-надзорной деятельности, они имеют некоторое сходство с определением, закрепленным в Федеральном законе N 294-ФЗ.
Статья: Финансовый мониторинг в рамках противодействия легализации доходов, полученных преступным путем
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)- изучают клиентов и оценивают риск совершения клиентами операций в целях отмывания денег/финансирования терроризма (пп. 3, 3.1 п. 1 ст. 7 Закона N 115-ФЗ, Информационное письмо Росфинмониторинга от 01.03.2019 N 59 "О методических рекомендациях по проведению оценки рисков ОД/ФТ организациями, осуществляющими операции с денежными средствами или иным имуществом и индивидуальными предпринимателями");
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)- изучают клиентов и оценивают риск совершения клиентами операций в целях отмывания денег/финансирования терроризма (пп. 3, 3.1 п. 1 ст. 7 Закона N 115-ФЗ, Информационное письмо Росфинмониторинга от 01.03.2019 N 59 "О методических рекомендациях по проведению оценки рисков ОД/ФТ организациями, осуществляющими операции с денежными средствами или иным имуществом и индивидуальными предпринимателями");