Очные публичные слушания
Подборка наиболее важных документов по запросу Очные публичные слушания (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2022 год: Статья 5.1 "Общественные обсуждения, публичные слушания по проектам генеральных планов, проектам правил землепользования и застройки, проектам планировки территории, проектам межевания территории, проектам правил благоустройства территорий, проектам решений о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка или объекта капитального строительства, проектам решений о предоставлении разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства" Градостроительного кодекса РФ"Проанализировав положения статей 4, 5.1, 68 Градостроительного кодекса Российской Федерации, Порядка организации и проведения общественных обсуждений при осуществлении градостроительной деятельности в городе Москве и внесении изменений в правовые акты города Москвы (далее - Порядок), утвержденного постановлением Правительства Москвы от 30 апреля 2019 года N 448-ПП, Правил использования сайта проекта "Активный гражданин" в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в целях проведения общественных обсуждений при осуществлении градостроительной деятельности в городе Москве, утвержденных распоряжения Департамента информационных технологий г. Москвы от 28 июня 2019 года N 64-16-273/19, суды пришли к верному выводу, что проведение общественных обсуждений с использованием официального сайта проекта "Активный гражданин" информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" является законным, соответствует положениям статьи 5.1 Градостроительного кодекса Российской Федерации, Градостроительному кодексу города Москвы, постановлению Правительства Москвы от 30 апреля 2019 года N 448-ПП; процедура проведения общественных слушаний с использованием информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" соответствует процедуре проведения общественных обсуждений в очной форме."
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Общественные обсуждения и публичные слушания как формы общественного контроля за деятельностью органов государственной власти и местного самоуправления
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Одним из отличий данных форм общественного контроля является принцип общественного участия граждан. Если общественные обсуждения предполагают в основном заочный формат участия (в том числе посредством направления мнения через информационно-телекоммуникационную сеть Интернет), то публичные слушания предполагают очный формат - непосредственное присутствие, участие граждан, встречи в определенных местах.
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Одним из отличий данных форм общественного контроля является принцип общественного участия граждан. Если общественные обсуждения предполагают в основном заочный формат участия (в том числе посредством направления мнения через информационно-телекоммуникационную сеть Интернет), то публичные слушания предполагают очный формат - непосредственное присутствие, участие граждан, встречи в определенных местах.
Статья: Независимый мониторинг и общественное обсуждение закупок как основные формы общественного контроля государственных закупок
(Ибрагимов О.А., Клочихин В.А.)
("Юрист", 2021, N 2)До принятия действующих Правил общественное обсуждение проводилось в два этапа <9>. На первом этапе участники знакомились со сведениями, которые содержались в плане закупок, и в течение 20 дней у них было право направить заказчику замечания и предложения. В свою очередь заказчик должен был в течение двух дней направить ответ на поступившее замечание или предложение. После чего в течение десяти дней проводились очные публичные слушания, на которых присутствовали должностные лица контрактной службы заказчика. В процессе слушаний участники высказывали замечания и предложения, представители заказчика давали пояснения, велась аудиозапись <10>. По итогам проведения первого этапа заказчик мог принять одно из решений: отмена торгов, проведение торгов без учета результатов обсуждений или с учетом поступивших предложений и замечаний. В течение двух дней размещался протокол результатов первого этапа обсуждений. На втором этапе обсуждалась информация, содержащаяся в извещении и документации о проведении торгов. Процедура проводилась аналогично первому этапу. Помимо очной формы общественных обсуждений функционировала электронная форма в разделе "Обязательное общественное обсуждение закупок" на официальном сайте государственных закупок https://zakupki.gov.ru. Некоторые исследователи отмечали, что институт общественного обсуждения закупок не сформировался и на практике сохраняется тенденция к формальному принципу его функционирования <11>.
(Ибрагимов О.А., Клочихин В.А.)
("Юрист", 2021, N 2)До принятия действующих Правил общественное обсуждение проводилось в два этапа <9>. На первом этапе участники знакомились со сведениями, которые содержались в плане закупок, и в течение 20 дней у них было право направить заказчику замечания и предложения. В свою очередь заказчик должен был в течение двух дней направить ответ на поступившее замечание или предложение. После чего в течение десяти дней проводились очные публичные слушания, на которых присутствовали должностные лица контрактной службы заказчика. В процессе слушаний участники высказывали замечания и предложения, представители заказчика давали пояснения, велась аудиозапись <10>. По итогам проведения первого этапа заказчик мог принять одно из решений: отмена торгов, проведение торгов без учета результатов обсуждений или с учетом поступивших предложений и замечаний. В течение двух дней размещался протокол результатов первого этапа обсуждений. На втором этапе обсуждалась информация, содержащаяся в извещении и документации о проведении торгов. Процедура проводилась аналогично первому этапу. Помимо очной формы общественных обсуждений функционировала электронная форма в разделе "Обязательное общественное обсуждение закупок" на официальном сайте государственных закупок https://zakupki.gov.ru. Некоторые исследователи отмечали, что институт общественного обсуждения закупок не сформировался и на практике сохраняется тенденция к формальному принципу его функционирования <11>.
Статья: К вопросу о реализации отдельных форм делиберативной демократии
(Усманова Р.М.)
("Конституционное и муниципальное право", 2024, N 4)В Федеральном законе N 131-ФЗ (п. 3 ст. 28) четко обозначены вопросы, по которым проводятся публичные слушания. Но по вопросам, предусмотренным п. 5 ст. 28 Федерального закона N 131-ФЗ, проводятся либо публичные слушания, либо общественные осуждения в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности. Отличие между этими формами непосредственно Градостроительный кодекс Российской Федерации <16> не проводит. Однако из смысла п. 4 и п. 5 ст. 5.1 этого Кодекса вытекает, что публичные слушания носят очный характер, а общественное обсуждение - заочный, так как первые предусматривают такой этап, как проведение собрания участников публичных слушаний, где и проходит обсуждение вопроса.
(Усманова Р.М.)
("Конституционное и муниципальное право", 2024, N 4)В Федеральном законе N 131-ФЗ (п. 3 ст. 28) четко обозначены вопросы, по которым проводятся публичные слушания. Но по вопросам, предусмотренным п. 5 ст. 28 Федерального закона N 131-ФЗ, проводятся либо публичные слушания, либо общественные осуждения в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности. Отличие между этими формами непосредственно Градостроительный кодекс Российской Федерации <16> не проводит. Однако из смысла п. 4 и п. 5 ст. 5.1 этого Кодекса вытекает, что публичные слушания носят очный характер, а общественное обсуждение - заочный, так как первые предусматривают такой этап, как проведение собрания участников публичных слушаний, где и проходит обсуждение вопроса.
Статья: О роли комплексного развития территории, местного самоуправления и граждан в осуществлении градостроительной деятельности
(Попов М.В.)
("Закон", 2025, N 3)Однако и этот принцип подвергся ревизии. Так, в 2017 году, помимо публичных слушаний, предполагающих очное общение властей и местных жителей, в законодательстве появились общественные обсуждения, сводящие это общение к получению властями обращений жителей в электронной форме; с началом эпидемии COVID-19 эта форма участия, по наблюдениям автора, стала преобладающей. Также снижалась нормативная продолжительность слушаний/обсуждений, например в отношении ПЗЗ в 2019 году - до периода от одного до трех месяцев, в 2022 году - не больше одного (!) месяца <10>.
(Попов М.В.)
("Закон", 2025, N 3)Однако и этот принцип подвергся ревизии. Так, в 2017 году, помимо публичных слушаний, предполагающих очное общение властей и местных жителей, в законодательстве появились общественные обсуждения, сводящие это общение к получению властями обращений жителей в электронной форме; с началом эпидемии COVID-19 эта форма участия, по наблюдениям автора, стала преобладающей. Также снижалась нормативная продолжительность слушаний/обсуждений, например в отношении ПЗЗ в 2019 году - до периода от одного до трех месяцев, в 2022 году - не больше одного (!) месяца <10>.