Очередь строительства
Подборка наиболее важных документов по запросу Очередь строительства (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2025 год: Статья 39.16 "Основания для отказа в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов" ЗК РФ"По информации Министерства развития инфраструктуры Калининградской области, часть спорного земельного участка предусмотрена для размещения линейного объекта регионального значения "10 очередь строительства Кольцевого маршрута в районе Приморской рекреационной зоны - "От транспортной развязки с автомобильной дорогой "Калининград-Долгоруково" до транспортной развязки с автомобильной дорогой "Калининград-Мамоново" в границах муниципального образования "Гурьевский городской округ". Документация по планировке территории, предусматривающая размещение названного линейного объекта, утверждена постановлением Правительства Калининградской области от 02.04.2018 N 158.
Подборка судебных решений за 2024 год: Статья 45 "Использование лесов для строительства, реконструкции, эксплуатации линейных объектов" ЛК РФ"Статья 45 Лесного кодекса РФ предусматривает особенности использования лесов для строительства, реконструкции, эксплуатации линейных объектов. В частности, исходя из части 1 статьи 45 Лесного кодекса РФ, в редакции, действующей на момент заключения договора от 22.09.2016 N 131, использование лесов для строительства, реконструкции, эксплуатации линейных объектов осуществляется в соответствии со статьей 21 названного кодекса, которая, в свою очередь регулирует особенности строительства, реконструкции и эксплуатации объектов, не связанных с созданием лесной инфраструктуры, в том числе для использования линий электропередачи, линий связи, дорог, трубопроводов и других линейных объектов, а также сооружений, являющихся неотъемлемой технологической частью указанных объектов (линейные объекты) (пункт 4 части 1 статьи 21).
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
"Юридический справочник застройщика"
(9-я редакция)
(под ред. Д.С. Некрестьянова)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)ГрК РФ допускает поэтапное проектирование и осуществление строительства, реконструкции объектов. Соответственно, возможна и выдача разрешения на отдельные этапы (очереди) строительства (п. 12 ст. 51 ГрК РФ). При этом следует отметить, что в конце 2019 года Законом N 472-ФЗ <1> в ГрК РФ внесены изменения, в соответствии с которыми предусматривается выделение этапов и в отношении линейных объектов (объектов капитального строительства, входящих в их состав). Получаются такие разрешения в общем заявительном порядке.
(9-я редакция)
(под ред. Д.С. Некрестьянова)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)ГрК РФ допускает поэтапное проектирование и осуществление строительства, реконструкции объектов. Соответственно, возможна и выдача разрешения на отдельные этапы (очереди) строительства (п. 12 ст. 51 ГрК РФ). При этом следует отметить, что в конце 2019 года Законом N 472-ФЗ <1> в ГрК РФ внесены изменения, в соответствии с которыми предусматривается выделение этапов и в отношении линейных объектов (объектов капитального строительства, входящих в их состав). Получаются такие разрешения в общем заявительном порядке.
Готовое решение: В какой момент у заказчика по договору подряда возникает право собственности на результат работ
(КонсультантПлюс, 2025)При необходимости прекращения работ или их приостановления более чем на шесть месяцев застройщик или технический заказчик должен обеспечить консервацию объекта капитального строительства (ч. 4 ст. 52 ГрК РФ). К объектам капитального строительства п. 10 ст. 1 ГрК РФ относит в том числе объекты незавершенного строительства. В свою очередь объект незавершенного строительства является недвижимой вещью, согласно п. 1 ст. 130 ГК РФ право собственности на которую подлежит государственной регистрации в силу ст. 131 ГК РФ.
(КонсультантПлюс, 2025)При необходимости прекращения работ или их приостановления более чем на шесть месяцев застройщик или технический заказчик должен обеспечить консервацию объекта капитального строительства (ч. 4 ст. 52 ГрК РФ). К объектам капитального строительства п. 10 ст. 1 ГрК РФ относит в том числе объекты незавершенного строительства. В свою очередь объект незавершенного строительства является недвижимой вещью, согласно п. 1 ст. 130 ГК РФ право собственности на которую подлежит государственной регистрации в силу ст. 131 ГК РФ.
Нормативные акты
"Типовые рекомендации по проектированию, строительству, реконструкции и капитальному ремонту зданий и сооружений Федеральной налоговой службы, ее территориальных органов и организаций, находящихся в ведении ФНС России"
(утв. Приказом ФНС России от 09.04.2012 N ММВ-7-10/230@)3.48. Очередь строительства - определенная проектной документацией часть стройки, обеспечивающая выпуск продукции или оказание услуг; может состоять из одного и нескольких пусковых комплексов.
(утв. Приказом ФНС России от 09.04.2012 N ММВ-7-10/230@)3.48. Очередь строительства - определенная проектной документацией часть стройки, обеспечивающая выпуск продукции или оказание услуг; может состоять из одного и нескольких пусковых комплексов.
Постановление Правительства РФ от 05.03.2007 N 145
(ред. от 03.10.2025)
"О порядке организации и проведения государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий""этап строительства" - строительство или реконструкция объекта капитального строительства из числа объектов капитального строительства, планируемых к строительству, реконструкции на одном земельном участке, если такой объект может быть введен в эксплуатацию и эксплуатироваться автономно (то есть независимо от строительства или реконструкции иных объектов капитального строительства на этом земельном участке), строительство или реконструкция части объекта капитального строительства, которая может быть введена в эксплуатацию и эксплуатироваться автономно (то есть независимо от строительства или реконструкции иных частей этого объекта капитального строительства), а также комплекс работ по подготовке территории строительства, включающий в себя оформление прав владения и пользования земельными участками, необходимыми для размещения объекта капитального строительства (части объекта капитального строительства), снос зданий, строений и сооружений, переустройство (перенос) инженерных коммуникаций, строительство временных зданий и сооружений, вырубку леса и другие работы. В отношении метрополитена и объектов инфраструктуры рельсового транспорта, движение подвижного состава которого осуществляется на электротяге и линия которого частично расположена под землей, под этапом строительства также понимается комплекс работ по организации строительства, включающий в себя проходку шахтных стволов с подходными выработками, горизонтальные выработки со строительными конструкциями обделки перегонных тоннелей, оснащение горных комплексов, сооружение и оснащение стартовых и демонтажных котлованов для щитовой проходки тоннелей, котлованов для строительства станционных комплексов и притоннельных сооружений в случае использования их для монтажа и демонтажа тоннелепроходческих комплексов или горнопроходческого оборудования, ликвидацию и приведение в работоспособное состояние горных выработок, комплекс мероприятий по выполнению горно-капитальных работ, инженерное оснащение электродепо, линий метрополитена и указанного рельсового транспорта, благоустройство строительных площадок и прилегающих территорий. В отношении морских и речных портов под этапом строительства также понимается комплекс работ по строительству объектов инфраструктуры морского или речного порта общепортового назначения, в состав которых полностью или частично входят портовые гидротехнические сооружения, внутренние рейды, якорные стоянки, средства навигационного оборудования и другие объекты навигационно-гидрографического обеспечения морских путей, системы управления движением судов, железнодорожные и автомобильные подъездные пути, линии связи, устройства тепло-, газо-, водо- и электроснабжения, инженерные коммуникации, искусственные земельные участки, строительство которых необходимо для функционирования морских терминалов, перегрузочных комплексов. В отношении линейных объектов транспортной инфраструктуры, судоходных гидротехнических сооружений, включенных в перечень объектов инфраструктуры, в том числе объектов инфраструктуры, необходимых для модернизации, расширения и увеличения пропускной способности Байкало-Амурской и Транссибирской железнодорожных магистралей, в отношении которых применяются особенности, установленные Федеральным законом "Об особенностях регулирования отдельных отношений в целях реализации приоритетных проектов по модернизации и расширению инфраструктуры и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", по 31 декабря 2033 г. включительно под этапом строительства также понимается строительство, реконструкция одного либо нескольких объектов капитального строительства или их частей, которые входят в состав таких объектов и не могут быть введены в эксплуатацию и эксплуатироваться автономно. В отношении объектов использования атомной энергии под этапом строительства также понимается комплекс работ по организации строительства, включающий в себя строительство объектов инфраструктуры объектов использования атомной энергии, в том числе железнодорожных и автомобильных подъездных путей, линий связи, устройств тепло-, газо-, водо- и электроснабжения, инженерных коммуникаций, необходимых для функционирования объектов использования атомной энергии. В отношении объектов производственного назначения под этапом строительства также понимается комплекс работ по планировке, благоустройству, озеленению и освещению территории;
(ред. от 03.10.2025)
"О порядке организации и проведения государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий""этап строительства" - строительство или реконструкция объекта капитального строительства из числа объектов капитального строительства, планируемых к строительству, реконструкции на одном земельном участке, если такой объект может быть введен в эксплуатацию и эксплуатироваться автономно (то есть независимо от строительства или реконструкции иных объектов капитального строительства на этом земельном участке), строительство или реконструкция части объекта капитального строительства, которая может быть введена в эксплуатацию и эксплуатироваться автономно (то есть независимо от строительства или реконструкции иных частей этого объекта капитального строительства), а также комплекс работ по подготовке территории строительства, включающий в себя оформление прав владения и пользования земельными участками, необходимыми для размещения объекта капитального строительства (части объекта капитального строительства), снос зданий, строений и сооружений, переустройство (перенос) инженерных коммуникаций, строительство временных зданий и сооружений, вырубку леса и другие работы. В отношении метрополитена и объектов инфраструктуры рельсового транспорта, движение подвижного состава которого осуществляется на электротяге и линия которого частично расположена под землей, под этапом строительства также понимается комплекс работ по организации строительства, включающий в себя проходку шахтных стволов с подходными выработками, горизонтальные выработки со строительными конструкциями обделки перегонных тоннелей, оснащение горных комплексов, сооружение и оснащение стартовых и демонтажных котлованов для щитовой проходки тоннелей, котлованов для строительства станционных комплексов и притоннельных сооружений в случае использования их для монтажа и демонтажа тоннелепроходческих комплексов или горнопроходческого оборудования, ликвидацию и приведение в работоспособное состояние горных выработок, комплекс мероприятий по выполнению горно-капитальных работ, инженерное оснащение электродепо, линий метрополитена и указанного рельсового транспорта, благоустройство строительных площадок и прилегающих территорий. В отношении морских и речных портов под этапом строительства также понимается комплекс работ по строительству объектов инфраструктуры морского или речного порта общепортового назначения, в состав которых полностью или частично входят портовые гидротехнические сооружения, внутренние рейды, якорные стоянки, средства навигационного оборудования и другие объекты навигационно-гидрографического обеспечения морских путей, системы управления движением судов, железнодорожные и автомобильные подъездные пути, линии связи, устройства тепло-, газо-, водо- и электроснабжения, инженерные коммуникации, искусственные земельные участки, строительство которых необходимо для функционирования морских терминалов, перегрузочных комплексов. В отношении линейных объектов транспортной инфраструктуры, судоходных гидротехнических сооружений, включенных в перечень объектов инфраструктуры, в том числе объектов инфраструктуры, необходимых для модернизации, расширения и увеличения пропускной способности Байкало-Амурской и Транссибирской железнодорожных магистралей, в отношении которых применяются особенности, установленные Федеральным законом "Об особенностях регулирования отдельных отношений в целях реализации приоритетных проектов по модернизации и расширению инфраструктуры и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", по 31 декабря 2033 г. включительно под этапом строительства также понимается строительство, реконструкция одного либо нескольких объектов капитального строительства или их частей, которые входят в состав таких объектов и не могут быть введены в эксплуатацию и эксплуатироваться автономно. В отношении объектов использования атомной энергии под этапом строительства также понимается комплекс работ по организации строительства, включающий в себя строительство объектов инфраструктуры объектов использования атомной энергии, в том числе железнодорожных и автомобильных подъездных путей, линий связи, устройств тепло-, газо-, водо- и электроснабжения, инженерных коммуникаций, необходимых для функционирования объектов использования атомной энергии. В отношении объектов производственного назначения под этапом строительства также понимается комплекс работ по планировке, благоустройству, озеленению и освещению территории;
Статья: Тенденции рассмотрения споров, вытекающих из инвестиционной деятельности в строительной сфере
(Метшин Т.И.)
("Вестник гражданского процесса", 2023, N 5)Так, например, в Постановлении АС Восточно-Сибирского округа от 14 декабря 2017 г. N Ф02-7042/2017 по делу N А78-2131/2017 суд, ссылаясь на п. 6 Постановления Пленума ВАС РФ от 11 июля 2011 г. N 54 (далее - ПП ВАС РФ N 54), приходит к выводу, что суды первой и апелляционной инстанций правильно квалифицировали договор инвестиционной деятельности как смешанный, регулирование которого осуществляется нормами гл. 55 ГК РФ ("Простое товарищество"). В обоснование своей позиции Арбитражный суд указывает: "договор об инвестиционной деятельности от 14.01.2009 N 5 был заключен сторонами с целью предоставления инвестором (истцом) застройщику (ответчику) земельного участка в аренду для строительства подземной автостоянки боксового типа с устройством на эксплуатируемой кровле спортивной площадки, отдельно стоящего здания спортивного зала и проведения работ по благоустройству территории школы N 38 - 1-я очередь строительства, указанный земельный участок принадлежит городскому округу "Город Чита", иных обязательств истец на себя не принимал, застройщик взял на себя обязательства осуществить своими средствами строительство, а результатом инвестиционной деятельности истца предусмотрена передача в собственность объекта инвестиций - вновь построенного теплого спортивного зала, футбольного поля" <18>.
(Метшин Т.И.)
("Вестник гражданского процесса", 2023, N 5)Так, например, в Постановлении АС Восточно-Сибирского округа от 14 декабря 2017 г. N Ф02-7042/2017 по делу N А78-2131/2017 суд, ссылаясь на п. 6 Постановления Пленума ВАС РФ от 11 июля 2011 г. N 54 (далее - ПП ВАС РФ N 54), приходит к выводу, что суды первой и апелляционной инстанций правильно квалифицировали договор инвестиционной деятельности как смешанный, регулирование которого осуществляется нормами гл. 55 ГК РФ ("Простое товарищество"). В обоснование своей позиции Арбитражный суд указывает: "договор об инвестиционной деятельности от 14.01.2009 N 5 был заключен сторонами с целью предоставления инвестором (истцом) застройщику (ответчику) земельного участка в аренду для строительства подземной автостоянки боксового типа с устройством на эксплуатируемой кровле спортивной площадки, отдельно стоящего здания спортивного зала и проведения работ по благоустройству территории школы N 38 - 1-я очередь строительства, указанный земельный участок принадлежит городскому округу "Город Чита", иных обязательств истец на себя не принимал, застройщик взял на себя обязательства осуществить своими средствами строительство, а результатом инвестиционной деятельности истца предусмотрена передача в собственность объекта инвестиций - вновь построенного теплого спортивного зала, футбольного поля" <18>.
Ситуация: Что делать дольщику в случае банкротства застройщика?
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)В свою очередь участник строительства вправе предъявить конкурсному управляющему требование о передаче жилых помещений, требование о передаче машино-места и нежилого помещения (при наличии соответствующего договора) и (или) денежное требование либо уточнить свое требование к застройщику, предъявив соответствующие документы (пп. 2, 2.1, 3.1 п. 1 ст. 201.1, п. п. 2, 3.1 ст. 201.4 Закона N 127-ФЗ).
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)В свою очередь участник строительства вправе предъявить конкурсному управляющему требование о передаче жилых помещений, требование о передаче машино-места и нежилого помещения (при наличии соответствующего договора) и (или) денежное требование либо уточнить свое требование к застройщику, предъявив соответствующие документы (пп. 2, 2.1, 3.1 п. 1 ст. 201.1, п. п. 2, 3.1 ст. 201.4 Закона N 127-ФЗ).
"Комментарий практики рассмотрения экономических споров (судебно-арбитражной практики). Выпуск 31"
(отв. ред. О.В. Гутников, С.А. Синицын)
("Инфотропик Медиа", 2025)О надлежащем исполнении Администрацией обязательств свидетельствуют установленные судом при рассмотрении дела N А41-24706/21 следующие обстоятельства: "Отведенная под строительство корпуса N 5 (4-я очередь строительства жилого комплекса) территория площадью 6 650,0 кв. м частично располагалась на земельных участках: площадью 4 104,0 кв. м, кадастровый номер 50:10:0000000:16767, находившемся в собственности ответчика на основании выписки из Единого государственного реестра недвижимости от 29.11.2017 N 99/2017/38683880, выданной Росреестром (разрешенное использование: многоэтажная жилая застройка (высотная застройка); площадью 7 421,0 кв. м, кадастровый номер 50:10:0000000:16701, предоставленном ответчику на основании договора аренды земельного участка от 13.06.2017 N ЮА-29, заключенного с Администрацией до 21.06.2020 (разрешенное использование: для строительства и эксплуатации детского сада и благоустройства территории); площадью 2 090,0 кв. м, кадастровый номер 50:10:0010313:6314, предоставленном ответчику на основании договора аренды земельного участка от 09.11.2017 N ЮА-63, заключенного с Администрацией сроком на 11 месяцев (разрешенное использование: для расширения существующей дороги, прокладки инженерных коммуникаций и благоустройства территории). В целях завершения строительства многофункционального жилого комплекса (корпуса N 5) ООО "Химкинское СМУ МОИС-1" обратилось в адрес Министерства 9 А41-57719/22 строительного комплекса Московской области письмом от 24.11.2016 N 1204-01/9 по вопросу разработки проекта планировки территории. Проект планировки и проект межевания территории по адресу: Московская область, городской округ Химки, Ленинский проспект, д. 40, 42, - утверждены распоряжением Министерства строительного комплекса Московской области от 28.09.2017 N П35/555. Для реализации проекта планировки в части строительства вышеуказанного жилого дома (корпуса N 5) необходимо было изменение разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером 50:10:0000000:16767. Постановлением Администрации от 22.11.2017 N 1173 вид разрешенного использования "для индивидуального жилищного строительства" земельного участка с кадастровым номером 50:10:0000000:16767, площадью 4 104 кв. м, изменен на вид разрешенного использования "многоэтажная жилая застройка". Так Администрация исполнила свое обязательство, предусмотренное п. 2.1.1 Соглашения, согласно которому обязалась оказать в пределах своей компетенции, в соответствии с требованиями действующего законодательства содействие в решении вопросов, связанных с оформлением земельных участков под строительство Объекта, приобретаемых застройщиком у частных лиц за счет собственных средств, и изменением вида их разрешенного использования, предусматривающего строительство многоэтажного жилого дома. Пунктами 2.1.2, 2.1.3 Соглашения предусмотрено, что Администрация обязалась совершить следующие действия: в соответствии с требованиями действующего законодательства, в том числе с установленным в Московской области порядком, организовать и провести публичные слушания по проекту планировки и проекту межевания части территории г. Химки, Московской области в границах: Ленинский проспект - канал им. Москвы - река Химка, предусматривающего строительство Объекта; с учетом результатов указанных выше публичных слушаний дать соответствующее заключение о строительстве Объекта согласно нормам действующего законодательства. Во исполнение указанных пунктов Соглашения публичные слушания по обсуждению документации по планировке территории для размещения жилой застройки (заказчик: ООО "Химкинское СМУ МОИС-1") назначены Постановлением главы городского округа Химки Московской области от 13.07.2017 N 43 "О назначении 10 А41-57719/22 публичных слушаний по проекту планировки и проекту межевания территории по адресу: Московская область, г. Химки, Ленинский проспект, д. 40, 42", при этом организация публичных слушаний возложена на Администрацию (п. 2 Постановления). Извещение о проведении публичных слушаний опубликовано в газете "Химкинские новости" (выпуск N 52 (2509) от 14.07.2017) и на официальном сайте Администрации городского округа Химки: www.admhimki.ru. Общественное обсуждение документации по планировке территории состоялось 04.08.2017. Заключение о результатах публичных слушаний от 04.08.2017 утверждено 22.08.2017 заместителем главы Администрации городского округа Химки Московской области Медведевым М.А.; заключение комиссии по проведению публичных слушаний от 04.08.2017 (протокол N б/н от 04.08.2017) опубликовано на официальном сайте Администрации городского округа Химки (www.admhimki.ru) и в газете "Химкинские новости" (выпуск N 63 (2520) от 23.08.2017). В соответствии с пунктами 2.1.4, 2.1.5 Соглашения Администрация обязалась принимать участие в рабочих совещаниях, заседаниях межведомственных и архитектурных комиссий, градостроительных советах Московской области, других официальных мероприятиях, касающихся возможного строительства Объекта, и поддерживать реализацию указанного проекта; оказать, в пределах своей компетенции, содействие застройщику в реализации обязательств по строительству Объекта. Администрацией 27.04.2017 принято участие в заседании Межведомственной комиссии Градостроительного совета Московской области по вопросам градостроительной деятельности по вопросу направления на публичные слушания документации по планировки территории. Администрацией 04.08.2017 принято участие в общественных обсуждениях документации по планировке. Администрацией даны положительные заключения: по разработке проекта планировки и проекта межевания территории, в целях завершения строительства многофункционального жилого комплекса (корпуса N 5); по выдаче ГПЗУ; по выдаче разрешения на строительство. В силу изложенного Администрацией надлежащим образом исполнены все обязательства в рамках Соглашения".
(отв. ред. О.В. Гутников, С.А. Синицын)
("Инфотропик Медиа", 2025)О надлежащем исполнении Администрацией обязательств свидетельствуют установленные судом при рассмотрении дела N А41-24706/21 следующие обстоятельства: "Отведенная под строительство корпуса N 5 (4-я очередь строительства жилого комплекса) территория площадью 6 650,0 кв. м частично располагалась на земельных участках: площадью 4 104,0 кв. м, кадастровый номер 50:10:0000000:16767, находившемся в собственности ответчика на основании выписки из Единого государственного реестра недвижимости от 29.11.2017 N 99/2017/38683880, выданной Росреестром (разрешенное использование: многоэтажная жилая застройка (высотная застройка); площадью 7 421,0 кв. м, кадастровый номер 50:10:0000000:16701, предоставленном ответчику на основании договора аренды земельного участка от 13.06.2017 N ЮА-29, заключенного с Администрацией до 21.06.2020 (разрешенное использование: для строительства и эксплуатации детского сада и благоустройства территории); площадью 2 090,0 кв. м, кадастровый номер 50:10:0010313:6314, предоставленном ответчику на основании договора аренды земельного участка от 09.11.2017 N ЮА-63, заключенного с Администрацией сроком на 11 месяцев (разрешенное использование: для расширения существующей дороги, прокладки инженерных коммуникаций и благоустройства территории). В целях завершения строительства многофункционального жилого комплекса (корпуса N 5) ООО "Химкинское СМУ МОИС-1" обратилось в адрес Министерства 9 А41-57719/22 строительного комплекса Московской области письмом от 24.11.2016 N 1204-01/9 по вопросу разработки проекта планировки территории. Проект планировки и проект межевания территории по адресу: Московская область, городской округ Химки, Ленинский проспект, д. 40, 42, - утверждены распоряжением Министерства строительного комплекса Московской области от 28.09.2017 N П35/555. Для реализации проекта планировки в части строительства вышеуказанного жилого дома (корпуса N 5) необходимо было изменение разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером 50:10:0000000:16767. Постановлением Администрации от 22.11.2017 N 1173 вид разрешенного использования "для индивидуального жилищного строительства" земельного участка с кадастровым номером 50:10:0000000:16767, площадью 4 104 кв. м, изменен на вид разрешенного использования "многоэтажная жилая застройка". Так Администрация исполнила свое обязательство, предусмотренное п. 2.1.1 Соглашения, согласно которому обязалась оказать в пределах своей компетенции, в соответствии с требованиями действующего законодательства содействие в решении вопросов, связанных с оформлением земельных участков под строительство Объекта, приобретаемых застройщиком у частных лиц за счет собственных средств, и изменением вида их разрешенного использования, предусматривающего строительство многоэтажного жилого дома. Пунктами 2.1.2, 2.1.3 Соглашения предусмотрено, что Администрация обязалась совершить следующие действия: в соответствии с требованиями действующего законодательства, в том числе с установленным в Московской области порядком, организовать и провести публичные слушания по проекту планировки и проекту межевания части территории г. Химки, Московской области в границах: Ленинский проспект - канал им. Москвы - река Химка, предусматривающего строительство Объекта; с учетом результатов указанных выше публичных слушаний дать соответствующее заключение о строительстве Объекта согласно нормам действующего законодательства. Во исполнение указанных пунктов Соглашения публичные слушания по обсуждению документации по планировке территории для размещения жилой застройки (заказчик: ООО "Химкинское СМУ МОИС-1") назначены Постановлением главы городского округа Химки Московской области от 13.07.2017 N 43 "О назначении 10 А41-57719/22 публичных слушаний по проекту планировки и проекту межевания территории по адресу: Московская область, г. Химки, Ленинский проспект, д. 40, 42", при этом организация публичных слушаний возложена на Администрацию (п. 2 Постановления). Извещение о проведении публичных слушаний опубликовано в газете "Химкинские новости" (выпуск N 52 (2509) от 14.07.2017) и на официальном сайте Администрации городского округа Химки: www.admhimki.ru. Общественное обсуждение документации по планировке территории состоялось 04.08.2017. Заключение о результатах публичных слушаний от 04.08.2017 утверждено 22.08.2017 заместителем главы Администрации городского округа Химки Московской области Медведевым М.А.; заключение комиссии по проведению публичных слушаний от 04.08.2017 (протокол N б/н от 04.08.2017) опубликовано на официальном сайте Администрации городского округа Химки (www.admhimki.ru) и в газете "Химкинские новости" (выпуск N 63 (2520) от 23.08.2017). В соответствии с пунктами 2.1.4, 2.1.5 Соглашения Администрация обязалась принимать участие в рабочих совещаниях, заседаниях межведомственных и архитектурных комиссий, градостроительных советах Московской области, других официальных мероприятиях, касающихся возможного строительства Объекта, и поддерживать реализацию указанного проекта; оказать, в пределах своей компетенции, содействие застройщику в реализации обязательств по строительству Объекта. Администрацией 27.04.2017 принято участие в заседании Межведомственной комиссии Градостроительного совета Московской области по вопросам градостроительной деятельности по вопросу направления на публичные слушания документации по планировки территории. Администрацией 04.08.2017 принято участие в общественных обсуждениях документации по планировке. Администрацией даны положительные заключения: по разработке проекта планировки и проекта межевания территории, в целях завершения строительства многофункционального жилого комплекса (корпуса N 5); по выдаче ГПЗУ; по выдаче разрешения на строительство. В силу изложенного Администрацией надлежащим образом исполнены все обязательства в рамках Соглашения".
Готовое решение: Как осуществляется приемка результата работ по договору подряда
(КонсультантПлюс, 2025)Однако стоит учитывать, что п. 4 ст. 753 ГК РФ о строительном подряде предусматривает оформление сдачи-приемки работ по акту, подписанному обеими сторонами. Поэтому полагаем, что для подтверждения принятия строительных работ стоит использовать в первую очередь именно акт.
(КонсультантПлюс, 2025)Однако стоит учитывать, что п. 4 ст. 753 ГК РФ о строительном подряде предусматривает оформление сдачи-приемки работ по акту, подписанному обеими сторонами. Поэтому полагаем, что для подтверждения принятия строительных работ стоит использовать в первую очередь именно акт.
"Основные средства и капитальные вложения: Практическое руководство по ведению бухучета в соответствии с требованиями ФСБУ 6/2020 и 26/2020, МСФО и рекомендациями разработчиков"
(Смирнова С.А.)
("АйСи Групп", 2024)Ситуация 3. По итогам строительства объекта (очереди завода) предусмотрена выплата ряда премий за выполнение отдельных этапов, например за своевременный ввод в эксплуатацию. Но на момент начисления премии вполне может измениться как кадровый состав, так и его численность, что в итоге приведет к тому, что предусмотрели одну сумму, а по факту она окажется либо выше, либо ниже.
(Смирнова С.А.)
("АйСи Групп", 2024)Ситуация 3. По итогам строительства объекта (очереди завода) предусмотрена выплата ряда премий за выполнение отдельных этапов, например за своевременный ввод в эксплуатацию. Но на момент начисления премии вполне может измениться как кадровый состав, так и его численность, что в итоге приведет к тому, что предусмотрели одну сумму, а по факту она окажется либо выше, либо ниже.
"Комментарий к Градостроительному кодексу РФ"
(Гришаев С.П.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)1. Строительный контроль при строительстве объекта транспортной инфраструктуры дорожного хозяйства федерального значения, строительство, реконструкцию, капитальный ремонт которого планируется осуществлять полностью или частично за счет средств федерального бюджета, за исключением автомобильных дорог Государственной компании "Российские автомобильные дороги", осуществляется подведомственным Федеральному дорожному агентству Федеральным государственным бюджетным учреждением "Дирекция мониторинга дорожной деятельности Федерального дорожного агентства" в случае, если сметная стоимость такого объекта превышает 2 млрд рублей и в отношении такого объекта получено положительное заключение экспертизы проектной документации применительно ко всем этапам (очередям) его строительства, реконструкции, капитального ремонта.
(Гришаев С.П.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)1. Строительный контроль при строительстве объекта транспортной инфраструктуры дорожного хозяйства федерального значения, строительство, реконструкцию, капитальный ремонт которого планируется осуществлять полностью или частично за счет средств федерального бюджета, за исключением автомобильных дорог Государственной компании "Российские автомобильные дороги", осуществляется подведомственным Федеральному дорожному агентству Федеральным государственным бюджетным учреждением "Дирекция мониторинга дорожной деятельности Федерального дорожного агентства" в случае, если сметная стоимость такого объекта превышает 2 млрд рублей и в отношении такого объекта получено положительное заключение экспертизы проектной документации применительно ко всем этапам (очередям) его строительства, реконструкции, капитального ремонта.
"Правовой режим самовольной постройки в системе вещного права: монография"
(Белова Т.В.)
(отв. ред. А.Н. Левушкин)
("Юстицинформ", 2024)Говоря о публично-правовых нарушениях (в первую очередь строительство без разрешения на строительство), стоит отметить, что снос может быть осуществлен по решению органов административной власти. Интересно рассмотреть дело "Замка Фидлера" <181>. Фермер построил замок, не получив на него разрешение, и прятал его за тюками сена четыре года (в течение срока исковой давности <182>). Однако органы административной власти постановили снести здание. Их поддержал суд, указав, что датой окончания строительства следует считать тот момент, когда фермер убрал тюки сена, скрывающие застройку.
(Белова Т.В.)
(отв. ред. А.Н. Левушкин)
("Юстицинформ", 2024)Говоря о публично-правовых нарушениях (в первую очередь строительство без разрешения на строительство), стоит отметить, что снос может быть осуществлен по решению органов административной власти. Интересно рассмотреть дело "Замка Фидлера" <181>. Фермер построил замок, не получив на него разрешение, и прятал его за тюками сена четыре года (в течение срока исковой давности <182>). Однако органы административной власти постановили снести здание. Их поддержал суд, указав, что датой окончания строительства следует считать тот момент, когда фермер убрал тюки сена, скрывающие застройку.
Путеводитель по судебной практике: Общие положения об аренде.
Является ли уведомление о прекращении договора аренды, заключенного или возобновленного на неопределенный срок, основанием для прекращения отношений и освобождения имущества
(КонсультантПлюс, 2025)"...Кроме того, между Департаментом городского имущества города Москвы и ЗАО "ФЦСР" заключены договор аренды земельного участка от 23.04.2004 N М-07-506775 с кадастровым номером 77:07:0005008:100, площадью 10.100 кв. м, расположенного по адресу: город Москва, улица Большая Филевская, владение 17А, площадью около 3.400 кв. м для целей проектирования и строительства ТП и ДТП с пристроенными помещениями РЭП и ОДС (1-я очередь строительства), площадью около 6.700 кв. м - жилого монолитного дома с 2-уровневой подземной автостоянкой и помещениями соцкультбыта (2-я очередь строительства), сроком до 31.12.2008; договор аренды земельного участка от 09.11.2007 N М-07-508035 с кадастровым номером 77:07:0002004:17, площадью 4.900 кв. м, расположенного по адресу: город Москва, улица Большая Филевская, владение 4, для целей строительства многоэтажного гаража с двухъярусной подземной частью, сроком до 03.11.2008; договор аренды земельного участка от 09.11.2007 N М-07-508036 с кадастровым номером 77:07:0002004:69, площадью 8.440 кв. м, расположенного по адресу: город Москва, улица Новозаводская, владение 8/8, корпусы 5-6, корпус 7 для целей строительства жилого дома (корпусы 5-6) и административного здания (корпус 7), сроком до 03.11.2008.
Является ли уведомление о прекращении договора аренды, заключенного или возобновленного на неопределенный срок, основанием для прекращения отношений и освобождения имущества
(КонсультантПлюс, 2025)"...Кроме того, между Департаментом городского имущества города Москвы и ЗАО "ФЦСР" заключены договор аренды земельного участка от 23.04.2004 N М-07-506775 с кадастровым номером 77:07:0005008:100, площадью 10.100 кв. м, расположенного по адресу: город Москва, улица Большая Филевская, владение 17А, площадью около 3.400 кв. м для целей проектирования и строительства ТП и ДТП с пристроенными помещениями РЭП и ОДС (1-я очередь строительства), площадью около 6.700 кв. м - жилого монолитного дома с 2-уровневой подземной автостоянкой и помещениями соцкультбыта (2-я очередь строительства), сроком до 31.12.2008; договор аренды земельного участка от 09.11.2007 N М-07-508035 с кадастровым номером 77:07:0002004:17, площадью 4.900 кв. м, расположенного по адресу: город Москва, улица Большая Филевская, владение 4, для целей строительства многоэтажного гаража с двухъярусной подземной частью, сроком до 03.11.2008; договор аренды земельного участка от 09.11.2007 N М-07-508036 с кадастровым номером 77:07:0002004:69, площадью 8.440 кв. м, расположенного по адресу: город Москва, улица Новозаводская, владение 8/8, корпусы 5-6, корпус 7 для целей строительства жилого дома (корпусы 5-6) и административного здания (корпус 7), сроком до 03.11.2008.
"Обзор практики рассмотрения жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа (учреждения), специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при проведении закупок в соответствии с положениями Федерального закона от 5 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (август 2023 года)"
(Управление контроля размещения государственного заказа ФАС России)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2023)В ФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении Заказчиком, Оператором электронной площадки открытого конкурса в электронной форме на право заключения контракта на выполнение работ по строительству и реконструкции автомобильных дорог общего пользования федерального значения на объекте: "VII и IX очереди строительства Кольцевого маршрута в районе Приморской рекреационной зоны и реконструкции Северного и Южного обходов г. Калининграда - на участке от транспортной развязки на подъезде к г. Светлогорску до автодороги "Переславское - Круглово" с устройством транспортной развязки и подъезда к рекреационной зоне с игорным сегментом (включая разработку проекта по созданию автоматизированной системы управления дорожным движением)".
(Управление контроля размещения государственного заказа ФАС России)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2023)В ФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении Заказчиком, Оператором электронной площадки открытого конкурса в электронной форме на право заключения контракта на выполнение работ по строительству и реконструкции автомобильных дорог общего пользования федерального значения на объекте: "VII и IX очереди строительства Кольцевого маршрута в районе Приморской рекреационной зоны и реконструкции Северного и Южного обходов г. Калининграда - на участке от транспортной развязки на подъезде к г. Светлогорску до автодороги "Переславское - Круглово" с устройством транспортной развязки и подъезда к рекреационной зоне с игорным сегментом (включая разработку проекта по созданию автоматизированной системы управления дорожным движением)".
Статья: Освоение земельного участка
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)- обеспечение жилищного строительства с указанием начала и окончания каждого этапа строительства, сроков начала и ввода в эксплуатацию первой и последующих очередей строительства, объемов ввода жилья по окончании каждой очереди строительства;
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)- обеспечение жилищного строительства с указанием начала и окончания каждого этапа строительства, сроков начала и ввода в эксплуатацию первой и последующих очередей строительства, объемов ввода жилья по окончании каждой очереди строительства;