Оценочная деятельность ИП
Подборка наиболее важных документов по запросу Оценочная деятельность ИП (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Позиции судов по спорным вопросам. Гражданское право: Услуги оценщика
(КонсультантПлюс, 2025)"...Отклоняя ходатайство о назначении экспертизы, суд... указал, что рыночная стоимость прав на объект незавершенного строительства ранее была определена в Отчете об оценке... который в установленном порядке оспорен не был и не признан недействительным. Данная оценка проведена ИП К.И.В. по заказу конкурсного управляющего должника и использована для целей конкурсного производства в отношении застройщика. Федеральным законодательством не предусмотрен запрет на осуществление оценочной деятельности индивидуальными предпринимателями. Регистрация оценщика в качестве индивидуального предпринимателя не влечет за собой утрату им статуса субъекта оценочной деятельности и не является основанием для признания отчета, подготовленного таким оценщиком, не соответствующим Федеральному закону "Об оценочной деятельности в Российской Федерации"..."
(КонсультантПлюс, 2025)"...Отклоняя ходатайство о назначении экспертизы, суд... указал, что рыночная стоимость прав на объект незавершенного строительства ранее была определена в Отчете об оценке... который в установленном порядке оспорен не был и не признан недействительным. Данная оценка проведена ИП К.И.В. по заказу конкурсного управляющего должника и использована для целей конкурсного производства в отношении застройщика. Федеральным законодательством не предусмотрен запрет на осуществление оценочной деятельности индивидуальными предпринимателями. Регистрация оценщика в качестве индивидуального предпринимателя не влечет за собой утрату им статуса субъекта оценочной деятельности и не является основанием для признания отчета, подготовленного таким оценщиком, не соответствующим Федеральному закону "Об оценочной деятельности в Российской Федерации"..."
Подборка судебных решений за 2023 год: Статья 12 "Виды исполнительных документов" Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве""Следовательно, согласно указаниям суда кассационной инстанции, по смыслу статей 3 и 12 Закона об оценочной деятельности, статьи 85 Закона об исполнительном производстве предполагается, что необходима не ретроспективная оценка, а наиболее свежая, наиболее приближенная к сегодняшней дате оценка."
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Готовое решение: Кто может оказывать услуги оценщика
(КонсультантПлюс, 2025)Обратите внимание, что, по мнению Минэкономразвития России и Росреестра, Закон об оценочной деятельности не предусматривает осуществление оценочной деятельности в качестве ИП или его работника (Письма Минэкономразвития России от 08.10.2018 N Д22и-1002, Росреестра от 03.07.2020 N 07-5840-МС/20).
(КонсультантПлюс, 2025)Обратите внимание, что, по мнению Минэкономразвития России и Росреестра, Закон об оценочной деятельности не предусматривает осуществление оценочной деятельности в качестве ИП или его работника (Письма Минэкономразвития России от 08.10.2018 N Д22и-1002, Росреестра от 03.07.2020 N 07-5840-МС/20).
Готовое решение: Как провести аукцион по правилам Гражданского кодекса РФ
(КонсультантПлюс, 2025)Начальную цену должен определить оценщик (ст. 8 Закона об оценочной деятельности, ч. 2 ст. 89 Закона об исполнительном производстве).
(КонсультантПлюс, 2025)Начальную цену должен определить оценщик (ст. 8 Закона об оценочной деятельности, ч. 2 ст. 89 Закона об исполнительном производстве).
Статья: Особенности оценки имущества для оформления наследства
(Анисимова Л.К.)
("Имущественные отношения в Российской Федерации", 2024, N 2)Несмотря на то что понятие "субъект оценочной деятельности - физическое лицо, занимающееся частной практикой" появилось в статье 4 Закона об оценочной деятельности 1 января 2008 года, на практике прежние лицензиаты оценочной деятельности - индивидуальные предприниматели до 1 августа 2020 года оказывали оценочные услуги, не имея статуса частнопрактикующего оценщика. То есть в большом временном периоде (с 1 января 2008 года по 31 июля 2020 года) повсеместно по сложившейся практике принимали отчеты об оценке от индивидуальных предпринимателей, а не от частнопрактикующих оценщиков, поскольку в НК РФ не было определено понятие "частнопрактикующий оценщик" и отсутствовало законодательное регулирование этого вопроса. И только в январе 2017 года пункт 6 статьи 83 НК РФ был дополнен следующим абзацем: "Постановка на учет арбитражного управляющего, оценщика, медиатора, патентного поверенного осуществляется налоговыми органами по месту их жительства на основании сведений, сообщаемых в соответствии со статьей 85 настоящего Кодекса". С 1 января 2017 года полномочия по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование были переданы налоговым органам, после чего был выработан порядок постановки на учет частнопрактикующих оценщиков, не являющихся индивидуальными предпринимателями и исполнителями оценки в составе юридического лица. К 1 августа 2020 года этот порядок окончательно сложился, и в настоящее время действует в соответствии с положениями статьи 4 Закона об оценочной деятельности.
(Анисимова Л.К.)
("Имущественные отношения в Российской Федерации", 2024, N 2)Несмотря на то что понятие "субъект оценочной деятельности - физическое лицо, занимающееся частной практикой" появилось в статье 4 Закона об оценочной деятельности 1 января 2008 года, на практике прежние лицензиаты оценочной деятельности - индивидуальные предприниматели до 1 августа 2020 года оказывали оценочные услуги, не имея статуса частнопрактикующего оценщика. То есть в большом временном периоде (с 1 января 2008 года по 31 июля 2020 года) повсеместно по сложившейся практике принимали отчеты об оценке от индивидуальных предпринимателей, а не от частнопрактикующих оценщиков, поскольку в НК РФ не было определено понятие "частнопрактикующий оценщик" и отсутствовало законодательное регулирование этого вопроса. И только в январе 2017 года пункт 6 статьи 83 НК РФ был дополнен следующим абзацем: "Постановка на учет арбитражного управляющего, оценщика, медиатора, патентного поверенного осуществляется налоговыми органами по месту их жительства на основании сведений, сообщаемых в соответствии со статьей 85 настоящего Кодекса". С 1 января 2017 года полномочия по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование были переданы налоговым органам, после чего был выработан порядок постановки на учет частнопрактикующих оценщиков, не являющихся индивидуальными предпринимателями и исполнителями оценки в составе юридического лица. К 1 августа 2020 года этот порядок окончательно сложился, и в настоящее время действует в соответствии с положениями статьи 4 Закона об оценочной деятельности.
"Комментарий к Федеральному закону от 16.07.1998 N 102-ФЗ "Об ипотеке (залоге недвижимости)"
(постатейный)
(Гришаев С.П.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)В 2015 г. был принят Закон "О государственной регистрации недвижимости", в котором есть особая статья (53), посвященная особенностям государственной регистрации ипотеки. Кроме того, отдельные аспекты регулирования залога недвижимости содержатся в Законах "Об оценочной деятельности в РФ", "О страховании", "Об исполнительном производстве", "О несостоятельности (банкротстве)", Гражданском и Арбитражном процессуальных кодексах и других нормативно-правовых актах.
(постатейный)
(Гришаев С.П.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)В 2015 г. был принят Закон "О государственной регистрации недвижимости", в котором есть особая статья (53), посвященная особенностям государственной регистрации ипотеки. Кроме того, отдельные аспекты регулирования залога недвижимости содержатся в Законах "Об оценочной деятельности в РФ", "О страховании", "Об исполнительном производстве", "О несостоятельности (банкротстве)", Гражданском и Арбитражном процессуальных кодексах и других нормативно-правовых актах.
Статья: Реализация имущества должника на стадии исполнительного производства: вопросы, возникающие на стадии принятия результатов оценки, передачи имущества на торги, передачи нереализованного имущества, и пути их решения
(Дробин М.А.)
("Вестник исполнительного производства", 2024, N 4)При детальном рассмотрении дефиниции понятия "рыночная стоимость", приведенной в ФЗ N 135-ФЗ, можно наблюдать несоответствие процедуры оценки имущества в исполнительном производстве формулировке, изложенной в обозначенном акте. Первое из условий рыночной цены, приведенных в ФЗ N 135-ФЗ, особо акцентирует внимание на добровольном поведении сторон без принуждения к совершению сделки - на том, что при конкуренции стороны не обязаны совершать сделку. Думается, что столь непродолжительные сроки создают обратные условия совершения сделки, так как должник (при самореализации) либо приставы (при принудительной реализации) все-таки обязаны реализовать имущество, по крайней мере такой вариант развития событий более предпочтителен, потому что взыскатель имеет к должнику денежное требование. Второе условие заключается в осведомленности сторон о предмете сделки и их действии в своем интересе. Не вызывает доверия утверждение о том, что при принудительной реализации имущества потенциальный покупатель имеет полную информацию о товаре (это будет рассмотрено подробнее далее), интересы же судебного пристава состоят в скорейшей продаже имущества и удовлетворении требований взыскателя, поэтому нельзя сказать, что продающая сторона действует в своем интересе. Третье условие - о предложении товара типичным для аналогичных товаров образом - также неосуществимо в условиях действующего законодательства об исполнительном производстве, так как большинство объектов, аналогичных реализуемым принудительно, продаются иным способом и представляются на соответствующем рынке более информативно (как, например, на интернет-площадке "Авито"). Четвертое условие - о справедливости цены и непринуждении к сделке - тоже сомнительно: в условиях срочности реализации цена может быть занижена, вследствие чего не представляет "разумное вознаграждение"; что же касается "принуждения", то оно уже находится в наименовании самой процедуры. И только пятое условие - о выражении цены в денежной форме - не подлежит критике в свой адрес. Соответственно, в ходе оценивания имущества возникает некая конкуренция законодательства об исполнительном производстве и об оценочной деятельности: справедливость оценки будет зависеть от того, каким законодательством будет руководствоваться оценщик в первую очередь.
(Дробин М.А.)
("Вестник исполнительного производства", 2024, N 4)При детальном рассмотрении дефиниции понятия "рыночная стоимость", приведенной в ФЗ N 135-ФЗ, можно наблюдать несоответствие процедуры оценки имущества в исполнительном производстве формулировке, изложенной в обозначенном акте. Первое из условий рыночной цены, приведенных в ФЗ N 135-ФЗ, особо акцентирует внимание на добровольном поведении сторон без принуждения к совершению сделки - на том, что при конкуренции стороны не обязаны совершать сделку. Думается, что столь непродолжительные сроки создают обратные условия совершения сделки, так как должник (при самореализации) либо приставы (при принудительной реализации) все-таки обязаны реализовать имущество, по крайней мере такой вариант развития событий более предпочтителен, потому что взыскатель имеет к должнику денежное требование. Второе условие заключается в осведомленности сторон о предмете сделки и их действии в своем интересе. Не вызывает доверия утверждение о том, что при принудительной реализации имущества потенциальный покупатель имеет полную информацию о товаре (это будет рассмотрено подробнее далее), интересы же судебного пристава состоят в скорейшей продаже имущества и удовлетворении требований взыскателя, поэтому нельзя сказать, что продающая сторона действует в своем интересе. Третье условие - о предложении товара типичным для аналогичных товаров образом - также неосуществимо в условиях действующего законодательства об исполнительном производстве, так как большинство объектов, аналогичных реализуемым принудительно, продаются иным способом и представляются на соответствующем рынке более информативно (как, например, на интернет-площадке "Авито"). Четвертое условие - о справедливости цены и непринуждении к сделке - тоже сомнительно: в условиях срочности реализации цена может быть занижена, вследствие чего не представляет "разумное вознаграждение"; что же касается "принуждения", то оно уже находится в наименовании самой процедуры. И только пятое условие - о выражении цены в денежной форме - не подлежит критике в свой адрес. Соответственно, в ходе оценивания имущества возникает некая конкуренция законодательства об исполнительном производстве и об оценочной деятельности: справедливость оценки будет зависеть от того, каким законодательством будет руководствоваться оценщик в первую очередь.