Оценка заявок с ндс и без ндс
Подборка наиболее важных документов по запросу Оценка заявок с ндс и без ндс (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2024 год: Статья 173 "Сумма налога, подлежащая уплате в бюджет" главы 21 "Налог на добавленную стоимость" НК РФ
(Юридическая компания "TAXOLOGY")Общество (исполнитель) заключило с контрагентом договор на торгах, стоимость работ включала НДС. Впоследствии общество, полагая, что в цене работ неправомерно выделен НДС, поскольку оно освобождено от его уплаты в связи с применением УСН, направило письмо заказчику о принятии к учету корректировки счетов-фактур. Заказчик отказал обществу в принятии к бухгалтерскому и налоговому учету корректировочных счетов-фактур, указав, что документы с учетом НДС соответствуют условиям договора подряда, поскольку при заключении договора подрядчиком предоставлена информация о применении общей системы налогообложения, а также указал, что подрядчик отказался от подписания дополнительного соглашения к договору, изменяющего условия о цене договора без учета НДС. Отказ контрагента принять к налоговому и бухгалтерскому учету счетов-фактур с корректировками стал поводом для обращения в суд. Суд установил, что на момент заключения договора контрагент находился на общей системе налогообложения, в связи с чем договор заключен с указанием суммы НДС. Участники торгов могут применять разные системы налогообложения, оценка и сопоставление заявок всех участников торгов происходит без учета НДС. С победителем торгов заключается договор с учетом действующей системы налогообложения у победителя. На момент заключения договора истец находился на общей системе налогообложения, в связи с чем договор правомерно заключен с указанием суммы НДС, счета добровольно выставлены самим подрядчиком с выделением суммы НДС, счета оплачены заказчиком, приняты к налоговому и бухгалтерскому учету, заявлены в декларации НДС. Суд отказал в удовлетворении требований общества, поскольку у него отсутствовали основания для изменения условий заключенного договора путем его произвольной корректировки на сумму НДС.
(Юридическая компания "TAXOLOGY")Общество (исполнитель) заключило с контрагентом договор на торгах, стоимость работ включала НДС. Впоследствии общество, полагая, что в цене работ неправомерно выделен НДС, поскольку оно освобождено от его уплаты в связи с применением УСН, направило письмо заказчику о принятии к учету корректировки счетов-фактур. Заказчик отказал обществу в принятии к бухгалтерскому и налоговому учету корректировочных счетов-фактур, указав, что документы с учетом НДС соответствуют условиям договора подряда, поскольку при заключении договора подрядчиком предоставлена информация о применении общей системы налогообложения, а также указал, что подрядчик отказался от подписания дополнительного соглашения к договору, изменяющего условия о цене договора без учета НДС. Отказ контрагента принять к налоговому и бухгалтерскому учету счетов-фактур с корректировками стал поводом для обращения в суд. Суд установил, что на момент заключения договора контрагент находился на общей системе налогообложения, в связи с чем договор заключен с указанием суммы НДС. Участники торгов могут применять разные системы налогообложения, оценка и сопоставление заявок всех участников торгов происходит без учета НДС. С победителем торгов заключается договор с учетом действующей системы налогообложения у победителя. На момент заключения договора истец находился на общей системе налогообложения, в связи с чем договор правомерно заключен с указанием суммы НДС, счета добровольно выставлены самим подрядчиком с выделением суммы НДС, счета оплачены заказчиком, приняты к налоговому и бухгалтерскому учету, заявлены в декларации НДС. Суд отказал в удовлетворении требований общества, поскольку у него отсутствовали основания для изменения условий заключенного договора путем его произвольной корректировки на сумму НДС.
Позиции судов по спорным вопросам. Бюджетные организации: Критерии оценки заявок в запросе предложений по Закону N 223-ФЗ
(КонсультантПлюс, 2025)В антимонопольный орган поступила жалоба от общества на положения закупочной документации, в которой определено, что в случае если в запросе предложений принимают участие организации, применяющие общий режим налогообложения и являющиеся плательщиками НДС, и организации, применяющие специальные налоговые режимы и не являющиеся плательщиками данного налога, то для обеспечения равной и объективной оценки заявок участников сравнение их ценовых предложений осуществляется по цене с учетом НДС. Договор по результатам запроса предложений заключается по цене, предложенной участником закупки в заявке, с учетом НДС, если организация является плательщиком НДС, без учета НДС - если участник не является плательщиком данного налога.
(КонсультантПлюс, 2025)В антимонопольный орган поступила жалоба от общества на положения закупочной документации, в которой определено, что в случае если в запросе предложений принимают участие организации, применяющие общий режим налогообложения и являющиеся плательщиками НДС, и организации, применяющие специальные налоговые режимы и не являющиеся плательщиками данного налога, то для обеспечения равной и объективной оценки заявок участников сравнение их ценовых предложений осуществляется по цене с учетом НДС. Договор по результатам запроса предложений заключается по цене, предложенной участником закупки в заявке, с учетом НДС, если организация является плательщиком НДС, без учета НДС - если участник не является плательщиком данного налога.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Административная практика
("Вестник Института госзакупок", 2021, N 8)НМЦД определена без НДС. Оценка всех заявок всегда идет без НДС.
("Вестник Института госзакупок", 2021, N 8)НМЦД определена без НДС. Оценка всех заявок всегда идет без НДС.
Путеводитель по спорам в сфере госзаказа: Рассмотрение и оценка заявок на участие в закупке по Закону N 223-ФЗ.
Можно ли по Закону N 223-ФЗ при оценке заявок корректировать предложенную цену договора на сумму НДС
(КонсультантПлюс, 2025)"...В... документации... установлено, что... если участник освобождается от... НДС либо... не является налогоплательщиком НДС, то... на стадии оценки и сопоставления заявок... ценовые предложения всех участников учитываются без НДС... [Такое сравнение ценовых предложений] направлено на реализацию единого и равного подхода к оценке и сопоставлению заявок участников, применяющих различные системы налогообложения...
Можно ли по Закону N 223-ФЗ при оценке заявок корректировать предложенную цену договора на сумму НДС
(КонсультантПлюс, 2025)"...В... документации... установлено, что... если участник освобождается от... НДС либо... не является налогоплательщиком НДС, то... на стадии оценки и сопоставления заявок... ценовые предложения всех участников учитываются без НДС... [Такое сравнение ценовых предложений] направлено на реализацию единого и равного подхода к оценке и сопоставлению заявок участников, применяющих различные системы налогообложения...
Нормативные акты
"Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 3 (2021)"
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 10.11.2021)В антимонопольный орган поступила жалоба от общества на положения закупочной документации, в которой определено, что в случае, если в запросе предложений принимают участие организации, применяющие общий режим налогообложения и являющиеся плательщиками НДС, и организации, применяющие специальные налоговые режимы и не являющиеся плательщиками данного налога, то для обеспечения равной и объективной оценки заявок участников сравнение их ценовых предложений осуществляется по цене с учетом НДС. Договор по результатам запроса предложений заключается по цене, предложенной участником закупки в заявке, с учетом НДС, если организация является плательщиком НДС, без учета НДС - если участник не является плательщиком данного налога.
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 10.11.2021)В антимонопольный орган поступила жалоба от общества на положения закупочной документации, в которой определено, что в случае, если в запросе предложений принимают участие организации, применяющие общий режим налогообложения и являющиеся плательщиками НДС, и организации, применяющие специальные налоговые режимы и не являющиеся плательщиками данного налога, то для обеспечения равной и объективной оценки заявок участников сравнение их ценовых предложений осуществляется по цене с учетом НДС. Договор по результатам запроса предложений заключается по цене, предложенной участником закупки в заявке, с учетом НДС, если организация является плательщиком НДС, без учета НДС - если участник не является плательщиком данного налога.
Решение Верховного Суда РФ от 23.11.2023 N АКПИ23-809
<Об отказе в удовлетворении заявления о признании недействующим письма ФАС России от 22.08.2018 N АД/66562/18 "По вопросу установления требований к участникам, применяющим различные системы налогообложения (уменьшение или увеличение предложенной максимальной начальной цены на сумму НДС)">При этом наличие в документации о закупке нескольких значений начальной (максимальной) цены договора (цены лота) не соответствует положениям Закона о закупках и может привести к неоднозначному толкованию таких положений участниками закупки и необъективной оценке своих возможностей при определении в заявке ценового предложения такого участника.
<Об отказе в удовлетворении заявления о признании недействующим письма ФАС России от 22.08.2018 N АД/66562/18 "По вопросу установления требований к участникам, применяющим различные системы налогообложения (уменьшение или увеличение предложенной максимальной начальной цены на сумму НДС)">При этом наличие в документации о закупке нескольких значений начальной (максимальной) цены договора (цены лота) не соответствует положениям Закона о закупках и может привести к неоднозначному толкованию таких положений участниками закупки и необъективной оценке своих возможностей при определении в заявке ценового предложения такого участника.
"Цена гражданско-правового договора: монография"
(Томтосов А.А.)
("Юстицинформ", 2023)Одним из критериев оценки заявок является "начальная (стартовая) цена договора на выполнение работ, оказание услуг". При этом закупочной документацией определено, что в случае, если в запросе предложений принимают участие организации, применяющие общий режим налогообложения и являющиеся плательщиками НДС, и организации, применяющие специальные налоговые режимы и не являющиеся плательщиками данного налога, для обеспечения равной и объективной оценки заявок участников сравнение их ценовых предложений по критерию "Цена товаров/выполнения работ/оказания услуг" осуществляется по цене с учетом НДС. Договор по результатам запроса предложений заключается по цене, предложенной участником закупки в заявке, с учетом НДС, если организация является плательщиком НДС, без учета НДС - если участник не является плательщиком данного налога.
(Томтосов А.А.)
("Юстицинформ", 2023)Одним из критериев оценки заявок является "начальная (стартовая) цена договора на выполнение работ, оказание услуг". При этом закупочной документацией определено, что в случае, если в запросе предложений принимают участие организации, применяющие общий режим налогообложения и являющиеся плательщиками НДС, и организации, применяющие специальные налоговые режимы и не являющиеся плательщиками данного налога, для обеспечения равной и объективной оценки заявок участников сравнение их ценовых предложений по критерию "Цена товаров/выполнения работ/оказания услуг" осуществляется по цене с учетом НДС. Договор по результатам запроса предложений заключается по цене, предложенной участником закупки в заявке, с учетом НДС, если организация является плательщиком НДС, без учета НДС - если участник не является плательщиком данного налога.
"Обзор судебной практики в сфере закупок по 223-ФЗ (апрель 2025 года)"
(Управление контроля размещения государственного заказа ФАС России)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Однако, как следует из материалов дела, пунктом 5 части 2 Документации установлены два значения НМЦД, а именно 179 100 325 руб. (без НДС), 214 920 390 руб. (с НДС). Кроме того, пунктом 16 части 2 Документации установлено обеспечение заявки на участие в Конкурсе в размере 2% от НМЦД (с НДС).
(Управление контроля размещения государственного заказа ФАС России)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Однако, как следует из материалов дела, пунктом 5 части 2 Документации установлены два значения НМЦД, а именно 179 100 325 руб. (без НДС), 214 920 390 руб. (с НДС). Кроме того, пунктом 16 части 2 Документации установлено обеспечение заявки на участие в Конкурсе в размере 2% от НМЦД (с НДС).
"Обзор административной практики в сфере закупок по 223-ФЗ (июль 2024 года)"
(Управление контроля размещения государственного заказа ФАС России)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)Пунктом 2.1 приложения N 1.4 к Документации установлен следующий порядок оценки заявок участников закупки по подкритерию "Опыт участника" критерия "Квалификация участника" (далее - Порядок оценки, Критерии): "заявки участников закупки оцениваются путем деления стоимости выполненных каждым (j-ым) участником поставок незамерзающей контактной жидкости для ультразвуковой дефектоскопии рельсов цену договора (лота) без учета НДС, установленную в техническом задании документации о закупке, по формуле:
(Управление контроля размещения государственного заказа ФАС России)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)Пунктом 2.1 приложения N 1.4 к Документации установлен следующий порядок оценки заявок участников закупки по подкритерию "Опыт участника" критерия "Квалификация участника" (далее - Порядок оценки, Критерии): "заявки участников закупки оцениваются путем деления стоимости выполненных каждым (j-ым) участником поставок незамерзающей контактной жидкости для ультразвуковой дефектоскопии рельсов цену договора (лота) без учета НДС, установленную в техническом задании документации о закупке, по формуле:
"Обзор практики рассмотрения жалоб на действия (бездействие) заказчика, комиссии по осуществлению закупок, оператора электронной площадки при закупке товаров, работ, услуг в соответствии с положениями Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (январь 2025 года)"
(Управление контроля размещения государственного заказа ФАС России)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Комиссия ФАС России, изучив представленные документы и сведения, отмечает, что Закон о закупках не содержит норм, указывающих на возможность при осуществлении оценки заявок участников закупочной процедуры применения единого базиса оценки при сопоставлении ценовых предложений участников закупки без учета НДС.
(Управление контроля размещения государственного заказа ФАС России)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Комиссия ФАС России, изучив представленные документы и сведения, отмечает, что Закон о закупках не содержит норм, указывающих на возможность при осуществлении оценки заявок участников закупочной процедуры применения единого базиса оценки при сопоставлении ценовых предложений участников закупки без учета НДС.
Статья: Упрощенная система налогообложения как инструмент налогового демпинга в публичных закупках
(Кикавец В.В.)
("Налоги" (журнал), 2022, N 4)Учет соотношения НДС и УСН при расчете и формировании цены конкурентной закупки, а также в процессе оценки заявок участников закупок (с учетом или без учета НДС) позволяет заказчикам реализовать политику минимизации финансовых затрат путем налоговой оптимизации в части НДС. Активная работа в рамках подобной налоговой оптимизации проводится заказчиками по Закону N 223-ФЗ (использование налогового вычета и налоговой оптимизации при последующей реализации продукции), в то время как заказчики по Закону N 44-ФЗ не проявляют должную заинтересованность, что обусловлено жестким императивом Закона N 44-ФЗ, а также правилами бюджетного процесса, прямо не стимулирующими к экономии бюджета.
(Кикавец В.В.)
("Налоги" (журнал), 2022, N 4)Учет соотношения НДС и УСН при расчете и формировании цены конкурентной закупки, а также в процессе оценки заявок участников закупок (с учетом или без учета НДС) позволяет заказчикам реализовать политику минимизации финансовых затрат путем налоговой оптимизации в части НДС. Активная работа в рамках подобной налоговой оптимизации проводится заказчиками по Закону N 223-ФЗ (использование налогового вычета и налоговой оптимизации при последующей реализации продукции), в то время как заказчики по Закону N 44-ФЗ не проявляют должную заинтересованность, что обусловлено жестким императивом Закона N 44-ФЗ, а также правилами бюджетного процесса, прямо не стимулирующими к экономии бюджета.
"Обзор судебной практики в сфере закупок по 223-ФЗ (ноябрь 2022 года)"
(Управление контроля размещения государственного заказа ФАС России)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2022)Пунктом 3.5.1 Конкурсной документации установлено, что цена договора, предлагаемая участником закупки, не может превышать начальную (максимальную) цену договора, указанную в извещении о проведении Конкурса и в пункте 5 части II "Информационная карта закупки", при этом в случае, если участник закупки находится на упрощенной системе налогообложения либо товары/работы/услуги участника не облагаются НДС, то цена, предложенная таким участником в заявке, не должна превышать установленную начальную (максимальную) цену без учета НДС.
(Управление контроля размещения государственного заказа ФАС России)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2022)Пунктом 3.5.1 Конкурсной документации установлено, что цена договора, предлагаемая участником закупки, не может превышать начальную (максимальную) цену договора, указанную в извещении о проведении Конкурса и в пункте 5 части II "Информационная карта закупки", при этом в случае, если участник закупки находится на упрощенной системе налогообложения либо товары/работы/услуги участника не облагаются НДС, то цена, предложенная таким участником в заявке, не должна превышать установленную начальную (максимальную) цену без учета НДС.
"Обзор практики рассмотрения жалоб на действия (бездействие) заказчика, комиссии по осуществлению закупок, оператора электронной площадки при закупке товаров, работ, услуг в соответствии с положениями Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (май 2024 года)"
(Управление контроля размещения государственного заказа ФАС России)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)При этом наличие в Документации нескольких значений начальной (максимальной) цены договора (цены лота) не соответствует положениям Закона о закупках и может привести к неоднозначному толкованию таких положений участниками закупки и необъективной оценке своих возможностей при определении в заявке ценового предложения такого участника.
(Управление контроля размещения государственного заказа ФАС России)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)При этом наличие в Документации нескольких значений начальной (максимальной) цены договора (цены лота) не соответствует положениям Закона о закупках и может привести к неоднозначному толкованию таких положений участниками закупки и необъективной оценке своих возможностей при определении в заявке ценового предложения такого участника.
"Обзор судебной практики в сфере закупок по 223-ФЗ (март 2025 года)"
(Управление контроля размещения государственного заказа ФАС России)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Б3 = 4 - более 60% от НМЦ, "без учета НДС", но менее 70% от НМЦ, "без учета НДС" (включительно);
(Управление контроля размещения государственного заказа ФАС России)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Б3 = 4 - более 60% от НМЦ, "без учета НДС", но менее 70% от НМЦ, "без учета НДС" (включительно);
Статья: Участник закупки - "упрощенец"
(Соловьева А.А.)
("Строительство: бухгалтерский учет и налогообложение", 2023, N 5)- при оценке заявок заказчик не вправе увеличивать предложенную "упрощенцем" цену на сумму НДС;
(Соловьева А.А.)
("Строительство: бухгалтерский учет и налогообложение", 2023, N 5)- при оценке заявок заказчик не вправе увеличивать предложенную "упрощенцем" цену на сумму НДС;
Готовое решение: Можно ли провести переторжку при закупке по Закону N 223-ФЗ
(КонсультантПлюс, 2025)Участник указывает сумму на переторжке по правилам, предусмотренным документацией о закупке. При этом полагаем, что если товары, работы, услуги облагаются НДС и участник не применяет освобождение от НДС, то он указывает сумму с НДС. Если участник освобожден от НДС, он указывает сумму без данного налога. Это связано с тем, что сравнивать ценовые предложения заказчик должен исходя из указанного предложения о цене независимо от применяемой участником системы налогообложения. Данные правила применимы и к переторжке. В практике встречается позиция о том, что нельзя предусматривать различные правила сравнения ценовых предложений участников закупки в зависимости от используемой ими системы налогообложения. Так, например, неправомерно для целей оценки заявок вычитать из предложений участников, применяющих общую систему налогообложения, сумму НДС либо увеличивать на сумму НДС предложения участников, освобожденных от НДС (Письмо ФАС России от 22.08.2018 N АД/66562/18, п. 33 Обзора судебной практики Верховного Суда РФ N 3 (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 10.11.2021)).
(КонсультантПлюс, 2025)Участник указывает сумму на переторжке по правилам, предусмотренным документацией о закупке. При этом полагаем, что если товары, работы, услуги облагаются НДС и участник не применяет освобождение от НДС, то он указывает сумму с НДС. Если участник освобожден от НДС, он указывает сумму без данного налога. Это связано с тем, что сравнивать ценовые предложения заказчик должен исходя из указанного предложения о цене независимо от применяемой участником системы налогообложения. Данные правила применимы и к переторжке. В практике встречается позиция о том, что нельзя предусматривать различные правила сравнения ценовых предложений участников закупки в зависимости от используемой ими системы налогообложения. Так, например, неправомерно для целей оценки заявок вычитать из предложений участников, применяющих общую систему налогообложения, сумму НДС либо увеличивать на сумму НДС предложения участников, освобожденных от НДС (Письмо ФАС России от 22.08.2018 N АД/66562/18, п. 33 Обзора судебной практики Верховного Суда РФ N 3 (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 10.11.2021)).