Оценка вероятности бюджетного риска
Подборка наиболее важных документов по запросу Оценка вероятности бюджетного риска (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Развитие системы внутреннего контроля в центрах бюджетного (бухгалтерского) учета
(Тюрина О.А.)
("Международный бухгалтерский учет", 2025, N 6)Первоначальным этапом встраивания в систему стратегического управления внутреннего контроля является включение контрольных мер в процессы бюджетного планирования. Внутренний контроль уже на этапе финансово-хозяйственного планирования может обеспечивать экспертную оценку обоснованности используемых показателей, способствовать выявлению финансовых рисков, а также вероятности недостаточно рационального использования бюджетных ресурсов. Именно при таком подходе контроль выступает как важный элемент системы управления рисками.
(Тюрина О.А.)
("Международный бухгалтерский учет", 2025, N 6)Первоначальным этапом встраивания в систему стратегического управления внутреннего контроля является включение контрольных мер в процессы бюджетного планирования. Внутренний контроль уже на этапе финансово-хозяйственного планирования может обеспечивать экспертную оценку обоснованности используемых показателей, способствовать выявлению финансовых рисков, а также вероятности недостаточно рационального использования бюджетных ресурсов. Именно при таком подходе контроль выступает как важный элемент системы управления рисками.
Статья: Формирование, ведение и утверждение реестра бюджетных рисков
(Мухин С.)
("Госконтроль: проверки, нарушения, ответственность", 2025, N 2)Статья 160.2-1 БК РФ обязывает главных администраторов бюджетных средств проводить внутренний финансовый аудит (ВФА). В ходе данного мероприятия оценивается вероятность возникновения бюджетных рисков. Для их систематизации и анализа ведется реестр бюджетных рисков. О нем и пойдет речь в статье.
(Мухин С.)
("Госконтроль: проверки, нарушения, ответственность", 2025, N 2)Статья 160.2-1 БК РФ обязывает главных администраторов бюджетных средств проводить внутренний финансовый аудит (ВФА). В ходе данного мероприятия оценивается вероятность возникновения бюджетных рисков. Для их систематизации и анализа ведется реестр бюджетных рисков. О нем и пойдет речь в статье.
Нормативные акты
"Публичная декларация целей и задач Минфина России на 2025 год"
(утв. Минфином России)Планируется дальнейшее развитие системы управления и профилактики бюджетных рисков, включающее как совершенствование методологического аппарата оценки ключевых бюджетных рисков с учетом вероятности их наступления, так и доработку существующей нормативно-правовой базы в целях митигации процентных рисков федерального бюджета.
(утв. Минфином России)Планируется дальнейшее развитие системы управления и профилактики бюджетных рисков, включающее как совершенствование методологического аппарата оценки ключевых бюджетных рисков с учетом вероятности их наступления, так и доработку существующей нормативно-правовой базы в целях митигации процентных рисков федерального бюджета.
Статья: Политика риск-ориентированного внутреннего аудита предприятий реального сектора экономики
(Терюхов В.В.)
("Аудитор", 2024, N 2)- анализ финансово-хозяйственной деятельности, в том числе анализ активов, пассивов, платежеспособности (ликвидности), финансовой устойчивости, структуры себестоимости, оборачиваемости, денежных потоков, формирования и исполнения бюджетных планов, анализ вероятности банкротства и т.п.;
(Терюхов В.В.)
("Аудитор", 2024, N 2)- анализ финансово-хозяйственной деятельности, в том числе анализ активов, пассивов, платежеспособности (ликвидности), финансовой устойчивости, структуры себестоимости, оборачиваемости, денежных потоков, формирования и исполнения бюджетных планов, анализ вероятности банкротства и т.п.;
Статья: Реформирование внутреннего государственного финансового контроля: цели, задачи и правовые вызовы
(Ялбулганов А.А.)
("Актуальные проблемы российского права", 2020, N 11)ФС ВФА от 21.11.2019 N 196н: оценка бюджетного риска - осуществляемое субъектом внутреннего финансового аудита и субъектами бюджетных процедур выявление (обнаружение) бюджетного риска, а также определение значимости (уровня) бюджетного риска с применением критериев вероятности и степени влияния в целях формирования и ведения реестра бюджетных рисков.
(Ялбулганов А.А.)
("Актуальные проблемы российского права", 2020, N 11)ФС ВФА от 21.11.2019 N 196н: оценка бюджетного риска - осуществляемое субъектом внутреннего финансового аудита и субъектами бюджетных процедур выявление (обнаружение) бюджетного риска, а также определение значимости (уровня) бюджетного риска с применением критериев вероятности и степени влияния в целях формирования и ведения реестра бюджетных рисков.
Статья: Проблемы правового регулирования внутреннего финансового контроля на уровне субъектов Российской Федерации и муниципальных образований
(Антропцева И.О.)
("Финансовое право", 2023, N 10)ВФК строится на риск-ориентированном подходе. Содержание процессов ВФК включает оценку бюджетных рисков, в связи с чем в большинстве актов ГАБС указаны следующие риски: несоблюдения бюджетного законодательства РФ, несоблюдения принципа эффективности использования бюджетных средств, несоблюдения законодательства о противодействии коррупции. В отдельных актах встречается также риск недостижения целевых показателей. Каждый показатель оценивается с точки зрения вероятности и последствий, причем в отдельных актах вопрос последствий более детально проработан с указанием оценки ущерба, потери репутации, применения санкций за нарушение бюджетного законодательства. Таким образом, отсутствует единообразная практика оценки рисков ГАБС, несмотря на то что всеми составляются карты внутреннего финансового контроля, представляющие собой документ с указанием бюджетных процедур и уровней рисков.
(Антропцева И.О.)
("Финансовое право", 2023, N 10)ВФК строится на риск-ориентированном подходе. Содержание процессов ВФК включает оценку бюджетных рисков, в связи с чем в большинстве актов ГАБС указаны следующие риски: несоблюдения бюджетного законодательства РФ, несоблюдения принципа эффективности использования бюджетных средств, несоблюдения законодательства о противодействии коррупции. В отдельных актах встречается также риск недостижения целевых показателей. Каждый показатель оценивается с точки зрения вероятности и последствий, причем в отдельных актах вопрос последствий более детально проработан с указанием оценки ущерба, потери репутации, применения санкций за нарушение бюджетного законодательства. Таким образом, отсутствует единообразная практика оценки рисков ГАБС, несмотря на то что всеми составляются карты внутреннего финансового контроля, представляющие собой документ с указанием бюджетных процедур и уровней рисков.
Готовое решение: Как оформляют итоги аудиторского мероприятия внутреннего финансового аудита
(КонсультантПлюс, 2025)В документе определяют стоимостную оценку выявленных нарушений (недостатков) и вероятных последствий реализации бюджетных рисков (если это необходимо и возможно) (пп. "г" п. 6 Федерального стандарта ВФА N 91н, гл. III Методических рекомендаций, направленных Письмом Минфина России от 29.11.2023 N 02-10-08/1/114704).
(КонсультантПлюс, 2025)В документе определяют стоимостную оценку выявленных нарушений (недостатков) и вероятных последствий реализации бюджетных рисков (если это необходимо и возможно) (пп. "г" п. 6 Федерального стандарта ВФА N 91н, гл. III Методических рекомендаций, направленных Письмом Минфина России от 29.11.2023 N 02-10-08/1/114704).
Статья: Особенности осуществления закупок продовольствия для нужд уголовно-исполнительной системы Российской Федерации
(Балан В.П., Седых В.А., Радченко Е.П., Вдовина А.Н.)
("Уголовно-исполнительная система: право, экономика, управление", 2021, N 5)Стабильное функционирование органов и учреждений уголовно-исполнительной системы Российской Федерации подвержено влиянию тех или иных видов рисков, с которыми сопряжены все направления деятельности. Не является исключением и закупка продовольствия для нужд пенитенциарной системы, реализующаяся в рамках государственного оборонного заказа. Рост количества закупок в учреждениях уголовно-исполнительной системы Российской Федерации конкурентным способом предполагает вероятность возникновения риска поставки товара, выполнения работы, оказания услуги ненадлежащего качества, так как заявки участников оцениваются по цене. Стремление государственных заказчиков к приобретению продуктов питания у сторонних поставщиков по причине снижения цены в ходе электронных торгов оправдывается экономией бюджетных средств. В данном аспекте, по мнению авторов, особо пристальное внимание нужно уделять контролю качества поставляемых пищевых продуктов. В статье рассмотрены проблемные моменты при проведении экспертиз контрактов на поставку продуктов питания; приведены примеры решений, направленных на обеспечение соответствия закупаемого продовольствия требованиям качества как одной из важнейших составляющих продовольственного обеспечения.
(Балан В.П., Седых В.А., Радченко Е.П., Вдовина А.Н.)
("Уголовно-исполнительная система: право, экономика, управление", 2021, N 5)Стабильное функционирование органов и учреждений уголовно-исполнительной системы Российской Федерации подвержено влиянию тех или иных видов рисков, с которыми сопряжены все направления деятельности. Не является исключением и закупка продовольствия для нужд пенитенциарной системы, реализующаяся в рамках государственного оборонного заказа. Рост количества закупок в учреждениях уголовно-исполнительной системы Российской Федерации конкурентным способом предполагает вероятность возникновения риска поставки товара, выполнения работы, оказания услуги ненадлежащего качества, так как заявки участников оцениваются по цене. Стремление государственных заказчиков к приобретению продуктов питания у сторонних поставщиков по причине снижения цены в ходе электронных торгов оправдывается экономией бюджетных средств. В данном аспекте, по мнению авторов, особо пристальное внимание нужно уделять контролю качества поставляемых пищевых продуктов. В статье рассмотрены проблемные моменты при проведении экспертиз контрактов на поставку продуктов питания; приведены примеры решений, направленных на обеспечение соответствия закупаемого продовольствия требованиям качества как одной из важнейших составляющих продовольственного обеспечения.
"Финансовый контроль публичных закупок в Российской Федерации: монография"
(Кикавец В.В., Цареградская Ю.К.)
(под ред. В.В. Кикавца)
("Проспект", 2022)Как комплексное явление рассматривает бюджетные риски В.В. Гамукин, отмечая, что данный комплекс включает в себя постоянно возникающие новые события, оказывающие воздействие на бюджетные показатели на всех стадиях бюджетного процесса <195>. Т.Б. Кувалдина бюджетный риск характеризует как вероятность возникновения неблагоприятной ситуации в бюджетной системе в результате деяний участников бюджетного процесса на всех его стадиях <196>.
(Кикавец В.В., Цареградская Ю.К.)
(под ред. В.В. Кикавца)
("Проспект", 2022)Как комплексное явление рассматривает бюджетные риски В.В. Гамукин, отмечая, что данный комплекс включает в себя постоянно возникающие новые события, оказывающие воздействие на бюджетные показатели на всех стадиях бюджетного процесса <195>. Т.Б. Кувалдина бюджетный риск характеризует как вероятность возникновения неблагоприятной ситуации в бюджетной системе в результате деяний участников бюджетного процесса на всех его стадиях <196>.
Статья: Оценка качества управления бюджетными рисками субъектов Российской Федерации
(Сухова А.Ю.)
("Бухгалтерский учет в бюджетных и некоммерческих организациях", 2024, N 11)Необходимо отметить: предложенные механизмы оценки бюджетных рисков направлены на анализ вероятности возникновения и/или уровня влияния бюджетных рисков на исполнение бюджетов субъектов Федерации. На основании полученных результатов каждое публично-правовое образование принимает самостоятельные решения по минимизации уровня бюджетного риска, и результаты данного комплекса мероприятий зачастую не подлежат публикации и анализу. Таким образом, существует проблема отсутствия доступа к "банку решений", а уровень готовности каждого субъекта Федерации к принятию бюджетного риска нередко не ясен для самого субъекта и раскрывается лишь после эскалации самих рисков.
(Сухова А.Ю.)
("Бухгалтерский учет в бюджетных и некоммерческих организациях", 2024, N 11)Необходимо отметить: предложенные механизмы оценки бюджетных рисков направлены на анализ вероятности возникновения и/или уровня влияния бюджетных рисков на исполнение бюджетов субъектов Федерации. На основании полученных результатов каждое публично-правовое образование принимает самостоятельные решения по минимизации уровня бюджетного риска, и результаты данного комплекса мероприятий зачастую не подлежат публикации и анализу. Таким образом, существует проблема отсутствия доступа к "банку решений", а уровень готовности каждого субъекта Федерации к принятию бюджетного риска нередко не ясен для самого субъекта и раскрывается лишь после эскалации самих рисков.
Статья: Методические рекомендации по оценке бюджетных рисков и ведению реестра бюджетных рисков
(Мухин С.)
("Ревизии и проверки финансово-хозяйственной деятельности государственных (муниципальных) учреждений", 2023, N 11)- "вероятность" как оценка возможности наступления выявленного (обнаруженного) бюджетного риска исходя из результатов анализа причин и условий (обстоятельств) его реализации;
(Мухин С.)
("Ревизии и проверки финансово-хозяйственной деятельности государственных (муниципальных) учреждений", 2023, N 11)- "вероятность" как оценка возможности наступления выявленного (обнаруженного) бюджетного риска исходя из результатов анализа причин и условий (обстоятельств) его реализации;