Оценка регулирующего воздействия это
Подборка наиболее важных документов по запросу Оценка регулирующего воздействия это (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Оценка регулирующего воздействия проектов нормативных правовых актов
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Понятие оценки регулирующего воздействия
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Понятие оценки регулирующего воздействия
Статья: Для ИТ-компаний могут измениться правила аккредитации
(Бабуров Э., Ткаченко Е.)
("ЭЖ-Бухгалтер", 2025, N 14)В феврале 2025 г. на федеральном портале проектов НПА был опубликован проект изменений, подготовленный Минцифры России. Он предусматривает изменения в действующие правила аккредитации ИТ-компаний. На данный момент этот проект находится на стадии оценки регулирующего воздействия и пока еще не утвержден. В случае его принятия правила аккредитации ИТ-компаний могут существенно поменяться. Рассмотрим ключевые инициативы.
(Бабуров Э., Ткаченко Е.)
("ЭЖ-Бухгалтер", 2025, N 14)В феврале 2025 г. на федеральном портале проектов НПА был опубликован проект изменений, подготовленный Минцифры России. Он предусматривает изменения в действующие правила аккредитации ИТ-компаний. На данный момент этот проект находится на стадии оценки регулирующего воздействия и пока еще не утвержден. В случае его принятия правила аккредитации ИТ-компаний могут существенно поменяться. Рассмотрим ключевые инициативы.
Нормативные акты
Федеральный закон от 21.12.2021 N 414-ФЗ
(ред. от 31.07.2025)
"Об общих принципах организации публичной власти в субъектах Российской Федерации"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2025)Статья 53. Оценка регулирующего воздействия проектов нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации и экспертиза нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации
(ред. от 31.07.2025)
"Об общих принципах организации публичной власти в субъектах Российской Федерации"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2025)Статья 53. Оценка регулирующего воздействия проектов нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации и экспертиза нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации
Федеральный закон от 20.03.2025 N 33-ФЗ
"Об общих принципах организации местного самоуправления в единой системе публичной власти"6. Оценка регулирующего воздействия проектов муниципальных нормативных правовых актов проводится в целях выявления положений, вводящих избыточные обязанности, запреты и ограничения для субъектов предпринимательской и иной экономической деятельности или способствующих их введению, а также положений, способствующих возникновению необоснованных расходов субъектов предпринимательской и иной экономической деятельности и местных бюджетов.
"Об общих принципах организации местного самоуправления в единой системе публичной власти"6. Оценка регулирующего воздействия проектов муниципальных нормативных правовых актов проводится в целях выявления положений, вводящих избыточные обязанности, запреты и ограничения для субъектов предпринимательской и иной экономической деятельности или способствующих их введению, а также положений, способствующих возникновению необоснованных расходов субъектов предпринимательской и иной экономической деятельности и местных бюджетов.
Статья: Нужна и возможна ли реформа регулирования 2.0?
(Шаститко А.Е., Курдин А.А.)
("Закон", 2021, N 5)Оценка регулирующего воздействия (ОРВ) потенциально позволяет ответить на вопрос об ожидаемых эффектах. Об ОРВ в России заговорили в начале 2000-х, а после выхода Указа Президента РФ от 07.05.2012 N 601, потребовавшего введения обязательного для федеральных органов власти порядка и сроков проведения ОРВ, эта практика вошла в моду. Однако в рамках ОРВ как процесса могут сталкиваться не только интересы, но и теории, различным образом объясняющие и оценивающие одни и те же виды отношений <5>. Примерно в это же время стал популярен риск-ориентированный подход в регулировании, который должен был учесть ограниченные ресурсы контролирующих органов в части обеспечения соблюдения бизнесом обязательных требований.
(Шаститко А.Е., Курдин А.А.)
("Закон", 2021, N 5)Оценка регулирующего воздействия (ОРВ) потенциально позволяет ответить на вопрос об ожидаемых эффектах. Об ОРВ в России заговорили в начале 2000-х, а после выхода Указа Президента РФ от 07.05.2012 N 601, потребовавшего введения обязательного для федеральных органов власти порядка и сроков проведения ОРВ, эта практика вошла в моду. Однако в рамках ОРВ как процесса могут сталкиваться не только интересы, но и теории, различным образом объясняющие и оценивающие одни и те же виды отношений <5>. Примерно в это же время стал популярен риск-ориентированный подход в регулировании, который должен был учесть ограниченные ресурсы контролирующих органов в части обеспечения соблюдения бизнесом обязательных требований.
"Научно-практический комментарий к Федеральному закону от 31 июля 2020 г. N 247-ФЗ "Об обязательных требованиях в Российской Федерации"
(постатейный)
(Андриченко Л.В., Арзамасов Ю.Г., Емельянов А.С. и др.)
(отв. ред. А.С. Емельянов, С.М. Зырянов, А.В. Калмыкова)
("КОНТРАКТ", 2024)3. В ч. 2 комментируемой статьи дана отсылочная норма к порядку определения правил проведения ОРВ: они должны быть установлены Правительством РФ. При этом еще до принятия комментируемого Федерального закона высший орган исполнительной власти нормативно урегулировал порядок проведения ОРВ <3>.
(постатейный)
(Андриченко Л.В., Арзамасов Ю.Г., Емельянов А.С. и др.)
(отв. ред. А.С. Емельянов, С.М. Зырянов, А.В. Калмыкова)
("КОНТРАКТ", 2024)3. В ч. 2 комментируемой статьи дана отсылочная норма к порядку определения правил проведения ОРВ: они должны быть установлены Правительством РФ. При этом еще до принятия комментируемого Федерального закона высший орган исполнительной власти нормативно урегулировал порядок проведения ОРВ <3>.
"Законодательство о банкротстве: преемственность и новации: монография"
(Абдуллаева П.Р., Бандурина Н.В., Воронина Ю.М. и др.)
(отв. ред. С.А. Карелина, И.В. Фролов)
("Юстицинформ", 2023)- не содержащие положений, характеризующих проект нормативного правового акта как проект, подлежащий высокой или средней степени регулирующего воздействия, но при этом подлежащий оценке регулирующего воздействия в соответствии с Правилами N 1318 (низкая степень регулирующего воздействия).
(Абдуллаева П.Р., Бандурина Н.В., Воронина Ю.М. и др.)
(отв. ред. С.А. Карелина, И.В. Фролов)
("Юстицинформ", 2023)- не содержащие положений, характеризующих проект нормативного правового акта как проект, подлежащий высокой или средней степени регулирующего воздействия, но при этом подлежащий оценке регулирующего воздействия в соответствии с Правилами N 1318 (низкая степень регулирующего воздействия).
Статья: Эффективность административных актов таможенных органов
(Зарембо С.А.)
("Юрист", 2023, N 9)В целом следует говорить о том, что экспертные практики в отношении нормативных актов (их проектов) в основном уже достаточно наработаны и активно, хотя и в разной мере, включены в нормопроизводство. В то же время объективно присутствует диссонанс в соотношении соответствия акта формально-юридическим требованиям и его эффективности, что способно порождать эффект отчуждения, поскольку акт может не быть воспринят правореализационной практикой. В части правореализационной практики оценка акта ex ante должна коррелировать социальному контексту, и в этой связи свое активное развитие должны получить институты финансово-экономической экспертизы и экспертизы социально-экономических и иных последствий с выходом на оценку регулирующего воздействия. Эта возможность не противоречит общей конструкции экспертиз актов и может быть в качестве примера реализована в отношении актов таможенных органов с последующим распространением на общий механизм ведомственного нормотворчества. Таким образом, может быть достигнуто повышение прогнозной ценности оценок акта, а равно его оценок ex ante и укрепление практик анализа в целом. Учитывая специфику функционала и полномочий таможенных органов, такой подход потенциально способен повысить степень достоверности оценки, эффективность производимых ими административных актов.
(Зарембо С.А.)
("Юрист", 2023, N 9)В целом следует говорить о том, что экспертные практики в отношении нормативных актов (их проектов) в основном уже достаточно наработаны и активно, хотя и в разной мере, включены в нормопроизводство. В то же время объективно присутствует диссонанс в соотношении соответствия акта формально-юридическим требованиям и его эффективности, что способно порождать эффект отчуждения, поскольку акт может не быть воспринят правореализационной практикой. В части правореализационной практики оценка акта ex ante должна коррелировать социальному контексту, и в этой связи свое активное развитие должны получить институты финансово-экономической экспертизы и экспертизы социально-экономических и иных последствий с выходом на оценку регулирующего воздействия. Эта возможность не противоречит общей конструкции экспертиз актов и может быть в качестве примера реализована в отношении актов таможенных органов с последующим распространением на общий механизм ведомственного нормотворчества. Таким образом, может быть достигнуто повышение прогнозной ценности оценок акта, а равно его оценок ex ante и укрепление практик анализа в целом. Учитывая специфику функционала и полномочий таможенных органов, такой подход потенциально способен повысить степень достоверности оценки, эффективность производимых ими административных актов.
Статья: Правовая концепция "умного регулирования" финансового рынка
(Белицкая А.В., Лаутс Е.Б.)
("Банковское право", 2023, N 2)В рамках "умного регулирования" осуществляется оценка регулирующего воздействия (ОРВ) и оценка фактического воздействия (ОФВ) как два взаимосвязанных неотъемлемых последовательных элемента или этапа, при этом ОРВ осуществляется до вступления в силу нормативного правового акта, а ОФВ в рамках его применения, играя восполняющую роль по отношению к ОРВ, так как задачи ОФВ определяются рисками прогноза при проведении ОРВ. Данные виды оценок позволяют осуществлять мониторинг эффективности законодательства и правоприменительной практики, обеспечивать баланс интересов заинтересованных лиц в рамках правотворчества и правоприменения.
(Белицкая А.В., Лаутс Е.Б.)
("Банковское право", 2023, N 2)В рамках "умного регулирования" осуществляется оценка регулирующего воздействия (ОРВ) и оценка фактического воздействия (ОФВ) как два взаимосвязанных неотъемлемых последовательных элемента или этапа, при этом ОРВ осуществляется до вступления в силу нормативного правового акта, а ОФВ в рамках его применения, играя восполняющую роль по отношению к ОРВ, так как задачи ОФВ определяются рисками прогноза при проведении ОРВ. Данные виды оценок позволяют осуществлять мониторинг эффективности законодательства и правоприменительной практики, обеспечивать баланс интересов заинтересованных лиц в рамках правотворчества и правоприменения.