Оценка последствий принятия решения
Подборка наиболее важных документов по запросу Оценка последствий принятия решения (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Объект социальной инфраструктуры для детей и оценка последствий заключения договора аренды муниципального недвижимого имущества
(Арабули Д.Т.)
("Муниципальная служба: правовые вопросы", 2022, N 4)Базовым документом, на основе которого муниципальными образованиями Челябинской области регламентируется порядок проведения оценки последствий заключения договора аренды и создания комиссии для такой оценки, является Постановление Правительства Челябинской области от 21 октября 2015 г. N 549-П "О проведении оценки последствий принятия решения о реконструкции, модернизации, об изменении назначения или о ликвидации объекта социальной инфраструктуры для детей, являющегося государственной собственностью Челябинской области и (или) муниципальной собственностью, а также о реорганизации или ликвидации государственных организаций Челябинской области, муниципальных организаций, образующих социальную инфраструктуру для детей" <13>.
(Арабули Д.Т.)
("Муниципальная служба: правовые вопросы", 2022, N 4)Базовым документом, на основе которого муниципальными образованиями Челябинской области регламентируется порядок проведения оценки последствий заключения договора аренды и создания комиссии для такой оценки, является Постановление Правительства Челябинской области от 21 октября 2015 г. N 549-П "О проведении оценки последствий принятия решения о реконструкции, модернизации, об изменении назначения или о ликвидации объекта социальной инфраструктуры для детей, являющегося государственной собственностью Челябинской области и (или) муниципальной собственностью, а также о реорганизации или ликвидации государственных организаций Челябинской области, муниципальных организаций, образующих социальную инфраструктуру для детей" <13>.
Статья: Охрана озера Байкал как объекта всемирного природного наследия в условиях изменяющегося климата
(Колобов Р.Ю.)
("Экологическое право", 2024, N 2)<25> Нельзя не согласиться с директором Иркутского института химии им. А.Е. Фаворского А.В. Ивановым, обратившим внимание на отсутствие процедур привлечения компетентных специалистов к оценке последствий принятия управленческих решений и нормативного статуса научного эксперта. См.: Иванов А. Научная деятельность давно должна была научить отвечать за свои слова. URL: https://glagol38.ru/text/18-09-2023/016 (дата обращения: 11.10.2023).
(Колобов Р.Ю.)
("Экологическое право", 2024, N 2)<25> Нельзя не согласиться с директором Иркутского института химии им. А.Е. Фаворского А.В. Ивановым, обратившим внимание на отсутствие процедур привлечения компетентных специалистов к оценке последствий принятия управленческих решений и нормативного статуса научного эксперта. См.: Иванов А. Научная деятельность давно должна была научить отвечать за свои слова. URL: https://glagol38.ru/text/18-09-2023/016 (дата обращения: 11.10.2023).
Нормативные акты
Федеральный закон от 24.07.1998 N 124-ФЗ
(ред. от 04.11.2025)
"Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации"Общие принципы проведения оценки последствий принятия решения, указанного в абзаце первом настоящего пункта, включая критерии этой оценки, а также общие принципы формирования и деятельности комиссии по оценке последствий принятия такого решения устанавливаются Правительством Российской Федерации.
(ред. от 04.11.2025)
"Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации"Общие принципы проведения оценки последствий принятия решения, указанного в абзаце первом настоящего пункта, включая критерии этой оценки, а также общие принципы формирования и деятельности комиссии по оценке последствий принятия такого решения устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ
(ред. от 15.10.2025)
"Об образовании в Российской Федерации"13. Порядок проведения оценки последствий принятия решения о реорганизации или ликвидации федеральной государственной образовательной организации, включая критерии этой оценки (по типам федеральных государственных образовательных организаций), порядок создания комиссии по оценке последствий такого решения и подготовки ею заключений устанавливаются Правительством Российской Федерации.
(ред. от 15.10.2025)
"Об образовании в Российской Федерации"13. Порядок проведения оценки последствий принятия решения о реорганизации или ликвидации федеральной государственной образовательной организации, включая критерии этой оценки (по типам федеральных государственных образовательных организаций), порядок создания комиссии по оценке последствий такого решения и подготовки ею заключений устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Статья: Трансакционные издержки и признание за участниками долевого строительства права собственности на объект незавершенного строительства
(Кулаков А.А., Вишневская А.С.)
("Закон", 2022, N 9)Мы считаем, что изучение экономических последствий принятия судом кажущегося этичным решения о признании за участниками долевого строительства права собственности на долю в объекте незавершенного строительства с применением отдельных методов экономического анализа может быть полезным при оценке последствий принятия такого решения. Способно ли оно помочь в действительности защитить права граждан-дольщиков?
(Кулаков А.А., Вишневская А.С.)
("Закон", 2022, N 9)Мы считаем, что изучение экономических последствий принятия судом кажущегося этичным решения о признании за участниками долевого строительства права собственности на долю в объекте незавершенного строительства с применением отдельных методов экономического анализа может быть полезным при оценке последствий принятия такого решения. Способно ли оно помочь в действительности защитить права граждан-дольщиков?
Готовое решение: Как уволить заместителя руководителя организации, ее главного бухгалтера, заместителя руководителя филиала (представительства), его главного бухгалтера за принятие необоснованного решения
(КонсультантПлюс, 2025)состав комиссии. Желательно создать именно комиссию. Это позволит вам получить объективную оценку факта принятия работником необоснованного решения и его последствия. Включите в комиссию минимум трех ваших работников, одного из которых назначьте председателем. Комиссию формируют из компетентных и не заинтересованных в исходе разбирательства работников;
(КонсультантПлюс, 2025)состав комиссии. Желательно создать именно комиссию. Это позволит вам получить объективную оценку факта принятия работником необоснованного решения и его последствия. Включите в комиссию минимум трех ваших работников, одного из которых назначьте председателем. Комиссию формируют из компетентных и не заинтересованных в исходе разбирательства работников;
"Нормативно-правовая регламентация бюджетного процесса в России: учебное пособие"
(Гуринович А.Г.)
("Юстицинформ", 2023)Проекты актов, оказывающих влияние на доходы или расходы соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации, направляются на заключение в Министерство финансов Российской Федерации с приложением протоколов согласительных совещаний (при их наличии), замечаний, а также финансово-экономического обоснования решений, предлагаемых к принятию проектом акта. В заключении Министерство финансов Российской Федерации дает оценку финансовых последствий принятия соответствующих решений для указанных бюджетов и внебюджетных фондов.
(Гуринович А.Г.)
("Юстицинформ", 2023)Проекты актов, оказывающих влияние на доходы или расходы соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации, направляются на заключение в Министерство финансов Российской Федерации с приложением протоколов согласительных совещаний (при их наличии), замечаний, а также финансово-экономического обоснования решений, предлагаемых к принятию проектом акта. В заключении Министерство финансов Российской Федерации дает оценку финансовых последствий принятия соответствующих решений для указанных бюджетов и внебюджетных фондов.
Статья: Векторы административно-правового регулирования
(Тихомиров Ю.А.)
("Административное право и процесс", 2025, N 7)В условиях цифровизации и применения технологий искусственного интеллекта надо посмотреть, в какой степени постепенно нам удается заменять традиционные, растянутые процедуры согласования: переписки, бумажки, записки и т.д., и переходить к более динамичным способам формирования мощнейшей информационной базы. Можем ли мы ею пользоваться? А мы не задохнемся? А мы берем то, что нам нужно? Это требует больших, серьезных размышлений. Я заметил, что административное право должно быть в большей степени вооружено инструментами научного познания, прогнозирования, в том числе юридическое прогнозирование, методология и диагностика рисков, оценка последствий принимаемых решений и другие методы научного познания, которые должны быть атрибутикой административно-правового регулирования и управления.
(Тихомиров Ю.А.)
("Административное право и процесс", 2025, N 7)В условиях цифровизации и применения технологий искусственного интеллекта надо посмотреть, в какой степени постепенно нам удается заменять традиционные, растянутые процедуры согласования: переписки, бумажки, записки и т.д., и переходить к более динамичным способам формирования мощнейшей информационной базы. Можем ли мы ею пользоваться? А мы не задохнемся? А мы берем то, что нам нужно? Это требует больших, серьезных размышлений. Я заметил, что административное право должно быть в большей степени вооружено инструментами научного познания, прогнозирования, в том числе юридическое прогнозирование, методология и диагностика рисков, оценка последствий принимаемых решений и другие методы научного познания, которые должны быть атрибутикой административно-правового регулирования и управления.
"Комментарий к Федеральному закону от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации"
(Жеребцов А.Н., Пешкова (Белогорцева) Х.В., Аверина К.Н., Агибалова Е.Н., Ведышева Н.О., Воронцова Е.В., Данилов П.С., Менкенов А.В., Пучкова В.В., Ротко С.В., Самойлова Ю.Б., Сенокосова Е.К., Чернусь Н.Ю., Беляев М.А., Загорских С.А., Котухов С.А., Тимошенко Д.А.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2022)22) установлению порядка проведения оценки последствий принятия решения о ликвидации медицинской организации, подведомственной исполнительному органу государственной власти субъекта или органу местного самоуправления, о прекращении деятельности ее обособленного подразделения и порядка создания комиссии по оценке последствий принятия такого решения и подготовке указанной комиссией заключений.
(Жеребцов А.Н., Пешкова (Белогорцева) Х.В., Аверина К.Н., Агибалова Е.Н., Ведышева Н.О., Воронцова Е.В., Данилов П.С., Менкенов А.В., Пучкова В.В., Ротко С.В., Самойлова Ю.Б., Сенокосова Е.К., Чернусь Н.Ю., Беляев М.А., Загорских С.А., Котухов С.А., Тимошенко Д.А.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2022)22) установлению порядка проведения оценки последствий принятия решения о ликвидации медицинской организации, подведомственной исполнительному органу государственной власти субъекта или органу местного самоуправления, о прекращении деятельности ее обособленного подразделения и порядка создания комиссии по оценке последствий принятия такого решения и подготовке указанной комиссией заключений.
"Комментарий к Федеральному закону от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации"
(постатейный)
(Барабанова С.В., Пешкова (Белогорцева) Х.В., Агибалова Е.Н., Баранов И.В., Воронцов А.Л., Менкенов А.В., Ротко С.В., Селезнева А.Х., Чернусь Н.Ю., Беляев М.А., Зенков М.Ю., Елаев А.А., Котухов С.А., Тимошенко Д.А.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2023)Прежде всего, обязательным элементом процедуры реорганизации или ликвидации образовательной организации является официальная оценка последствий такого решения (ч. 11 - 12 комментируемой статьи). В зависимости от ведомственной подчиненности оценка производится федеральным органом в соответствии с Постановлением Правительства от 06.02.2014 N 84 "Об утверждении Правил проведения оценки последствий принятия решения о реорганизации или ликвидации федеральной государственной образовательной организации и Правил создания комиссии по оценке последствий принятия решения о реорганизации или ликвидации федеральной государственной образовательной организации и подготовки указанной комиссией заключений" либо уполномоченным органом государственной власти субъекта РФ.
(постатейный)
(Барабанова С.В., Пешкова (Белогорцева) Х.В., Агибалова Е.Н., Баранов И.В., Воронцов А.Л., Менкенов А.В., Ротко С.В., Селезнева А.Х., Чернусь Н.Ю., Беляев М.А., Зенков М.Ю., Елаев А.А., Котухов С.А., Тимошенко Д.А.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2023)Прежде всего, обязательным элементом процедуры реорганизации или ликвидации образовательной организации является официальная оценка последствий такого решения (ч. 11 - 12 комментируемой статьи). В зависимости от ведомственной подчиненности оценка производится федеральным органом в соответствии с Постановлением Правительства от 06.02.2014 N 84 "Об утверждении Правил проведения оценки последствий принятия решения о реорганизации или ликвидации федеральной государственной образовательной организации и Правил создания комиссии по оценке последствий принятия решения о реорганизации или ликвидации федеральной государственной образовательной организации и подготовки указанной комиссией заключений" либо уполномоченным органом государственной власти субъекта РФ.
Статья: ОМС и не только: новые траектории развития страховой медицины
(Кузнецов Д.)
("Современные страховые технологии", 2023, N 5)В 2020 году Правительство меняло норматив отчислений на ведение дела СМО в сторону сокращения. Тогда РВД снизился с 1 - 2% до 0,8 - 1,1% от суммы средств, поступивших в организацию, исходя из подушевого норматива. Одним из обоснований столь непопулярного решения была экономия бюджетных средств до 6,8 млрд руб. на ближайшие три года. Тем же пакетом поправок медицинские центры федерального подчинения были выведены из зоны ответственности и контроля страховщиков и переданы в сферу влияния ФФОМС. Существенное изменение законодательства отразилось на функционировании системы ОМС и ее участников. Полагаю, что полностью и объективно оценить последствия принятых решений можно будет только спустя некоторое время.
(Кузнецов Д.)
("Современные страховые технологии", 2023, N 5)В 2020 году Правительство меняло норматив отчислений на ведение дела СМО в сторону сокращения. Тогда РВД снизился с 1 - 2% до 0,8 - 1,1% от суммы средств, поступивших в организацию, исходя из подушевого норматива. Одним из обоснований столь непопулярного решения была экономия бюджетных средств до 6,8 млрд руб. на ближайшие три года. Тем же пакетом поправок медицинские центры федерального подчинения были выведены из зоны ответственности и контроля страховщиков и переданы в сферу влияния ФФОМС. Существенное изменение законодательства отразилось на функционировании системы ОМС и ее участников. Полагаю, что полностью и объективно оценить последствия принятых решений можно будет только спустя некоторое время.
"Правовые формы отрицания недобросовестного поведения"
(Седова Ж.И.)
("Статут", 2023)В публично-правовых отношениях (регулирование которых запрещает все то, что не разрешено) пределы осуществления прав публичным субъектом связаны, как указывалось ранее, с соблюдением принципа баланса публичных и частных интересов, которое необходимо при принятии публичными субъектами решений по вопросам их компетенции. Под публичным субъектом понимается орган государственной власти, орган местного самоуправления или иной орган, организация, наделенные отдельными государственными или иными публичными полномочиями, а также должностное лицо, государственный или муниципальный служащий. Публичный субъект обязан оценивать последствия принятия своих решений через призму соблюдения баланса публичных и частных интересов как общего принципа права. Законодательство позволяет частному субъекту оспаривать в судебном порядке решения публичных субъектов, нарушающие частные экономические интересы. Публичный субъект, широко толкуя свои права на реализацию полномочий, может существенно ограничить законные интересы частных субъектов. Частное лицо может оспорить в суде или в вышестоящем в порядке подчиненности органе (организации) не только решение, но и действие (бездействие) публичного субъекта, неэффективность его деятельности, в случае если нарушены или оспорены права, свободы и законные интересы частного субъекта, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов или на него незаконно возложены какие-либо обязанности.
(Седова Ж.И.)
("Статут", 2023)В публично-правовых отношениях (регулирование которых запрещает все то, что не разрешено) пределы осуществления прав публичным субъектом связаны, как указывалось ранее, с соблюдением принципа баланса публичных и частных интересов, которое необходимо при принятии публичными субъектами решений по вопросам их компетенции. Под публичным субъектом понимается орган государственной власти, орган местного самоуправления или иной орган, организация, наделенные отдельными государственными или иными публичными полномочиями, а также должностное лицо, государственный или муниципальный служащий. Публичный субъект обязан оценивать последствия принятия своих решений через призму соблюдения баланса публичных и частных интересов как общего принципа права. Законодательство позволяет частному субъекту оспаривать в судебном порядке решения публичных субъектов, нарушающие частные экономические интересы. Публичный субъект, широко толкуя свои права на реализацию полномочий, может существенно ограничить законные интересы частных субъектов. Частное лицо может оспорить в суде или в вышестоящем в порядке подчиненности органе (организации) не только решение, но и действие (бездействие) публичного субъекта, неэффективность его деятельности, в случае если нарушены или оспорены права, свободы и законные интересы частного субъекта, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов или на него незаконно возложены какие-либо обязанности.
Статья: Особенности исчисления НДС для некоммерческих организаций на упрощенной системе налогообложения
(Олейник М.А., Казанков К.А.)
("Бухгалтерский учет в бюджетных и некоммерческих организациях", 2025, N 6)В рамках этих изменений некоммерческим организациям необходимо отслеживать уровень своих доходов и оценивать последствия уплаты НДС. При принятии решения о том, следует ли сохранить УСН с фиксированными ставками НДС или перейти на общий режим, необходимо учитывать особенности деятельности, источники финансирования и возможную налоговую нагрузку [7].
(Олейник М.А., Казанков К.А.)
("Бухгалтерский учет в бюджетных и некоммерческих организациях", 2025, N 6)В рамках этих изменений некоммерческим организациям необходимо отслеживать уровень своих доходов и оценивать последствия уплаты НДС. При принятии решения о том, следует ли сохранить УСН с фиксированными ставками НДС или перейти на общий режим, необходимо учитывать особенности деятельности, источники финансирования и возможную налоговую нагрузку [7].