Оценка обоснованности закупок
Подборка наиболее важных документов по запросу Оценка обоснованности закупок (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2023 год: Статья 37 "Антидемпинговые меры при проведении конкурса и аукциона" Федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд"По смыслу пункта 2 части 10 статьи 37 Закона о контрактной системе оценку выполнения участником закупки, предложившим цену контракта на двадцать пять и более процентов ниже начальной (максимальной) цены контракта при проведении электронного конкурса, аукциона, и обоснованности предложенной цены контракта дает комиссия по осуществлению закупок, которая не может допускать формального выполнения установленных требований, не сопровождающегося обозначенными выше документами, а равно, например, письменными расчетами ценового предложения с учетом конкретных действующих договоров участника закупки с изготовителями (поставщиками), складскими документами и т.п."
Позиции судов по спорным вопросам. Бюджетные организации: Котировочная заявка
(КонсультантПлюс, 2025)...суды обоснованно посчитали, что в названном случае стоимость обязательств по контракту будет выражена в установленных статьей 27 Закона о Банке России пределах, оснований для отклонения заявок с ценовым предложением 0,01 рубля не имелось. Вместе с этим суд апелляционной инстанции правомерно указал, что при выборе победителя запроса котировок не оценивается возмездность договора, экономическая обоснованность предложений о цене участников закупки, а сравниваются исключительно цифровые значения предложений о цене.
(КонсультантПлюс, 2025)...суды обоснованно посчитали, что в названном случае стоимость обязательств по контракту будет выражена в установленных статьей 27 Закона о Банке России пределах, оснований для отклонения заявок с ценовым предложением 0,01 рубля не имелось. Вместе с этим суд апелляционной инстанции правомерно указал, что при выборе победителя запроса котировок не оценивается возмездность договора, экономическая обоснованность предложений о цене участников закупки, а сравниваются исключительно цифровые значения предложений о цене.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Путеводитель по спорам в сфере госзаказа: Формирование документов для закупки по Закону N 223-ФЗ.
Можно ли при закупке по Закону N 223-ФЗ не указывать порядок оценки заявок по каждому критерию
(КонсультантПлюс, 2025)<...> ...Указание... на отсутствие в документации... алгоритма проставления баллов в диапазоне между минимальным и максимальным баллами необоснованно, поскольку законом, иными нормативными актами не предусмотрен запрет на оценку... характеристик участников закупки и... технического предложения экспертными комиссиями заказчика с предоставлением заключения по обоснованности выставленных оценок. ...Любой из участников... при условии несогласия с оценкой его заявки... вправе обжаловать результаты проведенной закупки в установленном законом порядке".
Можно ли при закупке по Закону N 223-ФЗ не указывать порядок оценки заявок по каждому критерию
(КонсультантПлюс, 2025)<...> ...Указание... на отсутствие в документации... алгоритма проставления баллов в диапазоне между минимальным и максимальным баллами необоснованно, поскольку законом, иными нормативными актами не предусмотрен запрет на оценку... характеристик участников закупки и... технического предложения экспертными комиссиями заказчика с предоставлением заключения по обоснованности выставленных оценок. ...Любой из участников... при условии несогласия с оценкой его заявки... вправе обжаловать результаты проведенной закупки в установленном законом порядке".
"Обзор судебной практики в сфере закупок для государственных и муниципальных нужд (март 2025 года)"
(Управление контроля размещения государственного заказа ФАС России)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)"При этом вопреки доводам жалобы из Решения ФАС России не следует, что рассматривался вопрос правильности результатов оценки заявок на участие в закупках в электронной форме, то есть обоснованности присвоения комиссией участникам закупки определенного количества баллов, и с учетом содержания поданной обществом жалобы без перехода к самой оценке результатов конкурса и без проверки количества и правомерности присвоения баллов участникам конкурса по итогам рассмотрения представленных ими заявок и документов проверена исключительно достоверность сведений, содержащихся в документах об исполнении договоров, представленных обществом в составе заявки, что свидетельствует об отсутствии со стороны ФАС России нарушения требований ч. 12 ст. 99 Закона о контрактной системе.
(Управление контроля размещения государственного заказа ФАС России)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)"При этом вопреки доводам жалобы из Решения ФАС России не следует, что рассматривался вопрос правильности результатов оценки заявок на участие в закупках в электронной форме, то есть обоснованности присвоения комиссией участникам закупки определенного количества баллов, и с учетом содержания поданной обществом жалобы без перехода к самой оценке результатов конкурса и без проверки количества и правомерности присвоения баллов участникам конкурса по итогам рассмотрения представленных ими заявок и документов проверена исключительно достоверность сведений, содержащихся в документах об исполнении договоров, представленных обществом в составе заявки, что свидетельствует об отсутствии со стороны ФАС России нарушения требований ч. 12 ст. 99 Закона о контрактной системе.
Нормативные акты
Федеральный закон от 05.04.2013 N 44-ФЗ
(ред. от 26.12.2024)
"О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.07.2025)4. Оценка обоснованности осуществления закупок проводится в ходе аудита в сфере закупок и контроля в сфере закупок в соответствии с настоящим Федеральным законом.
(ред. от 26.12.2024)
"О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.07.2025)4. Оценка обоснованности осуществления закупок проводится в ходе аудита в сфере закупок и контроля в сфере закупок в соответствии с настоящим Федеральным законом.
"Обзор судебной практики по вопросам, связанным с применением Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц"
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 16.05.2018)Закон о банкротстве, предусматривающий порядок привлечения арбитражным управляющим специалистов для обеспечения возложенных на него обязанностей в деле о банкротстве, по правилам, установленным названным Законом, носит специальный характер и подлежит приоритетному применению. Проведение процедур банкротства проходит под контролем арбитражного суда, суду предоставлено право рассматривать вопросы об обоснованности привлечения арбитражным управляющим специалистов и установления размера оплаты их услуг.
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 16.05.2018)Закон о банкротстве, предусматривающий порядок привлечения арбитражным управляющим специалистов для обеспечения возложенных на него обязанностей в деле о банкротстве, по правилам, установленным названным Законом, носит специальный характер и подлежит приоритетному применению. Проведение процедур банкротства проходит под контролем арбитражного суда, суду предоставлено право рассматривать вопросы об обоснованности привлечения арбитражным управляющим специалистов и установления размера оплаты их услуг.
Статья: Обновление концепции антимонопольного регулирования. Научно-практический комментарий к Постановлению Пленума ВС РФ от 4 марта 2021 года N 2 "О некоторых вопросах, возникающих в связи с применением судами антимонопольного законодательства"
(Алексеева А.А., Борзило Е.Ю., Корнеев В.А., Писенко К.А., Разгильдеев А.В., Сафонов В.В.)
("Вестник экономического правосудия Российской Федерации", 2022, NN 5, 6, 7)Помимо названных в комментируемом Постановлении условий, через призму экономической обоснованности могут быть оценены: разница в экономических рисках, которые возникают при заключении договоров с различными контрагентами (например, рисков финансовой несостоятельности); скидки в отношении товара, которые могут быть продиктованы не только объемом закупаемого, но и длительностью отношений между продавцом и потребителями, количеством договорных связей между ними, условиями о размере предоплаты, раннем бронировании.
(Алексеева А.А., Борзило Е.Ю., Корнеев В.А., Писенко К.А., Разгильдеев А.В., Сафонов В.В.)
("Вестник экономического правосудия Российской Федерации", 2022, NN 5, 6, 7)Помимо названных в комментируемом Постановлении условий, через призму экономической обоснованности могут быть оценены: разница в экономических рисках, которые возникают при заключении договоров с различными контрагентами (например, рисков финансовой несостоятельности); скидки в отношении товара, которые могут быть продиктованы не только объемом закупаемого, но и длительностью отношений между продавцом и потребителями, количеством договорных связей между ними, условиями о размере предоплаты, раннем бронировании.
Готовое решение: Как заказчикам по Закону N 44-ФЗ проходить мониторинг и аудит в сфере закупок
(КонсультантПлюс, 2025)Аудит проводят Счетная палата РФ и региональные контрольно-счетные органы, он заключается в оценке закупочной деятельности конкретного заказчика от этапа планирования до результатов исполнения контракта. Проверяют все: законность, обоснованность, целесообразность, эффективность. Предоставляйте всю информацию по запросам аудиторов, отчитывайтесь по вынесенным представлениям и исполняйте предписания.
(КонсультантПлюс, 2025)Аудит проводят Счетная палата РФ и региональные контрольно-счетные органы, он заключается в оценке закупочной деятельности конкретного заказчика от этапа планирования до результатов исполнения контракта. Проверяют все: законность, обоснованность, целесообразность, эффективность. Предоставляйте всю информацию по запросам аудиторов, отчитывайтесь по вынесенным представлениям и исполняйте предписания.
"Анализ практики проведения внеплановых проверок действий заказчиков при осуществлении закупок на соответствие требованиям Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (февраль 2021 года)"
(Управление контроля размещения государственного заказа ФАС России)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2021)Вместе с тем Заявитель на заседание Комиссии не явился, а также в составе обращения не представил доказательств, подтверждающих обоснованность довода, в связи с чем довод Заявителя не нашел своего подтверждения.
(Управление контроля размещения государственного заказа ФАС России)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2021)Вместе с тем Заявитель на заседание Комиссии не явился, а также в составе обращения не представил доказательств, подтверждающих обоснованность довода, в связи с чем довод Заявителя не нашел своего подтверждения.
"Обзор судебной практики в сфере закупок по 223-ФЗ (август 2024 года)"
(Управление контроля размещения государственного заказа ФАС России)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)Согласно доводу жалобы Заявителя Заказчиком установлен ненадлежащий порядок оценки заявок участников закупки по подкритерию "Опыт участника" (далее - Подкритерий) критерия "Квалификация участника".
(Управление контроля размещения государственного заказа ФАС России)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)Согласно доводу жалобы Заявителя Заказчиком установлен ненадлежащий порядок оценки заявок участников закупки по подкритерию "Опыт участника" (далее - Подкритерий) критерия "Квалификация участника".
"Обзор практики рассмотрения жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа (учреждения), специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при проведении закупок в соответствии с положениями Федерального закона от 5 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (октябрь 2022 года)"
(Управление контроля размещения государственного заказа ФАС России)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2022)2. В следующем примере Комиссия ФАС России пришла к выводу об обоснованности довода жалобы Заявителя, поскольку Заказчиком неправомерно установлено в извещении о проведении Конкурса требование о представлении участниками закупки в составе заявки выписки из реестра членов саморегулируемой организации (далее - СРО). Также Заказчиком ненадлежащим образом сформированы порядок рассмотрения и оценки заявок участников Конкурса и проект контракта извещения о проведении Конкурса.
(Управление контроля размещения государственного заказа ФАС России)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2022)2. В следующем примере Комиссия ФАС России пришла к выводу об обоснованности довода жалобы Заявителя, поскольку Заказчиком неправомерно установлено в извещении о проведении Конкурса требование о представлении участниками закупки в составе заявки выписки из реестра членов саморегулируемой организации (далее - СРО). Также Заказчиком ненадлежащим образом сформированы порядок рассмотрения и оценки заявок участников Конкурса и проект контракта извещения о проведении Конкурса.
Статья: Комментарий к Постановлению Арбитражного суда Уральского округа от 30.01.2025 N А76-1418/2024 <Компания доказала реальность сделки>
(Веселов А.В.)
("Нормативные акты для бухгалтера", 2025, N 6)Подчеркнуто, что критерии проявления должной осмотрительности не могут быть одинаковыми для случаев ординарного пополнения МПЗ и в ситуациях, когда был приобретен дорогостоящий актив либо привлечен подрядчик для существенного объема работ. Подход закреплен высшими арбитрами в Обзоре практики применения судами положений законодательства, связанных с оценкой обоснованности налоговой выгоды (утв. Президиумом ВС РФ 13.12.2023). Что касается сделок с фирмой "И", то они носили ординарный характер (неспецифичный по своей сути товар (запчасти для машин) закупали по разовым заявкам, объем поставок незначителен). В этой связи стандартные меры проверки обществом добросовестности контрагента следует признать достаточными. Доказательства осведомленности покупателя о фактах уклонения поставщика от уплаты НДС отсутствуют. Как и свидетельства взаимозависимости, аффилированности сторон, в силу которых обществу было бы известно о неисполнении компанией "И" налоговых обязательств по сделкам, совершаемым от ее имени.
(Веселов А.В.)
("Нормативные акты для бухгалтера", 2025, N 6)Подчеркнуто, что критерии проявления должной осмотрительности не могут быть одинаковыми для случаев ординарного пополнения МПЗ и в ситуациях, когда был приобретен дорогостоящий актив либо привлечен подрядчик для существенного объема работ. Подход закреплен высшими арбитрами в Обзоре практики применения судами положений законодательства, связанных с оценкой обоснованности налоговой выгоды (утв. Президиумом ВС РФ 13.12.2023). Что касается сделок с фирмой "И", то они носили ординарный характер (неспецифичный по своей сути товар (запчасти для машин) закупали по разовым заявкам, объем поставок незначителен). В этой связи стандартные меры проверки обществом добросовестности контрагента следует признать достаточными. Доказательства осведомленности покупателя о фактах уклонения поставщика от уплаты НДС отсутствуют. Как и свидетельства взаимозависимости, аффилированности сторон, в силу которых обществу было бы известно о неисполнении компанией "И" налоговых обязательств по сделкам, совершаемым от ее имени.
"Финансово-экономическое планирование в секторе государственного и муниципального управления и организация исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации: Учебное пособие"
(Братухина О.А.)
("ИНФРА-М", 2025)Мониторинг закупок осуществляется в целях оценки степени достижения целей осуществления закупок, определенных в соответствии со ст. 13 Закона о контрактной системе; оценки обоснованности закупок - ст. 18 Закона о контрактной системе; совершенствования законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок.
(Братухина О.А.)
("ИНФРА-М", 2025)Мониторинг закупок осуществляется в целях оценки степени достижения целей осуществления закупок, определенных в соответствии со ст. 13 Закона о контрактной системе; оценки обоснованности закупок - ст. 18 Закона о контрактной системе; совершенствования законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок.
"Обзор судебной практики в сфере закупок по 223-ФЗ (июнь 2025 года)"
(Управление контроля размещения государственного заказа ФАС России)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Необходимо отметить, что Постановление Пленума ВАС РФ от 12.10.2006 N 53 "Об оценке арбитражными судами обоснованности получения налогоплательщиком налоговой выгоды" адресовано исключительно арбитражным судам, что следует из его названия, а Критерии оценки рисков утверждены Приказом ФНС России от 30.05.2007 N ММ-3-06/333@ "Об утверждении Концепции системы планирования выездных налоговых проверок" (далее - Приказ ФНС России) и используются налоговыми органами при проведении выездных налоговых проверок. Из этого следует, что участник закупки (победитель закупки) не обладает должной степенью квалификации, чтобы квалифицировать те или иные обстоятельства как рисковые, а также не имеет соответствующих полномочий на проведение выездных проверок в отношении своих контрагентов, привлекаемых в качестве субисполнителей в процессе исполнения Договора.
(Управление контроля размещения государственного заказа ФАС России)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Необходимо отметить, что Постановление Пленума ВАС РФ от 12.10.2006 N 53 "Об оценке арбитражными судами обоснованности получения налогоплательщиком налоговой выгоды" адресовано исключительно арбитражным судам, что следует из его названия, а Критерии оценки рисков утверждены Приказом ФНС России от 30.05.2007 N ММ-3-06/333@ "Об утверждении Концепции системы планирования выездных налоговых проверок" (далее - Приказ ФНС России) и используются налоговыми органами при проведении выездных налоговых проверок. Из этого следует, что участник закупки (победитель закупки) не обладает должной степенью квалификации, чтобы квалифицировать те или иные обстоятельства как рисковые, а также не имеет соответствующих полномочий на проведение выездных проверок в отношении своих контрагентов, привлекаемых в качестве субисполнителей в процессе исполнения Договора.
"Предпринимательское право: учебник: в 2 т."
(том 1)
(6-е издание, переработанное и дополненное)
(под ред. В.Ф. Попондопуло)
("Проспект", 2023)Кроме того, совокупность характеристик товара одного производителя позволяет производить его сравнение с параметрами товара другого производителя, что допускает возможность использования различного рода оценочных суждений качества, должных отвечать критериям обоснованности и справедливости.
(том 1)
(6-е издание, переработанное и дополненное)
(под ред. В.Ф. Попондопуло)
("Проспект", 2023)Кроме того, совокупность характеристик товара одного производителя позволяет производить его сравнение с параметрами товара другого производителя, что допускает возможность использования различного рода оценочных суждений качества, должных отвечать критериям обоснованности и справедливости.
Статья: Определение и обоснование цены договора по Закону N 223-ФЗ
(Постовалова С.)
("Прогосзаказ.рф", 2022, N 6)Жалобы на нарушения порядков ценообразования не рассматриваются антимонопольными органами. Например, Брянское УФАС России отказалось дать правовую оценку доводам заявителя жалобы о том, что при закупке автоматизированных рабочих мест заказчик установил НМЦД ниже рыночной стоимости: контрольный орган сослался на отсутствие у него полномочий по проверке обоснованности установления НМЦД <3>. Отметим, что вопрос об ограничении конкуренции вследствие занижения НМЦД в данном деле не рассматривался, жалоба была подана на некорректно определенную НМЦД.
(Постовалова С.)
("Прогосзаказ.рф", 2022, N 6)Жалобы на нарушения порядков ценообразования не рассматриваются антимонопольными органами. Например, Брянское УФАС России отказалось дать правовую оценку доводам заявителя жалобы о том, что при закупке автоматизированных рабочих мест заказчик установил НМЦД ниже рыночной стоимости: контрольный орган сослался на отсутствие у него полномочий по проверке обоснованности установления НМЦД <3>. Отметим, что вопрос об ограничении конкуренции вследствие занижения НМЦД в данном деле не рассматривался, жалоба была подана на некорректно определенную НМЦД.