Оценка налоговых расходов
Подборка наиболее важных документов по запросу Оценка налоговых расходов (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2024 год: Статья 220 "Имущественные налоговые вычеты" главы 23 "Налог на доходы физических лиц" НК РФ
(Юридическая компания "TAXOLOGY")Налоговый орган доначислил предпринимателю НДФЛ в связи с завышением расходов по операциям, связанным с реализацией драгоценного металла по обезличенному металлическому счету драгоценных металлов. По мнению налогоплательщика, при определении налоговой базы по НДФЛ им правомерно применен метод оценки расходов по средней стоимости, так как он входит в число допускаемых ст. 268 НК РФ и наиболее подходит для расчета, учитывая постоянные колебания стоимости драгоценного металла. Налоговый орган определил размер расходов исходя из фактических документально подтвержденных расходов. Суд указал, что, поскольку глава 23 НК РФ "Налог на доходы физических лиц" не содержит ссылку на положения главы 25 НК РФ "Налог на прибыль организаций", предприниматель не вправе применять метод определения расходов, предусмотренный в целях исчисления налога на прибыль организаций. Суд указал, что в рассматриваемом случае применимы положения подп. 2 п. 2 ст. 220 НК РФ, согласно которым вместо получения имущественного налогового вычета, установленного подп. 1 п. 2 ст. 220 НК РФ, налогоплательщик вправе уменьшить сумму своих облагаемых налогом доходов на сумму фактически произведенных им и документально подтвержденных расходов, связанных с приобретением этого имущества. Суд отметил, что доход от продажи драгоценного металла не относится к доходам от предпринимательской деятельности, получен налогоплательщиком как физическим лицом. Суд признал правомерным доначисление НДФЛ.
(Юридическая компания "TAXOLOGY")Налоговый орган доначислил предпринимателю НДФЛ в связи с завышением расходов по операциям, связанным с реализацией драгоценного металла по обезличенному металлическому счету драгоценных металлов. По мнению налогоплательщика, при определении налоговой базы по НДФЛ им правомерно применен метод оценки расходов по средней стоимости, так как он входит в число допускаемых ст. 268 НК РФ и наиболее подходит для расчета, учитывая постоянные колебания стоимости драгоценного металла. Налоговый орган определил размер расходов исходя из фактических документально подтвержденных расходов. Суд указал, что, поскольку глава 23 НК РФ "Налог на доходы физических лиц" не содержит ссылку на положения главы 25 НК РФ "Налог на прибыль организаций", предприниматель не вправе применять метод определения расходов, предусмотренный в целях исчисления налога на прибыль организаций. Суд указал, что в рассматриваемом случае применимы положения подп. 2 п. 2 ст. 220 НК РФ, согласно которым вместо получения имущественного налогового вычета, установленного подп. 1 п. 2 ст. 220 НК РФ, налогоплательщик вправе уменьшить сумму своих облагаемых налогом доходов на сумму фактически произведенных им и документально подтвержденных расходов, связанных с приобретением этого имущества. Суд отметил, что доход от продажи драгоценного металла не относится к доходам от предпринимательской деятельности, получен налогоплательщиком как физическим лицом. Суд признал правомерным доначисление НДФЛ.
Подборка судебных решений за 2024 год: Статья 31 "Права налоговых органов" НК РФ
(Юридическая компания "TAXOLOGY")Налоговый орган доначислил единый налог по УСН и страховые взносы, сделав вывод о занижении предпринимателем налоговой базы в результате неполного включения в нее дохода от сдачи имущества в аренду. Налоговые обязательств предпринимателя налоговый орган определил на основании договоров аренды и свидетельских показаний арендаторов. Суды трех инстанции признали решение незаконным, поскольку свидетельские показания не могут служить достаточным доказательством получения предпринимателем дохода в определенном размере. Верховный Суд РФ отменил решения нижестоящих судов и направил дело на новое рассмотрение. Верховный Суд РФ указал, что при применении расчетного способа на основании подп. 7 п. 1 ст. 31 НК РФ налоговому органу достаточно представить доказательства, разумно обосновывающие произведенную им оценку доходов (расходов), которые могли быть получены (понесены) налогоплательщиком в рамках осуществляемой им экономической деятельности. НК РФ не содержит ограничений в отношении видов доказательств, которыми может быть подтверждена величина доходов или расходов. Учитывая получение дохода налогоплательщиком наличными и в натуральной форме, представление иных доказательств затруднительно для налогового органа. Каких-либо данных, позволяющих опровергнуть произведенный налоговым органом расчет, налогоплательщик не представил. Размер арендной платы, указанный в представленных самим налогоплательщиком в налоговый орган договорах, соответствует размеру арендной платы, указанному в свидетельских показаниях.
(Юридическая компания "TAXOLOGY")Налоговый орган доначислил единый налог по УСН и страховые взносы, сделав вывод о занижении предпринимателем налоговой базы в результате неполного включения в нее дохода от сдачи имущества в аренду. Налоговые обязательств предпринимателя налоговый орган определил на основании договоров аренды и свидетельских показаний арендаторов. Суды трех инстанции признали решение незаконным, поскольку свидетельские показания не могут служить достаточным доказательством получения предпринимателем дохода в определенном размере. Верховный Суд РФ отменил решения нижестоящих судов и направил дело на новое рассмотрение. Верховный Суд РФ указал, что при применении расчетного способа на основании подп. 7 п. 1 ст. 31 НК РФ налоговому органу достаточно представить доказательства, разумно обосновывающие произведенную им оценку доходов (расходов), которые могли быть получены (понесены) налогоплательщиком в рамках осуществляемой им экономической деятельности. НК РФ не содержит ограничений в отношении видов доказательств, которыми может быть подтверждена величина доходов или расходов. Учитывая получение дохода налогоплательщиком наличными и в натуральной форме, представление иных доказательств затруднительно для налогового органа. Каких-либо данных, позволяющих опровергнуть произведенный налоговым органом расчет, налогоплательщик не представил. Размер арендной платы, указанный в представленных самим налогоплательщиком в налоговый орган договорах, соответствует размеру арендной платы, указанному в свидетельских показаниях.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Налоговые расходы как правовая категория
(Хаванова И.А.)
("Финансовое право", 2024, N 1)Развитие системы оценки налоговых расходов
(Хаванова И.А.)
("Финансовое право", 2024, N 1)Развитие системы оценки налоговых расходов
Нормативные акты
"Бюджетный кодекс Российской Федерации" от 31.07.1998 N 145-ФЗ
(ред. от 31.07.2025)2. Оценка налоговых расходов Российской Федерации осуществляется ежегодно в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
(ред. от 31.07.2025)2. Оценка налоговых расходов Российской Федерации осуществляется ежегодно в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
"Нормативно-правовая регламентация бюджетного процесса в России: учебное пособие"
(Гуринович А.Г.)
("Юстицинформ", 2023)- отчетом об оценке налоговых расходов Российской Федерации за отчетный финансовый год, оценке налоговых расходов Российской Федерации на текущий финансовый год и оценке налоговых расходов Российской Федерации на очередной финансовый год и плановый период;
(Гуринович А.Г.)
("Юстицинформ", 2023)- отчетом об оценке налоговых расходов Российской Федерации за отчетный финансовый год, оценке налоговых расходов Российской Федерации на текущий финансовый год и оценке налоговых расходов Российской Федерации на очередной финансовый год и плановый период;
Статья: Цифровизация налогового администрирования в Российской Федерации
(Баракина Е.Ю.)
("Юрист", 2022, N 4)<11> ФНС России разработала автоматизированный механизм формирования данных для оценки налоговых расходов. URL: https://www.nalog.gov.ru/rn77/news/activities_fts/10390369/ (дата обращения: 08.10.2021).
(Баракина Е.Ю.)
("Юрист", 2022, N 4)<11> ФНС России разработала автоматизированный механизм формирования данных для оценки налоговых расходов. URL: https://www.nalog.gov.ru/rn77/news/activities_fts/10390369/ (дата обращения: 08.10.2021).
Статья: Особенности правового регулирования налоговых расходов в Российской Федерации
(Мичурина Ю.П.)
("Финансовое право", 2022, N 2)Также в Бюджетный кодекс Российской Федерации введена ст. 174.3, в которой указываются субъекты, которые устанавливают порядок формирования перечня налоговых расходов и их оценку. Правительство Российской Федерации - основной при этом субъект. Постановление Правительства Российской Федерации от 12 апреля 2019 г. N 439 "Об утверждении Правил формирования перечня налоговых расходов Российской Федерации и оценки налоговых расходов Российской Федерации" <15>, принятое в развитие положений ст. 174.3 Бюджетного кодекса Российской Федерации, указывает значение таких понятий, как "нормативные характеристики налоговых расходов Российской Федерации", "паспорт налоговых расходов Российской Федерации", и других производных от основного термина понятий.
(Мичурина Ю.П.)
("Финансовое право", 2022, N 2)Также в Бюджетный кодекс Российской Федерации введена ст. 174.3, в которой указываются субъекты, которые устанавливают порядок формирования перечня налоговых расходов и их оценку. Правительство Российской Федерации - основной при этом субъект. Постановление Правительства Российской Федерации от 12 апреля 2019 г. N 439 "Об утверждении Правил формирования перечня налоговых расходов Российской Федерации и оценки налоговых расходов Российской Федерации" <15>, принятое в развитие положений ст. 174.3 Бюджетного кодекса Российской Федерации, указывает значение таких понятий, как "нормативные характеристики налоговых расходов Российской Федерации", "паспорт налоговых расходов Российской Федерации", и других производных от основного термина понятий.
Готовое решение: Как работодатель предоставляет социальные вычеты по НДФЛ
(КонсультантПлюс, 2025)Работодатель не вправе предоставлять социальные вычеты на пожертвование и на расходы на прохождение независимой оценки квалификации. Это делает налоговый орган, когда налогоплательщик подает декларацию по окончании года (пп. 1, 6 п. 1, п. 2 ст. 219 НК РФ).
(КонсультантПлюс, 2025)Работодатель не вправе предоставлять социальные вычеты на пожертвование и на расходы на прохождение независимой оценки квалификации. Это делает налоговый орган, когда налогоплательщик подает декларацию по окончании года (пп. 1, 6 п. 1, п. 2 ст. 219 НК РФ).
Статья: Как заемщику учесть расходы на страхование и оценку предмета залога
(Гусев К.В.)
("Главная книга", 2023, N 8)Налоговый учет расходов на оценку предмета залога
(Гусев К.В.)
("Главная книга", 2023, N 8)Налоговый учет расходов на оценку предмета залога
Статья: Налоговые льготы в Российской Федерации: проблемы и недостатки
(Тимофеев С.В.)
("Налоги" (журнал), 2023, N 2)<4> Майбуров И.А. Оценка налоговых расходов и эффективности налоговых льгот // Общество и экономика. 2017. N 4. С. 71.
(Тимофеев С.В.)
("Налоги" (журнал), 2023, N 2)<4> Майбуров И.А. Оценка налоговых расходов и эффективности налоговых льгот // Общество и экономика. 2017. N 4. С. 71.
Вопрос: Об оценке экономической обоснованности расходов в целях налога на прибыль.
(Письмо Минфина России от 24.01.2025 N 03-03-06/1/5826)Вопрос: Об оценке экономической обоснованности расходов в целях налога на прибыль.
(Письмо Минфина России от 24.01.2025 N 03-03-06/1/5826)Вопрос: Об оценке экономической обоснованности расходов в целях налога на прибыль.
Путеводитель по налогам. Энциклопедия спорных ситуаций по налогу на прибыль20. УЧЕТ РАСХОДОВ НА ОЦЕНКУ ИМУЩЕСТВА И ЦЕННЫХ БУМАГ,
Статья: Трансформация бюджетного законодательства: причины, формы, перспективы
(Поветкина Н.А.)
("Финансовое право", 2021, N 12)В настоящее время, в условиях влияния различных масштабных вызовов на бюджетную систему государства, в процессе динамики бюджетного законодательства, основной целью которого является создание правовой основы для финансового обеспечения задач и функций государства (муниципальных образований), к сожалению, сформировалась устойчивая тенденция по нивелированию значимости, фундаментальности данной отрасли законодательства, приобретению им все больше исключительно потребительско-ресурсного значения. Теряются его индивидуальность, стабильность, ясность, порой логика и точность восприятия. Это касается и регулирующих норм, и терминов, как уже закрепленных, так и планируемых к закреплению в бюджетном законодательстве, а также правотворчества в данной сфере в целом. Приведем несколько примеров. Сфера принятия законов в бюджетной сфере всегда имела особый характер, в том числе за счет гарантий обеспечения стабильности действия бюджетных актов - и федерального закона о федеральном бюджете, и БК РФ. Однако в последнее время ряд таких положений был отменен, в частности, положения ст. 53 БК РФ, предусматривающие, что "федеральные законы о внесении изменений в законодательство Российской Федерации о налогах и сборах, федеральные законы, регулирующие бюджетные правоотношения, приводящие к изменению доходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации и вступающие в силу в очередном финансовом году и в плановом периоде, должны быть приняты до дня внесения в Государственную Думу проекта федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период. Внесение изменений в законодательство Российской Федерации о федеральных налогах и сборах, предполагающих их вступление в силу в течение текущего финансового года и приводящих к изменению доходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, допускается только в случае внесения соответствующих изменений в федеральный закон о федеральном бюджете на текущий финансовый год и плановый период", неоднократно приостанавливались в действии, а с 1 января 2021 г. признаны утратившими силу. Данный пример иллюстрирует нивелирование значения принципа плановости, прогнозируемости, оценки налоговых расходов публично-правовых образований и т.д.
(Поветкина Н.А.)
("Финансовое право", 2021, N 12)В настоящее время, в условиях влияния различных масштабных вызовов на бюджетную систему государства, в процессе динамики бюджетного законодательства, основной целью которого является создание правовой основы для финансового обеспечения задач и функций государства (муниципальных образований), к сожалению, сформировалась устойчивая тенденция по нивелированию значимости, фундаментальности данной отрасли законодательства, приобретению им все больше исключительно потребительско-ресурсного значения. Теряются его индивидуальность, стабильность, ясность, порой логика и точность восприятия. Это касается и регулирующих норм, и терминов, как уже закрепленных, так и планируемых к закреплению в бюджетном законодательстве, а также правотворчества в данной сфере в целом. Приведем несколько примеров. Сфера принятия законов в бюджетной сфере всегда имела особый характер, в том числе за счет гарантий обеспечения стабильности действия бюджетных актов - и федерального закона о федеральном бюджете, и БК РФ. Однако в последнее время ряд таких положений был отменен, в частности, положения ст. 53 БК РФ, предусматривающие, что "федеральные законы о внесении изменений в законодательство Российской Федерации о налогах и сборах, федеральные законы, регулирующие бюджетные правоотношения, приводящие к изменению доходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации и вступающие в силу в очередном финансовом году и в плановом периоде, должны быть приняты до дня внесения в Государственную Думу проекта федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период. Внесение изменений в законодательство Российской Федерации о федеральных налогах и сборах, предполагающих их вступление в силу в течение текущего финансового года и приводящих к изменению доходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, допускается только в случае внесения соответствующих изменений в федеральный закон о федеральном бюджете на текущий финансовый год и плановый период", неоднократно приостанавливались в действии, а с 1 января 2021 г. признаны утратившими силу. Данный пример иллюстрирует нивелирование значения принципа плановости, прогнозируемости, оценки налоговых расходов публично-правовых образований и т.д.