Оценка коррупционных рисков при закупках
Подборка наиболее важных документов по запросу Оценка коррупционных рисков при закупках (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Проблемы правового и организационного обеспечения антикоррупционной политики в организациях детского отдыха и оздоровления
(Ваймер Е.В.)
("Безопасность бизнеса", 2023, N 2)При оценке коррупционных рисков закупочной деятельности следует руководствоваться Методическими рекомендациями по выявлению и минимизации коррупционных рисков при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных или муниципальных нужд <13>.
(Ваймер Е.В.)
("Безопасность бизнеса", 2023, N 2)При оценке коррупционных рисков закупочной деятельности следует руководствоваться Методическими рекомендациями по выявлению и минимизации коррупционных рисков при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных или муниципальных нужд <13>.
Нормативные акты
"Меры по предупреждению коррупции в организациях"
(утв. Минтрудом России)В качестве дополнительного инструмента при наличии у организации ресурсов в целях предупреждения коррупции может также использоваться анализ отдельных сделок и операций. Так, для бизнес-процессов, подверженных высоким коррупционным рискам (например, закупки, продажа имущества, взятие и сдача в аренду имущества, инвестиционная деятельность, получение кредитов), организации могут разрабатывать перечень "индикаторов коррупции" и алгоритмы их выявления.
(утв. Минтрудом России)В качестве дополнительного инструмента при наличии у организации ресурсов в целях предупреждения коррупции может также использоваться анализ отдельных сделок и операций. Так, для бизнес-процессов, подверженных высоким коррупционным рискам (например, закупки, продажа имущества, взятие и сдача в аренду имущества, инвестиционная деятельность, получение кредитов), организации могут разрабатывать перечень "индикаторов коррупции" и алгоритмы их выявления.
Указ Президента РФ от 16.08.2021 N 478
(ред. от 26.06.2023)
"О Национальном плане противодействия коррупции на 2021 - 2024 годы"б) проанализировать практику применения цифровых технологий при оказании государственных и муниципальных услуг, реализации контрольно-надзорных функций, осуществлении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд в целях выявления, минимизации и устранения коррупционных рисков, связанных с применением таких технологий, и подготовить предложения по совершенствованию правового регулирования в этой сфере, а также обзор типовых способов совершения коррупционных правонарушений, связанных с использованием цифровых технологий при осуществлении указанных видов деятельности. Доклад о результатах исполнения настоящего подпункта представить до 20 декабря 2022 г.;
(ред. от 26.06.2023)
"О Национальном плане противодействия коррупции на 2021 - 2024 годы"б) проанализировать практику применения цифровых технологий при оказании государственных и муниципальных услуг, реализации контрольно-надзорных функций, осуществлении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд в целях выявления, минимизации и устранения коррупционных рисков, связанных с применением таких технологий, и подготовить предложения по совершенствованию правового регулирования в этой сфере, а также обзор типовых способов совершения коррупционных правонарушений, связанных с использованием цифровых технологий при осуществлении указанных видов деятельности. Доклад о результатах исполнения настоящего подпункта представить до 20 декабря 2022 г.;
"Корпоративная конфликтология: монография"
(Осипенко О.В.)
("Статут", 2022)Начинать оценку коррупционных рисков следует с потенциально наиболее коррупционноемких направлений деятельности и бизнес-процессов организации. К числу направлений деятельности, потенциально связанных с наиболее высокими коррупционными рисками, по мнению авторов документа, в первую очередь относятся следующие:
(Осипенко О.В.)
("Статут", 2022)Начинать оценку коррупционных рисков следует с потенциально наиболее коррупционноемких направлений деятельности и бизнес-процессов организации. К числу направлений деятельности, потенциально связанных с наиболее высокими коррупционными рисками, по мнению авторов документа, в первую очередь относятся следующие:
Готовое решение: Какие меры по противодействию коррупции предусмотрены законом
(КонсультантПлюс, 2025)"О Порядке сообщения отдельными категориями лиц о получении подарка в связи с протокольными мероприятиями, служебными командировками и другими официальными мероприятиями, участие в которых связано с исполнением ими служебных (должностных) обязанностей, сдаче и оценке подарка, реализации (выкупе) и зачислении средств, вырученных от его реализации" от 09.01.2014 N 10.
(КонсультантПлюс, 2025)"О Порядке сообщения отдельными категориями лиц о получении подарка в связи с протокольными мероприятиями, служебными командировками и другими официальными мероприятиями, участие в которых связано с исполнением ими служебных (должностных) обязанностей, сдаче и оценке подарка, реализации (выкупе) и зачислении средств, вырученных от его реализации" от 09.01.2014 N 10.
Статья: Коррупционные риски в правовом обеспечении финансирования публичных закупок
(Кикавец В.В.)
("Вестник Пермского университета. Юридические науки", 2023, N 4)Введение: значительная часть бюджетных средств в Российской Федерации расходуется на обеспечение публичного интереса путем осуществления закупок товаров, работ и услуг. Распоряжение бюджетными средствами во всех странах мира отнесено к коррупционно опасным рискам. В исследовании рассмотрены проблемы правового обеспечения финансирования публичных закупок в Российской Федерации с учетом мер по противодействию коррупции. Проанализирована практика антикоррупционных мер, реализуемых в процессе осуществления публичных закупок в зарубежных странах. Цель: в ходе исследования установить признаки коррупционных проявлений в публичных закупках с позиции риск-ориентированного подхода для подготовки предложений по оптимизации правового регулирования и повышения эффективности финансового обеспечения национальных публичных закупок. Методы: в исследовании использованы общенаучные методы (анализ, синтез, аналогия), а также формально-юридический и сравнительно-правовой методы. Результаты: анализ правоприменительной практики в сфере публичных закупок в России и в зарубежных странах позволил выявить ряд коррупционных рисков с целью их последующей классификации. Представлена авторская классификация, способная стать основой для подготовки комплекса скоординированных правовых, финансовых и кадровых мер, направленных на профилактику и предупреждение коррупции в сфере закупок. Выводы: для акцентирования внимания органов законодательной и исполнительной власти в части минимизации негативных последствий коррупции в публичных закупках представлена авторская классификация коррупционных рисков. Отмечено обязательное наличие системы мониторинга полученных в процессе закупок результатов. Предложено вывести коррупционные правонарушения в сфере закупок из области уголовного преследования и определить их в сферу действия финансовой ответственности, обеспечивающего кратную персональную финансовую ответственность должностного лица, действия (бездействия) которого нанесли ущерб бюджету.
(Кикавец В.В.)
("Вестник Пермского университета. Юридические науки", 2023, N 4)Введение: значительная часть бюджетных средств в Российской Федерации расходуется на обеспечение публичного интереса путем осуществления закупок товаров, работ и услуг. Распоряжение бюджетными средствами во всех странах мира отнесено к коррупционно опасным рискам. В исследовании рассмотрены проблемы правового обеспечения финансирования публичных закупок в Российской Федерации с учетом мер по противодействию коррупции. Проанализирована практика антикоррупционных мер, реализуемых в процессе осуществления публичных закупок в зарубежных странах. Цель: в ходе исследования установить признаки коррупционных проявлений в публичных закупках с позиции риск-ориентированного подхода для подготовки предложений по оптимизации правового регулирования и повышения эффективности финансового обеспечения национальных публичных закупок. Методы: в исследовании использованы общенаучные методы (анализ, синтез, аналогия), а также формально-юридический и сравнительно-правовой методы. Результаты: анализ правоприменительной практики в сфере публичных закупок в России и в зарубежных странах позволил выявить ряд коррупционных рисков с целью их последующей классификации. Представлена авторская классификация, способная стать основой для подготовки комплекса скоординированных правовых, финансовых и кадровых мер, направленных на профилактику и предупреждение коррупции в сфере закупок. Выводы: для акцентирования внимания органов законодательной и исполнительной власти в части минимизации негативных последствий коррупции в публичных закупках представлена авторская классификация коррупционных рисков. Отмечено обязательное наличие системы мониторинга полученных в процессе закупок результатов. Предложено вывести коррупционные правонарушения в сфере закупок из области уголовного преследования и определить их в сферу действия финансовой ответственности, обеспечивающего кратную персональную финансовую ответственность должностного лица, действия (бездействия) которого нанесли ущерб бюджету.
Статья: Организация деятельности по закупкам товаров, работ, услуг как элемент корпоративного управления
(Андреева Л.В.)
("Журнал предпринимательского и корпоративного права", 2023, N 1)До введения в Закон о закупках специальных норм по профилактике коррупции корпорации принимали соответствующие меры в инициативном порядке. Так, к примеру, в ГК "Росатом" была проведена масштабная работа по разработке документов и утверждены Отраслевая антикоррупционная политика и методические указания по оценке коррупционных рисков в ГК "Росатом" и ее организациях <9>. В данном документе содержатся единые принципы, методологические подходы, инструменты противодействия коррупции, которые послужили основой и являются основой для разработки регламентирующих документов любых процессов в части, обеспечивающей антикоррупционную направленность этих документов.
(Андреева Л.В.)
("Журнал предпринимательского и корпоративного права", 2023, N 1)До введения в Закон о закупках специальных норм по профилактике коррупции корпорации принимали соответствующие меры в инициативном порядке. Так, к примеру, в ГК "Росатом" была проведена масштабная работа по разработке документов и утверждены Отраслевая антикоррупционная политика и методические указания по оценке коррупционных рисков в ГК "Росатом" и ее организациях <9>. В данном документе содержатся единые принципы, методологические подходы, инструменты противодействия коррупции, которые послужили основой и являются основой для разработки регламентирующих документов любых процессов в части, обеспечивающей антикоррупционную направленность этих документов.
"Финансово-экономическое планирование в секторе государственного и муниципального управления и организация исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации: Учебное пособие"
(Братухина О.А.)
("ИНФРА-М", 2025)Оценка эффективности расходования средств, выделяемых на приобретение товаров, работ, услуг, осуществляется с учетом стоимости жизненного цикла закупаемой продукции. Государственным (муниципальным) заказчикам проводится анализ возможных рисков, в том числе коррупционных проявлений, при осуществлении закупок, оценка их последствий, вырабатываются превентивные мероприятия по их снижению.
(Братухина О.А.)
("ИНФРА-М", 2025)Оценка эффективности расходования средств, выделяемых на приобретение товаров, работ, услуг, осуществляется с учетом стоимости жизненного цикла закупаемой продукции. Государственным (муниципальным) заказчикам проводится анализ возможных рисков, в том числе коррупционных проявлений, при осуществлении закупок, оценка их последствий, вырабатываются превентивные мероприятия по их снижению.
Статья: Формирование системы комплаенс-контроля в организациях строительной отрасли
(Сафонова М.Ф., Марченко Ю.В.)
("Бухгалтерский учет в бюджетных и некоммерческих организациях", 2023, N 6; "Бухгалтерский учет в бюджетных и некоммерческих организациях", 2023, N 12)Оценка рисков мошеннических действий и коррупции
(Сафонова М.Ф., Марченко Ю.В.)
("Бухгалтерский учет в бюджетных и некоммерческих организациях", 2023, N 6; "Бухгалтерский учет в бюджетных и некоммерческих организациях", 2023, N 12)Оценка рисков мошеннических действий и коррупции
"Комментарий к разделу X "Охрана труда" Трудового кодекса Российской Федерации от 30 декабря 2001 г. N 197-ФЗ"
(Пешкова (Белогорцева) Х.В., Аверина К.Н., Ведышева Н.О., Воронцова Е.В., Менкенов А.В., Ротко С.В., Чернусь Н.Ю., Шавин В.А., Беляев М.А., Бикметов Р.И., Загорских С.А., Слесарев С.А., Тимошенко Д.А.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2022)- по разработке и организации внедрения и консультативно-методическому обеспечению мер, направленных на предупреждение коррупции в организациях (например, Методические рекомендации по выявлению и минимизации коррупционных рисков при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных или муниципальных нужд);
(Пешкова (Белогорцева) Х.В., Аверина К.Н., Ведышева Н.О., Воронцова Е.В., Менкенов А.В., Ротко С.В., Чернусь Н.Ю., Шавин В.А., Беляев М.А., Бикметов Р.И., Загорских С.А., Слесарев С.А., Тимошенко Д.А.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2022)- по разработке и организации внедрения и консультативно-методическому обеспечению мер, направленных на предупреждение коррупции в организациях (например, Методические рекомендации по выявлению и минимизации коррупционных рисков при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных или муниципальных нужд);
"Финансовый контроль публичных закупок в Российской Федерации: монография"
(Кикавец В.В., Цареградская Ю.К.)
(под ред. В.В. Кикавца)
("Проспект", 2022)На основании вышеизложенного приходим к выводу, что публичные закупки подвержены рискам. Управление данными рисками является приоритетным звеном повышения результативности расхода бюджетных средств и минимизации финансовых потерь путем выявления и классификации рисков в публичных закупках с последующим анализом вариантов развития и перспективного прогноза действий в части минимизации финансовых потерь.
(Кикавец В.В., Цареградская Ю.К.)
(под ред. В.В. Кикавца)
("Проспект", 2022)На основании вышеизложенного приходим к выводу, что публичные закупки подвержены рискам. Управление данными рисками является приоритетным звеном повышения результативности расхода бюджетных средств и минимизации финансовых потерь путем выявления и классификации рисков в публичных закупках с последующим анализом вариантов развития и перспективного прогноза действий в части минимизации финансовых потерь.
Статья: Правовые основы противодействия коррупции в государствах - участниках СНГ в условиях цифровизации
(Севальнев В.В., Черепанова Е.В.)
("Международное публичное и частное право", 2022, N 3)Проведенный анализ показал, что цифровые технологии с каждым днем все более активно проникают во все сферы общественной жизни, в том числе и в сферу борьбы с коррупцией. На сегодняшний день в государствах - участниках СНГ цифровые технологии в целях противодействия коррупционным правонарушениям используются в системе государственных закупок, при проведении антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и их проектов. Цифровые технологии способствуют прозрачности деятельности органов государственной власти, устранение административных барьеров для бизнеса также является очевидным преимуществом цифровизации государственного управления. Первые шаги в этом направлении сделаны, однако дальнейший процесс цифровизации требует предметного изучения, анализа и обмена накопленным опытом, а также научно обоснованной оценки возможных рисков внедрения процессов цифровизации в такую чувствительную сферу, как противодействие коррупции.
(Севальнев В.В., Черепанова Е.В.)
("Международное публичное и частное право", 2022, N 3)Проведенный анализ показал, что цифровые технологии с каждым днем все более активно проникают во все сферы общественной жизни, в том числе и в сферу борьбы с коррупцией. На сегодняшний день в государствах - участниках СНГ цифровые технологии в целях противодействия коррупционным правонарушениям используются в системе государственных закупок, при проведении антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и их проектов. Цифровые технологии способствуют прозрачности деятельности органов государственной власти, устранение административных барьеров для бизнеса также является очевидным преимуществом цифровизации государственного управления. Первые шаги в этом направлении сделаны, однако дальнейший процесс цифровизации требует предметного изучения, анализа и обмена накопленным опытом, а также научно обоснованной оценки возможных рисков внедрения процессов цифровизации в такую чувствительную сферу, как противодействие коррупции.
Статья: Анализ коррупционных рисков в Республике Казахстан: антикоррупционная технология предупреждения и пресечения
(Ваймер Е.В.)
("Административное право и процесс", 2024, N 11)По итогам анализа информации и показателей составляется аналитическая справка, которая согласовывается со структурными подразделениями, подписывается руководителем организации не позднее десяти рабочих дней со дня завершения внутреннего анализа коррупционных рисков.
(Ваймер Е.В.)
("Административное право и процесс", 2024, N 11)По итогам анализа информации и показателей составляется аналитическая справка, которая согласовывается со структурными подразделениями, подписывается руководителем организации не позднее десяти рабочих дней со дня завершения внутреннего анализа коррупционных рисков.