Оценка эффективности закупок
Подборка наиболее важных документов по запросу Оценка эффективности закупок (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Управление закупками по Закону N 223-ФЗ: регламенты, риски, результаты
(Созаева Д.)
("Прогосзаказ.рф", 2025, N 8)Регламент оценки рисков и эффективности регулируемых закупок
(Созаева Д.)
("Прогосзаказ.рф", 2025, N 8)Регламент оценки рисков и эффективности регулируемых закупок
Статья: Критерии эффективности государственных закупок: неучтенные эффекты
(Павлова Н.С., Плеханова Л.С.)
("Закон", 2021, N 8)Государственные закупки играют важную роль в национальной экономике и одновременно с этим являются функцией, требующей подходящей институциональной поддержки. Выбор критериев эффективности закупочной деятельности оказывает влияние на оценку качества соответствующей системы, а также на развитие институциональной организации закупок для государственных нужд. На основе обобщения результатов экономических исследований, а также анализа нормативно-правовых актов, регулирующих государственные закупки в Российской Федерации, представлен обзор существующих подходов к оценке эффективности закупок, применяемых в российской практике, а также выявлены основные недостатки и ограничения наиболее распространенных критериев оценки. Особое внимание уделено трудностям, возникающим при оценке эффективности и результативности закупок в целях реализации крупных, технологически сложных проектов. Статья подготовлена в рамках выполнения научно-исследовательской работы государственного задания РАНХиГС.
(Павлова Н.С., Плеханова Л.С.)
("Закон", 2021, N 8)Государственные закупки играют важную роль в национальной экономике и одновременно с этим являются функцией, требующей подходящей институциональной поддержки. Выбор критериев эффективности закупочной деятельности оказывает влияние на оценку качества соответствующей системы, а также на развитие институциональной организации закупок для государственных нужд. На основе обобщения результатов экономических исследований, а также анализа нормативно-правовых актов, регулирующих государственные закупки в Российской Федерации, представлен обзор существующих подходов к оценке эффективности закупок, применяемых в российской практике, а также выявлены основные недостатки и ограничения наиболее распространенных критериев оценки. Особое внимание уделено трудностям, возникающим при оценке эффективности и результативности закупок в целях реализации крупных, технологически сложных проектов. Статья подготовлена в рамках выполнения научно-исследовательской работы государственного задания РАНХиГС.
Нормативные акты
Федеральный закон от 05.04.2013 N 44-ФЗ
(ред. от 26.12.2024)
"О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.07.2025)6. В сводном аналитическом отчете дается оценка эффективности осуществления закупок товара, работы, услуги для обеспечения государственных и муниципальных нужд, а также определяются меры по совершенствованию законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок.
(ред. от 26.12.2024)
"О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.07.2025)6. В сводном аналитическом отчете дается оценка эффективности осуществления закупок товара, работы, услуги для обеспечения государственных и муниципальных нужд, а также определяются меры по совершенствованию законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок.
Статья: Конфликт интересов в деятельности членов общественных советов при исполнительных органах субъектов Российской Федерации
(Ширалиев И.С., Денисов Д.В.)
("Российский юридический журнал", 2023, N 5)Распределение органом государственной власти среди членов созданного при нем общественного совета материальных благ негативно сказывается на степени автономности общественной структуры, снижает качество ее антикоррупционной работы, отражается на объективности оценки эффективности государственных закупок и в конечном счете ведет к снижению доверия общества к государственным институтам.
(Ширалиев И.С., Денисов Д.В.)
("Российский юридический журнал", 2023, N 5)Распределение органом государственной власти среди членов созданного при нем общественного совета материальных благ негативно сказывается на степени автономности общественной структуры, снижает качество ее антикоррупционной работы, отражается на объективности оценки эффективности государственных закупок и в конечном счете ведет к снижению доверия общества к государственным институтам.
Статья: К вопросу об источниках бюджетной неэффективности государственных закупок (на примере закупок кирпича)
(Ионкина К.А., Матвеев Е.О., Плеханова Л.С.)
("Закон", 2023, N 2)Подобное отсутствие стандартизации данных затрудняет анализ эффективности закупок на государственном уровне, а также существенно снижает возможности по выработке прикладных рекомендаций, направленных на повышение результативности работы системы.
(Ионкина К.А., Матвеев Е.О., Плеханова Л.С.)
("Закон", 2023, N 2)Подобное отсутствие стандартизации данных затрудняет анализ эффективности закупок на государственном уровне, а также существенно снижает возможности по выработке прикладных рекомендаций, направленных на повышение результативности работы системы.
Статья: Применение электронных документов и их образов при осуществлении публичных закупок
(Добрецов Г.Б., Вдовина А.Н.)
("Российское конкурентное право и экономика", 2024, N 3)Автором ранее исследовались вопросы оценки эффективности закупок продукции для нужд уголовно-исполнительной системы РФ и показатели, характеризующие эффективность закупок продукции для нужд УИС [1, 2]. Был сделан вывод, что эффективность осуществления закупок примерно на 1/3 обеспечивается соблюдением законодательства РФ о контрактной системе [3, с. 4 - 6]. Соблюдение законодательства, в свою очередь, основывается на профессионализме специалистов заказчика, который формируется в процессе приобретения профессиональных компетенций [4]. Разработана модель формирования компетенций специалистов в сфере закупок ФСИН России [1].
(Добрецов Г.Б., Вдовина А.Н.)
("Российское конкурентное право и экономика", 2024, N 3)Автором ранее исследовались вопросы оценки эффективности закупок продукции для нужд уголовно-исполнительной системы РФ и показатели, характеризующие эффективность закупок продукции для нужд УИС [1, 2]. Был сделан вывод, что эффективность осуществления закупок примерно на 1/3 обеспечивается соблюдением законодательства РФ о контрактной системе [3, с. 4 - 6]. Соблюдение законодательства, в свою очередь, основывается на профессионализме специалистов заказчика, который формируется в процессе приобретения профессиональных компетенций [4]. Разработана модель формирования компетенций специалистов в сфере закупок ФСИН России [1].
Статья: Проблемы реализации механизма бюджетного финансирования
(Васянина Е.Л.)
("Финансовое право", 2021, N 4)Однако потенциал указанных инструментов в современных условиях не раскрыт. Так, по мнению Счетной палаты РФ, "система госзакупок по-прежнему характеризуется преобладанием неконкурентных способов закупок, и для ее дальнейшего развития не хватает качественных критериев оценки эффективности закупок" <9>. Кроме того, Счетная палата РФ продолжает выявлять нарушения принципа казначейского сопровождения расходов, связанные с необоснованным размещением государственными корпорациями бюджетных средств на банковских депозитах. Контрольное ведомство отмечает, что по ряду государственных корпораций планируемые объемы субсидий превышают реальную потребность организаций, поскольку значительные объемы средств используются не в полном объеме и размещаются на депозитах и счетах в кредитных организациях <10>.
(Васянина Е.Л.)
("Финансовое право", 2021, N 4)Однако потенциал указанных инструментов в современных условиях не раскрыт. Так, по мнению Счетной палаты РФ, "система госзакупок по-прежнему характеризуется преобладанием неконкурентных способов закупок, и для ее дальнейшего развития не хватает качественных критериев оценки эффективности закупок" <9>. Кроме того, Счетная палата РФ продолжает выявлять нарушения принципа казначейского сопровождения расходов, связанные с необоснованным размещением государственными корпорациями бюджетных средств на банковских депозитах. Контрольное ведомство отмечает, что по ряду государственных корпораций планируемые объемы субсидий превышают реальную потребность организаций, поскольку значительные объемы средств используются не в полном объеме и размещаются на депозитах и счетах в кредитных организациях <10>.
Статья: Независимый мониторинг и общественное обсуждение закупок как основные формы общественного контроля государственных закупок
(Ибрагимов О.А., Клочихин В.А.)
("Юрист", 2021, N 2)В Законе о контрактной системе не определено понятие "независимый мониторинг закупок". Нормой ст. 102 Закона о контрактной системе регламентировано, что независимый мониторинг закупок осуществляется субъектами общественного контроля, а именно общественными объединениями и объединениями юридических лиц. В зависимости от того, какие результаты были достигнуты по итогам независимого мониторинга закупок и оценки эффективности закупок, организатором могут предприниматься различные меры. На основании подп. 2 ч. 3 ст. 102 Закона о контрактной системе субъект общественного контроля в рамках независимого мониторинга вправе направлять в адрес заказчика запросы о предоставлении дополнительной информации о закупках, а также о ходе исполнения контрактов. Законодателем не устанавливается порядок оформления результатов независимого мониторинга и применения его результатов органами власти. Независимый мониторинг закупок является формой общественного контроля государственных закупок.
(Ибрагимов О.А., Клочихин В.А.)
("Юрист", 2021, N 2)В Законе о контрактной системе не определено понятие "независимый мониторинг закупок". Нормой ст. 102 Закона о контрактной системе регламентировано, что независимый мониторинг закупок осуществляется субъектами общественного контроля, а именно общественными объединениями и объединениями юридических лиц. В зависимости от того, какие результаты были достигнуты по итогам независимого мониторинга закупок и оценки эффективности закупок, организатором могут предприниматься различные меры. На основании подп. 2 ч. 3 ст. 102 Закона о контрактной системе субъект общественного контроля в рамках независимого мониторинга вправе направлять в адрес заказчика запросы о предоставлении дополнительной информации о закупках, а также о ходе исполнения контрактов. Законодателем не устанавливается порядок оформления результатов независимого мониторинга и применения его результатов органами власти. Независимый мониторинг закупок является формой общественного контроля государственных закупок.
"Настольная книга специалиста по корпоративным закупкам"
(Байрашев В.Р., Исютин-Федотков Д.В.)
("Проспект", 2025)- анализ эффективности закупок, обоснованность закупок (встречается редко).
(Байрашев В.Р., Исютин-Федотков Д.В.)
("Проспект", 2025)- анализ эффективности закупок, обоснованность закупок (встречается редко).
Статья: Актуальные проблемы трансформации процедуры государственных закупок в условиях цифровизации
(Симаева Е.П., Демченко М.В.)
("Безопасность бизнеса", 2022, N 1)Также социально-экономические факторы негативного характера в сфере государственных закупок связаны с достоверностью информации, которая размещается на закупках. Для решения вопроса необходимо усовершенствовать единую информационную систему (ЕИС) закупок. Другая проблема связана с разными подходами заказчиков и поставщиков к оценке эффективности закупок. Таким образом, показатели высокой конкуренции и значительной экономии, которые являются основными критериями деятельности государственных органов, считаются значительными для относительно небольшого числа участников.
(Симаева Е.П., Демченко М.В.)
("Безопасность бизнеса", 2022, N 1)Также социально-экономические факторы негативного характера в сфере государственных закупок связаны с достоверностью информации, которая размещается на закупках. Для решения вопроса необходимо усовершенствовать единую информационную систему (ЕИС) закупок. Другая проблема связана с разными подходами заказчиков и поставщиков к оценке эффективности закупок. Таким образом, показатели высокой конкуренции и значительной экономии, которые являются основными критериями деятельности государственных органов, считаются значительными для относительно небольшого числа участников.
Статья: Раздельный учет результатов финансовой деятельности в организациях, выполняющих государственный заказ
(Ивашкевич В.Б.)
("Международный бухгалтерский учет", 2019, N 8; "Бухгалтерский учет в бюджетных и некоммерческих организациях", 2022, N 23)3. Шешукова Т.Г., Мальцева А.А. Методика оценки эффективности государственных закупок в национальных исследовательских университетах // Финансовая аналитика: проблемы и решения. 2015. N 13. С. 2 - 9. URL: https://cyberleninka.ru/article/v/metodika-otsenki-effektivnosti-gosudarstvennyh-zakupok-v-natsionalnyh-issledovatelskih-universitetah.
(Ивашкевич В.Б.)
("Международный бухгалтерский учет", 2019, N 8; "Бухгалтерский учет в бюджетных и некоммерческих организациях", 2022, N 23)3. Шешукова Т.Г., Мальцева А.А. Методика оценки эффективности государственных закупок в национальных исследовательских университетах // Финансовая аналитика: проблемы и решения. 2015. N 13. С. 2 - 9. URL: https://cyberleninka.ru/article/v/metodika-otsenki-effektivnosti-gosudarstvennyh-zakupok-v-natsionalnyh-issledovatelskih-universitetah.
"Финансовый контроль публичных закупок в Российской Федерации: монография"
(Кикавец В.В., Цареградская Ю.К.)
(под ред. В.В. Кикавца)
("Проспект", 2022)3) осуществлять независимый мониторинг закупок и оценку эффективности закупок, в том числе оценку осуществления закупок и результатов исполнения контрактов в части их соответствия требованиям Закона N 44-ФЗ;
(Кикавец В.В., Цареградская Ю.К.)
(под ред. В.В. Кикавца)
("Проспект", 2022)3) осуществлять независимый мониторинг закупок и оценку эффективности закупок, в том числе оценку осуществления закупок и результатов исполнения контрактов в части их соответствия требованиям Закона N 44-ФЗ;
Статья: Участие граждан в осуществлении общественного контроля государственных и муниципальных закупок
(Чеботарев Г.Н., Петелин А.Л.)
("Конституционное и муниципальное право", 2024, N 2)Необходимость наличия специальных знаний и навыков у участников общественного контроля публичных закупок обусловливается тем, что специалисты, ответственные за организацию и проведение публичных закупок, обладают необходимой квалификацией, умеют работать с закупочной документацией в электронных системах, осуществлять оценку эффективности закупок и т.д. <8>. Аналогичными знаниями и навыками должны обладать граждане - участники общественного контроля публичных закупок.
(Чеботарев Г.Н., Петелин А.Л.)
("Конституционное и муниципальное право", 2024, N 2)Необходимость наличия специальных знаний и навыков у участников общественного контроля публичных закупок обусловливается тем, что специалисты, ответственные за организацию и проведение публичных закупок, обладают необходимой квалификацией, умеют работать с закупочной документацией в электронных системах, осуществлять оценку эффективности закупок и т.д. <8>. Аналогичными знаниями и навыками должны обладать граждане - участники общественного контроля публичных закупок.