Оценка эффективности муниципальных предприятий
Подборка наиболее важных документов по запросу Оценка эффективности муниципальных предприятий (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Позиции судов по спорным вопросам. Бюджетные организации: Реорганизация и банкротство унитарного предприятия
(КонсультантПлюс, 2025)...истец указал, что при реорганизации МУП "Бытовик" и передаче имущества, прав требования и долгов МУП "Жилищник" Комитет по управлению имуществом г. Серпухова не осуществил надлежащий анализ эффективности и целесообразности реорганизации указанных муниципальных предприятий, что привело к ухудшению финансового положения реорганизуемых предприятий и показало явную нецелесообразность и неэффективность проведенной реорганизации...
(КонсультантПлюс, 2025)...истец указал, что при реорганизации МУП "Бытовик" и передаче имущества, прав требования и долгов МУП "Жилищник" Комитет по управлению имуществом г. Серпухова не осуществил надлежащий анализ эффективности и целесообразности реорганизации указанных муниципальных предприятий, что привело к ухудшению финансового положения реорганизуемых предприятий и показало явную нецелесообразность и неэффективность проведенной реорганизации...
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Правовые основы оценки эффективности хозяйственных обществ органами внешнего государственного (муниципального) финансового контроля
(Арабули Д.Т.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2021, N 11)В качестве примера можно привести п. 3, 4, 34 - 36 Положения об оценке эффективности финансово-хозяйственной деятельности муниципальных унитарных предприятий Озерского городского округа и хозяйственных обществ, в уставном капитале которых доля участия Озерского городского округа в совокупности превышает пятьдесят процентов, утвержденного Постановлением администрации Озерского городского округа Челябинской области от 1 февраля 2016 г. N 184 (по состоянию на 13 марта 2017 г.) <17>. В частности, под оценкой эффективности понимается периодический сбор и анализ информации о состоянии финансово-хозяйственной деятельности обществ для подготовки и принятия управленческих решений. Проведение оценки осуществляется Управлением имущественных отношений ежеквартально, для чего общества представляют заполненную форму "Оценка эффективности финансово-хозяйственной деятельности" с приложением бухгалтерского баланса и отчета о финансовых результатах, составленных в соответствии с Приказом Минфина России от 2 июля 2010 г. N 66н "О формах бухгалтерской отчетности организаций" <18>. Используется балльная система в разрезе сравнительного анализа за аналогичный период прошлого года по шести показателям: 1) выручка от реализации продукции (работ, услуг); 2) чистая прибыль (убыток); 3) дивиденды, подлежащие перечислению в бюджет округа; 4) динамика суммы дивидендов, поступивших в бюджет округа (в процентах и рублях); 5) чистые активы (определяются как соотношение чистых активов общества к количеству размещенных акций (сравнить с номиналом акций); 6) показатель обеспеченности активами (определяется как отношение суммы ликвидных активов к обязательствам).
(Арабули Д.Т.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2021, N 11)В качестве примера можно привести п. 3, 4, 34 - 36 Положения об оценке эффективности финансово-хозяйственной деятельности муниципальных унитарных предприятий Озерского городского округа и хозяйственных обществ, в уставном капитале которых доля участия Озерского городского округа в совокупности превышает пятьдесят процентов, утвержденного Постановлением администрации Озерского городского округа Челябинской области от 1 февраля 2016 г. N 184 (по состоянию на 13 марта 2017 г.) <17>. В частности, под оценкой эффективности понимается периодический сбор и анализ информации о состоянии финансово-хозяйственной деятельности обществ для подготовки и принятия управленческих решений. Проведение оценки осуществляется Управлением имущественных отношений ежеквартально, для чего общества представляют заполненную форму "Оценка эффективности финансово-хозяйственной деятельности" с приложением бухгалтерского баланса и отчета о финансовых результатах, составленных в соответствии с Приказом Минфина России от 2 июля 2010 г. N 66н "О формах бухгалтерской отчетности организаций" <18>. Используется балльная система в разрезе сравнительного анализа за аналогичный период прошлого года по шести показателям: 1) выручка от реализации продукции (работ, услуг); 2) чистая прибыль (убыток); 3) дивиденды, подлежащие перечислению в бюджет округа; 4) динамика суммы дивидендов, поступивших в бюджет округа (в процентах и рублях); 5) чистые активы (определяются как соотношение чистых активов общества к количеству размещенных акций (сравнить с номиналом акций); 6) показатель обеспеченности активами (определяется как отношение суммы ликвидных активов к обязательствам).
"Юридический справочник застройщика"
(9-я редакция)
(под ред. Д.С. Некрестьянова)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)<2> Приказ Минэкономразвития России N 373/пр, Минстроя России N 428 от 07.07.2014 "Об утверждении методических рекомендаций по установлению рекомендуемых показателей эффективности управления государственными и муниципальными предприятиями, осуществляющими деятельность в сфере жилищно-коммунального хозяйства, и рекомендуемых критериев оценки эффективности управления государственными и муниципальными предприятиями, осуществляющими деятельность в сфере жилищно-коммунального хозяйства".
(9-я редакция)
(под ред. Д.С. Некрестьянова)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)<2> Приказ Минэкономразвития России N 373/пр, Минстроя России N 428 от 07.07.2014 "Об утверждении методических рекомендаций по установлению рекомендуемых показателей эффективности управления государственными и муниципальными предприятиями, осуществляющими деятельность в сфере жилищно-коммунального хозяйства, и рекомендуемых критериев оценки эффективности управления государственными и муниципальными предприятиями, осуществляющими деятельность в сфере жилищно-коммунального хозяйства".
Нормативные акты
Постановление Правительства РФ от 24.12.2008 N 988
(ред. от 29.10.2024)
"Об утверждении перечня научных исследований и опытно-конструкторских разработок, расходы налогоплательщика на которые в соответствии с пунктом 7 статьи 262 части второй Налогового кодекса Российской Федерации включаются в состав прочих расходов в размере фактических затрат с коэффициентом 2"1) разработка технологий повышения энергетической и экологической эффективности тепловой энергетики, снижения объемов вредных выбросов предприятиями тепловой энергетики;
(ред. от 29.10.2024)
"Об утверждении перечня научных исследований и опытно-конструкторских разработок, расходы налогоплательщика на которые в соответствии с пунктом 7 статьи 262 части второй Налогового кодекса Российской Федерации включаются в состав прочих расходов в размере фактических затрат с коэффициентом 2"1) разработка технологий повышения энергетической и экологической эффективности тепловой энергетики, снижения объемов вредных выбросов предприятиями тепловой энергетики;
Статья: Интересы населения муниципальных образований в единой системе публичной власти
(Козлова Н.В.)
("Конституционное и муниципальное право", 2022, N 4)<14> Результаты опроса населения об оценке эффективности деятельности руководителей органов местного самоуправления городских округов и муниципальных районов Новосибирской области и руководителей унитарных предприятий и учреждений, действующих на муниципальном уровне, осуществляющих оказание услуг населению муниципальных образований Новосибирской области за первое полугодие 2021 года. URL: https://www.nso.ru/sites/test.new.nso.ru/wodby_files/files/page_16519/itog_2021_1.pdf (дата обращения: 12.08.2021).
(Козлова Н.В.)
("Конституционное и муниципальное право", 2022, N 4)<14> Результаты опроса населения об оценке эффективности деятельности руководителей органов местного самоуправления городских округов и муниципальных районов Новосибирской области и руководителей унитарных предприятий и учреждений, действующих на муниципальном уровне, осуществляющих оказание услуг населению муниципальных образований Новосибирской области за первое полугодие 2021 года. URL: https://www.nso.ru/sites/test.new.nso.ru/wodby_files/files/page_16519/itog_2021_1.pdf (дата обращения: 12.08.2021).
Вопрос: Кто может входить в состав балансовой комиссии муниципального унитарного предприятия?
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Ответ: В соответствии с п. 11 ч. 1 ст. 20 Федерального закона от 14.11.2002 N 161-ФЗ "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях" собственник имущества унитарного предприятия в отношении указанного предприятия осуществляет контроль за использованием по назначению и сохранностью принадлежащего унитарному предприятию имущества (далее - МУП).
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Ответ: В соответствии с п. 11 ч. 1 ст. 20 Федерального закона от 14.11.2002 N 161-ФЗ "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях" собственник имущества унитарного предприятия в отношении указанного предприятия осуществляет контроль за использованием по назначению и сохранностью принадлежащего унитарному предприятию имущества (далее - МУП).
Статья: Правовые последствия квалификации судами гражданско-правовых договоров в качестве договоров аренды государственного (муниципального) недвижимого имущества
(Арабули Д.Т.)
("Хозяйство и право", 2023, N 3)Изучение материалов судебной практики показало, что суды дают отрицательную оценку такой подмене арендных отношений, что выражается в признании заключенных договоров недействительными или привлечении учреждений, предприятий (их должностных лиц) к административной ответственности в соответствии со ст. 7.35 КоАП РФ <7> (либо нормативными правовыми актами, принятыми в субъектах Российской Федерации). Введение административной ответственности за нарушение порядка согласования при совершении сделки по распоряжению государственным (муниципальным) имуществом не осталось без внимания исследователей, было призвано повысить эффективность управления государственным и муниципальным имуществом <8>.
(Арабули Д.Т.)
("Хозяйство и право", 2023, N 3)Изучение материалов судебной практики показало, что суды дают отрицательную оценку такой подмене арендных отношений, что выражается в признании заключенных договоров недействительными или привлечении учреждений, предприятий (их должностных лиц) к административной ответственности в соответствии со ст. 7.35 КоАП РФ <7> (либо нормативными правовыми актами, принятыми в субъектах Российской Федерации). Введение административной ответственности за нарушение порядка согласования при совершении сделки по распоряжению государственным (муниципальным) имуществом не осталось без внимания исследователей, было призвано повысить эффективность управления государственным и муниципальным имуществом <8>.
Статья: Участие учреждений и предприятий уголовно-исполнительной системы Российской Федерации в государственных и муниципальных закупках в качестве поставщиков (подрядчиков, исполнителей)
(Матвеева Н.С.)
("Уголовно-исполнительная система: право, экономика, управление", 2021, N 2)В статье рассматривается соотношение между понятиями "государственная закупка" и "государственный заказ", устанавливаются их взаимосвязь и взаимообусловленность. Анализируются положения Федерального закона от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" в части участия в закупках учреждений и предприятий уголовно-исполнительной системы. Конкретизируются случаи получения ими преимуществ в получении государственных и муниципальных заказов в соответствии с законодательством о закупках. Анализируется алгоритм получения преимуществ учреждениями и предприятиями УИС при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) конкурентными способами, а также при закупке у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя). Рассматриваются вопросы эффективности государственной поддержки уголовно-исполнительной системы, и делаются выводы.
(Матвеева Н.С.)
("Уголовно-исполнительная система: право, экономика, управление", 2021, N 2)В статье рассматривается соотношение между понятиями "государственная закупка" и "государственный заказ", устанавливаются их взаимосвязь и взаимообусловленность. Анализируются положения Федерального закона от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" в части участия в закупках учреждений и предприятий уголовно-исполнительной системы. Конкретизируются случаи получения ими преимуществ в получении государственных и муниципальных заказов в соответствии с законодательством о закупках. Анализируется алгоритм получения преимуществ учреждениями и предприятиями УИС при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) конкурентными способами, а также при закупке у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя). Рассматриваются вопросы эффективности государственной поддержки уголовно-исполнительной системы, и делаются выводы.
Статья: Отчет о результатах экспертно-аналитического мероприятия "Анализ реализации концессионных соглашений в отношении объектов по производству, передаче и распределению электрической энергии, объектов энергоснабжения, объектов, предназначенных для освещения территорий городских и сельских поселений, объектов благоустройства территорий, объектов теплоснабжения, централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения" (с учетом материалов контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации)
(Трунова Н.)
("Бюллетень Счетной палаты РФ", 2025, N 5)Также было установлено, что провести сравнение эффективности деятельности ресурсоснабжающих организаций (далее - РСО) разных форм собственности <45>, а также реализующих КС невозможно по причине отсутствия показателей в федеральной государственной информационной системе ФАС России "Единая информационно-аналитическая система "Федеральный орган регулирования - региональные органы регулирования - субъекты регулирования" (далее - ФГИС ЕИАС ФАС России) по ряду организаций как в целом, так и по отдельным годам, что не позволяет оценить динамику того или иного показателя <46> (приложение N 12 к настоящему отчету). Отсутствие данной информации не позволяет оценить, насколько повысилась эффективность деятельности организаций во время реализации КС.
(Трунова Н.)
("Бюллетень Счетной палаты РФ", 2025, N 5)Также было установлено, что провести сравнение эффективности деятельности ресурсоснабжающих организаций (далее - РСО) разных форм собственности <45>, а также реализующих КС невозможно по причине отсутствия показателей в федеральной государственной информационной системе ФАС России "Единая информационно-аналитическая система "Федеральный орган регулирования - региональные органы регулирования - субъекты регулирования" (далее - ФГИС ЕИАС ФАС России) по ряду организаций как в целом, так и по отдельным годам, что не позволяет оценить динамику того или иного показателя <46> (приложение N 12 к настоящему отчету). Отсутствие данной информации не позволяет оценить, насколько повысилась эффективность деятельности организаций во время реализации КС.
Статья: Оценка эффективности использования бюджетных средств муниципальными образованиями
(Коновалов Р.В.)
("Финансовое право", 2023, N 5)Кроме того, муниципальные программы не являются единственным объектом расходов бюджетов не только муниципального бюджета, но и всех уровней бюджетной системы РФ.
(Коновалов Р.В.)
("Финансовое право", 2023, N 5)Кроме того, муниципальные программы не являются единственным объектом расходов бюджетов не только муниципального бюджета, но и всех уровней бюджетной системы РФ.
Статья: Механизмы сотрудничества университетов с предприятиями реального сектора: опыт США
(Шаюк Е.И., Чернышева Т.К.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2022, N 10)Актуальность темы исследования обусловливается тем, что в современных реалиях сотрудничество университетов и предприятий реального сектора экономики может стать одним из драйверов развития экономики Российской Федерации. В исследовании рассмотрен опыт взаимодействия университетов Соединенных Штатов Америки и по итогам анализа выявлены наиболее эффективные механизмы сотрудничества. В основу исследования лег выборочный анализ кейсов Стэнфордского университета, Гарвардского университета, Агентства перспективных исследовательских проектов Министерства обороны США, Космического центра им. Джонсона, Национального управления по аэронавтике и исследованию космического пространства (NASA), AbbVie. Рассмотренные кейсы позволяют сформировать перечень применяемых в американской практике механизмов кооперации университетов и предприятий, оценить их вклад в формирование единой системы развития талантливых специалистов, а также оценить возможность их применения в российских реалиях.
(Шаюк Е.И., Чернышева Т.К.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2022, N 10)Актуальность темы исследования обусловливается тем, что в современных реалиях сотрудничество университетов и предприятий реального сектора экономики может стать одним из драйверов развития экономики Российской Федерации. В исследовании рассмотрен опыт взаимодействия университетов Соединенных Штатов Америки и по итогам анализа выявлены наиболее эффективные механизмы сотрудничества. В основу исследования лег выборочный анализ кейсов Стэнфордского университета, Гарвардского университета, Агентства перспективных исследовательских проектов Министерства обороны США, Космического центра им. Джонсона, Национального управления по аэронавтике и исследованию космического пространства (NASA), AbbVie. Рассмотренные кейсы позволяют сформировать перечень применяемых в американской практике механизмов кооперации университетов и предприятий, оценить их вклад в формирование единой системы развития талантливых специалистов, а также оценить возможность их применения в российских реалиях.
Статья: Единая дежурно-диспетчерская служба муниципального образования
(Сорокин Г.С.)
("Гражданская оборона и защита от чрезвычайных ситуаций в учреждениях, организациях и на предприятиях", 2021, N 10)- включение органов местного самоуправления, а также муниципальных организаций и предприятий, выполняющих различные задачи по обеспечению безопасности жизнедеятельности, в единое информационное пространство антикризисного управления, эффективное вовлечение региональных управленческих кадров в процессы подготовки и принятия решений по предупреждению и ликвидации ЧС на муниципальном уровне;
(Сорокин Г.С.)
("Гражданская оборона и защита от чрезвычайных ситуаций в учреждениях, организациях и на предприятиях", 2021, N 10)- включение органов местного самоуправления, а также муниципальных организаций и предприятий, выполняющих различные задачи по обеспечению безопасности жизнедеятельности, в единое информационное пространство антикризисного управления, эффективное вовлечение региональных управленческих кадров в процессы подготовки и принятия решений по предупреждению и ликвидации ЧС на муниципальном уровне;
Статья: Развитие конкурентной среды в сферах экономической деятельности унитарных предприятий (на примере Кабардино-Балкарской Республики)
(Казгериева Э.В., Кумахова А.В.)
("Конкурентное право", 2023, N 2)Таким образом, анализ нормативных правовых актов, доктринальных источников и практических примеров позволил прийти к выводу о том, что реализация положений Федерального закона N 485-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях" и Федеральный закон "О защите конкуренции" позволит снизить негативное влияние на конкуренцию унитарных предприятий на конкурентных рынках, повысить эффективность и прозрачность использования государственного и муниципального имущества.
(Казгериева Э.В., Кумахова А.В.)
("Конкурентное право", 2023, N 2)Таким образом, анализ нормативных правовых актов, доктринальных источников и практических примеров позволил прийти к выводу о том, что реализация положений Федерального закона N 485-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях" и Федеральный закон "О защите конкуренции" позволит снизить негативное влияние на конкуренцию унитарных предприятий на конкурентных рынках, повысить эффективность и прозрачность использования государственного и муниципального имущества.
"Финансовый контроль публичных закупок в Российской Федерации: монография"
(Кикавец В.В., Цареградская Ю.К.)
(под ред. В.В. Кикавца)
("Проспект", 2022)<381> Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31.07.1998 N 145-ФЗ // СЗ РФ. 1998. N 31. Ст. 3823; Постановление Правительства Российской Федерации от 03.04.2021 N 542 "Об утверждении методик расчета показателей для оценки эффективности деятельности высших должностных лиц (руководителей высших исполнительных органов государственной власти) субъектов Российской Федерации и деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, а также о признании утратившими силу отдельных положений Постановления Правительства Российской Федерации от 17 июля 2019 г. N 915" // СЗ РФ. 2021. N 16 (часть III). Ст. 2770; Постановление Правительства Российской Федерации от 17.12.2012 N 1317 "О мерах по реализации Указа Президента Российской Федерации от 28 апреля 2008 года N 607 "Об оценке эффективности деятельности органов местного самоуправления муниципальных, городских округов и муниципальных районов" и подпункта "и" пункта 2 Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года N 601 "Об основных направлениях совершенствования системы государственного управления" (вместе с Методикой мониторинга эффективности деятельности органов местного самоуправления муниципальных, городских округов и муниципальных районов, Методическими рекомендациями о выделении за счет бюджетных ассигнований из бюджета субъекта Российской Федерации грантов муниципальным образованиям в целях содействия достижению и (или) поощрения достижения наилучших значений показателей деятельности органов местного самоуправления муниципальных, городских округов и муниципальных районов, Правилами оценки населением эффективности деятельности руководителей органов местного самоуправления, унитарных предприятий и учреждений, действующих на региональном и муниципальном уровнях, акционерных обществ, контрольный пакет акций которых находится в собственности субъектов Российской Федерации или в муниципальной собственности, осуществляющих оказание услуг населению муниципальных образований, а также применения результатов указанной оценки) // СЗ РФ. 2012. N 52. Ст. 7490.
(Кикавец В.В., Цареградская Ю.К.)
(под ред. В.В. Кикавца)
("Проспект", 2022)<381> Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31.07.1998 N 145-ФЗ // СЗ РФ. 1998. N 31. Ст. 3823; Постановление Правительства Российской Федерации от 03.04.2021 N 542 "Об утверждении методик расчета показателей для оценки эффективности деятельности высших должностных лиц (руководителей высших исполнительных органов государственной власти) субъектов Российской Федерации и деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, а также о признании утратившими силу отдельных положений Постановления Правительства Российской Федерации от 17 июля 2019 г. N 915" // СЗ РФ. 2021. N 16 (часть III). Ст. 2770; Постановление Правительства Российской Федерации от 17.12.2012 N 1317 "О мерах по реализации Указа Президента Российской Федерации от 28 апреля 2008 года N 607 "Об оценке эффективности деятельности органов местного самоуправления муниципальных, городских округов и муниципальных районов" и подпункта "и" пункта 2 Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года N 601 "Об основных направлениях совершенствования системы государственного управления" (вместе с Методикой мониторинга эффективности деятельности органов местного самоуправления муниципальных, городских округов и муниципальных районов, Методическими рекомендациями о выделении за счет бюджетных ассигнований из бюджета субъекта Российской Федерации грантов муниципальным образованиям в целях содействия достижению и (или) поощрения достижения наилучших значений показателей деятельности органов местного самоуправления муниципальных, городских округов и муниципальных районов, Правилами оценки населением эффективности деятельности руководителей органов местного самоуправления, унитарных предприятий и учреждений, действующих на региональном и муниципальном уровнях, акционерных обществ, контрольный пакет акций которых находится в собственности субъектов Российской Федерации или в муниципальной собственности, осуществляющих оказание услуг населению муниципальных образований, а также применения результатов указанной оценки) // СЗ РФ. 2012. N 52. Ст. 7490.