Оценка эффективности использования субсидии
Подборка наиболее важных документов по запросу Оценка эффективности использования субсидии (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Формы документов
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Оценка использования бюджетных субсидий в судебной практике
(Винник А.В.)
("Налоги" (журнал), 2023, N 4)В статье предпринята попытка обобщить оценку использования бюджетных субсидий с точки зрения их эффективности и применить их к научным и образовательным организациям. В работе используются релевантная литература и правоприменительная практика контролирующих органов и судов. Автор констатирует отсутствие универсальных критериев оценки эффективности использования бюджетных субсидий и приходит к выводу о невозможности полного перенесения сложившихся в иных отраслях критериев эффективности в область образования и науки.
(Винник А.В.)
("Налоги" (журнал), 2023, N 4)В статье предпринята попытка обобщить оценку использования бюджетных субсидий с точки зрения их эффективности и применить их к научным и образовательным организациям. В работе используются релевантная литература и правоприменительная практика контролирующих органов и судов. Автор констатирует отсутствие универсальных критериев оценки эффективности использования бюджетных субсидий и приходит к выводу о невозможности полного перенесения сложившихся в иных отраслях критериев эффективности в область образования и науки.
Статья: Право на город и его юридическое содержание
(Кожевников О.А., Мочалов А.Н.)
("Муниципальная служба: правовые вопросы", 2024, N 4)Федеральный проект "Формирование комфортной городской среды" предполагает оценку эффективности использования субсидий из федерального бюджета, выделенных на реализацию проекта, в частности, на основе таких показателей, как количество реализованных мероприятий по благоустройству (количество обустроенных городских пространств) и доля граждан в возрасте от 14 лет, принявших участие в решении вопросов городской среды. Иными словами, значимым является не только улучшение качества городской среды, но и вовлечение местного населения в решение соответствующих вопросов. Проект предусматривает и введение интегрального показателя - индекса качества городской среды. Индикаторами эффективности освоения средств федерального бюджета являются как само значение индекса, так и прирост его среднего значения к 2019 году, а также количество городов с благоприятной средой и их доля в общем числе городов России <10>.
(Кожевников О.А., Мочалов А.Н.)
("Муниципальная служба: правовые вопросы", 2024, N 4)Федеральный проект "Формирование комфортной городской среды" предполагает оценку эффективности использования субсидий из федерального бюджета, выделенных на реализацию проекта, в частности, на основе таких показателей, как количество реализованных мероприятий по благоустройству (количество обустроенных городских пространств) и доля граждан в возрасте от 14 лет, принявших участие в решении вопросов городской среды. Иными словами, значимым является не только улучшение качества городской среды, но и вовлечение местного населения в решение соответствующих вопросов. Проект предусматривает и введение интегрального показателя - индекса качества городской среды. Индикаторами эффективности освоения средств федерального бюджета являются как само значение индекса, так и прирост его среднего значения к 2019 году, а также количество городов с благоприятной средой и их доля в общем числе городов России <10>.
Нормативные акты
Постановление Правительства РФ от 29.12.2016 N 1532
(ред. от 19.11.2025)
"Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Реализация государственной национальной политики"20. Оценка эффективности использования субсидии субъектом Российской Федерации осуществляется Федеральным агентством по делам национальностей путем сравнения установленных нефинансовым соглашением и фактически достигнутых субъектом Российской Федерации по итогам отчетного финансового года значений показателей, указанных в пункте 1 настоящих Правил.
(ред. от 19.11.2025)
"Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Реализация государственной национальной политики"20. Оценка эффективности использования субсидии субъектом Российской Федерации осуществляется Федеральным агентством по делам национальностей путем сравнения установленных нефинансовым соглашением и фактически достигнутых субъектом Российской Федерации по итогам отчетного финансового года значений показателей, указанных в пункте 1 настоящих Правил.
"Комментарий к Федеральному закону от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации"
(постатейный)
(Барабанова С.В., Пешкова (Белогорцева) Х.В., Агибалова Е.Н., Баранов И.В., Воронцов А.Л., Менкенов А.В., Ротко С.В., Селезнева А.Х., Чернусь Н.Ю., Беляев М.А., Зенков М.Ю., Елаев А.А., Котухов С.А., Тимошенко Д.А.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2023)Оценка эффективности использования субсидии осуществляется Минпросвещения на основании сравнения установленного соглашением и достигнутого значения результата использования субсидии субъектом РФ - доля обучающихся, получающих начальное общее образование в государственных и муниципальных образовательных организациях, получающих бесплатное горячее питание, к общему количеству обучающихся, получающих начальное общее образование в государственных и муниципальных образовательных организациях.
(постатейный)
(Барабанова С.В., Пешкова (Белогорцева) Х.В., Агибалова Е.Н., Баранов И.В., Воронцов А.Л., Менкенов А.В., Ротко С.В., Селезнева А.Х., Чернусь Н.Ю., Беляев М.А., Зенков М.Ю., Елаев А.А., Котухов С.А., Тимошенко Д.А.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2023)Оценка эффективности использования субсидии осуществляется Минпросвещения на основании сравнения установленного соглашением и достигнутого значения результата использования субсидии субъектом РФ - доля обучающихся, получающих начальное общее образование в государственных и муниципальных образовательных организациях, получающих бесплатное горячее питание, к общему количеству обучающихся, получающих начальное общее образование в государственных и муниципальных образовательных организациях.
"Государственный контроль (надзор): монография"
(Зырянов С.М.)
("КОНТРАКТ", 2023)Усложнение общественных отношений в государственном управлении, специализация видов деятельности ведут к институционализации, приобретению юридической формы новых видов контроля. Это явление в свое время заметил Б.М. Лазарев, который писал, что "чем выше уровень организации управляющей системы, тем большее значение приобретает вопрос о взаимосвязи и взаимодействии ее элементов" <1>. Возникает необходимость юридического оформления контроля в отношении органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, в котором происходит размежевание по признаку источника финансирования их деятельности. Не вызывает сомнений, что контроль за осуществлением переданных полномочий должен отличаться от контроля за осуществлением уставных полномочий, поскольку в первом случае полномочия передаются с финансированием, а во втором контролируемые субъекты реализуют собственные бюджетные средства. Поэтому если в первом случае оценка эффективности использования бюджетных субсидий не вызывает сомнений, то во втором вряд ли можно признать это допустимым.
(Зырянов С.М.)
("КОНТРАКТ", 2023)Усложнение общественных отношений в государственном управлении, специализация видов деятельности ведут к институционализации, приобретению юридической формы новых видов контроля. Это явление в свое время заметил Б.М. Лазарев, который писал, что "чем выше уровень организации управляющей системы, тем большее значение приобретает вопрос о взаимосвязи и взаимодействии ее элементов" <1>. Возникает необходимость юридического оформления контроля в отношении органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, в котором происходит размежевание по признаку источника финансирования их деятельности. Не вызывает сомнений, что контроль за осуществлением переданных полномочий должен отличаться от контроля за осуществлением уставных полномочий, поскольку в первом случае полномочия передаются с финансированием, а во втором контролируемые субъекты реализуют собственные бюджетные средства. Поэтому если в первом случае оценка эффективности использования бюджетных субсидий не вызывает сомнений, то во втором вряд ли можно признать это допустимым.
Статья: Финансово-правовой статус наукоградов и особенности его реализации
(Миронова С.М.)
("Финансовое право", 2021, N 7)Еще одним обязательным условием стало предоставление таких субсидий исключительно для осуществления мероприятий по реализации стратегии социально-экономического развития наукограда, предусмотренного п. 4 ст. 2.1 Закона о наукоградах, а именно направленных на развитие научного потенциала муниципального образования. Были введены критерии оценки эффективности использования субъектом Российской Федерации предоставляемых субсидий. В отличие от прежних правил Постановление Правительства РФ N 1561 не устанавливало требований к муниципальным образованиям и органам местного самоуправления в части выполнения каких-либо действий для получения субсидии или отчета о расходовании средств. Такого рода положения устанавливались на уровне субъектов РФ, что согласуется с позицией, высказываемой в литературе, о том, что "компетенция России в отношении бюджетов муниципальных образований реализуется посредством юридической деятельности субъектов РФ" <39>.
(Миронова С.М.)
("Финансовое право", 2021, N 7)Еще одним обязательным условием стало предоставление таких субсидий исключительно для осуществления мероприятий по реализации стратегии социально-экономического развития наукограда, предусмотренного п. 4 ст. 2.1 Закона о наукоградах, а именно направленных на развитие научного потенциала муниципального образования. Были введены критерии оценки эффективности использования субъектом Российской Федерации предоставляемых субсидий. В отличие от прежних правил Постановление Правительства РФ N 1561 не устанавливало требований к муниципальным образованиям и органам местного самоуправления в части выполнения каких-либо действий для получения субсидии или отчета о расходовании средств. Такого рода положения устанавливались на уровне субъектов РФ, что согласуется с позицией, высказываемой в литературе, о том, что "компетенция России в отношении бюджетов муниципальных образований реализуется посредством юридической деятельности субъектов РФ" <39>.
Статья: Оценка эффективности регулирования межбюджетных отношений в субъектах РФ в условиях нестабильности
(Левина В.В., Сабинина А.Л., Васин А.С.)
("Международный бухгалтерский учет", 2025, N 8)Изменения необходимы и при проведении оценки иных трансфертов. На наш взгляд, следует уделить большее внимание их целевой направленности. Если это дотации на сбалансированность местных бюджетов, то их следует учитывать в рамках выравнивающих трансфертов, то есть вместе с дотациями на выравнивание бюджетной обеспеченности <1>. Если это стимулирующие трансферты, то необходимо оценить степень достижения результатов получателем. Если же речь идет о трансфертах целевого характера, то можно использовать подход, аналогичный механизму оценки эффективности субсидий.
(Левина В.В., Сабинина А.Л., Васин А.С.)
("Международный бухгалтерский учет", 2025, N 8)Изменения необходимы и при проведении оценки иных трансфертов. На наш взгляд, следует уделить большее внимание их целевой направленности. Если это дотации на сбалансированность местных бюджетов, то их следует учитывать в рамках выравнивающих трансфертов, то есть вместе с дотациями на выравнивание бюджетной обеспеченности <1>. Если это стимулирующие трансферты, то необходимо оценить степень достижения результатов получателем. Если же речь идет о трансфертах целевого характера, то можно использовать подход, аналогичный механизму оценки эффективности субсидий.