Оценка эффективности использования бюджетных средств
Подборка наиболее важных документов по запросу Оценка эффективности использования бюджетных средств (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Эффективность использования институтами развития бюджетных средств
(Савин Д.А.)
("Финансовое право", 2023, N 3)В первую очередь, на наш взгляд, к числу соответствующих мер, которые могли бы способствовать эффективному использованию институтами развития бюджетных средств, следует обозначить такую общую меру, как реализация в бюджетной деятельности института развития принципа эффективности использования бюджетных средств (ст. 34 Бюджетного кодекса РФ). Представляется, что такую меру можно было бы рассматривать в качестве предпосылки (основания) для предъявления требования к эффективности расходования средств институтами развития в бюджетных правоотношениях. Именно установление требования к эффективности расходования средств бюджета на уровне принципа в целом определяет возможность возникновения правоотношения, связанного с оценкой использования бюджетных средств. С этой точки зрения, как верно указывает О.Г. Воронцов, "каждый раз, когда уполномоченный орган внешнего или внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля проводит контрольное мероприятие, в рамках которого определяется (оценивается) эффективность использования бюджетных средств, он опосредованно применяет указанный принцип, так как именно в силу требования ст. 34 БК РФ (в которой установлена обязанность соответствующих субъектов использовать бюджетные средства эффективно, сформулировано легальное содержание категории "эффективность" применительно к использованию бюджетных средств) организация, процессы, результаты использования объектами контроля бюджетных средств могут быть оценены на предмет эффективности" <27>.
(Савин Д.А.)
("Финансовое право", 2023, N 3)В первую очередь, на наш взгляд, к числу соответствующих мер, которые могли бы способствовать эффективному использованию институтами развития бюджетных средств, следует обозначить такую общую меру, как реализация в бюджетной деятельности института развития принципа эффективности использования бюджетных средств (ст. 34 Бюджетного кодекса РФ). Представляется, что такую меру можно было бы рассматривать в качестве предпосылки (основания) для предъявления требования к эффективности расходования средств институтами развития в бюджетных правоотношениях. Именно установление требования к эффективности расходования средств бюджета на уровне принципа в целом определяет возможность возникновения правоотношения, связанного с оценкой использования бюджетных средств. С этой точки зрения, как верно указывает О.Г. Воронцов, "каждый раз, когда уполномоченный орган внешнего или внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля проводит контрольное мероприятие, в рамках которого определяется (оценивается) эффективность использования бюджетных средств, он опосредованно применяет указанный принцип, так как именно в силу требования ст. 34 БК РФ (в которой установлена обязанность соответствующих субъектов использовать бюджетные средства эффективно, сформулировано легальное содержание категории "эффективность" применительно к использованию бюджетных средств) организация, процессы, результаты использования объектами контроля бюджетных средств могут быть оценены на предмет эффективности" <27>.
Нормативные акты
Федеральный закон от 23.08.1996 N 127-ФЗ
(ред. от 24.06.2025)
"О науке и государственной научно-технической политике"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2025)Статья 16.5. Оценка эффективности расходования бюджетных средств, направляемых на государственную поддержку инновационной деятельности
(ред. от 24.06.2025)
"О науке и государственной научно-технической политике"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2025)Статья 16.5. Оценка эффективности расходования бюджетных средств, направляемых на государственную поддержку инновационной деятельности
Статья: Некоторые аспекты понимания миссии финансового права как отрасли национального права
(Бочкарева Е.А., Селюков А.Д., Бадмаев Б.Г.)
("Финансовое право", 2021, N 7)В связи с этим нельзя признать оправданным сформировавшийся в правоприменении подход к оценке эффективности использования бюджетных средств исходя исключительно из их целевого использования, потому что в приоритете должно быть достижение конечной цели того или иного расхода, проекта, программы <10>.
(Бочкарева Е.А., Селюков А.Д., Бадмаев Б.Г.)
("Финансовое право", 2021, N 7)В связи с этим нельзя признать оправданным сформировавшийся в правоприменении подход к оценке эффективности использования бюджетных средств исходя исключительно из их целевого использования, потому что в приоритете должно быть достижение конечной цели того или иного расхода, проекта, программы <10>.
Статья: Об эффективности использования бюджетных средств
(Саттарова Н.А.)
("Финансовое право", 2022, N 5)При анализе эффективного использования бюджетных средств следует обратить внимание на содержание ст. 306.4 БК РФ "Нецелевое использование бюджетных средств", в которой в состав правонарушения входит "оплата денежных обязательств в целях, не соответствующих полностью или частично целям, определенным законом (решением) о бюджете, сводной бюджетной росписью, бюджетной росписью, лимитами бюджетных обязательств, бюджетной сметой, договором (соглашением) либо правовым актом, являющимся основанием для предоставления указанных средств". При нарушении целевой направленности использования бюджетных средств, что выражается в их расходовании на цели, не соответствующие условиям получения указанных средств, нарушается принцип эффективного использования бюджетных средств. Следовательно, действия, связанные с нецелевым использованием бюджетных средств, следует квалифицировать как нарушение принципа эффективности использования бюджетных средств. К тому же к полномочиям получателей бюджетных средств законодатель относит обеспечение результативности, целевого характера использования предусмотренных ему бюджетных ассигнований. В связи с этим полагаем необходимым дополнить действующий БК РФ нормами, предусматривающими ответственность участников бюджетного процесса за нарушение принципа эффективности использования бюджетных средств.
(Саттарова Н.А.)
("Финансовое право", 2022, N 5)При анализе эффективного использования бюджетных средств следует обратить внимание на содержание ст. 306.4 БК РФ "Нецелевое использование бюджетных средств", в которой в состав правонарушения входит "оплата денежных обязательств в целях, не соответствующих полностью или частично целям, определенным законом (решением) о бюджете, сводной бюджетной росписью, бюджетной росписью, лимитами бюджетных обязательств, бюджетной сметой, договором (соглашением) либо правовым актом, являющимся основанием для предоставления указанных средств". При нарушении целевой направленности использования бюджетных средств, что выражается в их расходовании на цели, не соответствующие условиям получения указанных средств, нарушается принцип эффективного использования бюджетных средств. Следовательно, действия, связанные с нецелевым использованием бюджетных средств, следует квалифицировать как нарушение принципа эффективности использования бюджетных средств. К тому же к полномочиям получателей бюджетных средств законодатель относит обеспечение результативности, целевого характера использования предусмотренных ему бюджетных ассигнований. В связи с этим полагаем необходимым дополнить действующий БК РФ нормами, предусматривающими ответственность участников бюджетного процесса за нарушение принципа эффективности использования бюджетных средств.
Статья: Формирование показателей для оценки эффективности ведомственного контроля финансово-хозяйственной деятельности государственных (муниципальных) учреждений
(Головин С.В.)
("Международный бухгалтерский учет", 2025, N 5)<6> Абросимов А.А. Методы оценки эффективности государственного финансового контроля за использованием бюджетных средств. Санкт-Петербург, 2011. С. 15.
(Головин С.В.)
("Международный бухгалтерский учет", 2025, N 5)<6> Абросимов А.А. Методы оценки эффективности государственного финансового контроля за использованием бюджетных средств. Санкт-Петербург, 2011. С. 15.
"Проблемы строительного права: сборник статей"
(выпуск 3)
(сост. и отв. ред. Н.Б. Щербаков)
("Статут", 2024)а) контроля бюджета, расходования средств, анализа затрат, эффективного использования денежных средств застройщика. Представляется очевидной мысль о том, что технический заказчик как представитель застройщика и генеральный подрядчик в части расходования средств при строительстве объекта преследуют прямо противоположные цели. Так, целью застройщика является создание объекта с требуемыми параметрами при максимально эффективном расходовании бюджета (с минимальными затратами при сохранении требований к качеству). В свою очередь, генеральный подрядчик вступает в договорные отношения с целью получения максимально возможной прибыли при строительстве объекта.
(выпуск 3)
(сост. и отв. ред. Н.Б. Щербаков)
("Статут", 2024)а) контроля бюджета, расходования средств, анализа затрат, эффективного использования денежных средств застройщика. Представляется очевидной мысль о том, что технический заказчик как представитель застройщика и генеральный подрядчик в части расходования средств при строительстве объекта преследуют прямо противоположные цели. Так, целью застройщика является создание объекта с требуемыми параметрами при максимально эффективном расходовании бюджета (с минимальными затратами при сохранении требований к качеству). В свою очередь, генеральный подрядчик вступает в договорные отношения с целью получения максимально возможной прибыли при строительстве объекта.
Статья: Правовой режим бюджетных вложений в инвестиционные проекты
(Иншакова А.О.)
("Современное право", 2024, N 9)Вторым важным условием является наличие проектно-сметной документации, которая определяет объем инвестиций, цели и сроки проекта. Это позволяет контролировать и оценивать эффективность использования бюджетных средств. При этом необходимо учитывать требования нормативных правовых актов, а также технические нормы и стандарты.
(Иншакова А.О.)
("Современное право", 2024, N 9)Вторым важным условием является наличие проектно-сметной документации, которая определяет объем инвестиций, цели и сроки проекта. Это позволяет контролировать и оценивать эффективность использования бюджетных средств. При этом необходимо учитывать требования нормативных правовых актов, а также технические нормы и стандарты.
Статья: Цифровой профиль гражданина как инструмент эффективного планирования и расходования средств местных бюджетов
(Шаров И.А.)
("Финансовое право", 2023, N 8)3) динамическую оценку эффективности расходования средств местного бюджета (например, перевод ребенка из платного детского сада, расположенного в другом районе города, в муниципальный - свидетельство результативного управления).
(Шаров И.А.)
("Финансовое право", 2023, N 8)3) динамическую оценку эффективности расходования средств местного бюджета (например, перевод ребенка из платного детского сада, расположенного в другом районе города, в муниципальный - свидетельство результативного управления).
"Финансовый контроль публичных закупок в Российской Федерации: монография"
(Кикавец В.В., Цареградская Ю.К.)
(под ред. В.В. Кикавца)
("Проспект", 2022)Оценить эффективность использования бюджетных средств в сфере закупок можно в соответствии с рядом правовых актов <381>.
(Кикавец В.В., Цареградская Ю.К.)
(под ред. В.В. Кикавца)
("Проспект", 2022)Оценить эффективность использования бюджетных средств в сфере закупок можно в соответствии с рядом правовых актов <381>.
Статья: Пути повышения эффективности расходования бюджетных средств в таможенных органах на примере центрального таможенного управления
(Сычева А.Е.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2025, N 8)5. Регулярная отчетность перед ФТС России обеспечивает надзор и контроль, а также оценку эффективности расходования средств и соблюдение бюджетной дисциплины на всех уровнях таможенной службы.
(Сычева А.Е.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2025, N 8)5. Регулярная отчетность перед ФТС России обеспечивает надзор и контроль, а также оценку эффективности расходования средств и соблюдение бюджетной дисциплины на всех уровнях таможенной службы.
Статья: Структура государственного бюджетного управления в Российской Федерации
(Лукин А.Г.)
("Бухгалтерский учет в бюджетных и некоммерческих организациях", 2024, N 2)При этом как по горизонтали, где главенствуют принципы федерализма, так и по вертикали, где практически нет никаких правил, фактически отсутствует управление государственными финансовыми ресурсами. Подобное управление есть только в рамках бюджета первого уровня, но оно получается настолько громоздким, что тоже с трудом поддается управлению. Отсюда большие потери бюджета вследствие нарушений бюджетного законодательства, значительные цифры невыполнения бюджетных назначений, существенные кассовые разрывы и неравномерность исполнения бюджета, невозможность оценить эффективность использования бюджетных средств и т.д. То есть государство само создает ситуацию неопределенности там, где возможно создание управляемой ситуации. А значит, возникают риски, с которыми необходимо бороться, привлекать для этого дополнительные ресурсы и усложнять финансовое управление [16].
(Лукин А.Г.)
("Бухгалтерский учет в бюджетных и некоммерческих организациях", 2024, N 2)При этом как по горизонтали, где главенствуют принципы федерализма, так и по вертикали, где практически нет никаких правил, фактически отсутствует управление государственными финансовыми ресурсами. Подобное управление есть только в рамках бюджета первого уровня, но оно получается настолько громоздким, что тоже с трудом поддается управлению. Отсюда большие потери бюджета вследствие нарушений бюджетного законодательства, значительные цифры невыполнения бюджетных назначений, существенные кассовые разрывы и неравномерность исполнения бюджета, невозможность оценить эффективность использования бюджетных средств и т.д. То есть государство само создает ситуацию неопределенности там, где возможно создание управляемой ситуации. А значит, возникают риски, с которыми необходимо бороться, привлекать для этого дополнительные ресурсы и усложнять финансовое управление [16].
Статья: Автономия научных организаций как принцип финансирования научной деятельности
(Винник А.В.)
("Российский юридический журнал", 2024, N 1)Ученые отмечают отсутствие критериев для оценки эффективности использования бюджетных средств <15>, отсутствие единых стандартов и принципов эффективности расходования бюджетных средств и подчеркивают необходимость их создания <16>.
(Винник А.В.)
("Российский юридический журнал", 2024, N 1)Ученые отмечают отсутствие критериев для оценки эффективности использования бюджетных средств <15>, отсутствие единых стандартов и принципов эффективности расходования бюджетных средств и подчеркивают необходимость их создания <16>.