Оценка и управление профессиональными рисками
Подборка наиболее важных документов по запросу Оценка и управление профессиональными рисками (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Формы документов
Форма: Программа обучения безопасным методам и приемам выполнения работ при воздействии вредных и (или) опасных производственных факторов, источников опасности, идентифицированных в рамках специальной оценки условий труда и оценки профессиональных рисков
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Тема 2. Оценка уровня профессионального риска выявленных (идентифицированных) опасностей.
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Тема 2. Оценка уровня профессионального риска выявленных (идентифицированных) опасностей.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Типовая ситуация: Охрана труда: основные документы и обязанности работодателя и работника
(Издательство "Главная книга", 2025)Минтруд утвердил примерный перечень опасностей и мер по управлению рисками, а также рекомендации по выявлению опасностей и по оценке рисков. Организация может оценить риски сама, но из-за сложности нормативной базы лучше поручить это аккредитованной организации. Это может сделать фирма из реестра Минтруда, проводившая спецоценку. Она выявит опасности, оценит связанные с ними риски, составит перечень рисков и разработает план по управлению ими (п. п. 88 - 90 Рекомендаций Минтруда).
(Издательство "Главная книга", 2025)Минтруд утвердил примерный перечень опасностей и мер по управлению рисками, а также рекомендации по выявлению опасностей и по оценке рисков. Организация может оценить риски сама, но из-за сложности нормативной базы лучше поручить это аккредитованной организации. Это может сделать фирма из реестра Минтруда, проводившая спецоценку. Она выявит опасности, оценит связанные с ними риски, составит перечень рисков и разработает план по управлению ими (п. п. 88 - 90 Рекомендаций Минтруда).
Нормативные акты
"Трудовой кодекс Российской Федерации" от 30.12.2001 N 197-ФЗ
(ред. от 29.09.2025)Рекомендации по выбору методов оценки уровней профессиональных рисков и по снижению уровней таких рисков утверждаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда, по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений.
(ред. от 29.09.2025)Рекомендации по выбору методов оценки уровней профессиональных рисков и по снижению уровней таких рисков утверждаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда, по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений.
Готовое решение: Как составить положение о системе управления охраной труда в организации
(КонсультантПлюс, 2025)выявление опасностей, оценка уровня профессиональных рисков, планирование мероприятий по управлению ими и улучшению условий труда;
(КонсультантПлюс, 2025)выявление опасностей, оценка уровня профессиональных рисков, планирование мероприятий по управлению ими и улучшению условий труда;
"Охрана труда в Российской Федерации. Научно-практический комментарий к разделу X Трудового кодекса Российской Федерации"
(постатейный)
(Серегина Л.В.)
("КОНТРАКТ", 2023)Во вторую группу входят направления, связанные с формированием и совершенствованием единой нормативной базы регулирования отношений в области охраны труда. К ним можно отнести такие закрепленные в комментируемой статье направления государственной политики, как: принятие и реализация федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации в области охраны труда, в том числе содержащих государственные нормативные требования охраны труда; формирование основ для оценки и управления профессиональными рисками; установление и совершенствование порядка проведения специальной оценки условий труда и экспертизы качества проведения специальной оценки условий труда.
(постатейный)
(Серегина Л.В.)
("КОНТРАКТ", 2023)Во вторую группу входят направления, связанные с формированием и совершенствованием единой нормативной базы регулирования отношений в области охраны труда. К ним можно отнести такие закрепленные в комментируемой статье направления государственной политики, как: принятие и реализация федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации в области охраны труда, в том числе содержащих государственные нормативные требования охраны труда; формирование основ для оценки и управления профессиональными рисками; установление и совершенствование порядка проведения специальной оценки условий труда и экспертизы качества проведения специальной оценки условий труда.
Статья: Специалист по охране труда: подбор, контроль, увольнение
(Агуреева Н.)
("Кадровая служба и управление персоналом предприятия", 2024, N 12)- подготовка предложений по распределению полномочий, ответственности, обязанностей по вопросам управления охраной труда, оценки профессиональных рисков и обоснованию ресурсного обеспечения.
(Агуреева Н.)
("Кадровая служба и управление персоналом предприятия", 2024, N 12)- подготовка предложений по распределению полномочий, ответственности, обязанностей по вопросам управления охраной труда, оценки профессиональных рисков и обоснованию ресурсного обеспечения.
Статья: Обеспечение прав граждан на охрану труда в условиях инновационного развития экономики
(Серегина Л.В.)
("Журнал российского права", 2021, N 3)Учитывая значимость СУОТ для обеспечения прав работников на охрану труда, полагаем, что отношения по созданию и функционированию СУОТ у работодателя должны получить более детальную правовую регламентацию в Трудовом кодексе РФ. В частности, в Кодексе необходимо закрепить обязанности работодателя по созданию и функционированию СУОТ, осуществлению систематической оценки ее эффективности, проведению мероприятий по управлению профессиональными рисками на рабочих местах, связанных с выявлением опасностей, оценкой и снижением уровней профессиональных рисков.
(Серегина Л.В.)
("Журнал российского права", 2021, N 3)Учитывая значимость СУОТ для обеспечения прав работников на охрану труда, полагаем, что отношения по созданию и функционированию СУОТ у работодателя должны получить более детальную правовую регламентацию в Трудовом кодексе РФ. В частности, в Кодексе необходимо закрепить обязанности работодателя по созданию и функционированию СУОТ, осуществлению систематической оценки ее эффективности, проведению мероприятий по управлению профессиональными рисками на рабочих местах, связанных с выявлением опасностей, оценкой и снижением уровней профессиональных рисков.
"Комментарий к Трудовому кодексу Российской Федерации"
(постатейный)
(6-е издание)
(под ред. О.А. Шевченко)
("Проспект", 2022)- формирование основ для оценки управления профессиональными рисками;
(постатейный)
(6-е издание)
(под ред. О.А. Шевченко)
("Проспект", 2022)- формирование основ для оценки управления профессиональными рисками;
Вопрос: О проведении оценки профессиональных рисков работодателем.
(Письмо Минтруда России от 25.04.2025 N 15-1/ООГ-991)Вопрос: Обязан ли работодатель проводить оценку профессиональных рисков?
(Письмо Минтруда России от 25.04.2025 N 15-1/ООГ-991)Вопрос: Обязан ли работодатель проводить оценку профессиональных рисков?
"Комментарий к разделу X "Охрана труда" Трудового кодекса Российской Федерации от 30 декабря 2001 г. N 197-ФЗ"
(Пешкова (Белогорцева) Х.В., Аверина К.Н., Ведышева Н.О., Воронцова Е.В., Менкенов А.В., Ротко С.В., Чернусь Н.Ю., Шавин В.А., Беляев М.А., Бикметов Р.И., Загорских С.А., Слесарев С.А., Тимошенко Д.А.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2022)На протяжении многих лет Минтрудом велась работа по переработке разд. X Трудового кодекса, внедрена новая концепция деятельности хозяйствующих субъектов на основе риск-ориентированного подхода в процессе оценки и управления профессиональными рисками.
(Пешкова (Белогорцева) Х.В., Аверина К.Н., Ведышева Н.О., Воронцова Е.В., Менкенов А.В., Ротко С.В., Чернусь Н.Ю., Шавин В.А., Беляев М.А., Бикметов Р.И., Загорских С.А., Слесарев С.А., Тимошенко Д.А.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2022)На протяжении многих лет Минтрудом велась работа по переработке разд. X Трудового кодекса, внедрена новая концепция деятельности хозяйствующих субъектов на основе риск-ориентированного подхода в процессе оценки и управления профессиональными рисками.
Статья: Право на безопасные условия труда в свете новой концепции охраны труда
(Филющенко Л.И.)
("Трудовое право в России и за рубежом", 2023, N 2)Представляет интерес новая ст. 218 ТК РФ, определяющая категории рисков в сфере труда. В зависимости от источника возникновения профессиональные риски подразделяются на риски травмирования работника и риски получения им профессионального заболевания. Управление профессиональными рисками предполагает выявление опасностей на рабочих местах, оценку и снижение уровней профессиональных рисков. Особое внимание обращается не на компенсацию последствий рисков, а на профилактику. Рекомендации по выбору методов оценки уровней профессиональных рисков и по их снижению подготовлены, проект соответствующего приказа Министерства труда РФ обсуждается. Из статьи 218 ТК РФ следует, что это большой объем серьезной аналитической работы (обнаружение опасностей, распознавание, описание, включая источники, условия возникновения, потенциальные последствия). Кроме того, закон вводит новую обязанность работодателей вести расследование, оформление и учет микротравм (ст. 226 ТК РФ). Они не учитывались работодателями, склонными скрывать незначительные, с их точки зрения, травмы. Возникает вопрос, располагают ли работодатели возможностями вести такую профилактическую деятельность. Стоит заметить, что нормы о службе охраны труда у работодателей не подверглись изменениям (ст. 223 ТК РФ). По-прежнему работодатели сами определяют структуру и численность работников службы охраны труда и вряд ли готовы увеличить штаты сотрудников таких служб. Они озабочены сокращением расходов, поскольку воспринимают работников как затраты. Есть опасность, не станут ли принятые нормы формально существующими, но недействующими. По-видимому, работодателям стоит задуматься о введении должности специалиста по управлению рисками, что помогло бы справиться с профилактической работой. Профессиональный стандарт такого специалиста разработан и утвержден <7>.
(Филющенко Л.И.)
("Трудовое право в России и за рубежом", 2023, N 2)Представляет интерес новая ст. 218 ТК РФ, определяющая категории рисков в сфере труда. В зависимости от источника возникновения профессиональные риски подразделяются на риски травмирования работника и риски получения им профессионального заболевания. Управление профессиональными рисками предполагает выявление опасностей на рабочих местах, оценку и снижение уровней профессиональных рисков. Особое внимание обращается не на компенсацию последствий рисков, а на профилактику. Рекомендации по выбору методов оценки уровней профессиональных рисков и по их снижению подготовлены, проект соответствующего приказа Министерства труда РФ обсуждается. Из статьи 218 ТК РФ следует, что это большой объем серьезной аналитической работы (обнаружение опасностей, распознавание, описание, включая источники, условия возникновения, потенциальные последствия). Кроме того, закон вводит новую обязанность работодателей вести расследование, оформление и учет микротравм (ст. 226 ТК РФ). Они не учитывались работодателями, склонными скрывать незначительные, с их точки зрения, травмы. Возникает вопрос, располагают ли работодатели возможностями вести такую профилактическую деятельность. Стоит заметить, что нормы о службе охраны труда у работодателей не подверглись изменениям (ст. 223 ТК РФ). По-прежнему работодатели сами определяют структуру и численность работников службы охраны труда и вряд ли готовы увеличить штаты сотрудников таких служб. Они озабочены сокращением расходов, поскольку воспринимают работников как затраты. Есть опасность, не станут ли принятые нормы формально существующими, но недействующими. По-видимому, работодателям стоит задуматься о введении должности специалиста по управлению рисками, что помогло бы справиться с профилактической работой. Профессиональный стандарт такого специалиста разработан и утвержден <7>.