Оценка финансового состояния банка
Подборка наиболее важных документов по запросу Оценка финансового состояния банка (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2024 год: Статья 213.28 "Завершение расчетов с кредиторами и освобождение гражданина от обязательств" Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)"
(Арбитражный суд Уральского округа)Сохраняя обязательство, суды исходили из факта наращивания должником объема кредиторской задолженности за короткий период времени, сокрытия должником от банка сведений о заключении нескольких кредитных договоров, ввиду чего банк был лишен возможности оценить финансовое состояние заемщика при предоставлении ему кредитных денежных средств.
(Арбитражный суд Уральского округа)Сохраняя обязательство, суды исходили из факта наращивания должником объема кредиторской задолженности за короткий период времени, сокрытия должником от банка сведений о заключении нескольких кредитных договоров, ввиду чего банк был лишен возможности оценить финансовое состояние заемщика при предоставлении ему кредитных денежных средств.
Подборка судебных решений за 2025 год: Статья 5 "Представление информации в бюро кредитных историй" Федерального закона "О кредитных историях""Ввиду изложенного суды констатировали, что должник, подав заявки на получение кредитов и заключив в короткий промежуток времени несколько кредитных договоров, ввел в заблуждение банки относительно уровня своей кредитоспособности, скрыл сведения об объеме своих обязательствах, фактически предоставив недостоверные сведения о финансовом состоянии, сделал невозможным проведение банками полноценной оценки кредитных рисков, поскольку по смыслу части 3.7 статьи 5 Федерального закона от 30.12.2004 N 218-ФЗ "О кредитных историях" (в редакции Федерального закона от 31.07.2020 N 302-ФЗ) информация о кредитной истории должника передается кредитными организациями в бюро кредитных историй не позднее окончания третьего рабочего дня, следующего за днем получения информации."
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Вопрос: ЮЛ1, ЮЛ2, ЮЛ3, ЮЛ4 - акционеры кредитной организации (КО) с долями (по 3%). Физлицо - единственный участник данных юрлиц. ЮЛ4 планирует увеличить свою долю на 0,1%. Будет ли проводиться в рамках рассмотрения ходатайства о получении согласия Банка России оценка финансового положения и деловой репутации ФЛ?
(Консультация эксперта, 2025)Вопрос: Юридические лица (ЮЛ1, ЮЛ2, ЮЛ3, ЮЛ4) являются акционерами кредитной организации (далее - КО) с равными долями (по 3% соответственно). Физическое лицо является единственным участником данных юридических лиц. Приобретение 12% акций КО группой лиц с участием ЮЛ1, ЮЛ2, ЮЛ3, ЮЛ4 и ФЛ было согласовано Банком России более года назад. ЮЛ4 планирует увеличить свою долю на 0,1%. В том случае, если планируемая сделка требует получения предварительного согласия Банка России, будет ли проводиться в рамках рассмотрения ходатайства о получении такого согласия оценка финансового положения и деловой репутации ФЛ?
(Консультация эксперта, 2025)Вопрос: Юридические лица (ЮЛ1, ЮЛ2, ЮЛ3, ЮЛ4) являются акционерами кредитной организации (далее - КО) с равными долями (по 3% соответственно). Физическое лицо является единственным участником данных юридических лиц. Приобретение 12% акций КО группой лиц с участием ЮЛ1, ЮЛ2, ЮЛ3, ЮЛ4 и ФЛ было согласовано Банком России более года назад. ЮЛ4 планирует увеличить свою долю на 0,1%. В том случае, если планируемая сделка требует получения предварительного согласия Банка России, будет ли проводиться в рамках рассмотрения ходатайства о получении такого согласия оценка финансового положения и деловой репутации ФЛ?
Вопрос: Участником кредитной организации (КО) с долей 8% является ЮЛ1, единственным владельцем которого является ФЛ. ФЛ также владеет 100% долей в ЮЛ2, которое планирует приобрести 9% долей КО. Если сделка требует предварительного согласия Банка России, будет ли проводиться оценка финансового положения и деловой репутации ФЛ?
(Консультация эксперта, 2024)Вопрос: Участником кредитной организации (далее - КО) с долей 8% является юридическое лицо (далее - ЮЛ1), единственным владельцем которого является физическое лицо (далее - ФЛ). ФЛ также владеет 100% долей в другом юридическом лице (далее - ЮЛ2). ЮЛ2 не является участником КО, но планирует приобрести 9% долей КО. В том случае, если планируемая сделка требует получения предварительного согласия Банка России, будет ли проводиться в рамках рассмотрения ходатайства о получении такого согласия оценка финансового положения и деловой репутации ФЛ?
(Консультация эксперта, 2024)Вопрос: Участником кредитной организации (далее - КО) с долей 8% является юридическое лицо (далее - ЮЛ1), единственным владельцем которого является физическое лицо (далее - ФЛ). ФЛ также владеет 100% долей в другом юридическом лице (далее - ЮЛ2). ЮЛ2 не является участником КО, но планирует приобрести 9% долей КО. В том случае, если планируемая сделка требует получения предварительного согласия Банка России, будет ли проводиться в рамках рассмотрения ходатайства о получении такого согласия оценка финансового положения и деловой репутации ФЛ?
Нормативные акты
Указание Банка России от 03.04.2017 N 4336-У
(ред. от 27.11.2018)
"Об оценке экономического положения банков"
(вместе с "Методикой оценки показателей прозрачности структуры собственности банка")
(Зарегистрировано в Минюсте России 19.05.2017 N 46771)Зарегистрировано в Минюсте России 19 мая 2017 г. N 46771
(ред. от 27.11.2018)
"Об оценке экономического положения банков"
(вместе с "Методикой оценки показателей прозрачности структуры собственности банка")
(Зарегистрировано в Минюсте России 19.05.2017 N 46771)Зарегистрировано в Минюсте России 19 мая 2017 г. N 46771
"Комментарий к Федеральному закону от 23 декабря 2003 г. N 177-ФЗ "О страховании вкладов в банках Российской Федерации"
(постатейный)
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(Борисов А.Н.)
("Юстицинформ", 2024)Законом 2023 г. N 655-ФЗ, принятым в рамках совершенствования ССВ, данный пункт дополнен с 5 января 2024 г. положением, устанавливающим, что при оценке финансового положения банка не учитываются указанные в данном пункте меры, применяемые Банком России на основании ст. 75 Закона о Банке России, если их применение не связано с нарушениями требований к деятельности банка, установленных федеральными законами, нормативными актами Банка России, предписаниями Банка России, а также с ухудшением финансового положения банка.
(постатейный)
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(Борисов А.Н.)
("Юстицинформ", 2024)Законом 2023 г. N 655-ФЗ, принятым в рамках совершенствования ССВ, данный пункт дополнен с 5 января 2024 г. положением, устанавливающим, что при оценке финансового положения банка не учитываются указанные в данном пункте меры, применяемые Банком России на основании ст. 75 Закона о Банке России, если их применение не связано с нарушениями требований к деятельности банка, установленных федеральными законами, нормативными актами Банка России, предписаниями Банка России, а также с ухудшением финансового положения банка.
Статья: О правовой природе фонда гарантирования пенсионных резервов
(Паршукова А.П.)
("Финансовое право", 2024, N 9)5. Оценка финансового положения банков и НПФ осуществляется Банком России.
(Паршукова А.П.)
("Финансовое право", 2024, N 9)5. Оценка финансового положения банков и НПФ осуществляется Банком России.
"Законодательство о банкротстве: преемственность и новации: монография"
(Абдуллаева П.Р., Бандурина Н.В., Воронина Ю.М. и др.)
(отв. ред. С.А. Карелина, И.В. Фролов)
("Юстицинформ", 2023)В качестве бездействия финансового управляющего возможно отметить следующие нарушения: неустановление способа выплаты заработной платы, неистребование у работодателя должника сведений о порядке и сроках выплаты заработной платы, равно как отсутствие запроса данных сведений у самого должника, ненаправление его работодателю уведомления о необходимости перечислять заработную плату и иные связанные с работой выплаты на специально открытый в деле о банкротстве счет, то есть непринятие исчерпывающих мер по своевременному получению информации и документов, касающихся доходов должника, необходимых для проведения анализа его финансового состояния, ненаправление в кредитную организацию уведомления, предусмотренного абз. восьмым п. 8 ст. 213.9 Закона о банкротстве. Бездействие и, как следствие, недостаточный анализ финансового состояния должника могут стать следствием допущения возможности распоряжения должником имевшимися на его счетах денежными средствами самостоятельно, без учета интересов кредиторов.
(Абдуллаева П.Р., Бандурина Н.В., Воронина Ю.М. и др.)
(отв. ред. С.А. Карелина, И.В. Фролов)
("Юстицинформ", 2023)В качестве бездействия финансового управляющего возможно отметить следующие нарушения: неустановление способа выплаты заработной платы, неистребование у работодателя должника сведений о порядке и сроках выплаты заработной платы, равно как отсутствие запроса данных сведений у самого должника, ненаправление его работодателю уведомления о необходимости перечислять заработную плату и иные связанные с работой выплаты на специально открытый в деле о банкротстве счет, то есть непринятие исчерпывающих мер по своевременному получению информации и документов, касающихся доходов должника, необходимых для проведения анализа его финансового состояния, ненаправление в кредитную организацию уведомления, предусмотренного абз. восьмым п. 8 ст. 213.9 Закона о банкротстве. Бездействие и, как следствие, недостаточный анализ финансового состояния должника могут стать следствием допущения возможности распоряжения должником имевшимися на его счетах денежными средствами самостоятельно, без учета интересов кредиторов.
Статья: Модель и регламентация аналитических процедур контроля ресурсообеспеченности коммерческого банка
(Китаева Ж.С.)
("Международный бухгалтерский учет", 2025, N 7)Выводы. Предложенная модель обеспечивает проведение комплексных аналитических процедур контроля ресурсообеспеченности банка, позволяющих своевременно выявлять и оценивать риски, а также текущее состояние ресурсной базы на основе систематического мониторинга финансовых показателей. Применение данной модели может способствовать оперативному выявлению негативных тенденций и принятию обоснованных управленческих решений на основании глубокого анализа текущего состояния и динамики ресурсной базы банка. Аналитические процедуры, предусмотренные моделью, полностью соответствуют требованиям российского законодательства и международным стандартам банковского регулирования в области управления рисками, внутреннего контроля и оценки финансового состояния кредитных организаций.
(Китаева Ж.С.)
("Международный бухгалтерский учет", 2025, N 7)Выводы. Предложенная модель обеспечивает проведение комплексных аналитических процедур контроля ресурсообеспеченности банка, позволяющих своевременно выявлять и оценивать риски, а также текущее состояние ресурсной базы на основе систематического мониторинга финансовых показателей. Применение данной модели может способствовать оперативному выявлению негативных тенденций и принятию обоснованных управленческих решений на основании глубокого анализа текущего состояния и динамики ресурсной базы банка. Аналитические процедуры, предусмотренные моделью, полностью соответствуют требованиям российского законодательства и международным стандартам банковского регулирования в области управления рисками, внутреннего контроля и оценки финансового состояния кредитных организаций.
"Банкротство. Правовое регулирование: научно-практическое пособие"
(3-е изд., переработанное и дополненное)
(Попондопуло В.Ф.)
("Проспект", 2025)Два первых среди указанных обстоятельств отражают неплатежеспособность кредитной организации и относятся к ее взаимоотношениям с клиентами, остальные обстоятельства относятся к оценке финансового состояния кредитной организации.
(3-е изд., переработанное и дополненное)
(Попондопуло В.Ф.)
("Проспект", 2025)Два первых среди указанных обстоятельств отражают неплатежеспособность кредитной организации и относятся к ее взаимоотношениям с клиентами, остальные обстоятельства относятся к оценке финансового состояния кредитной организации.
Статья: О некоторых особенностях оспаривания в деле о банкротстве сделок должника, связанных с исполнением кредитных обязательств
(Трохова М.В., Нарижний А.С.)
("Арбитражные споры", 2022, N 4)Отказывая в удовлетворении заявления о признании недействительными платежей, совершенных до возбуждения дела о банкротстве общества, суды первой и апелляционной инстанций (с которыми согласился суд кассационной инстанции) указали на отсутствие в материалах дела данных о том, что банк в спорный период располагал сведениями о наличии у общества просроченных обязательств перед другими кредиторами. Судами установлено, что спорные перечисления денежных средств произведены в сроки и в размере, которые определены в кредитном договоре, картотека по счету общества в спорный период отсутствовала, заявление о признании должника несостоятельным подано после совершения оспариваемых платежей. Конкурсный управляющий не опроверг утверждение банка о том, что в течение длительного срока общество своевременно исполняло обязательства по иным кредитным договорам, его финансовое положение оценивалось банком как хорошее, негативные показатели коэффициентов финансово-хозяйственной деятельности должника установлены только по результатам проведения анализа финансового состояния в рамках дела о банкротстве (Постановление АС СЗО от 07.11.2019 по делу N А56-25375/2017).
(Трохова М.В., Нарижний А.С.)
("Арбитражные споры", 2022, N 4)Отказывая в удовлетворении заявления о признании недействительными платежей, совершенных до возбуждения дела о банкротстве общества, суды первой и апелляционной инстанций (с которыми согласился суд кассационной инстанции) указали на отсутствие в материалах дела данных о том, что банк в спорный период располагал сведениями о наличии у общества просроченных обязательств перед другими кредиторами. Судами установлено, что спорные перечисления денежных средств произведены в сроки и в размере, которые определены в кредитном договоре, картотека по счету общества в спорный период отсутствовала, заявление о признании должника несостоятельным подано после совершения оспариваемых платежей. Конкурсный управляющий не опроверг утверждение банка о том, что в течение длительного срока общество своевременно исполняло обязательства по иным кредитным договорам, его финансовое положение оценивалось банком как хорошее, негативные показатели коэффициентов финансово-хозяйственной деятельности должника установлены только по результатам проведения анализа финансового состояния в рамках дела о банкротстве (Постановление АС СЗО от 07.11.2019 по делу N А56-25375/2017).
Статья: Как оценить финансовое положение клиента - простого товарищества
(Исрафилова Р.)
("Банковское кредитование", 2023, N 6)Если участник ведет хозяйственную деятельность одновременно в своих интересах и в интересах товарищества, он должен обеспечить раздельный учет доходов и расходов, имущества. В таком случае банк для полной оценки финансового положения может запросить балансовый отчет и отчет о финансовых результатах, составленные в рамках ведения участником своей коммерческой деятельности, а также консолидированную отчетность товарищества, подтверждающую дополнительный или основной источник прибыли юридического лица.
(Исрафилова Р.)
("Банковское кредитование", 2023, N 6)Если участник ведет хозяйственную деятельность одновременно в своих интересах и в интересах товарищества, он должен обеспечить раздельный учет доходов и расходов, имущества. В таком случае банк для полной оценки финансового положения может запросить балансовый отчет и отчет о финансовых результатах, составленные в рамках ведения участником своей коммерческой деятельности, а также консолидированную отчетность товарищества, подтверждающую дополнительный или основной источник прибыли юридического лица.
Статья: Ответы Банка России на вопросы (предложения) банков, поступившие в рамках ежегодной встречи кредитных организаций с руководством регулятора (Приложение к Письму Банка России от 24.07.2023 N 03-23-16/6611)
("Официальный сайт Ассоциации "Россия", 2023)1) банк требует дополнительные документы и сроки рассмотрения обращений заемщиков увеличиваются на время проведения анализа финансового положения банком. Получение государственной поддержки становится для заемщика и банка трудоемким процессом;
("Официальный сайт Ассоциации "Россия", 2023)1) банк требует дополнительные документы и сроки рассмотрения обращений заемщиков увеличиваются на время проведения анализа финансового положения банком. Получение государственной поддержки становится для заемщика и банка трудоемким процессом;
Статья: Классификация ссуд при реструктуризации: как применять Информационное письмо N ИН-08-23/85
("Банковское кредитование", 2025, N 4)Информационное письмо не предусматривает повышения оценки финансового положения заемщика со среднего до хорошего. При этом если соблюдаются все условия, изложенные в п. 2 Информационного письма, независимо от иных, в том числе негативных, показателей деятельности заемщика банк вправе оценить финансовое положение заемщика по реструктурированной ссуде как "не хуже, чем среднее" и не учитывать фактор реструктуризации при оценке качества обслуживания долга, как предусмотрено п. 3 Информационного письма.
("Банковское кредитование", 2025, N 4)Информационное письмо не предусматривает повышения оценки финансового положения заемщика со среднего до хорошего. При этом если соблюдаются все условия, изложенные в п. 2 Информационного письма, независимо от иных, в том числе негативных, показателей деятельности заемщика банк вправе оценить финансовое положение заемщика по реструктурированной ссуде как "не хуже, чем среднее" и не учитывать фактор реструктуризации при оценке качества обслуживания долга, как предусмотрено п. 3 Информационного письма.
Статья: Регулирование казначейского сопровождения как защитная функция от незаконных посягательств на средства бюджета
(Мамитова Н.В., Полищук Д.А.)
("Конституционное и муниципальное право", 2022, N 12)Основной целью банковского сопровождения является не эффективное использование бюджетных средств, а проведение мониторинга расчетов в рамках исполнения договоров, включая расчеты с соисполнителями (субподрядчиками), на счетах, открываемых в банковском учреждении, доведение информации о мониторинге расчетов непосредственно до заказчика, а также оказание кредитным учреждением иных сопутствующих банковских услуг. По результатам оценки данных мониторинга заказчик будет устанавливать эффективность использования средств, выделенных из бюджета. При этом банковское сопровождение имеет потенциальную возможность для проведения анализа финансового состояния исполнителей банком как профессиональным участником инвестиционного и финансового рынка. Также, по мнению авторов, сочетание банковского и казначейского сопровождения могло бы обеспечить одновременный контроль за использованием бюджетных средств и результативностью государственного (муниципального) заказа, что способствовало бы достижению максимальной эффективности при бюджетном финансировании. Таким образом, в определенной степени речь идет также и о конституционно-правовом контроле за рациональным использованием финансовых средств.
(Мамитова Н.В., Полищук Д.А.)
("Конституционное и муниципальное право", 2022, N 12)Основной целью банковского сопровождения является не эффективное использование бюджетных средств, а проведение мониторинга расчетов в рамках исполнения договоров, включая расчеты с соисполнителями (субподрядчиками), на счетах, открываемых в банковском учреждении, доведение информации о мониторинге расчетов непосредственно до заказчика, а также оказание кредитным учреждением иных сопутствующих банковских услуг. По результатам оценки данных мониторинга заказчик будет устанавливать эффективность использования средств, выделенных из бюджета. При этом банковское сопровождение имеет потенциальную возможность для проведения анализа финансового состояния исполнителей банком как профессиональным участником инвестиционного и финансового рынка. Также, по мнению авторов, сочетание банковского и казначейского сопровождения могло бы обеспечить одновременный контроль за использованием бюджетных средств и результативностью государственного (муниципального) заказа, что способствовало бы достижению максимальной эффективности при бюджетном финансировании. Таким образом, в определенной степени речь идет также и о конституционно-правовом контроле за рациональным использованием финансовых средств.