Обжалование тарифа на тепловую энергию

Подборка наиболее важных документов по запросу Обжалование тарифа на тепловую энергию (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).

Судебная практика

Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.12.2023 N 13АП-32726/2023 по делу N А21-7904/2017
Категория: Споры в сфере бюджетного законодательства.
Требования хозяйствующих субъектов: О взыскании убытков в виде недополученных доходов в виде разницы между стоимостью услуг по теплоснабжению по льготному тарифу и фактически понесенными затратами по оказанию этих услуг.
Обстоятельства: Теплоснабжающая организация ссылается на возникновение убытков в связи с установлением уполномоченным органом экономически необоснованного тарифа на тепловую энергию.
Решение: Отказано.
Данное регулирование не исключает возможность оспаривания теплоснабжающей организацией установленного для нее экономически обоснованного тарифа, в случае если она действительно была вынуждена понести разумные и документально подтвержденные затраты, не учтенные при установлении такого тарифа.
Апелляционное определение Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции от 01.02.2023 по делу N 66а-158/2023
Об оставлении без изменения решения Пермского краевого суда от 14.09.2022, которым признано не действующим в части постановление Региональной службы по тарифам Пермского края от 20.12.2015 N 390-т "О тарифах на теплоноситель, тепловую энергию (мощность), поставляемую потребителям, услуги по передаче тепловой энергии ООО "Пермская сетевая компания" (Пермский городской округ)".
Между тем, поскольку судом установлено, что в сумму дебиторской задолженности для формирования строки "расходы по сомнительным долгам" включена задолженность по нерегулируемому виду деятельности (задолженности по тепловой энергии, отнесенной на иной вид деятельности горячее водоснабжение), то в указанной части суд признал обоснованными доводы административных истцов о том, что в оспариваемый тариф по теплоснабжению подлежат включению расходы по сомнительным долгам, относимые исключительно на вид регулируемой деятельности, возможность выделения указанной части дебиторской задолженности по видам деятельности теплоснабжения, горячее водоснабжения подтверждена представителями регулируемой организации, данные выводы следует учесть регулируемой организации и органу тарифного регулирования на будущее время, поскольку указанный довод административных истцов сам по себе не свидетельствует о наличии оснований для признания оспариваемого нормативного правового акта недействующим.

Статьи, комментарии, ответы на вопросы

Путеводитель по корпоративным спорам. Вопросы судебной практики: Государственный контроль за экономической концентрациейДовод заявителя о том, что тарифы на тепловую энергию являются регулируемыми, а общество "ОГК-1" самостоятельно их не формирует, поэтому увеличение указанных тарифов не является результатом деятельности названного общества и не может повлиять на усиление его доминирующего положения, отклонен судом апелляционной инстанции обоснованно. Именно заключение оспариваемой сделки повлекло изменение тарифов, что отразилось на увеличении затрат конечных потребителей тепловой энергии, не имеющих возможности выбора другого поставщика..."
Статья: Особенности пересмотра в гражданском и арбитражном процессе судебных актов по новым обстоятельствам в случае признания недействующими тарифов на коммунальные ресурсы и нормативов их потребления
(Степанов В.В.)
("Арбитражный и гражданский процесс", 2022, N 4)
В то же время в судебной практике встречается и спорный подход, что самой по себе отмены акта об установлении тарифа или норматива недостаточно для пересмотра по новым обстоятельствам судебных актов. Так, в Определении Седьмого кассационного суда общей юрисдикции от 19 октября 2021 г. по делу N 2-2609/3-2019 со ссылкой на разъяснения Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27 декабря 2016 г. N 63 отмечается, что применение судом тарифов, которые впоследствии признаны недействующими, не может служить основанием для пересмотра вступившего в законную силу судебного постановления, поскольку имеется иной механизм урегулирования возникших правоотношений. В соответствии с позицией суда снижение тарифов ресурсоснабжающей организации посредством принятия заменяющего нормативного правового акта основанием для отмены обжалуемого судебного акта являться не может, поскольку не опровергает выводов суда о том, что на дату рассмотрения заявления о пересмотре судебного решения по новым обстоятельствам иные тарифы на тепловую энергию утверждены не были <7>.

Нормативные акты

Федеральный закон от 27.07.2010 N 190-ФЗ
(ред. от 01.05.2022)
"О теплоснабжении"
6. В случае принятия органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования цен (тарифов) решения об отказе в отмене регулирования тарифов в сфере теплоснабжения в отдельной системе теплоснабжения или непринятия такого решения в сроки, установленные правилами регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, утвержденными Правительством Российской Федерации, органы местного самоуправления либо заинтересованные организации, осуществляющие регулируемые виды деятельности в сфере теплоснабжения, вправе обжаловать действие или бездействие органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования цен (тарифов) в федеральный антимонопольный орган.
Решение Верховного Суда РФ от 31.05.2001 N ГКПИ01-804
<Об оставлении без удовлетворения заявления о признании недействующими ряда положений Временной инструкции о порядке ареста и реализации прав (требований), принадлежащих должнику как кредитору по неисполненным денежным обязательствам третьих лиц по оплате фактически поставленных товаров, выполненных работ или оказанных услуг (дебиторской задолженности) при обращении взыскания на имущество организаций - должников, утвержденной Приказом Минюста РФ от 03.07.1998 N 76>
При этом ссылается на то, что электрическая и тепловая энергия поставляются по тарифам, которые подлежат государственному регулированию. В тарифы закладываются налоговые платежи, заработная плата работников, расходы по выработке и транспортировке. Оспариваемые положения допускают возможность реализации оплаты потребленной тепловой и электрической энергии по более низким ценам, чем установлено государством. В случае реализации дебиторской задолженности ОАО "АЭК "Комиэнерго" за поставленную тепловую и электрическую энергию по цене ниже ее балансовой стоимости ОАО "АЭК "Комиэнерго" не сможет возвратить государству в полном объеме налоговые платежи, понесет значительные убытки.