Обжалование решения ТИК



Подборка наиболее важных документов по запросу Обжалование решения ТИК (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).

Судебная практика

Подборка судебных решений за 2024 год: Статья 92 "Исчисление процессуальных сроков" КАС РФ"Поскольку статья 78 Федерального закона N 67-ФЗ регулирует вопросы сроков обжалования решений избирательных комиссий, как в вышестоящие комиссии, так и в суд, подлежат применению общие правила исчисления их исчисления. Учитывая положения статей 92, 93 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, последним днем обжалования решения Территориальной избирательной комиссии N 5 от 19 июля 2024 года N 58-8 в Санкт-Петербургскую избирательную комиссию являлось 24 июля 2024 года. Соответственно юридически значимым обстоятельством в рамках настоящего дела являлось установление факта поступления/непоступления в Санкт-Петербургскую избирательную комиссию жалобы П. на вышеуказанного решение Территориальной избирательной комиссии в установленный законом срок обжалования."
Подборка судебных решений за 2022 год: Статья 20 "Административные дела, подсудные верховному суду республики, краевому, областному суду, суду города федерального значения, суду автономной области и суду автономного округа" КАС РФС учетом изложенного оспариваемое решение территориальной избирательной комиссии г. Уссурийска от 21 октября 2021 года N 46/230 не является решением избирательной комиссии по смыслу пункта 7 части 1 статьи 20 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации."
показать больше документов

Статьи, комментарии, ответы на вопросы

Статья: Обеспечение и защита активного избирательного права в процедурах электронного голосования
(Гриценко Е.В.)
("Сравнительное конституционное обозрение", 2025, N 2)
Если гарантии избирательных прав при работе со списками в традиционном формате прописаны достаточно полно и подробно, то при составлении и уточнении электронных списков и списков ДЭГ эти гарантии еще требуют своего развития. Остается неясным, например, как будет организована коммуникация избирателей с ТИК ДЭГ, а также обжалование ее действий и решений <25>. Хотя территориальная избирательная комиссия ДЭГ позиционируется как "территориальная" и нижестоящая по отношению к комиссии субъекта РФ, организующей региональные выборы, вряд ли возможно игнорировать ее экстерриториальный статус - ТИК ДЭГ организует и проводит дистанционное электронное голосование во всех субъектах РФ, участвующих в выборах с использованием ДЭГ, формируется Центральной избирательной комиссией и располагается в Москве (пункт 1.4 Порядка ДЭГ с использованием федеральных ГИС) <26>. Соответственно, обжалование ее действий и решений на региональных и муниципальных выборах затрудняется тем обстоятельством, что избиратель, независимо от места своего проживания, должен подавать административный иск в защиту избирательных прав по месту нахождения ТИК ДЭГ, то есть в соответствующий районный суд Москвы <27>.
Статья: Избирательные права граждан и КАС РФ: десятилетие эффективной судебной защиты сквозь призму истории ее институционализации
(Воронин Д.Ю.)
("Российская юстиция", 2025, N 4)
<9> Очевидно, что, например, Верховный Суд РФ, рассматривая заявление об оспаривании результатов федеральных выборов, по первой инстанции не вправе проверять законность решений участковых и территориальных избирательных комиссий, поскольку это отнесено к подсудности соответствующих районных судов (об этом говорит и судебная практика времен действия главы 26 ГПК РФ. См.: Определения Верховного Суда РФ от 8 октября 2008 г. N КАС08-478, Конституционного Суда РФ от 24 ноября 2005 г. N 453-О).
показать больше документов

Нормативные акты

Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 27.06.2023 N 24
"О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами административных дел о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации"
об оспаривании решений, действий (бездействия) избирательных комиссий, на которые возложены полномочия по подготовке и проведению выборов в органы местного самоуправления, а также окружных избирательных комиссий по выборам в представительные органы муниципальных образований, территориальных и участковых избирательных комиссий;
Постановление Конституционного Суда РФ от 13.12.2024 N 57-П
"По делу о проверке конституционности отдельных положений статей 25, 26 и 38 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" и части 1 статьи 35 Закона Оренбургской области "О выборах депутатов представительных органов муниципальных образований в Оренбургской области" в связи с жалобами Оренбургского областного отделения политической партии "Коммунистическая партия Российской Федерации", а также граждан О.П. Ведяшкиной, Н.Н. Лепикоршевой и С.У. Шинтемировой"
1.1. Решениями представительных органов ряда муниципальных образований Оренбургской области на 11 сентября 2022 года были назначены дополнительные выборы депутатов соответствующих представительных органов. Оренбургское областное отделение политической партии "Коммунистическая партия Российской Федерации" представило в избирательные комиссии списки кандидатов в депутаты, выдвинутых им по одномандатным (многомандатным) избирательным округам, среди которых были О.П. Ведяшкина, Н.Н. Лепикоршева и С.У. Шинтемирова. Однако решениями территориальных избирательных комиссий в заверении списков кандидатов было отказано. Заявители обжаловали данные решения избирательных комиссий в Избирательную комиссию Оренбургской области, а затем в судебном порядке.
показать больше документов